Понятие и принципы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 16:49, реферат

Краткое описание

Феномен власти во все времена вызывал большой интерес у представителей практически всех гуманитарных наук. И это не удивительно, если принять во внимание, что достаточно не просто найти более распространенную форму человеческих отношений, но в то же время столь таинственную среди других механизмов социального взаимодействия. Редкие формы человеческого общения выступают предметом столь оживленных дискуссий и диаметрально противоположных оценок в их понимании, и именно к ним относится власть. Я перед собой ставлю задачу исследования понятий и видов социальной власти, особенностей государственной власти, соединения и разделения властей. При этом объект исследования в нашей курсовой работе является понятия и признаки государственной власти, а предметом исследования методы осуществления государственной власти.

Вложенные файлы: 1 файл

политология.docx

— 51.84 Кб (Скачать файл)

Деньги тратят небескорыстно. От победителя ждут адекватных ответных действий. Идет искусная игра. Внешне надо разыгрывать перед избирателями пламенного борца за их чаяния, на деле же - обеспечивать покровителям безопасность и всякие блага.

Сегодня у депутатов и выборных должностных лиц остались лишь права, а юридических обязанностей перед избирателями нет. Многие депутаты и выборные должностные лица не справляются со своими обязанностями, а депутаты нередко попросту бездельничают, пользуясь мандатом в корыстных целях.

Под ответственностью депутата стоит понимать не столько санкции, сколько осознание каждым избранником своего долга перед народом. Но должна существовать и угроза досрочной утраты мандата. Это будет стимулировать и участие избирателей в выборах.

2. Система государственных органов РФ

Органы государства - это один из каналов, через который народ, согласно Конституции РФ (ст. З), осуществляет свою власть.

Органы государственной власти характеризуются следующими чертами:

1. наделены государственно-властными  полномочиями;

2. образуются и действуют  в установленном государством  порядке;

3. уполномочены государством  осуществлять его задачи и  функции;

4. являются составной  частью единой системы органов  государственной власти РФ.

В своей совокупности государственные органы Российской Федерации образуют единую систему. Согласно Конституции РФ (ст. 11), в нее входят органы государственной власти Федерации и органы государственной власти ее субъектов. Единство системы государственных органов РФ обусловлено тем, что эта система основывается на государственной целостности Российской Федерации, на единстве системы государственной власти. Единство системы проявляется в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов. Конституция РФ (ст. 10, 11) предусматривает наличие органов президентской, законодательной, исполнительной и судебной власти. Каждый из этих видов органов представляет собой фактически подсистему единой системы государственных органов Российской Федерации.

1. Президент Российской  Федерации является главой государства. Он выступает в качестве гаранта  Конституции РФ, прав и свобод  человека и гражданина. Президент, согласно ст.80 Конституции, обеспечивает  согласованное функционирование  и взаимодействие органов государственной  власти, осуществляет общее руководство  деятельностью Правительства и  других звеньев исполнительной  власти, с органами которой он  связан наиболее тесно.

2. Органы законодательной  власти - это Федеральное Собрание  РФ, народные собрания, государственные  собрания, верховные советы, законодательные  собрания республик в составе  РФ; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие  законодательные органы власти  краев, областей, городов федерального  значения, автономной области и  автономных округов. Основная особенность  этих органов состоит в том, что они избираются непосредственно  народом и никаким другим способом  формироваться не могут. В своей  совокупности они составляют  систему представительных органов  государственной власти РФ. Органы  законодательной власти делятся  на федеральные и региональные (субъектов Федерации).

3. К органам исполнительной  власти относятся Правительство  Российской Федерации, другие федеральные  органы исполнительной власти - министерства, государственные комитеты и ведомства  при Правительстве РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ - президенты и главы администраций субъектов РФ, их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства. Они составляют единую систему органов исполнительной власти, возглавляемую Правительством РФ. Для органов исполнительной власти характерно то, что они либо образуются (назначаются) соответствующими руководителями исполнительной власти - президентами или главами администраций, либо избираются непосредственно населением. Органы исполнительной власти выполняют особый вид государственной деятельности, которая носит исполнительный и распорядительный характер. Органы исполнительной власти делятся на федеральные и субъектов Федерации.

4. Органы судебной власти  образуют Конституционный Суд  РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный  Суд РФ, другие федеральные суды, а также суды субъектов РФ. Органы правосудия в совокупности  составляют судебную систему  РФ. Основной видовой особенностью  этих органов является осуществление  судебной власти посредством  конституционного, гражданского, административного  и уголовного судопроизводства.

5. Особую группу государственных  органов, не относящуюся ни к  одному из ранее названных  видов органов государственной  власти, образуют органы прокуратуры.

Прокуратура РФ, согласно Конституции (ст. 129), составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Основной видовой особенностью органов прокуратуры является осуществление ими надзора за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля за должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов.

6. Кроме названных органов  в систему государственных органов  РФ входят также ряд других  органов, осуществляющих вспомогательные, совещательные и иного рода  функции, которые определяются органами  государственной власти. К числу  этих органов относятся, например, Администрация Президента РФ  и Совет Безопасности РФ, полномочные  представительства Президента РФ.

 

2.1 Конституционные основы регионального управления

Организация регионального управления в России и характер использования местными властями социальных технологий регулирования общественно-экономических процессов сегодня в значительной мере предопределены нормативными отношениями между центром и субъектами Федерации.

Согласно Конституции Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов как равноправных субъектов в их отношениях с федеральными органами государственной власти.

В России существует единая системы государственной власти, т.е. федеральная власть распространяется на всю ее территорию. Кроме того, на территорию каждого субъекта Российской Федерации распространяется государственная власть этого субъекта, носящая региональный характер.

Конституция создает правовую основу для разграничения полномочий и предметов ведения государства и регионов, которые конкретизируются в индивидуальных договорах между Российской Федерацией и ее субъектами. Поэтому отдельным субъектам Российской Федерации могут быть предоставлены такие права, которыми не располагают другие субъекты.

Конституция не устанавливает систему органов государственной власти субъектов Федерации. Она предоставляет возможность субъектам самостоятельно определять их, требуя лишь соответствия системы региональных органов государственной власти основам конституционного строя и общим принципам организации государственной власти в стране.

Представительными (законодательными) органами государственной власти в субъектах Федерации являются думы, собрания и т.п.

Органами исполнительной власти выступают администрации (правительства). Деятельностью администрации руководит глава администрации (губернатор), его первый заместитель иногда является главой правительства. В систему исполнительной власти области, края входят отраслевые и территориальные органы управления и иные органы, создаваемые главой администрации, который самостоятельно определяет их компетенцию и утверждает Положение о них.

Конституция определяет предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, включающие:

- обеспечение соответствия  конституций и законов, иных нормативных  правовых актов субъектов Федерации  Конституции Российской Федерации  и федеральным законам;

- защиту прав и свобод  человека и гражданина, прав национальных  меньшинств, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности;

- совместную собственность  на землю, недра, водные и другие  природные ресурсы;

- разграничение государственной  собственности;

- природопользование;

- обеспечение экологической  безопасности;

- охрану памятников истории  и культуры;

- общие вопросы воспитания, образования, науки и культуры;

- координацию вопросов  здравоохранения;

- защиту семьи;

- социальную защиту, включая  социальное обеспечение;

- осуществление мер по  борьбе с катастрофами и стихийными  бедствиями;

- установление общих принципов  налогообложения и сборов;

- общее законодательство;

- кадровое обеспечение  правоохранительных органов;

- установление общих принципов  организации системы органов  государственной власти и местного  самоуправления и некоторые др.

Конституция устанавливает, что «вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти».

Например, в соответствии с уставами субъектов Федерации в исключительное их ведение входят:

- принятие, изменение и  дополнение устава, региональных  законов и иных правовых актов, контроль за их соблюдением;

- установление системы  органов законодательной и исполнительной  власти в регионе, определение  порядка формирования, организации  и деятельности этих органов  исходя из общих принципов, закрепленных  законодательством Российской Федерации;

- разработка и исполнение  региональных социально-экономических, научно-технических, экологических  программ;

- распоряжение природными  ресурсами, имуществом и финансовыми  ресурсами региона;

- решение вопросов административно-территориального  деления региона, организация и  развитие местного самоуправления;

- учреждение и присвоение  почетных региональных званий  и премий; иные полномочия.

Взаимоотношения между федеральным центром и субъектами Федерации в России носят двойственный характер, свойственный всем институтам переходного общества. С одной стороны, многие аналитики отмечают слабость центральной власти и отсутствие продуманной стратегии, в том числе в области регионального управления. С другой стороны, государство, представляя собой главную общественную силу, зачастую пытается регламентировать те области региональной жизни, которые и с точки зрения конституционного права, и из соображений целесообразности должны были бы находиться исключительно в компетенции региональных властей.

Это ведет к дроблению объектов социально-экономического управления, их двойному подчинению — региональной администрации и федеральному центру, что усложняет структуру управления и процесс принятия решений. С одной стороны, необходимость решения вопросов региональной жизни в центре сдерживает инициативу и самостоятельность региональных властей; С другой стороны, стремление центра к всеохватывающему контролю, истоки которого восходят к временам союзного Госплана его планированием вплоть «до последнего винтика», приводит к чрезмерной загрузке федерального правительства текущими вопросами вместо сосредоточения его на проблемах стратегического управления.

Такая управленческая ситуация в России обусловлена целым рядом объективных и субъективных факторов.

Во-первых, Конституция Российской Федерации определяет чрезвычайно широкий круг вопросов, отнесенных к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Наличие такой области двойного подчинения, управление которой сопровождается противоречиями между центральной и региональной властью, требует конкретного подхода и специальных решений в каждом отдельном случае. Так, например, трактовка пункта об установлении общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации может привести к устраивающему обе стороны решению только в результате длительного процесса переговоров и компромиссов.

Во-вторых, в России сложились общенациональные (или даже транснациональные) финансово-промышленные группы, имеющие свои интересы в регионах и стремящиеся их отстаивать с помощью центральной власти, заручившись поддержкой государственных чиновников. Интересы этих групп сталкиваются в ходе приватизации, развития банковской сферы, проведения экспортно-импортных операций и т.д.

В-третьих, установились особые отношения того или иного региона с Москвой, выражающиеся, например, в наличии представителей регионального «землячества» в различных органах центральной власти.

Информация о работе Понятие и принципы государства