Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 14:28, курсовая работа
Целью исследования является правовой и социальный статус личности, как реальное положение человека в системе общественных отношений. В качестве теоретической и методологической основы изучения широко применялись труды и учебные пособия российских авторов по проблемам правового статуса личности в современных условиях. Общей теоретической базой явились такие источники, как Конституция РФ 1993г. и Матузов Н.И. «Правовая система и личность». Также были использованы такие источники, как Семин Г. «Основы Российского правового государства» и Коротков Н.В. «Круглый стол: Права человека и стратегия устойчивого развития».
Введение 3
1 Понятие и значение правового статуса личности 6
1.1 Конституционно – правовой институт 9
2 Элементы правового статуса личности 13
3 Виды статуса личности 18
4 Особенности правового статуса личности в правовом государстве 21
4.1 Права и свободы личности 26
5 Социальный статус личности. Его структура 31
5.1 Влияние самооценки на социальный статус личности 33
Заключение 36
Список использованной литературы 39
Социально-экономические (наряду с культурными) права касаются подержания и нормативного закрепления социально-экономических условий жизни индивида, определяют положение человека в сфере труда и быта, занятости, благосостояния, социальной защищенности с целью создания условий, при которых люди могут быть свободны от страха и нужды. Их объем и степень реализованности во многом зависят от состояния экономики и ресурсов, и поэтому гарантии их реализации по сравнению с гражданским и политическими правами менее развиты22.
В отличие от других видов прав человека особенностями социально-экономических прав являются: распространенность на определенную социально-экономическую область жизни человека; допустимость рекомендательных, «нестрогих» формулировок положений.
Сегодня значение социально-экономических прав для обеспечения правового статуса личности очень велико. Как отмечено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, «идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, может быть осуществлен, только если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами так же, как и своими гражданскими и политическими правами».
Обязанность государств в сфере защиты социально- экономических прав состоит в том, чтобы осуществлять прогрессивные экономические и социальные реформы, обеспечивать полное участие своего рода в процессе и выгодах экономического развития, использовать свои ресурсы для предоставления всем равных возможностей пользования данными правами. Каждое государство несёт ответственность за содействие экономическому, социальному и культурному развитию своего народа.
5 Социальный статус личности. Его структура
В наборе статусов всегда существует главный (наиболее характерный для данного индивида, по которому его выделяют окружающие или с которым его отождествляют). Главный статус определяет образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.
Иерархия и престиж статусов зависит от реальной значимости тех или иных функций для развития общества, воспроизводства его основных структур и от системы ценностей, шкалы предпочтений, учитываемой в данной культуре при "взвешивании" социальных функций.
Социальный статус личности складывается из размера дохода, социального престижа, уровня образования и политического влияния. Статус – основной элемент социальной структуры. Как элементы структуры статусы – пустые ячейки. Заполняющие их люди привносят разнообразие и подвижность. Статус обставляется соответствующими его рангу почестями, символами и привилегиями. Чем выше ранг, тем больше привилегий. Статус требует от человека социально одобряемого поведения, реализации определенных прав и обязанностей, адекватного ролевого поведения, наконец, идентификации, то есть психологического отождествления себя со своим статусом. В целом, когда идет речь о ранжировании статусов, то имеется в виду прежде всего престиж функций, закрепленных за данным статусом. Престиж, по сути, представляет собой иерархию статусов, разделяемую обществом и закрепленную в культуре, в общественном мнении. Социальный престиж статуса играет огромную роль в распределении социальных желаний, планов, энергии (в особенности, молодежи). В этой зоне создается особое социальное напряжение, сосредотачиваются наиболее активные, подготовленные, амбициозные члены общества. И в этом плане престиж того или иного статуса оказывает существенное влияние на самовосприятие, утверждение собственного "Я".23 Образование в современном мире играет интегративную роль при формировании социальных общностей, формировании взаимодействующей личности. Образование является ведущим мотивом в каждой деятельности. Благодаря вложениям в качественное образование значительно увеличивается мощность экономики страны. Образование готовит для человечества готовые образцы поведения и обуславливает возможность развития их.
Именно благодаря образованию осуществляется обмен знаниями, информацией, а, следовательно, и возможностями между слоями общества, между коллективами, государствами, людьми. Положение в обществе предопределяет главный статус, в основе которого, как правило, лежат должность, профессия. Профессия служит наиболее используемым, совокупным, интегративным показателем статусной позиции - вид работы определяет такие "статусные ресурсы" человека, как авторитет, престиж, власть. Безусловно, особое значение имеет статус личности, связанный с работой, профессией. Хотя следует отметить, что иерархия статусов может меняться. В 90-е годы в число ведущего статуса стало выдвигаться богатство человека, владение собственностью и финансовыми ресурсами, возможность «красиво жить». В этой ситуации не квалификация, не мастерство, не творческий потенциал, а обладание недвижимостью и счетом в банке стало целью значительной части молодежи, которая и получение специальности стала рассматривать как элемент или ступень в достижении значительного материального достатка. В этой связи следует отметить значение реальной стартовой позиции индивида, которая влияет на его оценку общества, дает определенную точку зрения на мир, которая во многом определяет дальнейшее поведение. Выходцы из семей с различными социальными статусами имеют неравные условия социализации, неодинаковые возможности для получения образования.
5.1 Влияние самооценки на социальный статус личности
Самооценка относится к центральным образованиям личности, ее ядру. Самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия.
Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе его мировосприятия. Но, несмотря на это (а может быть, именно благодаря этому), в структуре личности самооценке принадлежит особо важное место.
Развивается самооценка путем постепенного погружения (интериоризации) внешних оценок, выражающих семейные требования, в требования человека к самому себе. По мере формирования и укрепления самооценки возрастает способность к утверждению и отстаиванию своей жизненной позиции. Личность человека формируется там, где он общается и может проявить себя через отношение к окружающему миру. Процесс, в результате которого человек привыкает действовать в определенной социальной среде и в соответствии с нормами данного общества, имеет много аспектов и продолжается всю жизнь. В качестве основных институтов социализации прежде всего выступает семья и школа, затем выделяют ближайшее социальное окружение, далее - многочисленные так называемые малые группы, трудовые коллективы, где формируются профессиональные роли. Через эти каналы личность включается в целостную социальную систему путем освоения идеологических и культурных ценностей общества. Значимым этапом в процессе социализации является общение. Взвесить же личностные особенности партнера по общению можно только на базе самооценки, так как она подразумевает оценку себя, своей деятельности, своего положения в группе и своего отношения к другим членам группы. Задача выбора будущей профессии, профессионального самоопределения не может быть успешно решена без решения более широкой задачи личностного самоопределения, которая включает в себя построение целостного замысла жизни, самопроектирование себя в будущее. Важно подчеркнуть проблему самоосознания собственной индивидуальности, неповторимости и непохожести на других, формирование устойчивой самооценки и ее более широкого конструкта - Я-концепции. Формирование, развитие и изменение Я-концепции обусловлены факторами внутреннего и внешнего порядка. Социальная среда (семья, школа, все группы, в которые включена личность) оказывает сильнейшее влияние на формирование Я-концепции. Влияние семьи сильно не только в период самой ранней социализации, когда семья является единственной (или абсолютно доминирующей) социальной средой ребенка, но и в дальнейшем.24
С возрастом все ведущим мотивом выступает желание утвердится в коллективе, завоевать авторитет уважение и внимание. При этом те, кто ценит себя высоко, предъявляют высокие требования и в общении, стараясь им соответствовать. Самооценка играет очень важную роль в организации управления своим поведением, без нее трудно самоопределиться в жизни. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, то есть степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и др.). Люди с низкой самооценкой не уверены в себе, у них слабо развито чувство собственного достоинства, возникают трудности при общении с другими людьми, для них характерны весьма скромные цели и неуверенность в возможности их достижения.
Человек же с высокой самооценкой независим, самостоятелен и убеждены в успехе любого порученного им дела. Эта вера в себя помогает им придерживаться своего мнения, позволяет в спорных ситуациях отстаивать свои взгляды и суждения, делает их восприимчивыми к новым идеям.
Уверенность в себе, наряду с ощущением собственной значимости, рождает убеждённость в своей правоте и смелость в выражении убеждений. Эта установка и соответствующие ожидания обеспечивают им не только более независимый статус в социальных отношениях, но и немалый творческий потенциал, способность к энергичным и позитивным социальным действиям. В групповых дискуссиях они обычно занимают активную позицию, не испытывают особых затруднений, сближаясь с новыми людьми.
Многое из того, что делает человек или отказывается делать, зависит от уровня собственного достоинства человека. Низкая самооценка может быть и причиной и следствием одиночества. Они склонны относить неудачи в общении за счёт внутренних, самообвиняющих факторов. Низкая самооценка влияет на социальное поведение людей, они в большей мере испытывают социальную неуверенность и менее предрасположены к риску в социальных вопросах, а поэтому и менее склонны к установлению новых взаимоотношений или углублению существующих. Люди, осознающие собственную значимость, как правило, распространяют вокруг себя ореол удовлетворённости. Они менее зависимы от поддержки и одобрения окружающих, поскольку научились сами себя стимулировать. Такие люди своей предприимчивостью и инициативой заставляют вращаться социальный механизм, и соответственно им достаётся большая доля предоставляемых обществом благ.
Заключение
Завершая изучение правового статуса личности можно сделать вывод, что в целом конституционное регулирование правового статуса личности в Российской Федерации соответствует современным мировым стандартам. Однако при этом следует помнить, что провозглашение тех или иных (пусть самых демократических) прав и свобод в конституции в наших российских условиях, является лишь планом будущего строительства.
Целью данной работы было исследование правового и социального статуса личности, как реального положения человека в системе общественных отношений. В процессе работы цель была достигнута путем решения следующих задач:
- были изучены понятия и значения правового и социального статуса личности;
- рассмотрены элементы правового статуса личности;
- были изучены виды правового статуса личности;
- рассмотрены особенности правового статуса личности в правовом государстве (на примере Российской Федерации);
- была изучена структура социального статуса личности;
- было выявлено, влияние
самооценки на социальный
При выполнении этих задач можно сделать определенные выводы.
Правовой статус – это совокупность прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности, признаваемых и гарантируемых государством.
Значение проблемы правового статуса состоит в том, что она непосредственно затрагивает интересы людей, отражается на их судьбах, особенно в переломные периоды, когда общество формируется, рушатся старые и нарождаются новые связи, структуры, отношения.
В структуру правового статуса входят следующие элементы: правовые нормы, устанавливающие этот статус; правосубъектность; основные права и обязанности; законные интересы; гражданство; юридическая ответственность; правовые принципы; правоотношения общего (статусного) типа.
Правовой статус имеет несколько видов: общий статус гражданина; специальный статус определенных категорий граждан; индивидуальный статус; статус физических и юридических лиц; статус иностранцев, лиц без гражданства или с двойным гражданством, беженцев; статус российских граждан, находящихся за рубежом; отраслевые статусы: гражданско-правовой, административно-правовой, уголовно-правовой и т.д. профессиональные и должностные статусы; статус лиц, работающих в различных экстремальных условиях или особых районах страны.
Основу конституционного статуса личности в РФ составляют основные личные права человека
Конституция РФ закрепляет такие основополагающие личные права, как: право на жизнь; право на достоинства; право на свободу и личную неприкосновенность; неприкосновенность жилищ; неприкосновенность частной жизни; свобода телефонных, телеграфных, почтовых и иных сообщений; свобода информации; свобода определения национальности и выбора языка; право на свободу передвижения и выбор места пребывания и места жительства; право на выезд из России и возвращение обратно; свобода совести и вероисповедания; свобода мысли и слова.
Таким образом, Конституция Российской Федерации является потенциально мощной защитой правового статуса личности в государстве.
При четкой практической реализации всех этих конституционных принципов, Российская Федерация сможет претендовать на самое свободное и социально защищенное положение личности в мире.
Говоря о социальном статусе личности, можно сделать вывод о том, что социальный статус, обеспечивая определенные права и возможности и ко многому обязывает. С помощью социального статуса упорядочиваются, регламентируются отношения между людьми. Социальные статусы отражаются как во внешнем поведении и облике - одежде, жаргоне, манерах, так и во внутренней позиции личности - установках, ценностных ориентациях, мотивах. Каждый статус требует и дает людям возможность достижения социальных ожиданий людей из их модификации, если не создает условий реализации данных ожиданий.
Так же, хочется сказать о том, что возможны различные подходы к изучению социального статуса человека. Изучение социального статуса дает возможность установить многомерные отношения статуса как категории социологии, психологии, этнографии и лингвистики.
Наиболее важные, на мой взгляд, междисциплинарные характеристики понятия социального статуса человека сводятся к следующим положениям:
1) общественно значимые
различия между людьми имеют
биологическую и социальную
2) социальные признаки
индивида образуют иерархию в
соответствии с ценностями
3) социальные признаки
индивида неоднородны в
4) социальный статус человека раскрывается в ролевых, дистанционных и нормативных характеристиках поведения, обусловленных социально-экономическими и культурно-этическими факторами общественной жизни;
5) ролевые, дистанционные
и нормативные характеристики
поведения отражаются в
Принадлежность к определенному социальному статусу выражается в особенностях одежды, жилья, манер, способов времяпрепровождения тех или иных групп населения.
Социальный статус человека является объектом и инструментом политического воздействия. В политическом воздействии влияние на адресата оказывается посредством авторитета, аргументации, манипуляции и силы.
Список использованной литературы:
Информация о работе Понятие и значение правового статуса личности