Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2014 в 13:51, контрольная работа
Целью представленной работы является рассмотрение основных элементов полномочий Президента РФ и порядка их прекращения.
Для достижения вышеуказанной цели было необходимо решение нескольких задач:
- во-первых, обратиться к полномочиям, возлагаемым на лицо, избранное Президентом РФ;
- во-вторых, обратить внимание на процедуру прекращения полномочий Президента РФ, ее возможные варианты.
Введение………………………………………………………………………………………….2
1. Полномочия Президента РФ....……………………………………………………………….3
1.2. Полномочия Президента в связи с формированием федеральных органов..…...4
1.3. Полномочия Президента, связанные с участием в законотворчестве………….7
1.4. Полномочия Президента в сфере федеральной государственной власти ....…..9
1.5. Полномочия Президента, связанные с внешней политикой и обороной…..…..10
1.6. Полномочия Президента в иных сферах государственной деятельности ……..14
2. Прекращение полномочий Президента РФ.………………………………………………..20
2.2. Отставка…………………………………………………………………………….20
2.3. Состояние здоровья………………………………………………………………..21
2.4. Отрешение от должности………………………………………………………….22
Заключение……………………………………………………………………………………...24
Список использованных источников и литературы………………………………………….25
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1. Полномочия Президента РФ....………………………………………………………………
1.2. Полномочия Президента в связи с формированием федеральных органов..…...4
1.3. Полномочия Президента, связанные с участием в законотворчестве………….7
1.4. Полномочия Президента в сфере федеральной государственной власти ....…..9
1.5. Полномочия Президента, связанные с внешней политикой и обороной…..…..10
1.6. Полномочия Президента в иных сферах государственной деятельности ……..14
2. Прекращение полномочий Президента РФ.………………………………………………..20
2.2. Отставка…………………………………………………………
2.3. Состояние здоровья…………………………………………………………
2.4. Отрешение от
должности………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников и литературы………………………………………….25
Введение.
Президентство является относительно молодым институтом в российской конституционно-политической практике. Он вызывает к себе пристальный интерес. Целью представленной работы является рассмотрение основных элементов полномочий Президента РФ и порядка их прекращения. Для достижения вышеуказанной цели было необходимо решение нескольких задач:
- во-первых,, обратиться к полномочиям, возлагаемым на лицо, избранное Президентом РФ;
- во-вторых, обратить внимание на процедуру прекращения полномочий Президента РФ, ее возможные варианты.
Указанные выше задачи определили структуру работы: основная часть представлена двумя пунктами : «Полномочия Президента РФ» и «Прекращение полномочий Президента РФ», каждый из которых подразделяется на подпункты, способствующие более полному и логичному рассмотрению того предмета, о котором идет речь в данном пункте.
Правовой основой для рассмотрения полномочий Президента и порядка их прекращений является Конституция РФ, а также Федеральные законы поясняющие его юридическую силу и принципы работы. Немаловажную роль в подготовке настоящей работы сыграли некоторые периодические издания.
Вопросы, рассматриваемые в представленной работе, поднимаются не впервые, поскольку предмет данной работы в достаточной степени изучен в юридической литературе. Тем не менее, определенная субъективность подхода в той или иной степени присутствует.
1. Полномочия Президента РФ.
Реализация принципа разделения властей в российской Конституции также не означает многовластия. Власть изначально едина, так как ее единственным источником, согласно ст. 3 Конституции, является многонациональный народ Российской Федерации.
Конституция исходит из того, что никакой государственный орган не может претендовать на суверенное осуществление всей полноты государственной власти в стране. Сама государственная власть не делится между органами - она едина. Можно говорить лишь о практической необходимости разграничения функций между органами, осуществляющими соответственно законодательную, исполнительную и судебную власть.
Президент Российской Федерации занимает в системе федеральных государственных органов особое положение. Конституция возлагает на него задачу обеспечения единства государственной власти, осуществляемой законодательными, исполнительными и судебными органами. Именно Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, хотя сам он непосредственно не принадлежит ни к одной из трех ветвей власти. Правовое положение Президента характеризуется прежде всего тем, что он является главой государства, из чего следует, что он - первый среди государственных должностных лиц, единственный, кто избирается всем избирательным корпусом Российской Федерации. Он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
Важнейшие функции Президента связаны с исполнительной властью. Так, Президент оказывает решающее влияние на формирование и отставку Правительства, вправе председательствовать на заседаниях Правительства и т.п.
Концепция президентской власти, принятая в действующей Конституции Российской Федерации, существенно отличается от проводившейся в прежней Конституции. Суть изменений состоит, прежде всего, в том, что Президент перестал быть главой исполнительной власти. Согласно ст. 110 Конституции исполнительная власть осуществляется теперь Правительством Российской Федерации. Заметим, что именно Председатель Правительства, а не Президент определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу.
По совокупности и значимости функций и полномочий, закрепленных за Президентом Конституцией, он, бесспорно, занимает ведущее место в системе органов Российской Федерации, осуществляющих государственную власть. Этими органами в соответствии со ст. 11 Конституции являются Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации, Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Такое положение Президента не ограничивает самостоятельность деятельности основных государственных органов Российской Федерации, поскольку полномочия Президента направлены, прежде всего, на обеспечение согласованного взаимодействия всех ветвей власти Российской Федерации, строгое соблюдение Конституции Российской Федерации, защиту прав и свобод человека и гражданина, охрану государственного суверенитета.
Президент в соответствии с Конституцией обладает широким кругом полномочий, вытекающих из его статуса как главы государства и обеспечивающих ему возможность выполнять закрепленные за ним функции. Эти полномочия затрагивают все стороны государственной деятельности, их можно обобщить по нескольким сферам. Полномочия связанные с:
- формированием
федеральных органов
- участием в законотворчестве;
- функционированием
исполнительных органов
- обеспечением
осуществления полномочий
- внешней политикой и обороной;
- иными сферами государственной деятельности.
1.2. Полномочия Президента в связи с формированием федеральных органов.
Полномочия Президента в этой области связаны с формированием всех федеральных органов государственной власти, посредством деятельности которых реализуются функции государства.
Обращаясь к полномочиям Президента Российской Федерации, связанным с назначением должностных лиц, следует обратить внимание на то, что Конституция предусматривает различные формы их назначения. Некоторые из должностных лиц назначаются и освобождаются от должности Президентом непосредственно, другие - по представлению или после консультации с соответствующими органами или по их предложению. В отношении ряда других должностных лиц Президент имеет право предлагать кандидатуры для назначения Государственной Думе или Совету Федерации. Последние же могут либо согласиться с этим предложением и назначить должностное лицо либо отклонить предложенную Президентом кандидатуру.
В соответствии с п. "а" ст. 83 Президент с согласия Государственной Думы назначает Председателя Правительства Российской Федерации. Согласие дается в форме постановления, которое принимается Думой большинством голосов от общего числа депутатов. Поскольку Конституция не устанавливает иного, представляется, что данное Государственной Думой согласие на назначение Председателя Правительства не связано сроком полномочий Государственной Думы и действует до тех пор, пока Правительство не сложит с себя полномочия в связи с вступлением в должность нового Президента Российской Федерации или пока не уйдет в отставку по решению Президента.
Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится Президентом не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента или после отставки Правительства. Если предложенная Президентом кандидатура отклоняется Государственной Думой, то новая кандидатура должна быть внесена Президентом в течение недели.
В соответствии с п. "в" статьи 83 Президент принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации. Характерно, что если при назначении Председателя Правительства необходимо согласие Государственной Думы, то решение об отставке Правительства в целом принимается Президентом самостоятельно. Это объясняется тем, что Президент фактически персонально несет ответственность за деятельность Правительства, в которой он лично может участвовать. Ведь на основании п. "б" ст. 83 Конституции он "имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации". Это правило как бы "связывает" Президента и Правительство.
Тесная связь Президента и Правительства Российской Федерации подтверждается также тем, что Президент в силу п. "д" ст. 83 Конституции назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. Условием реализации этого правомочия Президента является то, что указанное назначение на должности и освобождение от них производятся "по предложению Председателя Правительства", причем не оговаривается, в каком порядке и в какой форме это предложение делается. С учетом этого представляется, что каждое решение об изменении состава Правительства можно считать совместным решением главы государства и главы органа, осуществляющего исполнительную власть в Российской Федерации.
Президент Российской Федерации представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации (п. "г" ст. 83), а также ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального Банка Российской Федерации. Само же назначение на эту должность и освобождение от нее осуществляются Государственной Думой. Представляется, что назначение и освобождение от должности главы Центрального Банка России с участием главы государства и Федерального Собрания является действенной гарантией независимости Центрального банка от других органов государственной власти.
Как гарантию независимости членов судебного корпуса, и прежде всего судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов Российской Федерации, а также Генерального прокурора Российской Федерации следует рассматривать установленный п. "е" ст. 83 Конституции порядок назначения этих лиц лишь по представлению Президента России. Назначение на должность судей всех указанных выше судов (а в отношении Генерального прокурора и освобождение от должности) производится Советом Федерации.
Судей других федеральных судов назначает непосредственно Президент Российской Федерации.
Заметим, что в Конституции вообще не говорится об освобождении судей от должности. Это объясняется тем, что судьи в Российской Федерации в соответствии со ст. 121 несменяемы, а их полномочия могут быть прекращены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.
Значительное число должностных лиц, указанных в п. "к", "л" и "м" ст. 83 Конституции так же, как и судьи "других федеральных судов" (см. п. "е" ст. 83), назначаются и освобождаются от должности лично Президентом Российской Федерации. К ним относятся и полномочные представители Президента в субъектах Федерации, и представители Президента в Федеральном Собрании и Межпарламентской Ассамблее СНГ, и некоторые другие лица, назначаемые Президентом, например для участия в рассмотрении законопроектов, внесенных Президентом в Государственную Думу. Это также высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации, что совершенно оправданно, особенно потому, что Президент Российской Федерации является по должности Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.
Назначает и отзывает Президент и дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях. Дипломатическими представителями являются главы дипломатических миссий, которые, как следует из Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г., представляют аккредитующее государство (в данном случае Российскую Федерацию) в иностранных государствах и в силу этого наделяются определенными правами и несут обязанности в соответствии с нормами международного права.
Следует заметить, что в соответствии с п. "м" ст. 83 право назначения и отзыва дипломатических представителей может быть реализовано "после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания". Конституция не определяет, с какими именно комитетами и комиссиями проводятся консультации. Обычно это комитеты, в компетенцию которых входят вопросы внешней политики. Надо также заметить, что в данном пункте ст. 83 устанавливается обязанность только проводить консультации, но само назначение не связывается с результатами этих консультаций.
Как правило, Президенту Российской Федерации в вопросе о назначении должностных лиц могут оказывать помощь соответствующие министры: при назначении и освобождении от должности лиц, относящихся к высшему командованию Вооруженных Сил, - министр обороны; дипломатических представителей - министр иностранных дел. Кандидатуры на должность судей Верховного Суда Российской Федерации Президенту представляет Председатель этого Суда и т.д.
Информация о работе Полномочия Президента Российской Федерации