Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 22:07, реферат
Главная задача прокуратуры – осуществление от имени Республики Молдова надзора за соблюдением Конституции РМ и исполнением законов, действующих на территории РМ. Системообразующими элементами организации и деятельности органов прокуратуры являются положенные в их основу принципы. В качестве принципов имеются в виду основополагающие положения, в которых выражено государственное назначение прокуратуры, определены полномочия, характер правовых средств и методов надзора за исполнением закона, и указывается на ее место в системе публично-правовых структур государства.
1 ВВЕДЕНИЕ
1.1 Понятие «Прокуратуры»
2 ИСТОРИЯ ПРОКУРАТУРЫ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВЫ
3 СТРУКТУРА ПРОКУРАТУРЫ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА
4 ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРАТУРЫ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА
5 ВЫВОД
БИБЛИОГРАФИЯ
СОДЕРЖАНИЕ
1 ВВЕДЕНИЕ
1.1 Понятие «Прокуратуры»
2 ИСТОРИЯ ПРОКУРАТУРЫ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВЫ
3 СТРУКТУРА ПРОКУРАТУРЫ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА
4 ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРАТУРЫ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА
5 ВЫВОД
БИБЛИОГРАФИЯ
1 ВВЕДЕНИЕ
Главная задача прокуратуры – осуществление от имени Республики Молдова надзора за соблюдением Конституции РМ и исполнением законов, действующих на территории РМ. Системообразующими элементами организации и деятельности органов прокуратуры являются положенные в их основу принципы. В качестве принципов имеются в виду основополагающие положения, в которых выражено государственное назначение прокуратуры, определены полномочия, характер правовых средств и методов надзора за исполнением закона, и указывается на ее место в системе публично-правовых структур государства.
Знание и соблюдение этих принципов имеет большое значение для обеспечения эффективности функционирования прокуратуры в системе государственных органов. Целью представленной работы и является рассмотрение основных принципов организации и деятельности прокуратуры.
Термин «прокуратура»
Прокуратура — система органов,
Главной функцией прокуратуры,
предопределившей
Общие принципы организации и деятельности прокуратуры – это закрепленные в законодательстве РМ общие руководящие исходные положения, определяющие построение прокурорского надзора, характерные признаки деятельности органов прокуратуры и основные требования, предъявляемые к ней.
Сущность принципов
В науке признано, что только
совокупность взаимосвязанных
Нельзя отделить принципы
Принципы организации и
1) законность;
2) единство и централизация;
3) независимость;
4) обязательное исполнение
5) гласность;
6) взаимодействие с органами государственной власти, местного самоуправления и гражданами.
2 ИСТОРИЯ ПРОКУРАТУРЫ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА
История прокурорской системы в 1940-2001 годах была богатой событиями и личностями.
1940-1941:
Создание
прокуратуры началось вскоре
после занятия Бессарабии
Согласно принятому
еще в 1922 году Положению об
органах прокуратуры основной
ее функцией считался надзор
за соблюдением законности
1944-1946:
После войны восстановление прокуратуры
в МССР из-за острейшей нехватки профессионалов
шло тяжело. Если партийных и советских
работников в большом количестве присылали
из различных регионов бывшего СССР, то
юристов не хватало везде.
Тем не менее, во второй половине 1945 года Кишинев и другие города Молдовы захлестнула волна преступности. В годы войны укрепились банды, в которые входили мародеры и спекулянты, репатрианты из Германии. Ночами по Кишиневу опасно было ходить: прохожих грабили, раздевали догола, избивали, могли и убить. Жертвами бандитских нападений становились даже сотрудники аппарата правительства республики.
1946-1949:
Во время денежной реформы
декабря 1947 года прокуратура выявила множество
случаев спекуляции при обмене денег со
стороны высокопоставленных партийных
и советских чиновников, но в большинстве
случаев довести дело до суда не удалось.
Как и по делам о многочисленных фактах
вымогательства денег при подписке на
госзайм.
Велась активная борьба с нарушителями
Указа от 26 июня 1940 года, предусматривавшего
уголовную ответственность за прогул
или самовольный уход с работы. Только
в 1946 году было выявлено и осуждено 3207
прогульщиков и дезертиров. Большие затруднения
возникли в работе прокуратуры и в связи
с тем, что многие жители Молдовы, насильственно
рекрутированные на предприятия оборонной
промышленности и угольные шахты Донбасса,
бежали обратно в родные края. Рекруты
не хотели жить в холодных бараках тюремного
типа, голодать и получать за тяжелейший
труд гроши. Прокуратура не могла справиться
с таким количеством дезертиров (только
за январь 1946 года и только по одному Бельцкому
уезду насчитывалось до 1500 беженцев!).
«Государственных преступников» негде
было содержать, нечем было кормить, да
и невозможно было расследовать сразу
такое огромное количество дел. Поэтому
большую часть арестованных просто отпускали.
Хотя и с трудом, но уже в первой половине
1946 года прокуратуре, МВД и войскам Кишиневского
гарнизона удалось подавить всплеск бандитизма.
Не обошлось без серьезных инцидентов.
Отдельно стоит сказать о борьбе прокуратуры с «кулачеством» и сопротивлением насильственной коллективизации, саботажем хлебозаготовок со стороны нищих крестьян, не желавших обрекать себя на голодную смерть. Только в 1947-48 годах за «саботаж» было привлечено более 250 «кулаков», стандартной мерой наказания для которых были 8-10 лет ИТЛ с последующей после отбытия наказания высылкой. Судьи, которые позволяли себе осуждать «саботажников» на 1-3 года тюрьмы, подвергались дисциплинарным взысканиям. Чтобы увеличить масштабы репрессий против «кулаков», Колесник настаивал на скорейшем составлении списков таких хозяйств. Суровые меры, принятые против «кулачества» вызвали ответную реакцию с их стороны. Участились случаи устных и письменных угроз прокурорам, а в сентябре 1948 года неизвестные сожгли здание Рыбницкой прокуратуры.
1953-1970:
Первая половина 1960-х годов была отмечена новым приоритетом в работе прокуратуры – усилением борьбы с тунеядцами и «ведущими антисоветский образ жизни». Для этих лиц стали ужесточаться меры уголовных наказаний. Казанир одним из первых в Молдове стал докладывать в ЦК КПМ о назревающем социальном недовольстве: в частности, он сообщал Бодюлу, что во второй половине 1950-х годов реальная зарплата рабочих и служащих стала снижаться, при постоянном росте цен на рынках. Это, справедливо заключал Казанир, создаст почву для роста преступности. Его прогноз полностью оправдался. Произведенные Хрущевым в 1961-1962 годах обмен денег и повышение цен на мясные и молочные продукты привели к резкому росту спекуляций и хищений. Число преступлений выросло примерно в полтора раза и достигло 10 000 – 12 000 в год.
Это были приметы начавшегося медленного спада темпов экономического развития (с ежегодных 10-15% в 1944/1945-1959 годах) до 6-8% в начале 1960-х с последующим снижением в 1960-е – 1970-е). Экономические реформы, начатые Хрущевым и продолженные в первые годы брежневского правления, не дали результатов. Руководство СССР перешло к крупномасштабной продаже нефтяных и газовых ресурсов страны за рубеж. «Нефтедоллары» создали иллюзию экономической стабильности, а в сочетании со скоординированной работой МВД, КГБ и Прокуратуры сбили вал преступности. Во второй половине 1960-х ее уровень стабилизировался на отметке 10 000 – 12 000 преступлений в год. Этот результат можно считать главным достижением второй половины прокурорства Казанира. Для сравнения: в конце 1990-х- начале 2000-х годов в республике совершалось в среднем 50 000 – 60 000 преступлений в год.
3 СТРУКТУРА ПРОКУРАТУРЫ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА
Структура Генеральной Прокуратуры:
Генеральный Прокурор
Заместители Генерального прокурора
Аппарат Генерального прокурора
Управление осуществления
и руководства уголовным
Управление контроля за уголовным преследованием
Судебно-уголовное управление
Управление общих
Отдел кадров
Административно-хозяйственное управление
Прокуроры по особым поручениям
4 ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРАТУРЫ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА
Прокуратура защищает законность, права и свободы граждан, содействует осуществлению правосудия в соответствии с законом».
Прокуратура Молдовы уполномочена:
— от имени и в интересах общества обеспечивать исполнение закона, защищать правопорядок, права и свободы граждан в случае, когда нарушение таковых влечет применение уголовных санкций;
— руководить уголовным преследованием и осуществлять его;
— представлять обвинение в судебных инстанциях;
— участвовать в соответствии с законом в рассмотрении гражданских дел (включая дела административного судопроизводства) и дел о правонарушениях, производство по которым возбуждено Прокуратурой;
— обеспечивать правовую помощь и международное сотрудничество в сфере своей деятельности;
— реализовать уголовную политику государства;
— обеспечивать эффективную защиту свидетелей, потерпевших и других участников процесса;
— в предусмотренных законом
случаях предъявлять
— осуществлять контроль за соблюдением законов в местах предварительного заключения и пенитенциарных учреждениях;
— осуществлять контроль законности в Вооруженных силах;
— осуществлять контроль за исполнением судебных решений по уголовным делам.
За долгие годы
существования Прокуратура
Только прокуратура
РМ осуществляет надзор за
исполнением Конституции и
5 ВЫВОД
Принципы организации и деятельности прокуратуры РМ являются важнейшими исходными положениями, на которых базируется все законодательство, регламентирующее прокурорский надзор, с целью определения полномочий, характера правовых средств и методов надзора за исполнением закона.
Принципы единства
и централизации заключаются
в том, что все органы
Принцип законности означает, что органы прокуратуры осуществляют свои функции в строгом соответствии с действующим законодательством.
Принцип независимости декларирует
наличие собственной
Принцип гласности обязывает прокуратуру действовать гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства об охране прав и свобод граждан, а также законодательства о государственной и иной специально охраняемой тайне.
Важно отметить, что все рассмотренные в работе принципы организации и деятельности органов прокуратуры взаимосвязаны и должны рассматриваться в их единстве. Именно такой подход, обеспечивающий последовательность проведение в жизнь принципов единства, централизации, независимости, законности и гласности деятельности прокуроров и следователей, способен обеспечить эффективность функционирования прокуратуры в соответствии с ее местом и ролью в системе государственной власти Республики Молдова.
Информация о работе Полномочия прокуратуры Республики Молдова