Понятие государства. Эволюция. Признаки государства и их описание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 20:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящего исследования является исследование аспектов, связанных с государством и его признаками.
Для достижение указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить и обобщить научную юридическую литературу, касающуюся объекта исследования;
- исследовать понятие государства;
- выявить особенности, характеризующие государство, т.е. его признаки.

Содержание

Введение…………………………….……………………………………………....2
Ι. Понятие государства ……………………………………………………………..5
1.1 Понятие государства в отечественной политико-правовой мысли начала ХХ в.в………………………………………………………………………….………….5
1.2 Эволюция представлений на государство в юридической наук…………….12
ΙΙ. Признаки государства………………………………………………………….17
2.1 Общая характеристика признаков государства………………………….….17
2.2 Определение признаков государства…………………………………….…..24
Заключение……………………………………………………………………….…27
Список литературы…………………………………………………………………29

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая тгп признаки государства.doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

Будучи разновидностью социальной власти, государственная  власть обладает всеми признаками последней. Вместе с тем она имеет немало качественных особенностей. Важнейшая  особенность государственной власти заключена в ее политической и  классовой природе. В научной и учебной литературе термины "государственная власть" и "политическая власть" обычно отождествляются31. Такое отождествление, хотя и не бесспорно, допустимо. Во всяком случае государственная власть является политической и содержит элемент классовости.

Вторым признаком  государства является разделение населения  по территориальному принципу. Это  означает, что в отличие от рода и племени, где люди были связаны  кровным родством, а не принадлежностью  к определенной территории, государство  имеет свою постоянную, строго локализованную территорию, определяет и охраняет ее границы. Население территории (страны), как правило, имеет устойчивую связь с государством в виде подданства или гражданства и пользуется защитой государства как внутри страны, так и за ее пределами. Осуществление государственной власти по административно-территориальному принципу позволяет определить ее пространственные пределы и формировать на этой основе ее центральные и местные органы32.

Таким образом, в государственно-организованном обществе властеотношения строятся не на кровно-родственных или предполагаемых родственных связях между людьми, а на основе их проживания на определенной территории в пределах государственных границ.

Третьим признаком  государства является суверенитет. Понятие «государственный суверенитет» появилось в конце средних веков, когда стали выдвигаться требования отделения государственной власти от церковной и придания ей исключительного, монопольного значения.

Суверенитет как  свойство (атрибут) государственной  власти заключается в ее верховенстве, самостоятельности и независимости. Иными словами, государственный суверенитет означает самостоятельность, независимость государства в осуществлении им своей политики как в пределах собственной территории, так и в международных отношениях при условии соблюдения суверенитета других государств.

Суверенитет - собирательный  признак государства. Он концентрирует  все наиболее существенные черты  государственной организации общества. Независимость, самостоятельность  и верховенство государственной власти выражаются в ее универсальности (только решения государственной власти распространяются на все население и все общественные, в том числе политические, организации данной страны), в возможности отмены любого незаконного решения иных общественных властей; в наличии исключительных средств воздействия, которыми никто, кроме нее, не располагает (армия, полиция, суды, тюрьмы и т. п.).

Государственный суверенитет современного государства, прежде всего, следует рассматривать  как юридический статус конкретной социальной общности, образованной на определенной территории и являющейся частью мирового сообщества33. Он представляет собой одно из средств, позволяющих государству достигать поставленные цели.

Каждое государство  в силу имеющихся возможностей стремится защищать и укреплять свой суверенитет. Например, в сегодняшнем мире насчитывается около 400 конфликтов различной степени интенсивности по противостоянию как между государствами, так и в самих государствах по поводу спорности статуса отдельных территорий. Это наблюдается и на постсоветском пространстве (Приднестровская Республика, Крым, Южная Осетия), и в Европе (отделение Косово; курды в Турции; корсиканцы, бретонцы и эльзасцы во Франции; фламандцы в Бельгии; валлийцы и шотландцы в Великобритании; фризы в Голландии и Германии; баски, каталонцы и галисийцы в Испании). До настоящего времени не имеет правового разрешения и четких исторических перспектив многолетний территориальный спор по поводу островов Курильской гряды между Россией (а ранее и СССР) и Японией.

Несмотря на формальное равенство признаков  государства по степени их влияния  на восприятие того или иного образования  как государства, в большинстве  случаев во главу угла ставится вопрос о суверенитете. В России основы дискуссий о суверенитете были заложены в федеративном договоре, ибо именно им бывшие автономные республики были признаны самостоятельными субъектами Федерации, а некоторые из них после оглашения своих деклараций о суверенитете поставили вопрос о целесообразности их трансформации в члены Содружества Независимых Государств (Республика Башкортостан) и даже признания в качестве субъектов международного права (Республика Татарстан).

Между тем те субъекты РФ, которые уравнивали себя в правовом положении с РФ в  целом, четко не уяснили отличительных особенностей Российской Федерации, которые выражались в многонациональном характере государственного суверенитета и единстве ее государственной власти. Российская Федерация представляла интересы всех субъектов РФ в международных отношениях и в деятельности Содружества Независимых Государств. В отличие от РФ, ее субъекты являли собой национально-государственные образования в рамках единой Федерации. Иными словами, национальный суверенитет у них выступал и выступает формой государственного суверенитета, а содержание государственного суверенитета республик как субъектов Федерации определяется их многонациональным народом.

По мнению С.Ю. Павлова, отсутствие суверенитета субъектов  Федерации влечет за собой и "негосударственный" характер иных элементов, внешне схожих с признаками государства. Так, территорию субъекта Федерации нельзя отождествлять с территорией государства, так как она входит в состав территории другого государства (Федерации), что противоречит самому понятию "территория государства". Налоговую и бюджетную системы субъектов Федерации нельзя рассматривать в отрыве от соответствующих федеральных систем, вторым уровнем которых они являются. Лишь о правовой системе субъекта Федерации можно говорить как о самостоятельном в определенной степени элементе, однако ее подчиненный характер не позволяет рассматривать ее как правовую систему государства, а следовательно - как признак государства34.

В целом уже  само отсутствие у субъектов федераций  ряда признаков государства (например, собственной финансовой системы, суверенитета и т.д.) не позволяет говорить о том, что субъекты федераций являются государственными образованиями. Однако и анализ имеющихся у них признаков, проведенный в исследовании С.Ю. Павлова, говорит о том, что соответствующие элементы не носят государственный характер, а интегрированы в системы более высокого порядка, которые таким характером и обладают.

Четвертым признаком  государства являются налоги. Государственные  налоги - это учрежденные особой публичной властью поборы с населения, взыскиваемые принудительно в установленных размерах и в определенные сроки. Они обусловлены тем, что государство, выполняя общие дела, нуждается в материальном обеспечении своей деятельности. Защита населения от внешнего врага, поддержание правопорядка внутри страны, реализация социальных программ, содержание управленческого аппарата - все это осуществляется на собираемые с населения налоги.

Одним из главных  признаков, отличающих государство от догосударственных форм общественной власти, является также издание правовых норм.

Без права государство  существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную  власть и тем самым делает их легитимными, т. е. законными. Без права, без законодательства государство не в состоянии эффективно руководить обществом, обеспечивать безусловную реализацию принимаемых им решений. Среди множества политических организаций только государство в лице своих компетентных органов издает веления, которые имеют обязательную силу для всего населения страны. Будучи официальным представителем общества, государство в необходимых случаях проводит в жизнь требования правовых норм с помощью специальных органов (администрации, полиции, судов и т. п.). Государство и право возникают одновременно, в результате одних и тех же причин, развиваются взаимозависимо и выполняют единые экономические, политические и социальные функции. Право возникло под воздействием тех же обстоятельств, что и государство, прежде всего - объективно обусловленной потребности иметь и проводить в жизнь всеобщие правила поведения для создания такого состояния взаимоотношений между людьми, такого режима, при котором обеспечивалось бы нормальное развитие общества. Право появилось вместе с государством для решения одних и тех же наиболее важных задач. Однако решаются они государством и правом по-своему.

Государство не может выполнять свое социальное назначение без того, чтобы не предписывать в нормативной форме индивидам, государственным органам и различным  организациям определенного поведения, не обеспечивать использования юридических прав и исполнения обязанностей35.

 

2.2 Определение  признаков государства.

В современной  отечественной юридической среди  ученых нет единого мнения по поводу того, что можно отнести к признакам  государства. Как отмечает А.В. Мелехин, сущностными признаками Российской Федерации являются: власть народа, суверенитет, верховенство власти, единый государственный аппарат, государственная целостность, российское гражданство и другие. Они нашли закрепление в соответствующих статьях Конституции и являются признаками первого порядка, которые присущи именно государству независимо от того, является ли оно демократическим или тоталитарным, федеративным или единым (унитарным)36.

В то же время  характеристики государства как  демократической, федеративной и правовой организации власти на определенной территории следует рассматривать как второстепенные признаки. Они не могут выдвигаться на первый план, противопоставляться сущностным признакам государства, вступать с ними в конфликт. Вторичные (второстепенные) признаки государства могут усиливать действие сущностных признаков, повышать эффективность государства, но это не превращает его в антипод демократического, правового, федеративного государства. Конкретное государство может быть унитарным или федеративным, демократическим или бюрократическим, но сущность его остается неизменной и раскрывается через родовые признаки. В противном случае нарушается соотношение первичных и вторичных признаков государства.

Все признаки государства  действуют в своей совокупности системно. Их взаимодействие друг с другом достигается в рамках и на основе единой политической организации, каковой является любое государство. В свою очередь, политическая организация также не может функционировать и развиваться без соблюдения субординационных начал. В частности, соподчинения составных частей центру, ядру организации государственной власти. Это предопределяет иерархичность в подходах к построению и распределению власти по предполагаемым условиям организации.

Провозглашение  Российской Федерации демократическим федеративным правовым государством вовсе не означает, что государству как реальной политической организации отводятся второстепенные роли (например, "ночного сторожа"). Президентская власть, стремящаяся построить сильное эффективное государство, часто вынуждена подчеркивать и консолидировать эти свойства, наполняя их конкретным содержанием.

Таким образом, в современной отечественной  юридической литературе понятие  государства определяется чаще всего  через его признаки. Однако среди  ученых нет единого мнения по поводу того, что можно отнести к признакам государства.

Так, А.Г. Тищенко  и П.А. Оль к ним относят: 1) наличие  государственной территории; 2) институт гражданства; 3) аппарат публичной  политической власти; 4) государственный  суверенитет. В.М. Сырых отмечает такие признаки, как: 1) налоги; 2) издание государством норм права. М.И. Байтин отмечает те же признаки, но дополнительно подразделяет публичную власть на аппарат управления и аппарат принуждения. Л.А. Морозова добавляет в качестве признака государства наличие государственной казны, что связано с существованием налогообложения и взиманием налогов. В.Е. Чиркин выделяет материальные факторы, характеризующие явление государственности, присущие государству: территория, население, институты государства, коммуникации, управленческие кадры37. Одним из современных признаков государства, по мнению О.М. Крылова, является его валюта38.

Многогранность  и сложность такого социально-политического  феномена, как государство, безусловно, предопределяет множественность научных подходов к пониманию его сущности, к выделению его признаков.

 

 

Заключение.

Научная мысль  до сего времени не сумела выработать достаточно полное, всеобъемлющее определение  государства. Дать такое определение, которое отражало бы все без исключения признаки и свойства государства, характерные для всех исторических периодов его развития, сложно, так как разнообразные условия существования государства на разных этапах развития обусловливают множество его особенностей и специфических черт. Вместе с тем все государства обладают набором таких универсальных признаков, которые проявляются на всех этапах развития.

По моему  мнению, наиболее полным является определение, сформулированное в учебнике под  редакцией А.Ф. Вишневского: «Государство - это политико-территориальная, суверенная организация управления обществом, состоящая из особого аппарата, обеспечивающего посредством правовых предписаний первоначально интересы господствующих классов, а по мере сглаживания классовых противоречий осуществляющая на правовой основе все более широкие общесоциальные функции»39.

Для того чтобы  определить, завершился ли переход  того или другого народа к государственно-организованному  обществу, исследователями введено  научное понятие «признаки государства», которые отличают его от общественной власти первобытнообщинного строя.

Все признаки государства  действуют в своей совокупности системно. Их взаимодействие друг с  другом достигается в рамках и  на основе единой политической организации, каковой является любое государство. В свою очередь, политическая организация также не может функционировать и развиваться без соблюдения субординационных начал. В частности, соподчинения составных частей центру, ядру организации государственной власти. Это предопределяет иерархичность в подходах к построению и распределению власти по предполагаемым условиям организации.

Информация о работе Понятие государства. Эволюция. Признаки государства и их описание