Понятие и порядок проведения референдума

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 22:23, контрольная работа

Краткое описание

Референдум - это способ участия граждан в процессе принятия решений путем вынесения на голосование законопроектов и других решений, в том числе и экологически значимых, имеющих большое республиканское и местное значение. Референдум отличается от выборов тем, что в результате его проведения принимается решение не по мандату какого-либо должностного лица (президента, депутата), а по вопросу, имеющему общее значение. Таким образом, основное отличие выборов от референдума - в объекте голосования. Референдум - это не что иное, как народное голосование. Участвуют в референдуме граждане, обладающие избирательным правом.

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 33.04 Кб (Скачать файл)

1.Определите понятие <референдум> и изложите порядок  его проведения.

Референдум - это способ участия граждан в процессе принятия решений путем вынесения на голосование законопроектов и других решений, в том числе и экологически значимых, имеющих большое республиканское и местное значение.

Референдум отличается от выборов тем, что в результате его проведения принимается решение не по мандату какого-либо должностного лица (президента, депутата), а по вопросу, имеющему общее значение. Таким образом, основное отличие выборов от референдума - в объекте голосования. Референдум - это не что иное, как народное голосование. Участвуют в референдуме граждане, обладающие избирательным правом.

В соответствии со ст.73 Конституции Республики Беларусь для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни могут проводиться республиканские и местные референдумы. Более детально порядок проведения референдума определен Избирательным кодексом Республики Беларусь от 11 февраля 2000г.

Республиканские референдумы назначаются Президентом Республики Беларусь, а местные референдумы - соответствующими местными представительными органами Советом депутатов) по своей инициативе либо по предложению не менее 10 процентов граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории. Инициативная группа о проведении референдума должна включать: при проведении местного референдум - в области и городе Минске - не менее 50 человек; при проведении референдума в районе, городе, районе города - не менее 20 человек; при проведении референдума в поселке, сельсовете - не менее 10 человек. Инициативной группе референдума выдается свидетельство о регистрации в течение 30 дней со дня регистрации.

На рассмотрение местного референдума могут выноситься вопросы, имеющие наиболее важное значение для населения соответствующих административно-территориальных образований и отнесенные к компетенции соответствующих Советов народных депутатов.

На местный референдум не выносятся вопросы о принятии чрезвычайных и неотложных мер по охране общественного порядка, защиты здоровья и безопасности населения, о налогах, бюджете, вопросы, связанные с назначением, утверждением и освобождением должностных лиц, относящихся к компетенции соответствующего местного Совета народных депутатов.

Общественным объединениям, трудовым коллективам, коллективам средних, специальных и высших учебных заведений, гражданам Республики Беларусь предоставляется право беспрепятственной агитации за предложение по проведению референдума, за принятие решения, выносимого на референдум, а также против предложения по проведению референдума, принятия решения, выносимого на референдум.

Выносимый на референдум вопрос должен быть сформулирован инициативной группой четко и ясно с тем, чтобы на него был возможен однозначный ответ. Вопрос, предлагаемый на местный референдум, с учетом заключения соответствующей постоянной комиссии местного Совета народных депутатов и состав инициативной группы регистрируется исполнительным комитетом соответствующего Совета народных депутатов. В местных Советах народных депутатов, где исполнительные комитеты не образуются, регистрация производится председателями Советов.

Для реализации права инициативы граждан на проведение референдума по конкретному вопросу устанавливается двухмесячный срок (исчисление этого срока ведется с момента регистрации инициативной группы референдума). В случае, если в течение двух месяцев не было собрано необходимое число подписей, дальнейший сбор подписей прекращается. С инициативой по одному и тому же вопросу, связанной с проведением референдума, разрешается выступать не ранее, чем через год после истечения срока дня сбора подписей.

Решение принятое обязательным референдумом является окончательным, в утверждении не нуждается. Решения, принятые могут быть отменены или изменены только путем референдума, если иное не определено референдумом.

Именно эти положения определяют привлекательность референдума как формы непосредственного участия общественности в процессе принятия важных решений, в том числе способных повлиять на состояние окружающей среды конкретного региона, населенного пункта.

С момента инициирования (в случае инициирования общественностью - с момента подачи необходимого количества подписей) все расходы покрываются соответственно из государственного или местного бюджета.

Преимущества референдума перед другими формами участия общественности в процессе принятия решений:

  • Решение референдума является окончательным - это единственный процесс принятия решений, при котором мнение общественности носит обязательный характер для государственных органов,
  • Процесс принятия решений посредством референдума носит независимый характер,
  • Часто это единственный способ прямо повлиять на процесс принятия решений,
  • Решения, принятые на референдуме, обычно пользуются большей поддержкой, чем принятые только властями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Представьте  порядок заключения брачного  договора.

Способность к заключению брачного договора связана  со способностью к вступлению в брак. Поэтому брачный договор может быть заключен между дееспособными гражданами, достигшими брачного возраста (т.е. восемнадцати лет). Если лицо не достигло брачного возраста, но получило разрешение органа местного самоуправления на вступление в брак, то оно может заключить брачный договор до момента регистрации брака с письменного согласия родителей или попечителей . После вступления в брак несовершеннолетний супруг приобретает гражданскую дееспособность в полном объеме , а значит, вправе заключить брачный договор самостоятельно. Самостоятельно вправе заключить брачный договор при вступлении в брак в установленном порядке эмансипированные несовершеннолетние, поскольку с момента эмансипации они становятся полностью дееспособными . Гражданин, ограниченный судом в дееспособности, может быть субъектом брачного договора, но с согласия своего попечителя. Очевидно, что брачный договор относится к сделкам строго личного характера, следовательно, он не может быть заключен ни законным представителем лица, вступающего в брак, или супруга, ни по доверенности представителем (доверенным лицом).

Брачный договор может быть заключен как перед государственной регистрацией заключения брака, так и в любое время в период брака . Однако брачный договор, заключенный до государственной регистрации заключения брака, вступает в силу с момента государственной регистрации заключения брака. При этом временных ограничений, связанных с установлением какого-либо предельного срока от момента заключения брачного договора до момента государственной регистрации заключения брака, закон не предусматривает. Следовательно, брачный договор может вступить в силу через любой (в том числе достаточно длительный) период времени после его заключения. Важно, чтобы состоялась государственная регистрация брака между лицами, заключившими брачный договор. И, напротив, если, несмотря на заключение брачного договора, регистрация брака так и не состоялась, то такой договор не имеет юридической силы и не порождает никаких правовых последствий. Следует также иметь в виду, что заключение брачного договора – это право, а не обязанность лиц, вступающих в брак, и супругов.

Брачный договор заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами, и подлежит обязательному нотариальному удостоверению. Брачный договор удостоверяется надписью нотариуса в государственной или частной нотариальной конторе. При этом нотариус должен не только проверить соответствие закону брачного договора, но и разъяснить сторонам его смысл и значение. Текст договора должен быть написан ясно и четко, не содержать подчисток, приписок и неоговоренных исправлений. Причем фамилии, имена и отчества сторон в брачном договоре во избежание возможных недоразумений должны быть указаны полностью. Неукоснительное исполнение данных требований закона является очень важным как для самих сторон брачного договора, так и для третьих лиц. Действие брачного договора, как правило, рассчитано на длительный период времени, что требует ясности и четкости в определении имущественных прав и обязанностей супругов, которые и обеспечиваются нотариальной формой брачного договора. Несоблюдение нотариальной формы брачного договора влечет его недействительность. Такой договор является ничтожным и не влечет юридических последствий, за исключением тех, что связаны с его недействительностью. За нотариальное действие по удостоверению брачного договора взимается государственная пошлина.

 

 

 

 

 

 

3.Охарактеризуйте  личные неимущественные блага.

Статья 151 ГК содержит довольно широкий, но не исчерпывающий перечень важнейших нематериальных благ и прав. Первая группа этих прав принадлежит лицам от рождения и защищается гражданским законодательством. К ним следует отнести: право на жизнь, здоровье, личная неприкосновенность, личная и семейная тайна, неприкосновенность частной жизни, честь, достоинство, деловая репутация и т.п. Вторая группа нематериальных благ и прав принадлежит лицам в силу закона и регулируется гражданским законодательством. К ним следует отнести: право свободного передвижения, право на имя, право выбора места жительства и т.п.

Прежде чем перейти к особенностям защиты нематериальных благ, попытаемся определить содержание и обеспечение некоторых основных благ (прав).

Право свободного передвижения, выбора места жительства или места пребывания обеспечиваются тем, что только сам гражданин может решать, где может находиться его преимущественное и постоянное место жительства (см.: ст. 19 ГК; ст. 22 КоБС).

Право на имя. Законодательством предусмотрено личное право родителей в течение трех месяцев зарегистрировать рождение ребенка с указанием его имени. Гражданину также предоставляется право изменения имени в установленном законом порядке (см.: ст. 68–71 КоБС; ст. 18 ГК).

Личная и семейная тайна может состоять из сведений о личной (семейной) жизни, состоянии здоровья, распоряжения имуществом, рождении ребенка от донора или суррогатной матери и т.п.

Неприкосновенность частной жизни предполагает, прежде всего, неприкосновенность жилища, тайны переписки, телефонных переговоров, интимной жизни, частной документации, внешнего облика и т.п.

Честь – это объективная оценка лица, его моральных и иных качеств окружающими, в конечном итоге обществом.

Достоинство – это субъективная внутренняя оценка лица своих личных качеств и общественного значения.

Деловая репутация – это оценка профессиональных качеств лица (как физического, так и юридического) со стороны других лиц.

Личными неимущественными благами принято считать нематериальные блага, неразрывно связанные с личностью субъектов гражданских правоотношений, признанные государством и нуждающиеся в правовой охране. К ним относятся имя, честь и достоинство, авторское имя, изображение лица, и некоторые другие. Они являются объектами гражданских прав.

Личные неимущественные блага, не связанные с имущественными, характеризуют социально-правовое положение личности в обществе. Они возникают по поводу благ, лишенных экономического (имущественного) содержания, и отражают духовный интерес личности, ее индивидуальность, моральные и эстетические запросы. Эти блага высоко ценятся в обществе и защищаются государством.

Личные неимущественные блага, не связанные с имущественными, обладают рядом признаков:

Во-первых, они неотделимы от личности субъекта, неразрывно связаны с ним и не подлежат в какой бы то ни было форме отчуждению. В отличие от имущественных благ, их нельзя продать, подарить, обменять и т.д.

Само существование таких благ невозможно вне связи с определенным конкретным гражданином или юридическим лицом.

Во-вторых, как указано, эти блага не имеют экономического содержания и не обусловлены товарно-денежными отношениями. Так, правовая защита чести и достоинства граждан не может быть соединена с какими-либо имущественными взысканиями в пользу носителей этих благ.

В-третьих, по своему характеру указанные блага относятся к числу абсолютных и бессрочных, их носителю противостоит неограниченный круг обязанных лиц, которые должны воздерживаться от совершения действий, могущих нарушить его личное неимущественное благо. Хотя обязанность воздержания от нарушения и пассивная, но именно она обеспечивает эффективную и полную реализацию личных неимущественных благ.

В-четвертых, гражданское законодательство содержит нормы, рассчитанные на их применение тогда, когда совершается неправомерное посягательство на личные неимущественные блага граждан или организаций.

Наконец, на требования о защите личных неимущественных благ исковая давность не распространяется. К ним относятся защита чести и достоинства граждан и организаций, а также охрана интересов гражданина, изображенного в произведениях искусства.

Охрана прав на собственное изображение заключается в том, что опубликование, воспроизведение и распространение произведения изобразительного искусства, в котором изображено другое лицо, допускается лишь с согласия изображенного, а после его смерти — с согласия его детей и пережившего супруга.

Конституция провозглашает право гражданина на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество.

Таким образом, нельзя говорить о праве на честь и достоинство. Субъективное право — это возможность и обеспеченность определенного поведения. Что же касается чести и достоинства, то объективное право вовсе не определяет, как должен вести себя их носитель. Право предусматривает лишь защиту чести и достоинства, когда они уже нарушены. Поэтому правильнее говорить о субъективном праве защиты чести и достоинства граждан и организаций.

Закон не раскрывает понятия чести и достоинства. Честь — это определенная социальная оценка гражданина, объективное общественное отношение к нему, образующее его моральную и деловую репутацию. Под достоинством понимается осознание лицом своих качеств, способностей, стремлений и своего общественного значения. Это самооценка личности, но основанная на оценке обществом. Честь и достоинство представляют собой взаимосвязанные внешние и внутренние критерии моральной оценки личности. Поэтому они должны рассматриваться в неразрывной связи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Максимов, учащийся  ПТУ, был принят на работу помощником  оператора станков с ПУ и  с ним был заключён трудовой  договор на условиях  с 6 часовым  рабочим днём и с 5 дневной рабочей  неделей. Оцените ситуацию, используя  Трудовой Кодекс РБ.

Статья 21. Возраст, с которого допускается заключение трудового договора

Информация о работе Понятие и порядок проведения референдума