Понятие и признаки нормы права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 09:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучение и характеристика правовых норм.
Задачи:
-Дать понятие правовой нормы и рассмотреть признаки правовой нормы.
-Рассмотреть классификацию правовых норм.
-Изучить структуру правовых норм.
-Рассмотреть способы и формы изложения правовых норм в статьях нормативно – правовых актов.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие и признаки нормы права 6
Глава 2. Классификация правовых норм 11
Глава 3. Структура нормы права 18
Глава 4. Способы и формы изложения правовых норм 25
в статьях нормативных правовых актов
Заключение 29
Список использованной литературы и источников 31

Вложенные файлы: 1 файл

нормы права .docx

— 106.69 Кб (Скачать файл)

Существует  достаточно  много  оснований  для  классификации  норм  права  по  видам.

Их  можно  классифицировать  в  зависимости  от  видов  общественных  отношений,  которые  они  регулируют,  т.е.  по  предмету  правового  регулирования.  Как  известно,  предмет  регулирования  является  основным  критерием  образования  отраслей  права,  поэтому  по  данному  признаку  различают  виды  норм,  соответствующие  отдельным  отраслям  права:  нормы  конституционного  права,  нормы  трудового  права,  гражданско  -  правовые  нормы,  административно-правовые  нормы,  уголовно-правовые  нормы  и  т.д.  Этот  вид  классификации  облегчает  выбор  юридических  норм  и  их  толкование.  Он  ценен  при  проведении  систематизации  законодательства [14, с. 251].

В  зависимости  от  функциональных  особенностей  отрасли  права  подразделяются  на  материальные  и  процессуальные.  Значит,  можно  выделять  нормы  материального  и  процессуального  права.  Первые  непосредственно  закрепляют  права  и  обязанности  субъектов  права,  а  вторые  регулируют  порядок  рассмотрения  различных  юридических  дел,  защиты  субъективных  прав  и  обязанностей.

  По  назначению  правовые  нормы  подразделяются  на  регулятивные  и  охранительные.

К  регулятивным  (правоустановителъным)  относятся  нормы,  предназначенные  для  регулирования  общественных  отношений  путем  предоставления  их  участникам  прав  и  возложения  на  них  обязанностей.  Они  рассчитаны  на  правомерное  поведение  субъектов  и  составляют  большинство  юридических  норм [14, с. 252].

Охранительные  нормы  направлены  на  регламентацию  мер  юридической  ответственности,  а  также  специфических  мер  защиты  субъективных  прав.  Они  специально  создаются  для  обеспечения  действия  регулятивных  норм,  охраны  регулируемых  ими  общественных  отношений.

По  форме  предписания  или  способам  воздействия  на  общественные  отношения  нормы  подразделяются  на  обязывающие,  управомочивающие,  запрещающие  нормы.  Различия  между  ними  основаны  на  том,  на  что  делается  акцент:  на  возложении  обязанности,  установлении  запрета  или  на  предоставлении  права [14, с. 253].

Существенным  признаком  обязывающей  нормы  является  установление  конкретных  обязанностей  субъекта.  Так,  норма,  содержащаяся  в  части  второй  ст.  234  Гражданского  кодекса  Республики  Беларусь,  предписывает  обязанность  лиц,  обнаруживших  клад,  содержащий  вещи,  относящиеся  к  памятникам  истории  или  культуры,  передать  их  в  государственную  собственность.  Такой  же  характер  имеет  норма,  содержащаяся  в  части  первой  ст.  580  Гражданского  кодекса  Республики  Беларусь,  устанавливающая  обязанность  письменного  заключения  договора  аренды [8].

Управомочивающие  нормы  предписывают  определенный  вид  и  меру  возможного  поведения  субъектов  в  регулируемом  общественном  отношении,  т.е.  это  нормы,  которыми  предоставляется  соответствующее  право.  Так,  например,  в  соответствии  с  нормой,  сформулированной  в  ст.  282  Гражданского  кодекса  Республики  Беларусь,  собственник  вправе  истребовать  свое  имущество  из  чужого  незаконного  владения,  т.е.  возбудить  виндикационный  иск.  Следует  иметь  в  виду,  что  нередко  норма  права,  являясь  управомочивающей  для  одних  субъектов,  может  быть  обязывающей  для  других.

Запрещающие  нормы  устанавливают  обязанность  субъектов  воздерживаться  от  определенных  действий.  Так,  норма,  изложенная  в  ст.  218  Уголовного  кодекса  Республики  Беларусь,  запрещает  умышленное  уничтожение  либо  повреждение  чужого  имущества,  влекущие  причинение  значительного  ущерба,  и  устанавливает  уголовную  ответственность  за  совершение  этого  деяния [22].

В  соответствии  с  этим  критерием  классификации  выделяются  поощрительные  нормы,  т.е.  нормы,  в  которых  устанавливаются  меры  поощрения  за  совершение  действий,  особо  полезных  для  общества  [5, с. 46].  Так,  в  трудовом,  гражданском  и  других  отраслях  права  имеются  нормы,  устанавливающие  меры  поощрения  за  добросовестное  отношение  к  выполнению  своих  обязанностей.

В  качестве  одного  из  оснований  классификации  правовых  норм  может  быть  взят  характер  предписания,  содержащегося  в  норме,  который  обусловлен  используемым  методом  правового  регулирования.  Поскольку  существуют  два  основных  метода  правового  регулирования  -  авторитарный  (императивный)  и  автономный  (диспозитивный),  то  и  нормы  подразделяются  на  императивные  и  диспозитивные [14, с. 253].

Императивные  нормы  носят  характер  категоричного  предписания,  которое  не  может  быть  реализовано  как  -  то  иначе  участниками  правоотношений.  Императивными  являются  нормы  уголовного,  административного  права,  некоторые  нормы  трудового  права  и  др.  Например,  норма,  запрещающая  привлечение  работников  моложе  18  лет  к  ночным  и  сверхурочным  работам,  работам  в  государственные  праздники  и  праздничные  дни,  работам  в  выходные  дни  (ст.  276  Трудового  кодекса  Республики  Беларусь) [21].

Диспозитивные  нормы  допускают  значительную  свободу  выбора  вариантов  поведения  субъектов  определенных  отношений.  Иногда  они  называются  восполнительными.  Диспозитивные  нормы  рассчитаны  на  отсутствие  соглашения  между  участниками  правоотношений  по  определенным  вопросам.  Их  диспозиции  распознаются  обычно  по  таким  формулировкам,  как  «при  отсутствии  иного  соглашения»,  «если  иное  не  установлено  в  договоре».  Таким  образом,  сформулированы  уже  упомянутые  выше  нормы  ст.  581  Гражданского  кодекса  Республики  Беларусь,  предусматривающие  сроки  договора  аренды.  В  них  говорится:  «Договор  аренды  заключается  на  срок,  определенный  договором.

Если  срок  аренды  в  договоре  не  определен,  договор  аренды  считается  заключенным  на  неопределенный  срок.

В  этом  случае  каждая  из  сторон  вправе  в  любое  время  отказаться  от  договора,  предупредив  об  этом  другую  сторону  за  один  месяц,  а  при  аренде  недвижимого  имущества  -  за  три  месяца.  Законодательством  или  договором  может  быть  установлен  иной  срок  для  предупреждения  о  прекращении  договора  аренды,  заключенного  на  неопределенный  срок» [8].

В  данном  случае  сторонам  предоставляется  право  определить  самим  срок  действия  договора.  В  случае  если  они  такой  срок  сами  не  установили,  действует  правило  диспозитивной  нормы.

Выделяются  также  рекомендательные  нормы,  которые  носят  характер  советов,  предложений  компетентных  органов  о  путях  решения  определенных  вопросов  [19, с.163].  Этим  они  отличаются  от  императивных  норм.

Правовые  нормы  можно  классифицировать  и  по  юридической  силе,  т.е.  в  зависимости  от  видов  нормативных  правовых  актов,  в  которых  эти  нормы  содержатся.  Они  могут  быть  нормами  закона,  если  содержатся  в  законах,  и  подзаконными  нормами,  если  изложены  в  подзаконных  актах  (постановлениях,  решениях  и  др.). 

Законодательные  нормы  –  это  нормы  права,  содержащиеся  в  Конституции  Республики  Беларусь,  законах  Республики  Беларусь,  в  декретах  и  указах  Президента  Республики  Беларусь.  Данная  классификация  указывает  на  соподчиненность  юридических  норм,  на  их  юридическую  силу,  что  имеет  важное  практическое  значение  в  процессе  их  применения.

Подзаконные  –  это  нормы  права,  содержащиеся  в  иных  нормативных  правовых  актах  (постановления  Совета  Министров  Республики  Беларусь,  постановления  Пленума  Верховного  Суда  Республики  Беларусь  и  т.д.) [15, с. 19].

По  времени  действия  нормы  могут  подразделяться  на  временные,  постоянные  и  с  обратной  силой.  Временная  норма  означает,  что  срок  её  действия  определён.  Постоянная  правовая  норма  означает,  что  она  действует  бессрочно  до  её  официальной  отмены.  Правовая  норма,  действующая  с  обратной  силой,  означает,  что  она  распространяет  своё  действие  на  общественные  отношения,  возникшие  до  её  вступления  в  законную  силу [15, с. 20]. 

По  кругу  лиц,  на  которых  распространяется  действие  нормы,  они  подразделяются  на  общие  и  специальные.  Общие  нормы  распространяются  на  всех  граждан  независимо  от  их  профессиональной  деятельности,  принадлежности  к  определенной  социальной  группе  и  т.п.  (нормы,  содержащиеся,  например,  в  законах  о  гражданстве,  о  выборах  и  т.д.).  Специальные  нормы  распространяются  только  на  определенный  круг  лиц  в  связи  со  специальными  условиями  их  деятельности,  по  принадлежности  к  определенной  социальной  группе,  по  возрасту,  состоянию  здоровья  и  т.п.  (пенсионеры,  несовершеннолетние,  военнослужащие,  государственные  служащие  и  др.).  Например,  общей  нормой  трудового  законодательства  (ст.  112  Трудового  кодекса  Республики  Беларусь)  устанавливается  полная  норма  продолжительности  рабочего  времени  в  неделю  для  всех  работников  не  более  40  часов,  а  специальной  нормой  (ст.  114  Трудового  кодекса  Республики  Беларусь)  -  сокращенная  продолжительность  рабочей  недели  для  отдельных  категорий  работников [21].

В  зависимости  от  способа  изложения  юридических  норм  в  статьях  нормативных  правовых  актов  различают  также  нормы  прямого  изложения,  отсылочные  нормы  и  бланкетные  нормы.

Прямой  способ  изложения  состоит  в  том,  что  все  элементы  правовой  нормы  изложены  в  статье  нормативного  правового  акта.  В  этом  случае  структура  юридической  нормы  совпадает  со  структурой  соответствующей  статьи  акта  (например,  ст.  525  Гражданского  кодекса  Республики  Беларусь,  упоминалась  выше) [14, с. 224], [8].

Отсылочные  нормы  отличаются  тем,  что  их  структурные  элементы  не  располагаются  в  одной  статье  нормативного  акта,  в  связи  с  чем  делается  ссылка  на  другие  статьи  нормативного  правового  акта.  Например,  в  ст.  176  Гражданского  кодекса  Республики  Беларусь,  предусматривающей  недействительность  сделки,  совершенной  несовершеннолетним  в  возрасте  от  четырнадцати  до  восемнадцати  лет,  указывается,  что  в  случае  признания  сделки  недействительной  применяются  последствия,  предусмотренные  частями  второй  и  третьей  п.  1  ст.  172  этого  же  Кодекса.  Статья  176  Гражданского  кодекса  Республики  Беларусь,  таким  образом,  отсылает  нас  к  ст.  172  Гражданского  кодекса  Республики  Беларусь,  в  связи  с  чем  она  и  сформулированная  в  ней  норма  называются  отсылочными [14, с. 225], [8].

В  бланкетных  нормах  недостающие  части  (элементы)  содержатся  не  в  других  статьях  того  же  акта,  а  в  других  нормативных  правовых  актах.  К  такому  виду  можно  отнести  нормы  ст.  317  Уголовного  кодекса  Республики  Беларусь,  устанавливающие  уголовную  ответственность  за  нарушение  правил  дорожного  движения  или  эксплуатации  автодорожных  транспортных  средств.  Сами  же  эти  правила  в  статье  не  излагаются,  а  содержатся  в  специальном  отдельном  акте,  к  которому  следует  обратиться  при  применении  норм,  изложенных  в  ст.  317  Уголовного  кодекса  Республики  Беларусь [14, с. 224], [22].

В  юридической  литературе  встречаются  и  иные  основания  классификации  правовых  норм.  В  частности,  В.К.  Бабаев  классифицирует  все  нормы  в  зависимости  от  их  функциональной  роли  в  механизме  правового  регулирования  на  исходные  правовые  нормы  и  нормы  -  правила  поведения.  Ко  второму  виду  он  относит  типичные  нормы,  непосредственно  регулирующие  общественные  отношения.  Что  касается  норм  первого  вида,  то  он  выделяет  в  их  составе  нормы  -  начала,  нормы  -  принципы,  определительно-установочные  нормы,  нормы-дефиниции [3, с. 286].

Нормы  первого  вида,  следовательно,  определяют  исходные  начала,  основы  правового  регулирования  общественных  отношений,  его  цели,  задачи,  принципы,  пределы,  направления,  методы,  а  также  закрепляют  правовые  категории  и  понятия.  Они  не  регулируют  конкретные  общественные  отношения,  но  создают  базу,  основы  такого  регулирования  и  получают  логическое  развитие  и  конкретизацию  в  нормах  -  правилах  поведения  [3, с.  288  -  291].

Классификация  юридических  норм  в  зависимости  от  их  различных  видовых  признаков  имеет  важное  теоретическое  и  практическое  значение.  Следует,  однако,  отметить  известную  условность  различных  подходов  к  группировке  норм.  Не  случайно  возникает  немало  теоретических  споров  по  поводу  отрицания  одних  подходов  к  классификации  и  обоснования  других.  [19, с. 163  -  165].

Однако  при  всех  условностях  классификации  правовых  норм  на  виды  юридическая  наука  преследует  единую  цель  -  всестороннее  познание  и  совершенствование  этого  исходного  элемента,  первичной  клеточки  права,  усиление  его  регулирующего  потенциала.

 

3.  СТРУКТУРА  НОРМЫ ПРАВА

 

Структура  правовой  нормы  -  это  способ  организации  содержания  правила  поведения,  находящегося  в  этой  норме.  Это  правило  поведения  можно  представить  в  виде  структурных  элементов,  которые  последовательно  раскрывают  содержание  нормы  права.  Структуры  у  правовой  нормы  сложились  исторически,  постепенно,  и  тоже  представляют  большую  социальную  ценность.  Современная  теория  выделяет  три  основные  структуры  правовой  нормы:  социологическую,  логическую  и  юридическую. 

Юридический  анализ  нормативных  актов,  который  необходим  при  любой  правовой  деятельности,  предполагает  правильное  уяснение  смысла  каждой  юридической  нормы,  уточнение  целей,  которые  преследовал  законодатель,  издавая  конкретную  норму,  ясное  представление  о  ее  структуре.

Принцип  законности  требует  одинакового  понимания  этих  вопросов  всеми,  кто  руководствуется  в  тех  или  иных  ситуациях  предписаниями  правовых  норм.  В  свою  очередь,  знание  структуры  нормы  права  важно  и  для  законодателя,  поскольку  оно  обеспечивает  четкое,  рациональное,  логически  завершенное  построение  статей  нормативных  правовых  актов [13, с. 242].

Под  структурой  правовой  нормы  понимается  ее  внутреннее  строение,  наличие  в  ней  взаимосвязанных  между  собой  и  предполагающих  друг  друга  необходимых  составных  частей,  элементов.  В  совокупности  все  эти  части  могут  характеризовать  юридическую  норму  как  особое  правовое  явление.

Информация о работе Понятие и признаки нормы права