Полномочия главы государства и порядок иих осуществления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 10:18, курсовая работа

Краткое описание

контрольная работа

Содержание

Введение

Основная часть:

Глава 1. Глава государства и его полномочия:

1.1. Институт главы государства

1.2. Полномочия главы государства

Глава 2. Порядок осуществления полномочий главы государства:

2.1. Представительские полномочия

2.2. Полномочия в области государственного управления

2.3. Полномочия в сфере законодательной деятельности

2.4. Внешнеполитические полномочия

2.5. Полномочия в судебной области

2.6. Чрезвычайные полномочия

Заключение

Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 36.12 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Основная часть:

Глава 1. Глава государства  и его полномочия:

1.1. Институт главы государства

1.2. Полномочия главы государства

Глава 2. Порядок осуществления  полномочий главы государства:

2.1. Представительские полномочия

2.2. Полномочия в области  государственного управления

2.3. Полномочия в сфере  законодательной деятельности

2.4. Внешнеполитические полномочия

2.5. Полномочия в судебной области

2.6. Чрезвычайные полномочия

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Государственная деятельность осуществляется через органы государственной власти. Важное место отводится главе  государства.

Глава государства -- это конституционный орган и одновременно высшее должностное лицо, осуществляющее верховное представительство государства в международных отношениях и внутриполитической жизни страны. Он является символом государственности, единства нации.

Его конституционно-правовой статус зависит от формы правления и  характера политического режима. Причем в рамках стран с одной  и той же формой правления реальная политическая роль и объем властных полномочий главы государства могут  серьезно различаться.

Институт главы государства  является неотъемлемой составной частью механизма осуществления власти во всех современных государствах. Главой государства принято называть официальное лицо (орган), занимающее, как правило, формально высшее место  в иерархии государственных институтов и осуществляющее верховное представительство  страны во внутриполитической жизни  и в отношениях с другими государствами.

Юридически санкционированные  исключения из этого правила встречаются  крайне редко (например, в законодательстве Ирана).

В системе высших органов государственной  власти глава государства занимает формально-юридическое приоритетное положение, хотя фактически оно может  быть не столь значимо. В этом случае он выступает лишь в качестве официального символа, не имеющего реальных властных полномочий. В странах, реализующих  в той или иной мере принцип  разделения властей, глава государства  может как возглавлять исполнительную власть (президентская республика, абсолютная и дуалистическая монархия), так и быть частью национального представительного органа государственной власти (Индия), а также не относиться ни к одной ветви власти, выполняя координирующую функцию (смешанная республика).

 

.

Основная часть

Глава 1. Глава государства  и его полномочия

1.1. Институт главы государства

Во всех развитых демократических  государствах осуществление государственной  власти основано на принципе разделения законодательной, исполнительной и  судебной властей. Каждая ветвь власти отличается определенной самостоятельностью, и в то же время все они взаимодействуют  между собой в процессе осуществления  власти. Место, занимаемое главой государства  в этой триаде, не всегда прослеживается достаточно ясно и отчетливо Баглай М. Конституционное право зарубежных стран. М., 2008. С. 528..

В некоторых странах, например в  США, на главу государства возложено  осуществление функции исполнительной власти.

Однако в большинстве развитых государств глава государства этих функций не выполняет. Так, среди 15 государств -- членов Европейского Союза только в одной стране (Франция) глава государства участвует в осуществлении исполнительной власти и в этом своем качестве входит в состав высшего руководящего органа ЕС -- Европейский Совет. В этом случае вряд ли оправдано рассматривать главу государства как составную часть исполнительной ветви власти. Вопрос о правовом статусе главы государства должен решаться каждый раз конкретно в зависимости от особенностей конституционного строя, урегулированности положения главы государства действующей Конституцией, национальным законодательством и практикой функционирования государственных институтов.

Априорная оценка места и роли главы  государства, его отнесение к  той или иной ветви власти неоправданны. Здесь необходим конкретный анализ.

Конституционно-правовая доктрина многих стран рассматривает институт главы  государства в качестве гаранта  национального единства, обеспечивающего  одновременно преемственностьи стабильность государственной власти, взаимодействие различных ее ветвей. В этих условиях ассоциирование главы государства с какой-либо одной ветвью власти может нарушить баланс государственных властей, а следовательно исказить применение самого принципа разделения властей.

Правовой статус главы государства  и его реальная роль в процессе осуществления власти зависят от формы правления и характера  политического режима. В странах, где глава государства наделен  одновременно широкой правительственной  властью, он осуществляет реальное руководство  государственными делами, формулирует  политический курс и обеспечивает его  воплощение в жизнь. При парламентарных формах правления глава государства  непосредственного участия в  управлении государственными делами не принимает. Однако и в этих странах  он оказывает зачастую существенное влияния на политический процесс, а  в случае возникновения кризисных  или чрезвычайных ситуаций его активность и степень воздействия на другие государственные органы могут заметно  возрастать Баглай М. Конституционное право зарубежных стран. М., 2008. С. 532..

В качестве главы государства выступают:

-- наследственный монарх, т. е.  суверенное лицо, законно властвующее  по собственному праву и не  связанное политической ответственностью (реже встречается институт выборного  монарха, где последний избирается  на определенный срок, например  Малайзия и Объединенные Арабские  Эмираты);

-- выборный президент, т. е.  должностное лицо (первый чиновник  в государстве), законно властвующее  в течение определенного срока  в силу прямого или косвенного  народного волеизъявления. Также  известен институт пожизненного  президентства, однако это исключение  из общего правила. На пост  главы государства может избираться  любой гражданин, удовлетворяющий  указанным в конституции и  законе требованиям;

-- узурпатор, т. е. лицо, властвующее  без правовых оснований либо  в силу произвольных оснований  (например, лицо, пришедшее к власти  после государственного или военного  переворота, незаконного захвата  власти);

-- коллегиальный орган в виде  президиумов высшего представительного  органа и государственных советов,  постоянных комитетов (бывшие  социалистические страны в послевоенный  период -- Албания, Болгария, Венгрия, Польша). В Швейцарии существует Федеральный совет

-- коллегиальный орган, в состав  которого входит семь равноправных  членов, избирающих сроком на  один год председателя (Президента  Конфедерации), совершающего отдельные действия в качестве главы государства, но его реальные полномочия невелики.

Функции главы государства, например, при наследовании престола или временной  недееспособности монарха могут  быть переданы его представителю -- регенту или регентскому совету. Кроме того, обязанности главы государства может выполнять должностное лицо, действующее от имени монарха в одном из государств, входящих в унию (например, в Австралии, Новой Зеландии, которые образуют унию с Великобританией, эти функции выполняют генерал-губернаторы и лейтенант-губернаторы, назначаемые монархом по решению парламента каждого из этих государств) Автономов А. С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М., 2008. С. 205..

1.2. Полномочия главы государства

В подавляющем большинстве стран  национальное законодательство наделяет главу государства обширными  правами и полномочиями в различных  областях государственной деятельности.

Практика функционирования конституционного механизма, реально существующая политическая ситуация вносят значительные коррективы в осуществление этих полномочий.

Сравнительно отчетливо прослеживаются две основные тенденции.

В одних странах наблюдается  фактическое, а иногда и формальное ограничение полномочий главы государства, которые осуществляются за него правительством или главой правительства Маклаков В. В. Конституционное право зарубежных стран. Общая часть. М., 2008. С. 618..

В других -- происходит расширение компетенции главы государства, зачастую выходящее за пределы, очерченные конституцией и другими действующими законодательными актами. Соответственно в первом случае имеет место фактическое ограничение полномочий, которыми наделен глава государства, а во втором -- их существенное расширение. Обе тенденции связаны с процессом усиления правительственной власти в современном мире.

Глава 2. Порядок осуществления  полномочий главы государства

2.1. Представительские полномочия

Олицетворение (персонификация) государства  монархом в период феодализма породило доктрину, согласно которой в суверене воплощаются основные права и  обязанности государства.

Становление либерального государства  внесло существенные изменения в  правовое положение его главы, однако именно за ним сохранены функции  верховного представительства государства. Он осуществляет эти функции в  соответствии с правилами и традициями, многие из которых восходят к средним  векам. Однако даже в этой области  самостоятельность главы государства  в парламентарных монархиях и  республиках в значительной степени  ограничена. В принципе он не может  позволить себе выступление, противоречащее политике правительства или ее осуждающее Василевич Г. А., Кондратович Н. М., Приходько Л. А. Конституционное  право зарубежных стран. М., 2007. С. 192..

Глава государства председательствует на торжественных церемониях, выступает  с официальными обращениями к  парламенту и посланиями к нации. Такие послания зачастую содержат анализ внутренней и внешней политики государства, формулируют основные цели правительственной  деятельности и намечают пути их достижения. Подобная практика широко распространена в большинстве президентских  республик. В США ежегодные президентские  послания по вопросам положения в  стране рассматриваются как основной программный документ правительственной  деятельности на предстоящий период. По важнейшим вопросам обращаются с  посланиями к парламенту и нации  главы государств во Франции и  ряде других стран.

Исключительно большое значение имеют  представительские функции главы  государства в сфере внешних  сношений. Он считается всегда выступающим  от имени своего государства в  силу своего положения и не нуждается  в специальном на то уполномочии.

2.2. Полномочия в области  государственного управления

В парламентарных республиках и  монархиях глава государства  не может назначить правительство, которое не располагает поддержкой парламентского большинства. Соответственно замещение поста премьер-министра руководителем политической партии, победившей на парламентских выборах, происходит почти автоматически. Так, в Великобритании на пост премьер-министра монарх может назначить только лидера партии, одержавшей победу на выборах в Палату общин. Монарх связан результатами выборов. Однако если ни одна из партий не получила большинства мест в парламенте или если внутри партии нет общепризнанного лидера, то роль главы государства в формировании правительства заметно возрастает. Он получает возможность маневрирования и может отдать предпочтение одному из кандидатов. Значительна роль главы государства в формировании правительства в странах, где обычно ни одна из партий не располагает большинством в парламенте Черкасов А. И. Глава государства и правительство в странах современного мира. Конституционно-правовое регулирование и практика. М., 2008. С. 83..

В странах, в которых глава государства  наделен правительственной (исполнительной) властью, его полномочия в области  государственного управления значительно  более широки.

В президентских и монократических республиках (США, многие страны Латинской Америки, значительная часть развивающихся стран) президент является единоличным носителем правительственной власти. Члены правительства рассматриваются обычно как помощники и советники президента, им назначаются и увольняются. В США подобные назначения производятся "по совету и с согласия сената", причем необходимо большинство в 2/3 голосов. Однако случаи отказа в утверждении кандидатур, предложенных президентом, сравнительно редки. Правило парламентского большинства в этих государствах не действует. Более того, президент может принадлежать к партии, которая не располагает большинством в парламенте или одной из палат.

В странах, в которых глава правительства  выступает как единоличный носитель исполнительной власти, он играет решающую роль в определении программы  правительственной деятельности; ему  принадлежит право принятия окончательных  решений. От имени главы государства  и за его подписью издаются важнейшие  акты исполнительной власти Смоленский М. Б., Иванников И. А. Конституционное  право зарубежных стран. М., 2008. С. 124..

Полномочия главы государства  в области правительственной  деятельности включают в себя руководство  административным аппаратом и вооруженными силами. Он производит назначения на высшие военные и гражданские должности. В США, например, смена президента приводит, как правило, к замене или перестановке от 2,5 до 3 тысяч руководящих чинов в правительственной администрации. Фактически продолжает действовать "система добычи", хотя ее и именуют сегодня "системой заслуг".

Информация о работе Полномочия главы государства и порядок иих осуществления