Понятие и признаки нормы права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 22:50, контрольная работа

Краткое описание

Основной целью работы является раскрытие проблемы понимания нормы права. В рамках этой темы рассмотрены следующие вопросы: основные признаки и понятие нормы права, анализ элементов, входящих в структуру нормы права. Важной задачей является определение различия в деонтологии собственно содержания правовой нормы и источника, которым норма установлена и охраняется от нарушений. Также в работе поставлена такая задача, как охарактеризовать норму права, выявляя различия регулятивных свойств, определяя место норм права в механизме правового регулирования, устанавливая системные свойства правовых норм и их взаимосвязи.

Содержание

1. Введение
2. Понятие и признаки нормы права
3. Виды и классификация правовых норм
4. Структура нормы права
5. Логическая структура правовой нормы
6. Соотношение норм права и текстов нормативных актов
7. Соотношение норм права и норм морали
8. Заключение
9. Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

прававедение 2256.docx

— 83.51 Кб (Скачать файл)

По кругу лиц выделяют нормы  права, действующие в отношении  всех лиц, находящихся в пределах территории данного государства, и  нормы права, распространяющие свое действие только на определенную катего­рию лиц, например, на военнослужащих, пенсионеров, депутатов, моло­дежь, врачей и т. д. В этих нормах определяется специальный адресат, спе­циальный субъект права.

По времени действия существуют нормы права постоянного действия, их абсолютное большинство и нормы  права временного действия, т.е. действия, заранее ограниченного определенным сроком.

В зависимости от способа выражения  и закрепления, т.е. по источни­кам права, существуют: нормы, издаваемые государственными органами и выраженные в нормативных актах; нормы, закрепленные в нормативных договорах; нормы, выработанные судебной и административной практикой и выраженные в судебных и административных прецедентах; нормы, закре­пленные в юридических обычаях; нормы, вырабатываемые юридической наукой; нормы, закрепленные в религиозных догмах.

Кроме указанных, существуют и иные классификации правовых норм по различным  основаниям.

Так, в зависимости от механизма  правореализации выделяют нормы права непрерывного, постоянного действия, которые регулируют функцио­нирующие постоянно в течение длительного времени те или иные общест­венные отношения (например, статусные, связанные с деятельностью лю­бого должностного лица, иного субъекта права по реализации его правово­го статуса); и нормы дискретного действия, регулирующие общественные отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются в зависимо­сти от наличия или отсутствия тех или иных юридических фактов, от воле­изъявления людей. К примеру, привлечь человека к административной ответственности можно только после совершения им административного проступка, т.е. при наличии соответствующего юридического факта.

По степени активизации социально-полезной деятельности иногда выделяют поощрительные  правовые нормы. Последние являются правила­ми, стимулирующими производственную, социальную, творческую актив­ность личности. Государству выгодно, когда люди не просто соблюдают требования правовых норм, а совершают действия, превосходящие зало­женный в праве минимальный уровень правомерности. Поэтому государст­во старается поощрять социально-активное поведение.

В зависимости от специфики объекта  регулируемых общественных отношений  выделяют социально-технические правовые нормы, которые устанавливают правила  обращения с различными техническими устройст­вами, правила поведения в отношении различных природных объектов.

4. Структура нормы права.

Правовая норма отличается единством, целостностью, не­делимостью. Для нее  характерна особая структура, т.е. специ­фическая компоновка содержания, связь и соотношение ее эле­ментов.

При анализе структуры нормы  права следует исходить из философского понимания этой категории. Под структурой по­нимается строение и внутренняя форма организации системы, выражающая как единство взаимосвязей между ее элемента­ми, так и законы данных взаимосвязей.

Будучи составной частью более  широкой проблемы, вопрос о структуре  правовой нормы имеет свое, вполне самостоятель­ное значение. Как отмечает С.С.Алексеев, это микроструктура права, в которой, в отличие от макроструктуры — подразделе­ния права на отрасли и институты (системы права), не столь зримо и рельефно обнаруживаются социально-политические особенности правового регулирования. В то же время в струк­туре нормы проявляются те специфические функции, которые они выполняют как первичное звено структуры права: обеспе­чение конкретизированной, детальной, точной и определенной нормативной регламентации общественных отношений.

Структура нормы права оформляет  ее внутреннее содер­жание. Норма права сможет выполнить свою роль регулятора общественных отношений, если будет способна реагировать на условия реальной жизни, в которых эти отношения формиру­ются, учитывать их свойства, в противном случае реализовать эту функцию будет просто невозможно. В норме должна быть предусмотрена и принудительная реализация предписания, иначе она буде не нормой, а пожеланием. Поэтому норма права представляет собой единство элементов-предписаний, выполняющих все указанные выше функции.

Традиционно считается, что в структуру  правовой нормы входит три элемента:

Гипотеза – это часть правовой нормы, в которой содержится описание условий действия данной правовой нормы. Гипотеза указывает на те фактические обстоятельства, при наступлении которых следует руководствоваться правилом, содержащимся далее. Сама правовая норма может начинаться со слов «если…», «в случае…», либо подобные выражения подразумеваются.

Если в гипотезе указано одно обстоятельство, с наличием или отсутствием  которого связывается действие юридической  нормы, то такая гипотеза называется простой.

К примеру, ст. 14 Закона РФ «О гражданстве  Российской Фе­дерации» гласит: «Ребенок, родители которого на момент его рож­дения состоят в гражданстве Российской Федерации, является гражданином Российской Федерации независимо от места рождения»1.

Если гипотеза действие нормы ставит в зависимость от нали­чия или отсутствия одновременно двух или более обстоятельств, то она называется сложной.

Именно таковой является гипотеза, изложенная в п. 2 ст. 17 того же Закона о гражданстве: «Ребенок, родившийся на терри­тории Российской Федерации от лиц без гражданства, является гражданином Российской Федерации».

Альтернативной называют гипотезу, ставящую действие юридической нормы  в зависимость от одного из нескольких пере­численных в законе обстоятельств.

Таковыми являются гипотезы многих норм того же Закона о гражданстве. Например, ст. 22 называет четыре обстоятельства, каждое из которых является основанием прекращения граждан­ства; п. 3 ст. 19 этого же Закона облегченный порядок приема в российское гражданство связывает с любым из шести перечислен­ных обстоятельств и т.д.

Вторым структурным элементом  нормы права является диспозиция – само правило поведения, которым  следует руководствоваться при наступлений условий, предусмотренных гипотезой. Диспозиция указывает на конкретные права и обязанности участников правоотношений. При формулировании правовых норм гипотеза может стоять и перед, и позади диспозиции.

В зависимости от того, как излагается правило поведения, раз­личают следующие виды диспозиции:

Простая диспозиция, называющая вариант  поведения, но, не раскрывающая, не разъясняющая его (например, ст. 39 Вод­ного кодекса РФ устанавливает, что обособленные водные объек­ты, принадлежащие на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, яв­ляются муниципальной собственностью. Что представляют собой обособленные водные объекты, норма не определяет).

Описательная диспозиция, описывающая  все существен­ные признаки поведения (такова ст. 84 Воздушного кодекса РФ, которая подробно перечисляет и описывает средства и действия по обеспечению авиационной безопасности: предотвращение до­ступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома; охрана воздушных судов на сто­янках; предполетный осмотр и др.).

Ссылочная диспозиция, не излагающая правило поведе­ния, а отсылающая для ознакомления с ним к другой норме закона (таковы, к примеру, диспозиции ст. 17 и 30 Воздушного кодекса РФ: «Использование воздушного пространства или отдельных его районов может быть запрещено или ограничено в порядке, уста­новленном Правительством Российской Федерации»; «Права и ответственность инспекторов определяются Правитель­ством РФ»).

Разновидностью ссылочной является бланкетная диспозиция. Она для ознакомления с правилами поведения отсылает не к нор­мам закона, а к инструкциям, правилам, техническим нормам и т.д.

Третьим элементом нормы права  является санкция - указание на меры государственного принуждения, которые могут быть применены к субъектам права, поступающим неправо­мерно. «Организация либо содержание притонов для потребления  наркоти­ческих средств или психотропных веществ (гипотеза) - наказываются ли­шением свободы на срок до четырех лет (санкция)»1.

Философы, а чаще всего социологи, под санкцией понимают не только негативные (порицание, наказание), но и позитивные (одобрение, поощрение) последствия  за социально значимое пове­дение человека2.

Санкция — логически завершающий  структурный элемент юридической  нормы. В ней выражается неодобрительное  отноше­ние общества, государства, личности к нарушителям нормы. До тех пор, пока нормы права не будут исполняться в силу убежде­ния, добровольно, до тех пор, пока существуют правонарушения, санкция будет оставаться действенным средством соблюдения и исполнения юридических норм, а тем самым — средством укреп­ления законности и правопорядка.

Санкция правовой нормы — понятие  собирательное. В зави­симости от характера неблагоприятных для нарушителя послед­ствий она может предусматривать:

Меры ответственности (лишение  свободы, штраф, выговор, взыскание  материального ущерба и др.); санкции  этого вида называются штрафными  или карательными.

Меры предупредительного воздействия (привод, арест имущества, задержание в качестве подозреваемого в совершении преступления, отмена акта государственного органа, принудительное лечение и  др.).

Меры защиты (восстановление на прежней  работе рабочих и служащих, ранее  незаконно уволенных; взыскание  алиментов и др.); назначение указанных  мер – устранение причиненного человеку вреда и восстановление его нарушенных прав (эти меры, в отличие от мер  ответственности предусматривают  выполнение правонарушителем лежащих  на нем и не исполненных ранее  обязательств).

Неблагоприятные последствия, возникающие  в результате поведения самого субъекта (утрата больным пособия по временной  нетрудоспособности вследствие нарушения  больничного режима или неявка без  уважительных причин на врачебный осмотр и т.д.). Санкции правовых норм целесообразно  классифицировать по объему и размерам неблагоприятных для правонарушителя  по­следствий, выделив три группы.

Абсолютно-определенные санкции, где  точно указан размер неблагоприятных  последствий (освобождение работника  от испол­нения своих обязанностей, увольнение, точно обозначенный раз­мер штрафа и др.).

Относительно-определенные санкции, где границы неблагоприятных  последствий указаны от минимального до максимального или только до максимального. Это, прежде всего многие санкции уголовно-правовых норм с формулировкой «наказывается лишением свободы на срок от... до... лет» или «наказывается лишением свободы сроком до ... лет».

Альтернативные санкции, где названы  и перечислены соединительно-разделительные союзы «или», «либо» несколько видов  неблагоприятных последствий, из которых  правоприменитель выбирает только одно – наиболее целесообразное для решаемого случая. Пример такой санкции: «Вандализм, то есть осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах, - наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев».

Демократизация социально-экономической  и политической жизни объективно обуславливает возрастание роли положительных, стимулирующих правомерное  поведение мер. Однако они диалектически  будут сочетаться с санкциями. Санкция  как часть юридической нормы  наиболее чутко реагирует на изменение  условий жизни общества и государства. Поэтому можно, не меняя довольно долго сами нормы права и изменяя  лишь их санкции, приспособить существующие нормативные предписания для  решения назревших потребностей общественного развития.

Содержание нормы права едино, ее элементы не изолиро­ваны, а составляют целое, в котором гипотеза, диспозиция и санкция предполагают друг друга, вытекают одна из другой.

Структура нормы права — это  и есть связь между ее эле­ментами, или, точнее, способ связи, который состоит в общем и государственно-обязательном характере нормы права. Иначе говоря, гипотеза обязательно связана с диспозицией, а послед­няя — с санкцией, и наоборот.

На первый взгляд может показаться, что многие нормы права санкций  непосредственно не содержат. Такие  нормы име­ются в государственном, административном, земельном, про­цессуальном и некоторых других отраслях права. Но, тем не менее, за ними стоит возможность государственного принужде­ния. Обычно санкцию следует искать в нормах административ­ного, а в некоторых случаях — уголовного права, потому что эти отрасли как бы «специализируются» на регулировании от­ветственности за нарушение установленного государством по­рядка во многих сферах общественной жизни. Если следова­тель или судья нарушили порядок производства по делу, то будут применены санкции норм административного, а не про­цессуального права. Если совершены правонарушения, преду­смотренные нормами земельного права, то применяются санк­ции норм административного, а в некоторых случаях и уголов­ного права. Причины такого структурного расчленения норм права коренятся в его системном характере, зависят от способа изложения нормы права в статье нормативно-правового акта.

Информация о работе Понятие и признаки нормы права