Понятие и принципы федеративного устройства России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 15:45, реферат

Краткое описание

Сегодня нередки споры об исторических корнях российского федерализма. Иной раз их усматривают уже в процессе объединения княжеств, земель, царств и ханств в далеких столетиях, когда складывалось государство Российское. Этот процесс шел разными путями, охватывая добровольные союзы и спасительные присоединения, но не исключая и завоевательные походы. Со временем Россия превратилась в государство, спаянное воедино не только общностью исторического пути народов, но и общими интересами - экономическими, социальными, культурными, политическими. Однако Россия - и это хотелось бы подчеркнуть - создавалась и развивалась как централизованное унитарное государство. Чем более крепла царская власть, тем четче идеи единой и неделимой России принимали государственные формы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………………...............4
Понятие и принципы федеративного устройства России………………………………………….6
Основы конституционного статуса российской федерации и её субъектов……………..11
Разграничение предметов ведения и полномочий между федерацией и её субъектами…………………………………………………………………………………………………………………13
Заключение………………………………………………………………………………………………………………...16
Тестовые вопросы………………………………………………………………………………………………………17
Задачи…………………………………………………………………………………………………………………………19
Список литературы…………………………………………………………………………………………………….22

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по праву.docx

— 48.03 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Тестовые вопросы

 

1.Конституционное право – это:

А) система правовых норм, определяющих права и свободы граждан, государственное устройство РФ;

Б) система правовых норм, определяющий порядок принятия Конституции РФ;

В) институт государственного права.

 

2. Государство – это:

А) союз людей, проживающих на определенной территории;

Б) составная часть общества;

В) организация, осуществляющая управление обществом.

 

3. Главный признак государства - это:

А) наличие руководящих лиц;

Б) наделение государственно-властными полномочиями;

В) наличие исполнителей.

 

4. Суверенитет государства означает:

А) целостность государства;

Б) независимость от других государств;

В) принадлежность государства к союзу государств.

 

5. Формой государственного устройства является:

А) унитарное;

Б) демократическое;

В) президентская.

 

6. Высшей юридической силой в РФ обладает:

А) Федеральный конституционный закон;

Б) Конституция РФ;

В) Федеральный закон.

 

7.   Признак, отличающий закон от иных нормативных актов

А) издается в определенном порядке;

Б)  издается компетентным органом;

В) обладает высшей юридической силой.

 

8. Конституция РФ была принята:

А) Верховным Советом РФ;

Б) Съездом народных депутатов РФ;

В) путем всенародного референдума.

 

9. Высшим органом исполнительной власти в РФ является:

А) Президент РФ;

Б) Совет министров;

В) Правительство.

 

10. Территория РФ включает в себя: 
А) только территории ее субъектов  
Б) только территории ее субъектов и внутренние воды  
В) территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними

11. Республика – это:

А) форма государственного устройства;

Б) тип государства;

В) форма правления.

 

12. Федерация – это:

А) форма государственного устройства;

Б) структура государства;

В) союз государств.

 

13. Субъект РФ – это:

А) гражданин РФ;

Б) Республика, входящая в состав РФ;

В) Федеральное Собрание РФ;

 

14. В зависимости от взаимоотношений высших органов государства республики бывают:

А) унитарные;

Б) парламентские;

В) федеративные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАДАЧИ

ЗАДАЧА 1. 
Депутаты представительного (законодательного) органа одной из областей - субъектов Российской Федерации - предложили внести в Устав области следующее положение: "Глава субъекта назначает министра экономики области с согласия представительного (законодательного) органа области. Законодательный (представительный) орган области вправе выразить недоверие министру экономики, что влечет немедленное освобождение его от этой должности". 
Соответствует ли данное положение законодательству Российской Федерации?

 
Согласно ч. 4 ст. 25 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе обратиться к высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации с предложением о внесении изменений и (или) дополнений в акты, указанные в пункте 3 настоящей статьи, либо об их отмене, а также вправе обжаловать указанные акты в судебном порядке или в установленном порядке обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации указанных нормативных правовых актов. Кроме того, на основании ч. 1. ст. 24 этого же федерального закона законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации может принимать участие в формировании высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в утверждении или согласовании назначения на должность отдельных должностных лиц высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также в согласовании назначения на должность руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в случаях, предусмотренных федеральным законом. Формы такого участия устанавливаются конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации, а в отношении руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти также федеральным законом. 
Часть 2 ст. 24 устанавливает то, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе выразить недоверие руководителям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в назначении которых на должность он принимал участие, если иное не предусмотрено конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации. Принятие решения о недоверии указанным руководителям влечет немедленное освобождение их от должности или иные последствия, установленные конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации. Поэтому, основываясь на вышеизложенном, можно сделать вывод о том, что данное в условии задачи положение полностью соответствует действующему законодательству Российской Федерации.

 

 

 

ЗАДАЧА 2. 
Конституция одной из республик - субъектов Российской Федерации - предусматривает создание таможен на границах этой республики с другими субъектами Российской Федерации.

Соответствует ли данное положение конституции Российской Федерации?

 
Данное в условии задачи положение не соответствует Конституции РФ от 1993 года, поскольку в ч. 1 ст. 74 говорится о том, что на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, а территория республик является территорией РФ (ст. 67 Конституции РФ). Однако в той же 74 статье (ч. 2.) устанавливается положение о том, ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.  
Часть 2 комментируемой статьи предусматривает исключения из общего правила, допуская в отдельных случаях возможность введения ограничений в сфере экономической деятельности. Конституции). Оно может вводиться в соответствии с Законом РСФСР от 17 мая 1991 г. В условии данной задачи не идет речь об особых случаях или принятии специального федерального закона, поэтому положение Конституции одной из республик - субъектов Российской Федерации, предусматривающее создание таможен на границах этой республики с другими субъектами Российской Федерации, не соответствует Конституции Российской Федерации.

 

ЗАДАЧА 3.

Государственным языком Российской Федерации на всей её территории является русский язык. Имеет ли право республика входящая в состав Российской Федерации установить свой государственный язык?

 

Да, имеет право, так как в статье 68 сказано:

1. Государственным языком Российской  Федерации на всей ее территории  является русский язык.

2. Республики вправе устанавливать  свои государственные языки. В  органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик  они употребляются наряду с  государственным языком Российской  Федерации.

З. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

 
ЗАДАЧА 4.

Статьей 162 Конституции Республики Алтай закреплено, что государственные символы республики Алтай – герб, флаг, гимн выражают не только самобытность и традиции ее многонационального народа, но и суверенитет республики Алтай. Эта норма, по существу, воспроизводит пункт 1 Положения о Государственном Гербе Республики Алтай (утверждено постановлением Верховного Совета Республики Алтай от 6 октября 1993 года), согласно которому герб является символом государственного суверенитета Республики Алтай.  
Соответствуют ли нормы данных актов субъекта Российской Федерации статье 4 Конституции России?

 

Нормы данных актов субъекта Российской Федерации не соответствуют статье 4 Конституции России, так как в статье 4 Конституции РФ говорится следующее:

1. Суверенитет Российской Федерации  распространяется на всю ее  территорию.

2. Конституция Российской Федерации  и федеральные законы имеют  верховенство на всей территории  Российской Федерации.

3. Российская Федерация обеспечивает  целостность и неприкосновенность  своей территории.

 

ЗАДАЧА 5.

Президент Российской Федерации решил изменить границы между 2 субъектами Российской Федерации, имеет ли он на это право без их взаимного согласия?

 

Согласно статье 67 конституции Российской Федерации изменять границы между субъектами Российской Федерации можно только с их взаимного согласия, так что в данном случае нельзя изменить границы субъектов, даже Президенту РФ.

Статья 67 Конституции РФ:

1. Территория Российской Федерации  включает в себя территории  ее субъектов, внутренние воды  и территориальное море, воздушное  пространство над ними.

2. Российская Федерация обладает  суверенными правами и осуществляет  юрисдикцию на континентальном  шельфе и в исключительной  экономической зоне Российской  Федерации в порядке, определяемом  федеральным законом и нормами  международного права.

3. Границы между субъектами Российской  Федерации могут быть изменены  с их взаимного согласия.

 

ЗАДАЧА 6.

На пост Президента Российской Федерации был избран гражданин Иванов И.И. на срок 4 года, по истечении данного срока, Иванова И.И. переизбрали еще раз, на срок 4 года, а по истечении этого срока Иванов И.И. имеет право еще раз занять должность Президента Российской Федерации?

 

Согласно Конституции Российской Федерации (статья 81) гражданин Иванов И.И. не может быть избран на должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

Статья 81 Конституции РФ:

1. Президент Российской Федерации  избирается на четыре года  гражданами Российской Федерации  на основе всеобщего равного  и прямого избирательного права  при тайном голосовании.

2. Президентом Российской Федерации  может быть избран гражданин  Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в  Российской Федерации не менее 10 лет.

3. Одно и то же лицо не  может занимать должность Президента  Российской Федерации более двух  сроков подряд.

4. Порядок выборов Президента  Российской Федерации определяется  федеральным законом.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 
1. Основы  государства и права под редакцией  академика Кутафина О.Е. - М.: Юрист, 1997.

2. Общая теория  права и государства: -Учебник для юридич. вузов под ред. В.В.Лазарева. - М.: Юрист, 1994.

3. Конституция  Российской Федерации. - М.: Юрайт, 1998. 
4. Конституция Российской Федерации. Комментарий под общей редакцией Б.Н.Топорина, Ю.М.Батурина, Р.Г.Орехова. - М.: Юрид. лит., 1994. 
5. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации: - Учеб. для юридич. вузов и факультетов. - М.: Изд. группа ИНФРА. М - КОДЕКС, 1996. 
6.Н.В. Давлетшина, Б.Б. Кимлика, Р.Дж. Кларк, Д.У. Рей. Демократия: государство и общество: - Учебное пособие для школ, лицеев и гимназий. - М.: Институт педагогических систем, 1995.

7. Баглай М.В. Конституционное право РФ. М., 1998. 
8. Вишняков В.Г. Конституционное регулирование федеративных отношений // Государство и право. 1998. №12. 
9. Крылов 5.С. Федерализм и его будущее // Журнал российского права. 1999. №1. 
10. Ржевский В.А., Киселева А.В. Субъекты Российской Федерации: типология и конституционные основы организации // Государство и право. 1994. № 10.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Понятие и принципы федеративного устройства России