Понятие «цивилизация» утвердилось
в европейской науке в эпоху
просвещения и с тех пор
приобрело такую же многозначность,
как и понятие «культура». С
учетом этой многозначности и разрабатывается
сегодня цивилизационный подход
учеными запада и востока. В своих
исследованиях они опираются
на труды крупнейших представителей
философско-социологической мысли,
как О. Шпенглер, А. Тойнби, М. Вебер,
С. Эйзенштадт, П. Сорокин, М. Зингер [8].
Цивилизационный подход к решению
вопроса о соотношении государства
и социально-экономического строя
исходит из стремления покончить
с абсолютизацией материально-экономического
начала, из взгляда на государство
с предельно широких позиций
определяющего воздействия на него
духовно- нравственных и культурных
факторов общественного развития. В
отличие от формационной теории, обосновывающей
наличие детерминации государства
экономическими причинами, цивилизационная
теория доказывает существование детерминации
духовными факторами, которые могут
блокировать, или поощрять развитие
государства. Но было бы неверным в характеристике
и понимании государства стоять на позициях
признания равноправности двух подходов,
или представлений, что цивилизационное
влияние на развитие государства, осуществляется
в рамках формационного, базисно-надстроечного
и социально- экономического подхода.
В работах А. Тойнби, С. Хантингтона
и других выделяются те культурные и цивилизационные
критерии, которые позволяют классифицировать
различные типы государств. Например,
у С. Хантингтона выделяются христианские,
особенно православные, и мусульманские
цивилизации, которые, по его прогнозу
уже вошли в противостояние. Такой подход
наполняет конкретным содержанием такие
категории, как «Восток-Запад» и «Север-Юг».
Формационные критерии мало что объясняют
в современных государственных противоборствах,
внутреннем развитии конкретного государства
[6].
Формационный подход - это исследование
состояния и развития общества, закономерностей
смены исторических типов государств,
с точки зрения качественных изменений
в экономическом базисе общества,
его производственных отношениях и
классовой структуре.
Как объясняет данное научное направление,
любое общество находится в рамках
определенной общественно-экономической
формации и включает два основных
и неравнозначных по характеру компонента.
Первый - экономический базис, который
состоит из системы производственных
отношений и, прежде всего, отношений
собственности. Второй - надстройка, куда
относят общественное сознание, мораль,
право, государство, религию и науку.
С позиций формационной теории, тип
государства определяется тем, какому
классу оно служит, а значит, какому
экономическому базису. То есть тип
государства - это тесно взаимосвязанные
черты государства, соответствующие
определенной классовой структуре
общества, которая обусловлена экономическим
базисом.
Согласно цивилизационному подходу
социальная природа государства
определяется духовными и культурными
факторами. Тойнби пишет: «культурный
элемент представляет собой душу,
кровь, лимфу, сущность цивилизации; в
сравнении с ним экономический
и тем более политический планы
кажутся искусственными, заурядными
созданиями природы и движущих сил
цивилизации».
Цивилизационный подход - это исследование
состояния и развития общества, закономерностей
смены исторических типов государств
с точки зрения качественных изменений
в социокультурной среде общества, в духовной
культуре народа, его религии и нравах.
Цивилизационный подход выделяет три
принципа соотношения государства
и духовно-культурной жизни общества:
1. Природа государства определяется
не только реальным соотношением
сил, но и накопленными в
ходе исторического процесса
представлениями о мире, ценностями,
образцами поведения. Рассматривая
государство, надо учитывать не
только социальные интересы и
действующие силы, но и устойчивые,
нормативные образцы поведения,
весь исторический опыт прошлого.
2. Государственная власть как
центральное явление мира политики
может рассматриваться в то
же время как часть мира
культуры. Это позволяет избежать
схематизации государства и особенно
проводимой им политики как
результата отвлеченной игры
сил и, наоборот, раскрыть связь
государственной власти и престижа,
морали и др.
3. Разнородность культур - во
времени и пространстве - позволяет
понять, почему некоторые типы
государств, соответствующие одним
условиям, останавливались в развитии
в других условиях. В сфере
государственной жизни особое
значение придается различиям,
вытекающим из своеобразия национальных
культур и черт национального
характера [4].
Типология государств, в своем основании,
имеет общественно- экономические формации.
Каждая формация вызывает к жизни определенный
исторический тип государства. Так как
в истории человечества их выделялось
пять, а именно: первобытнообщинная, рабовладельческая,
феодальная, буржуазная и коммунистическая,
и с каждой из них, кроме первой, связывался
определенный тип государства, то был
сформулирован основополагающий тезис,
гласивший, что история знает четыре исторических
типа государства: рабовладельческий,
феодальный, буржуазный и социалистический.
1. Рабовладельческое государство.
Рабовладельческое государство
является первым историческим
типом государства, возникшим
в результате разложения первобытнообщинного
строя и представляющим собой
политическую организацию экономически
господствующего класса рабовладельцев.
Экономический базис рабовладельческого
общества составляет полная собственность
рабовладельцев не только на
орудия и средства производства,
но и на работников производства.
Рабовладельческая собственность
- это первый вид частной собственности.
Рабовладельческое государство
- государство, охраняющее, укрепляющее
и развивающее собственность
рабовладельцев, как орудие классового
господства.
2. Феодальное государство. Феодальное
государство - это второй исторический
тип государства. Его экономический
базис и основу производственных
отношений составляет собственность
феодалов на землю, как главное
средство производства, в эпоху
феодализма. Эта собственность сочеталась
с собственностью лично зависимых
от феодалов крестьян на необходимые
для обработки земли сельскохозяйственные
орудия и их труд. К основным
разновидностям феодального типа
государства, например в Европе,
формационный подход относит
раннефеодальные государства (княжества,
герцогства и др.), пришедшие им
на смену абсолютистские государства
и, наконец, свободные торговые
города, типа Венеции, Генуи, Новгорода
и др. Современные представления
о феодальном государстве значительно
более глубоки. Например, выделяется
договорная взаимозависимость сеньоров
и вассалов, взаимная система
прав и обязанностей, в том числе
обязанность сеньора содержать вассалов,
и обязанность вассалов защищать сеньоров.
3. Буржуазное государство. Буржуазное
государство - это третий исторический
тип государства, предусматриваемый
данной типологией. Как надстройка
над экономическим базисом оно
закрепляет и защищает буржуазный
экономический строй. Капиталистическое
государство охраняет условия
буржуазной эксплуатации, и прежде
всего, ее основу - частную собственность
на орудия и средства производства.
Независимо от своей формы
оно выступает как орудие господства
капитала над трудом.
4. Социалистическое государство.
Согласно формационной теории - это
высший и последний исторический
тип государства [2]. Это организация
политической власти трудящихся во главе
с рабочим классом, важнейшая организационная
форма экономического и социально- культурного
руководства обществом в условиях строительства
социализма и коммунизма, орудие защиты
революционных завоеваний народа. Согласно
теории, в отличие от вышеперечисленных
исторических типов государств, социалистическое
государство отличается следующими чертами:
1) Экономическую базу соц. государства
составляют общественные социалистические
формы собственности и социалистическая
система государства. Все перечисленные
виды основывались на частной
собственности.
2) Социалистическое государство
с момента своего рождения
становится орудием уничтожения
всякой эксплуатации и причин,
ее порождающих.
3) Социалистическое государство
имеет более широкую социальную
базу, т.к. управляют им трудящиеся.
Исходя из данной теории, социалистическое
государство уже не есть государство
в собственном смысле т.к. оно
не является орудием власти.
Фактически оно «полугосударство»,
выражающее волю и интересы большинства
членов общества - рабочего класса.
5. Переходное государство. Исходя
из основных исторических типов
государств, формационная теория
утверждает, что в рамках одного
и того же исторического типа
государства, как правило, существуют
его разновидности. Их возникновение
при одинаковой экономической
и классовой базе и классовой
природе обусловлено наличием
специфических условий - это соотношение
классовых сил в стране, климатические
условия, внешние условия и другие [7] .
Такие разновидности государств в
рамках одного и того же исторического
типа носят обычно промежуточный характер.
В переходных государствах власть принадлежит
не одному, а коалиции двух или нескольких
классов. Пример - государства, возникавшие
в период перерастания буржуазно-демократической
революции в социалистическую. В такие
периоды возникали и хотя недолго, но все
же функционировали государства революционно-демократической
диктатуры пролетариата и крестьянства.
Таким образом, нужно сказать, что
государство должно отвечать потребностям
гражданского общества. Чтобы функция
государства как выражения общности
сочеталась с его ролью как
инструмента классового господства,
оно вынуждено брать на себя миссию
известного компромисса между различными
общественными силами и их интересами,
т.е. каждый раз находить форму разрешения
всех противоречий. Выявление природы
государства предполагает рассмотрение
как вопроса о его соотношении
с социально-экономическим строем,
так и проблемы типологии государства.
Решение того и иного вопроса
в отечественной теории государства
и права ранее традиционно
опиралось на марксистское учение об
общественно-экономических формациях,
то есть на формационный подход.
- Сущность и типология российского государства
Актуальность исследования проблемы
обусловлена происходящими в
современном российском обществе системными
преобразованиями всех сфер общественного
бытия, в том числе и государственно-правовой
сферы. В целом современный этап
его развития характеризуется как
типично переходный период, при котором
наблюдается кардинальная смена
двух общественных и государственно-правовых
систем, прямо противоположных в
своих социально-экономических, духовно-нравственных
и идеологических составляющих. Начавшийся
с 90-х гг. XX в. период перехода от советского
общества и социалистического типа
государства и права, основу которых
составляла плановая, командно-административная
система, к рыночным отношениям, гражданскому
обществу и правовому государству,
основанным на демократических идеалах
и ценностях, представляется необратимым
процессом. Вместе с тем можно
предположить, что данный период является
лишь начальным этапом генезиса новой
государственно-правовой и социально-экономической
организации современного российского
общества. При этом ускоренный процесс
разрушения «развитого социализма» и
сами по себе идеи рынка и демократических
преобразований общественной и государственно-правовой
сфер современной России не могут дать
однозначный ответ на вопрос о том, государство
и право какого типа должны сформироваться
в российских условиях в ближайшей и отдаленной
перспективе [1].
Необходимо подчеркнуть, что ответ
на обозначенный вопрос также нельзя
обнаружить ни в действующей Конституции
Российской Федерации, ни в текущем
законодательстве, ни в судебных решениях,
ни в каких-либо иных официальных
документах органов публичной власти,
политических партий и иных общественных
объединений. В силу вышеизложенного
комплексный анализ концептуальных
основ типа современного Российского
государства и права и определение его
типологических особенностей является
одной из актуальных задач общей теории
государства и права.
В некоторой степени неопределенность
современного российского общества
в избрании основного вектора
своего государственно-правового строительства,
бессистемность и непоследовательность
осуществляемых зачастую реформ в государственно-правовой
сфере и, соответственно, в отдельных
случаях недостаточная их эффективность
предопределили и практический интерес
к исследованию типа современного Российского
государства и права. С учетом
анализа соответствующих типологических
признаков можно с различных
позиций рассмотреть проблему эффективности
функционирования государства в
современной российской практике, прийти
к пониманию тех действий, которые
могут обеспечить ему способность
сбалансированного управления процессами
реформирования российского общества.
Кроме того, исследование данной проблематики
позволит спрогнозировать основные
тенденции и перспективы дальнейшего
государственно-правового развития
российского общества.