Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2015 в 14:42, реферат
Краткое описание
Римское право - это система рабовладельческого права древнего Рима, включающая в себя частное право и публичное право. Римское право возникло в рабовладельческом обществе, но оно могло применяться и в обществах феодальном, буржуазном, поскольку представлялось классическим правом общества частной собственности.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3 1.Понятие источников римского права…………………………………………5 2. Виды источников римского права....................................................................6 2.1Источники права древнейшего периода………………………………….6 2.2 Источники права в классический период………………………………...9 2.3Источники права постклассического периода…………………………...13 Заключение……………………………………………………………………….19 Список использованной литературы…………………………………………...20
Новосибирский государственный технический
университет
Юридический факультет
Кафедра конституционного и международного
права
РЕФЕРАТ
по римскому праву
Понятие и виды источников римского права
Выполнил студент 2 курса
Некрасова Вита Сергеевна
Группа ЮФЗ-09
Проверила:
Соколова Тамара Тимофеевна
Новосибирск-2014
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
1.Понятие источников римского
права…………………………………………5
2. Виды источников римского
права....................................................................6
2.1Источники права древнейшего периода………………………………….6
2.2 Источники права в
классический период………………………………...9
2.3Источники права постклассического периода…………………………...13
Заключение……………………………………………………………………….19
Список использованной литературы…………………………………………...20
Введение
Римское право - это система
рабовладельческого права древнего Рима,
включающая в себя частное право и публичное
право. Римское право возникло в рабовладельческом
обществе, но оно могло применяться и в
обществах феодальном, буржуазном, поскольку
представлялось классическим правом общества
частной собственности.
Право римлян на протяжении
многих веков было хаотичным и бессистемным,
но - всегда живым, действующим, саморазвивающимся
правом. Законченную форму это право приобрело
в Восточной римской империи, принявшей
православие. Римское право занимает уникальное
место в правовой истории человечества.
Оно представляет наивысшую ступень в
развитии права в античном обществе древнем
мире в целом .
Особенно тщательно были разработаны
в римском праве различные способы защиты
интересов частных, а также многообразных
участников имущественного оборота. Именно
римляне, опираясь на весь предшествующий
мировой опыт, в том числе и стран Востока
,впервые сделали индивидуальную частную
собственность, а также другие имущественные права и
интересы предметом искусного и весьма
совершенного юридического регулирования.
На базе римского права, отличавшегося
большой разработанностью своих форм,
сложилась правовая культура, ставшая
общим достоянием человечества на последующих
этапах.развития цивилизации.Одним из
элементов этой правовой культуры была
римская юриспруденция, которая положила
начало как самостаятельной науке о праве,
так и профессиональному юридическому
образованию.
В обширной литературе по римскому
праву имеются различные варианты выделения
главных и более подробных этапов его
развития. Наиболее общей и удобной для
учебных целей представляется следующая
периодизация истории римского права.
1. Древнейший период (VI —
середина III вв. до н.э.)Римское право
этого периода характеризуется еще полисной
замкнутостью, архаичностью, неразвитостью
и сакральным .характером основных институтов.
2. Классический период (середина
III в. до н.э. —III в. н.э.). Именно в течение
данного периода римское право постепенно
освобождается от остатков патриархальности
и религиозности и превращается в светскую
юридическую систему, характеризующуюся
высшей ступенью разработанности не только
рабовладельческих, но и иных универсальных
человеческих отношений. Совершенство
этой правовой системы находит свое выражение
и в юриспруденции, давшей миру образцы
глубокого правовогоза и филигранной
юридической техники.
3. Постклассический период
(IV—VI вв.). В этов связи с разложением рабовладельческого
общества и государственности римское
право практически перестаетразвиваться,
несет на себе печать общего экономического
и политического кризиса. Изменения в
римском правепериода связаны главным
образом с его система-и постепенным приспособлением
к формирую.новым феодальным отношениям,
что уже в восточной части Римской империитии.
Понятие источников
римского права
Под термином «римское право»
(jus romanum) понимается правовой порядок,
существовавший в римском государстве
от основания Рима (753г. до н.э.) до смерти
императора Юстиниана (565г. н.э.)1
Исходя из принципов исторического
материализма в качестве предмета римского
права, системно рассматриваются элементы
истории римского государства, источников
римского права и элементы институтов
римского права (правовые установления
частного права во время существованиям
Рима). Таким образом, на основе конкретного
исторического материала и в зависимости
от общественно-экономических отношений
в Риме рассматриваются сферы государственного
устройства, источников права, развития
правовых отношений и все другие сферы
правовой жизни.
В юридической и историко-правовой литературе
применительно к римскому праву «источник
права» употребляется в различных значениях:2
1) как источник содержания правовых норм;
2) как способ (форма) образования норм
права;
3) как источник познания права.
2. Виды источников
римского права
2.1Источники права древнейшего периода
Огромную роль в формировании
римской правовой традиции в архаический
период играли жрецы. Особенно выделялась
среди них коллегия понтификов, которая
присвоила себе привилегию формирования
и толкования норм права. Понтифики были
по сути дела первыми римскими юристами.
В Риме (в отличие от стран Востока) сравнительно
рано происходит религиозных норм, связанных
с верованиями римлян и их долгом перед
богами, и собственно правовых норм, связанных
с деятельностью или с санкций римского государства.
Тем не менее, понтифики по-прежнему контролировали
всю юридическую деятельность в Риме.
В связи с этим право в архаический период
сохраняло во многом сакральный характер,
совершение юридических актов требовало
выполнения религиозного ритуала: жертвоприношения
клятвы и т. д. Древнейшим источником права в
Риме были правовые обычаи. Согласно римской
исторической традиции, другим источником права являлась
законодательство римских царей. Однако
существование этих законов время от времени
подвергается сомнению. В последние десятилетия
исследователи склонны не отвергать эту
традицию, считать достоверными сведения
о законах римских царей, по крайней мере
Нумы Помпилия и Сервия Тулия.3
Поскольку эти источники права,
тесно связанные с традицией и религией римского народа
(квиритов), выступали первоначально как
патрицианские, в литературе высказовалось
предположение о существовании особой
системе правовых обычаев у плебеев. Движение
плебеев за равноправие отразилось и в
правовой сфере, поскольку патрицианские
магистры и жрецы (понтифики) произвольно
толковали неписаные обычаи, игнорируя
интересы плебеев. С борьбой плебеев и
патрициев связывается принятие (около
450 года до н.э.) первых писаных римских
законов- Законов XII таблиц. Согласно традиционной
версии, для их составления была создана
первоначальная комиссия из 10патрициев
(децемвиры), подготовившая законы на десяти
таблицах, текст которых не удовлетворил
плебейское население Рима. В результате
острого политического конфликта была
создана новая комиссия децемвиров, состояв
как из патрициев, так и из плебеев, дополнившая
первоначальный текст еще двумя таблицами.
Традиционная версия происхождения
Законов XII таблиц в настоящее время нередко
ставится под сомнение. В самом тексте
Законов нет положений, свидетельствующих
непосредственно об уравнении в правах
патрициев и плебеев. Но очевидно, что
Законы стали основой общего для патрициев
и плебеев единого квиритского, или цивильного, права,
предназначенного исключительно для римских
граждан. Возможно, что принятие Законов
XII таблиц было связано с борьбой плебеев
с патрицианско-жреческой верхушкой, а
также с противоречиями между светской
и религиозной аристократией. Принятие
Законов XIIтаблиц означало ослабление
былых позиций понтификов, которые сохраняли
за собой право хранить и толковать неписаные
обычаи и законы, вырабатывать формы судебных
исков и злоупотребляли этим правом. Хотя
в Законах XIIтаблиц предусматривалось
использование клятв и совершение других
ритуальных действий, право уже было отделено
от религиозных норм и приобрело светский
характер.4
Законы XII таблиц были выполнены
на 12 медных досках, выставленных для всеобщего
обозрения на форуме — центре политической
жизни республиканского Рима. Знание этих
Законов было обязательным, а следовательно,
сих принятия стало необходимым светское
правовое воспитание (образование) римских
граждан.
В своем первоначальном виде
Законы XII таблиц не сохранились (погибли
в 390 году до н.э. при нашествии галлов),
и их содержание реконструировалось (в
XVI—XVII вв.) на основе фрагментов из сочинений
более поздних римских авторов.
По своей сути Законы XII таблиц
представляли обработку и консолидацию
обычного права Рима. Известное влияние
на них оказало греческое право южноиталийских
полисов. Но были включены и отдельные
новые положения, отступавшие от норм
обычного права (например,система штрафов
была отходом от древнего принципа талиона).5
Законы XII таблиц отражали еще
сравнительно низкий уровень развития римского общества
и правовой техники. Они были изложены
в виде кратких повелительных суждений
и запретов, некоторые из которых несли
на себе печать религиозных ритуалов.
Другим важным источником квиритского права были
законы. Законы XII таблиц завершались указанием
на то, что впредь всякое решение народного
собрания должно иметь силу закона. С предложением
о принятие нового закона в собрании обычно
выступали должностные лица (магистраты),
затем законопроект обсуждался в сенате
и за три недели до голосования предавался
гласности .В принятом законе выделялись,
как правело три части. В первой указывался
инициатор принятия закона, вторая содержала
саму норму, т. е. правовые предписания,
а в третьей устанавливалась санкция.
Принятый народным собранием закон немедленно
вступал в силу, если не предусматривалась
специальная отсрочка, и его текст в случае
особой важности выставлялся на форуме.6
2.2 Источники права в
классический период
В III веке до н.э. — III веке н.э.
формально продолжали действовать Законы
XII таблиц (официально они были отменены
в VI веке н.э. в ходе законодательных реформ
византийского императора). Глубокое уважение
римлян к своим правовым традициям и особенно
благоговейное отношение к ЗаконамXII таблиц
не позволяли им открыто отказаться от
этого исторического памятника. Но существенные
изменения в экономической и политической
жизни Рима сделали необходимым фактический
отказ в повседневной правовой практике
от устаревших норм Законов XII таблиц и
квиритского права в целом. Возникла насущная
необходимость в создании новых форм правотворчества,
более гибких и позволяющих учитывать
меняющиеся общественные условия.7
На новом этапе истории римского права его
характерным источником становятся эдикты
преторов, на базе которых наряду с цивильным
правом (по-прежнему уважаемым, но все
менее применяемым) вырастают новые, и
совершенно самостоятельные правовые
системы:"преторское право"и "право
народов". Обе эти системы были результатом
правотворческой деятельности преторов.
Таким образом, в Риме возникла сложная
(по сути дела — тройная) система источников права.
Вступая в должность, претор обнародовал
свой эдикт, где содержались юридические
формулы, с помощью которых он намеревался
поддерживать порядок и вершить суд.Эти
формулы существенно отклонялись от норм
цивильного права, хотя формально претор
должен был действовать в его рамках. Положения,
которые содержались в эдиктах, сами не
имели силу закона, но были обязательнными,
поскольку поддерживались преторской
властью. Сам претор был обязан следовать
своему эдикту, срок которого истекал
через год. Приходящий ему на смену претор,
как правило, лишь несколько изменял эдикт
своего предшественника, внося в него
новые положения и отбрасывая устаревшие.
Но поскольку основная часть эдикта сохранялась,
преторское право, наряду с гибкостью
и приспособляемостью, характеризовалось
определенной преемственностью и стабильностью.8
Особую роль в развитии права в
классический период сыграли эдикты претора
перегринов, должность которого учреждена
в 242 году до н.э. Последний регулировал
отношения между римскими гражданами
и иностранцами(перегринами), а поэтому
вообще не был связан нормами права. В своем
правотворчестве он обладал большой свободой
усмотрения, мог в своих правоположениях
ссылаться на "справедливость" или
на "естественный разум". Созданное
преторами перегринов "право народов"
было не международным, а внутригосударственным,
т. е. римским правом, его наиболее развитой
и совершенной частью.
С установлением империи постепенно
изменилось и полажение императоров в
ипреторов в политической системе Рима.
Формально преторы сохраняли право на
издание эдикта, но их активное правотворчество
приходило в противоречие с растущим самовластием
императоров. Поэтому уже в первые века
нашей эры преторы взяли за правило полностью
копировать эдикт своего предшественника.
Таким образом, содержание эдикта становилось
неизменным, и он не порождал новых норм права.
В связи с этим император Андриан решил
кодифицировать преторское право, поручив
эту работу известному юристу Юлиану (между
125 и 138 гг. н.э.). Составленный последним
эдикт (известный как эдикт Юлиана) был
официально одобрен сенатус-консультом
и получил название "вечного эдикта".
Он стал обязательным для всех последующих
магистратов. С этого времени преторский
эдикт по сути дела застывает и перестает
быть источником новых правовых норм.9
Уже в первые годы империи падает
значение народных собраний, которые к
концу I в. н.э. крайне редко принимали новые
законы, а затем вообще лишились этого права.
При императорах вновь выросло значение
сенатус-консультов, которые в предшествующий
период (в эпоху республики) не обладали
правовой силой. В первой I в. н.э. сенатус-консульты
обычно не имели санкций, но они приобретали
обязательную силу благодаря эдикту претора.
Но Адриан вновь вернул сенату законодательную
власть, и сенатус-консульты стали выступать
в качестве закона. Роль их как источника
права возросла, поскольку они составлялись
от имени принцепса и часто назывались
по его имени.10
Постепенно укреплялась и расширялась
и самостоятельная законодательная власть
императоров. Первоначально императорские
законы (конституции) рассматривались
как результат делегации власти со стороны
народных собраний, но во II в. н.э. юристы
обосновали положение, согласно которому
римский народ передал свою законадательную
власть императорам. К этому времени законодательство
императоров превращается в важнейший
источник права. Законы императоров в отличие
от многих актов магистратов действовали
на всей территории римскогогосударства,
а не были ограничены пределами города
или отдаленной провинции.