Полномочия прокуратуры Республики Молдова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 22:07, реферат

Краткое описание

Главная задача прокуратуры – осуществление от имени Республики Молдова надзора за соблюдением Конституции РМ и исполнением законов, действующих на территории РМ. Системообразующими элементами организации и деятельности органов прокуратуры являются положенные в их основу принципы. В качестве принципов имеются в виду основополагающие положения, в которых выражено государственное назначение прокуратуры, определены полномочия, характер правовых средств и методов надзора за исполнением закона, и указывается на ее место в системе публично-правовых структур государства.

Содержание

1 ВВЕДЕНИЕ
1.1 Понятие «Прокуратуры»
2 ИСТОРИЯ ПРОКУРАТУРЫ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВЫ
3 СТРУКТУРА ПРОКУРАТУРЫ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

4 ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРАТУРЫ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

5 ВЫВОД

БИБЛИОГРАФИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

ПРАВО РЕФ структура прокуратуры.docx

— 43.90 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

1 ВВЕДЕНИЕ

 1.1 Понятие «Прокуратуры»

2  ИСТОРИЯ ПРОКУРАТУРЫ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВЫ

3  СТРУКТУРА ПРОКУРАТУРЫ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

 

4  ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРАТУРЫ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

 

5 ВЫВОД

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ВВЕДЕНИЕ

    Главная задача  прокуратуры – осуществление  от имени Республики Молдова  надзора за соблюдением Конституции РМ и исполнением законов, действующих на территории РМ. Системообразующими элементами организации и деятельности органов прокуратуры являются положенные в их основу принципы. В качестве принципов имеются в виду основополагающие положения, в которых выражено государственное назначение прокуратуры, определены полномочия, характер правовых средств и методов надзора за исполнением закона, и указывается на ее место в системе публично-правовых структур государства.

   Знание и соблюдение этих принципов имеет большое значение для обеспечения эффективности функционирования прокуратуры в системе государственных органов. Целью представленной работы и является рассмотрение основных принципов организации и деятельности прокуратуры.  

 

          1. Понятие «Прокуратуры»

  Термин «прокуратура» происходит  от латинского «procuro» - заботиться, вести дела, предусматривать. В государствах континентальной системы права этот институт чаще всего именуют «Публичным министерством», или «Фискалией», в Германии – «Службой государственного проверенного», в Чехии с 1944г. – «Государственным заступничеством». В США правовой институт, составляющий аналог российской прокуратуры, именуется «Атторейской службой».

  Прокуратура — система органов,  осуществляющих от имени государства  надзор за соблюдением законодательства, прав, свобод человека и гражданина, а также выполнение иных функций, определённых национальным законодательством.

   Главной функцией прокуратуры,  предопределившей необходимость  ее создания, является надзор за исполнением законов. Она закрепляется в Законе о прокуратуре. В зависимости от сфер правовых отношений, в которых осуществляется деятельность прокуратуры (сферы исполнительно-распорядительной деятельности органов управления, органов предварительного следствия, правосудия, исполнения и др.

   Общие принципы организации и деятельности прокуратуры – это закрепленные в законодательстве РМ общие руководящие исходные положения, определяющие построение прокурорского надзора, характерные признаки деятельности органов прокуратуры и основные требования, предъявляемые к ней.

   Сущность принципов организации  и деятельности прокуратуры заключается, во-первых, в определении наиболее существенных черт и требований и, во-вторых, в обязательности их для прокурорского работника независимо от занимаемой должности.

    В науке признано, что только  совокупность взаимосвязанных и  взаимообусловленных принципов  (их система) может обеспечить  деятельность органов прокуратуры.

    Нельзя отделить принципы осуществления  прокурорского надзора от принципов  организации этой деятельности прокурора, поскольку организация и осуществление прокурорского надзора взаимосвязаны. Принципы прокурорского надзора можно разделить на общие и внутриорганизационные принципы организации и деятельности прокуратуры.

   Принципы организации и деятельности  прокуратуры – это наиболее  общие руководящие положения, определяющие существенные черты деятельности прокуроров общие принципы к  ним относятся:

1) законность;

2) единство и централизация;

3) независимость; 

4) обязательное исполнение требований  прокуратуры;

5) гласность; 

6) взаимодействие с органами  государственной власти, местного  самоуправления и гражданами.

 

                     2  ИСТОРИЯ ПРОКУРАТУРЫ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА  

История прокурорской системы  в 1940-2001 годах была богатой событиями  и личностями.

1940-1941:

      Создание  прокуратуры началось вскоре  после занятия Бессарабии          советскими войсками в июне-июле 1940 года. Систему просто скопировали  с тогдашнего административно-территориального устройства. В маленькой республике были три ступени подчинения: волостная (с ноября 1940 года – районная), уездная и республиканская. Сложная система функционирования прокуратуры была обусловлена существовавшей в то время строжайшей централизацией всех ветвей власти.                

     Согласно принятому  еще в 1922 году Положению об  органах прокуратуры основной  ее функцией считался надзор  за соблюдением законности ведомствами  и организациями. Этим занимались  отделы: исправительный (отдел надзора  за соблюдением законности в  местах лишения свободы), МВД и  госбезопасности (отдел по надзору  за соблюдением законности в этих органах); отдельно существовали также отделы надзора за следствием; надзора за рассмотрением уголовных и гражданских дел; по делам несовершеннолетних. Прокуратура также исполняла функции судебного и общего надзора. Последняя в деятельности была ключевой, дававшей право на соблюдение законности в работе министерств и ведомств, позволявшей вносить протесты на наказания или возбуждать уголовные дела.    

1944-1946:  
     После войны восстановление прокуратуры в МССР из-за острейшей нехватки профессионалов шло тяжело. Если партийных и советских работников в большом количестве присылали из различных регионов бывшего СССР, то юристов не хватало везде. 

Тем не менее, во второй половине 1945 года Кишинев и другие города Молдовы захлестнула волна преступности. В годы войны укрепились банды, в которые входили мародеры и спекулянты, репатрианты из Германии. Ночами по Кишиневу опасно было ходить: прохожих грабили, раздевали догола, избивали, могли и убить. Жертвами бандитских нападений становились даже сотрудники аппарата правительства республики.  

1946-1949: 

Во время денежной реформы  декабря 1947 года прокуратура выявила множество случаев спекуляции при обмене денег со стороны высокопоставленных партийных и советских чиновников, но в большинстве случаев довести дело до суда не удалось. Как и по делам о многочисленных фактах вымогательства денег при подписке на госзайм. 
               Велась активная борьба с нарушителями Указа от 26 июня 1940 года, предусматривавшего уголовную ответственность за прогул или самовольный уход с работы. Только в 1946 году было выявлено и осуждено 3207 прогульщиков и дезертиров. Большие затруднения возникли в работе прокуратуры и в связи с тем, что многие жители Молдовы, насильственно рекрутированные на предприятия оборонной промышленности и угольные шахты Донбасса, бежали обратно в родные края. Рекруты не хотели жить в холодных бараках тюремного типа, голодать и получать за тяжелейший труд гроши. Прокуратура не могла справиться с таким количеством дезертиров (только за январь 1946 года и только по одному Бельцкому уезду насчитывалось до 1500 беженцев!). «Государственных преступников» негде было содержать, нечем было кормить, да и невозможно было расследовать сразу такое огромное количество дел. Поэтому большую часть арестованных просто отпускали.  
                Хотя и с трудом, но уже в первой половине 1946 года прокуратуре, МВД и войскам Кишиневского гарнизона удалось подавить всплеск бандитизма. Не обошлось без серьезных инцидентов.     

Отдельно стоит сказать  о борьбе прокуратуры с «кулачеством»  и сопротивлением насильственной коллективизации, саботажем хлебозаготовок со стороны  нищих крестьян, не желавших обрекать себя на голодную смерть. Только в 1947-48 годах за «саботаж» было привлечено более 250 «кулаков», стандартной мерой наказания для которых были 8-10 лет ИТЛ с последующей после отбытия наказания высылкой. Судьи, которые позволяли себе осуждать «саботажников» на 1-3 года тюрьмы, подвергались дисциплинарным взысканиям. Чтобы увеличить масштабы репрессий против «кулаков», Колесник настаивал на скорейшем составлении списков таких хозяйств. Суровые меры, принятые против «кулачества» вызвали ответную реакцию с их стороны. Участились случаи устных и письменных угроз прокурорам, а в сентябре 1948 года неизвестные сожгли здание Рыбницкой прокуратуры.  

1953-1970: 

Первая половина 1960-х годов  была отмечена новым приоритетом  в работе прокуратуры – усилением борьбы с тунеядцами и «ведущими антисоветский образ жизни». Для этих лиц стали ужесточаться меры уголовных наказаний. Казанир одним из первых в Молдове стал докладывать в ЦК КПМ о назревающем социальном недовольстве: в частности, он сообщал Бодюлу, что во второй половине 1950-х годов реальная зарплата рабочих и служащих стала снижаться, при постоянном росте цен на рынках. Это, справедливо заключал Казанир, создаст почву для роста преступности. Его прогноз полностью оправдался. Произведенные Хрущевым в 1961-1962 годах обмен денег и повышение цен на мясные и молочные продукты привели к резкому росту спекуляций и хищений. Число преступлений выросло примерно в полтора раза и достигло 10 000 – 12 000 в год.         

Это были приметы начавшегося  медленного спада темпов экономического развития (с ежегодных 10-15% в 1944/1945-1959 годах) до 6-8% в начале 1960-х с последующим  снижением в 1960-е – 1970-е). Экономические реформы, начатые Хрущевым и продолженные в первые годы брежневского правления, не дали результатов. Руководство СССР перешло к крупномасштабной продаже нефтяных и газовых ресурсов страны за рубеж. «Нефтедоллары» создали иллюзию экономической стабильности, а в сочетании со скоординированной работой МВД, КГБ и Прокуратуры сбили вал преступности. Во второй половине 1960-х ее уровень стабилизировался на отметке 10 000 – 12 000 преступлений в год. Этот результат можно считать главным достижением второй половины прокурорства Казанира. Для сравнения: в конце 1990-х- начале 2000-х годов в республике совершалось в среднем 50 000 – 60 000 преступлений в год. 

 

 

              3  СТРУКТУРА ПРОКУРАТУРЫ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА             

                                       Структура Генеральной Прокуратуры:

Генеральный Прокурор

Заместители Генерального прокурора

Аппарат Генерального прокурора

Управление осуществления  и руководства уголовным преследованием

Управление контроля за уголовным преследованием

Судебно-уголовное управление

Управление общих расследований 

Отдел кадров

Административно-хозяйственное  управление

Прокуроры по особым поручениям

                      4  ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРАТУРЫ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

   Прокуратура защищает  законность, права и свободы граждан,  содействует осуществлению правосудия в соответствии с законом».

Прокуратура Молдовы уполномочена:

— от имени и в интересах  общества обеспечивать исполнение закона, защищать правопорядок, права и свободы граждан в случае, когда нарушение таковых влечет применение уголовных санкций;

— руководить уголовным  преследованием и осуществлять его;

— представлять обвинение  в судебных инстанциях;

— участвовать в соответствии с законом в рассмотрении гражданских  дел (включая дела административного судопроизводства) и дел о правонарушениях, производство по которым возбуждено Прокуратурой;

— обеспечивать правовую помощь и международное сотрудничество в сфере своей деятельности;

— реализовать уголовную  политику государства;

— обеспечивать эффективную  защиту свидетелей, потерпевших и  других участников процесса;

— в предусмотренных законом  случаях предъявлять гражданские  иски;

— осуществлять контроль за соблюдением законов в местах предварительного заключения и пенитенциарных учреждениях;

— осуществлять контроль законности в Вооруженных силах;

— осуществлять контроль за исполнением судебных решений по уголовным делам.

  За долгие годы  существования Прокуратура Республики  Молдова является одним из  главных государственных атрибутов  в реализации принципа верховенства  закона и защите основных прав и свобод граждан.

  Только прокуратура  РМ осуществляет надзор за  исполнением Конституции и законов  государства, других документов, регулирующих социально-экономическую  жизнь страны, могут свести до минимума уровень коррупции и других пороков общества.

 

5  ВЫВОД

     Принципы организации и деятельности прокуратуры РМ  являются важнейшими исходными положениями, на которых базируется все законодательство, регламентирующее прокурорский надзор, с целью определения полномочий, характера правовых средств и методов надзора за исполнением закона.

   Принципы единства  и централизации заключаются  в том, что все органы прокуратуры  составляют единую систему на  основе подчинения нижестоящих  прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору.

Принцип законности означает, что органы прокуратуры осуществляют свои функции в строгом соответствии с действующим законодательством.

Принцип независимости декларирует  наличие собственной компетенции  органов прокуратуры, в осуществление которой недопустимо вмешательство, воздействии в какой-либо форме других государственных органов, общественных объединений, средств массовой информации и др.

Принцип гласности обязывает  прокуратуру действовать гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства об охране прав и свобод граждан, а также законодательства о государственной и иной специально охраняемой тайне.

   Важно отметить, что все рассмотренные в работе принципы организации и деятельности органов прокуратуры взаимосвязаны и должны рассматриваться в их единстве. Именно такой подход, обеспечивающий последовательность проведение в жизнь принципов единства, централизации, независимости, законности и гласности деятельности прокуроров и следователей, способен обеспечить эффективность функционирования прокуратуры в соответствии с ее местом и ролью в системе государственной власти Республики Молдова.

Информация о работе Полномочия прокуратуры Республики Молдова