Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 10:18, курсовая работа
контрольная работа
Введение
Основная часть:
Глава 1. Глава государства и его полномочия:
1.1. Институт главы государства
1.2. Полномочия главы государства
Глава 2. Порядок осуществления полномочий главы государства:
2.1. Представительские полномочия
2.2. Полномочия в области государственного управления
2.3. Полномочия в сфере законодательной деятельности
2.4. Внешнеполитические полномочия
2.5. Полномочия в судебной области
2.6. Чрезвычайные полномочия
Заключение
Список используемой литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Основная часть:
Глава 1. Глава государства и его полномочия:
1.1. Институт главы государства
1.2. Полномочия главы государства
Глава 2. Порядок осуществления полномочий главы государства:
2.1. Представительские полномочия
2.2. Полномочия в области государственного управления
2.3. Полномочия в сфере законодательной деятельности
2.4. Внешнеполитические полномочия
2.5. Полномочия в судебной области
2.6. Чрезвычайные полномочия
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Государственная деятельность осуществляется через органы государственной власти. Важное место отводится главе государства.
Глава государства -- это конституционный орган и одновременно высшее должностное лицо, осуществляющее верховное представительство государства в международных отношениях и внутриполитической жизни страны. Он является символом государственности, единства нации.
Его конституционно-правовой статус
зависит от формы правления и
характера политического
Институт главы государства является неотъемлемой составной частью механизма осуществления власти во всех современных государствах. Главой государства принято называть официальное лицо (орган), занимающее, как правило, формально высшее место в иерархии государственных институтов и осуществляющее верховное представительство страны во внутриполитической жизни и в отношениях с другими государствами.
Юридически санкционированные исключения из этого правила встречаются крайне редко (например, в законодательстве Ирана).
В системе высших органов государственной
власти глава государства занимает
формально-юридическое
.
Основная часть
Глава 1. Глава государства и его полномочия
1.1. Институт главы государства
Во всех развитых демократических государствах осуществление государственной власти основано на принципе разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. Каждая ветвь власти отличается определенной самостоятельностью, и в то же время все они взаимодействуют между собой в процессе осуществления власти. Место, занимаемое главой государства в этой триаде, не всегда прослеживается достаточно ясно и отчетливо Баглай М. Конституционное право зарубежных стран. М., 2008. С. 528..
В некоторых странах, например в
США, на главу государства возложено
осуществление функции
Однако в большинстве развитых государств глава государства этих функций не выполняет. Так, среди 15 государств -- членов Европейского Союза только в одной стране (Франция) глава государства участвует в осуществлении исполнительной власти и в этом своем качестве входит в состав высшего руководящего органа ЕС -- Европейский Совет. В этом случае вряд ли оправдано рассматривать главу государства как составную часть исполнительной ветви власти. Вопрос о правовом статусе главы государства должен решаться каждый раз конкретно в зависимости от особенностей конституционного строя, урегулированности положения главы государства действующей Конституцией, национальным законодательством и практикой функционирования государственных институтов.
Априорная оценка места и роли главы государства, его отнесение к той или иной ветви власти неоправданны. Здесь необходим конкретный анализ.
Конституционно-правовая доктрина многих стран рассматривает институт главы государства в качестве гаранта национального единства, обеспечивающего одновременно преемственностьи стабильность государственной власти, взаимодействие различных ее ветвей. В этих условиях ассоциирование главы государства с какой-либо одной ветвью власти может нарушить баланс государственных властей, а следовательно исказить применение самого принципа разделения властей.
Правовой статус главы государства и его реальная роль в процессе осуществления власти зависят от формы правления и характера политического режима. В странах, где глава государства наделен одновременно широкой правительственной властью, он осуществляет реальное руководство государственными делами, формулирует политический курс и обеспечивает его воплощение в жизнь. При парламентарных формах правления глава государства непосредственного участия в управлении государственными делами не принимает. Однако и в этих странах он оказывает зачастую существенное влияния на политический процесс, а в случае возникновения кризисных или чрезвычайных ситуаций его активность и степень воздействия на другие государственные органы могут заметно возрастать Баглай М. Конституционное право зарубежных стран. М., 2008. С. 532..
В качестве главы государства выступают:
-- наследственный монарх, т. е.
суверенное лицо, законно властвующее
по собственному праву и не
связанное политической
-- выборный президент, т. е.
должностное лицо (первый чиновник
в государстве), законно властвующее
в течение определенного срока
в силу прямого или косвенного
народного волеизъявления. Также
известен институт
-- узурпатор, т. е. лицо, властвующее
без правовых оснований либо
в силу произвольных оснований
(например, лицо, пришедшее к власти
после государственного или
-- коллегиальный орган в виде
президиумов высшего
-- коллегиальный орган, в состав
которого входит семь
Функции главы государства, например, при наследовании престола или временной недееспособности монарха могут быть переданы его представителю -- регенту или регентскому совету. Кроме того, обязанности главы государства может выполнять должностное лицо, действующее от имени монарха в одном из государств, входящих в унию (например, в Австралии, Новой Зеландии, которые образуют унию с Великобританией, эти функции выполняют генерал-губернаторы и лейтенант-губернаторы, назначаемые монархом по решению парламента каждого из этих государств) Автономов А. С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М., 2008. С. 205..
1.2. Полномочия главы государства
В подавляющем большинстве стран национальное законодательство наделяет главу государства обширными правами и полномочиями в различных областях государственной деятельности.
Практика функционирования конституционного механизма, реально существующая политическая ситуация вносят значительные коррективы в осуществление этих полномочий.
Сравнительно отчетливо
В одних странах наблюдается фактическое, а иногда и формальное ограничение полномочий главы государства, которые осуществляются за него правительством или главой правительства Маклаков В. В. Конституционное право зарубежных стран. Общая часть. М., 2008. С. 618..
В других -- происходит расширение компетенции главы государства, зачастую выходящее за пределы, очерченные конституцией и другими действующими законодательными актами. Соответственно в первом случае имеет место фактическое ограничение полномочий, которыми наделен глава государства, а во втором -- их существенное расширение. Обе тенденции связаны с процессом усиления правительственной власти в современном мире.
Глава 2. Порядок осуществления полномочий главы государства
2.1. Представительские полномочия
Олицетворение (персонификация) государства монархом в период феодализма породило доктрину, согласно которой в суверене воплощаются основные права и обязанности государства.
Становление либерального государства
внесло существенные изменения в
правовое положение его главы, однако
именно за ним сохранены функции
верховного представительства государства.
Он осуществляет эти функции в
соответствии с правилами и традициями,
многие из которых восходят к средним
векам. Однако даже в этой области
самостоятельность главы
Глава государства председательствует на торжественных церемониях, выступает с официальными обращениями к парламенту и посланиями к нации. Такие послания зачастую содержат анализ внутренней и внешней политики государства, формулируют основные цели правительственной деятельности и намечают пути их достижения. Подобная практика широко распространена в большинстве президентских республик. В США ежегодные президентские послания по вопросам положения в стране рассматриваются как основной программный документ правительственной деятельности на предстоящий период. По важнейшим вопросам обращаются с посланиями к парламенту и нации главы государств во Франции и ряде других стран.
Исключительно большое значение имеют
представительские функции
2.2. Полномочия в области государственного управления
В парламентарных республиках и
монархиях глава государства
не может назначить правительство,
которое не располагает поддержкой
парламентского большинства. Соответственно
замещение поста премьер-
В странах, в которых глава государства наделен правительственной (исполнительной) властью, его полномочия в области государственного управления значительно более широки.
В президентских и
В странах, в которых глава правительства
выступает как единоличный
Полномочия главы государства
в области правительственной
деятельности включают в себя руководство
административным аппаратом и вооруженными
силами. Он производит назначения на высшие
военные и гражданские
Информация о работе Полномочия главы государства и порядок иих осуществления