Понятие государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 21:26, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе мною будут рассмотрены понятия власти и государства, характерные признаки и типология государства и государственной власти. Также будет показана зависимость формы государства и психологии власти. Например, если видеть в государстве орудие насилия и подавления, то и в политике нужно видеть средство насилия и подавления, ввиду органичной связи государства и политики.
Рассмотрение в моей курсовой работе понятия общества - как совокупности общественных отношений позволило изучить исторические подходы к сущности государства, выявить специфику главных сфер общественной жизни. Но главной целью данной курсовой работы является постановка вопроса взаимоотношений государства, государственной власти и гражданского общества в общем смысле и конкретно в России.

Содержание

Введение...............................................................................................3

1. Соотношение понятий – политическая власть и государство….4
1.1. Понятие политической власти ................................................4
1.2. Понятие государства.................................................................8
1.3. Государство, государственная власть
и гражданское общество: соотношение понятий.…………..10

2. Признаки государства ......................................................................12
2.1. Основные подходы к определению признаков государства .12
2.2 Признаки государства в реальной правовой системе………..13

3. Основные подходы к сущности государства ……………………..15
3.1. Социальное назначение государства…………….……………15
3.2. Основные подходы к сущности государства…………………17

4. Типология государства …………………………………………….20

Заключение ......................................................................................…..24

Литература.............................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

1.doc

— 138.50 Кб (Скачать файл)

Особенность исторических типов государств,  предшествующих современности, состоит в том, что они в основном выражали экономические интересы меньшинства (рабовладельцев, феодалов, капиталистов). Однако по мере совершенствования общества, в процессе его гуманизации, политического и нравственного “взросления” человека “экономическая и социальная база государства расширяется, принудительный же элемент его власти сужается”4.

Таким образом, в силу объективных причин государство превращается преимущественно в организующую силу общества, которая выражает и охраняет личные и общие интересы его членов.

По мере усовершенствования общественной жизни становятся разнообразнее и формы собственности, в том числе и частной. Собственность меньшинства постепенно превращается в собственность большинства. В результате революционных и эволюционных преобразований отношений собственности  изменяется  и  социально-экономическая сущность государства, его цели и задачи. С формированием государственной, коллективной, акционерной, кооперативной, фермерской, индивидуальной и других форм собственности начала приобретать новые качественные черты и частная собственность, то есть собственность индивида.

Еще А. Смит отстаивал индивидуальную свободу каждого человека в сфере хозяйственной деятельности, регулируемую конкуренцией.1 Он считал, что всюду, особенно в экономической области, если человек пользуется свободой выбора, то он избирает наиболее выгодные пути.

В современном государстве частная собственность становится не столько государственным, сколько общественным институтом, который находится под государственной защитой. Государство стимулирует и охраняет ту собственность индивидов, которая органически включается в общую, экономическую систему общества и обеспечивает его материальное и духовное благополучие; всеобъемлющая государственная собственность, которая длительное время была фактически единственной формой собственности в социалистических странах, не выдержала испытания временем.

С изменением условий жизни общества произошло, с одной стороны, “сужение сущности государства как организации классового господства, с другой — расширение и обогащение тех объективных его свойств, которые характеризуют государство как организацию всего общества. Под влиянием процессов прогрессивного общественного развития сокращается “отрыв” государства от народа, происходит приближений его к коренным интересам и потребностям общества и личности”2. Таким образом, из органа, стоящего над обществом, государство превращается в орган, служащий обществу.

В каждом конкретном государстве есть общее, характерное дня всех государств, особенное, выражающее отличительные признаки родственной группы государств, и единичное, присущее только данному конкретному государству. На всех ступенях своего исторического развития государство сохраняет свои общие существенные черты и в то же время изменяется в своей конкретной сущности в силу меняющихся условий общественной жизни.

Социальное назначение государства вытекает из его сущности. Можно говорить о социальном назначении государства вообще, отвлекаясь от тех исторически преходящих задач, которые оно решало на том или ином этапе развития общества. Попытки определить социальное предназначение государства на всю его историческую перспективу предпринимались мыслителями различных эпох и различных научных направлений.

 

3.2. Различные  подходы к сущности  государства.

 

Попытки определить социальное предназначение государства  на всю его историческую перспективу  предпринимались мыслителями разных эпох и различных научных направлений.

Платон и Аристотель считали, что назначением всякого государства является утверждение нравственности. Позже этот взгляд на социальное назначение государства поддержал и развил Гегель. Гегелевское понимание государства базируется на его общей философской системе, трактующей государство как порождение особых духовных начал человеческого бытия: “Государство есть действительность нравственной идеи – нравственный дух как очевидная, самой себе ясная, субстанциональная воля, которая мыслит и знает себя и выполняет то, что она знает и поскольку она знает”1.

Цицерон видел в государстве уже не олицетворение высшего совершенства человеческой жизни, а союз людей, объединенных общими началами права и общей пользы.

Представители договорной теории происхождения государства в его существовании видели общее благо (Гроций), общую безопасность (Гоббс), общую свободу (Руссо). Лассаль главную задачу государства также видел в развитии и реализации свободы человека2.

Немецкий юрист Р. Моль считал государство постоянным, единым организмом таких установлений, которые, руководимые общей волей, поддерживаемы и приводимы в действие общей силой, имеют задачей достижение дозволенных целей определенного на данной территории народа.

Заслуживает пристального внимания то, как определяли понятие государство русские юристы. Преданные длительному игнорированию со стороны советских властей, эти идеи представляют сейчас реальный интерес. Коркунов, например, представляет государство как “общепризнанный союз, представляющий собою самостоятельное, признанное принудительное властвование над свободными людьми”3. Трубецкой считает государство союзом людей, властвующим самостоятельно и исключительно на определенной территории. Как соединение  людей под одной властью и в пределах одной территории трактуют государство Хвостов, Шершеневич и Кокошкин4. Гумплович определяет государство как “естественно возникшую организацию властвования, предназначенную для охраны определенного правопорядка”5.

Государство как историческое явление имеет двойственную природу. Будучи организацией политической власти экономически господствующего класса, оно одновременно является “организатором “общих дел”, вытекающих из природы всякого общества”2. Марксистское учение о сущности государства однозначно считает преобладающими на всех этапах развития государства классовые начала.

Основным предназначением государства марксистское учение считает создание такого порядка, который узаконивает угнетение одного класса другим, умеряя их столкновение.

 В  середине XX века возникает ряд теорий:

    • “государство всеобщего благоденствия”,
    • “плюралистическая демократия”,
    • “правовое государство” и др.

Все теории видят  главную задачу современной государственности - в создании в рамках закона разнообразных социальных благ для всех членов общества с учетом возможностей каждого (Ростоу, Хекшнер, Берне, Джонс и др.)3.

  Взгляды на социальное назначение государства определяются теми объективными условиями, которые .характерны для данного уровня развития общества. С их изменением меняются и воззрения на социальное назначение государства. Вместе с  тем на содержание деятельности государства в отдельные исторические, периоды существенное влияние оказывают и. субъективные факторы. К ним относятся, прежде всего, истинность определенной теории, ее универсальность, способность предвидеть историческую перспективу, возможные изменения общественной жизни, ее реализация в, практике государственного строительства.

Марксистско-ленинское представление о государстве как орудии классового господства в нашей стране до последнего времени считалось  единственно верным и научным. Однако общественная практика подвергла данную теорию серьезным испытаниям, доказав ее истинность лишь на определенный, ограниченный во времени исторический период. “Вывод К. Маркса, Ф. Энгельса,  В. И. Ленина об отмирании государства диктатуры пролетариата в короткий переходный период и превращении его в “полугосударство” опыт развития нашей страны не подтвердил”1. Вопреки прогнозам основоположников марксизма-ленинизма, государство и после революции осталось орудием подавления большинства народа. Такая практика и позволила сделать заключение об “истинности” и “универсальности” теории классового государства.

Приверженность лишь одной из возможных гипотез общественного развития, которую отстаивала марксистско-ленинская  наука (“кризис и загнивание капитализма; империализм как преддверие социалистической революции”1), не позволила в последующем  увидеть  серьезных изменений, происходящих в общественной жизни. Капитализм как общественный строй, несмотря на сильные кризисные потрясения, постепенно укрепился и значительно видоизменился. Он оказался способным воспринять и реально внедрить прогрессивные идеи общественного развития в практику.     

Итак, подавляющее число мыслителей прошлого рассматривали государство, в основном, с точки зрения социологии и права. А представители марксистко-ленинского учения считали основным признаком любого государства классовость, без учета которого невозможно дать определение государства. 

4. ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА

 

На содержание права, особенно конституционного и административного, а также на реализацию правовых норм оказывает влияние установление той или другой формы государства.

Форма государства показывает особенности устроения и функционирования государства. Форма государства как совокупность внешних признаков государства показывает, какова организация власти в данном государстве, как осуществляется власть, какими органами, какими органами, какими методами. Она включает в себя три  связанных между собой института: “форму правления, форму государственного устройства, государственный режим”1.

 

Форма правления характеризует состав высших органов государственной власти, порядок их образования, организацию и порядок взаимодействия между собой и населением. В соответствии с этим все государства подразделяются на монархии и республики.

В монархии высшая власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства монарха (короля, царя, шах и т.п.). Эта верховная власть обычно наследственная. При этом различают монархию абсолютную, характерную, как правило, для позднего периода средневековья, и монархию ограниченную, когда наряду с главой государства (монархом) имеется и другой высший орган (например, парламент). Современной формой ограниченной монархии является парламентарная монархия, в которой у монарха – номинальная роль, ведущую роль в управлении государством играет правительство, формируемое парламентом. Наиболее типичным примером парламентской монархии является современная Великобритания.

В республике все высшие органы власти избираются или формируются на определенный срок. Республики могут быть парламентарные либо президентские.

В парламентарной республике главой государства является выборное должностное лицо (президент). Его роль в формировании правительства, как и в управлении страной, носит чисто номинальный характер. Правительство, возглавляемое премьер-министром, формируется при условии, что оно располагает поддержкой парламента, перед которым несет политическую ответственность. В настоящее время парламентарная республика существует, например, в таких странах, как Италия, ФРГ, Австрия и др.

Президентская республика характеризуется тем, что во главе ее стоит президент, обладающий полномочиями главы государства и главы правительства. Правительство в такой республике назначается самим президентом и не несет политической ответственности перед парламентом. Президентской республикой, является, например, США, где впервые была установлена эта форма правления.

Под формой государственного устройства понимают национально-территориальную организацию, т.е. то, как организована территория данного государства, из каких частей оно состоит и каково их правовое положение. Государства по формам государственного устройства подразделяются на унитарные и федеративные. Формой соединения государств, союза между ними является конфедерация.

“Унитарное государство - это простое, единое государство, которое не имеет в своем составе иных государственных образований на правах его членов. Территория унитарного государства непосредственно делится на административно-территориальные единицы (области, округа, районы, департаменты и т.п.)”1. Унитарными государствами являются, например, Япония, Франция, Эстония. В таких государствах, в отличие от федерации, имеется одна конституция, один высший представительный орган государственной власти, одно правительство и т.д. В отдельных случаях, при наличии национальных меньшинств, в состав унитарного государства могут входить одна или несколько территориальных единиц, пользующихся особым статусом автономных государственных образований.

“Федеративное государство - это сложное союзное государство, возникшее в результате объединения ряда государств или государственных образований, которые выступают в качестве членов федерации. Члены федерации (штаты, земли, государства) имеют свое административно- территориальное деление. В отличие от унитарного государства федерация имеет две системы высших органов власти - федеральные органы и соответствующие органы власти членов федерации”2. К федеративным государствам относятся Российская Федерация, США, ФРГ и др.

Конфедерация - это менее прочное по сравнению с федерацией объединение (союз) государств, которые полностью сохраняют свою независимость. В конфедерации в отличие от федерации нет единой территории: в ней имеются территории отдельных государств - членов конфедерации. Нет в конфедерации и единого гражданства: имеется гражданство каждого отдельного государства, вступившего в союз. Объединение нескольких государств в  конфедерацию (в отличие от федерации) не приводит к образованию нового государства. В конфедерацию обычно объединяются государства для достижения определенных целей. При этом они создают специальные объединенные органы для координации действий. Как правило, решение этих органов становятся обязательными для граждан отдельных государств, входящих в конфедерацию лишь после их утверждения органами этих государств. Конфедерация  иногда предшествовала образованию федерации. Например, конфедерацией была Швейцария до 1848 года.

 

 Наряду с указанными выше элементами формы государства его особенности с точки зрения демократизма или антидемократизма выражает понятие политического режима.

Информация о работе Понятие государства