Понятие и субъекты конституционно-правовых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 21:22, контрольная работа

Краткое описание

Конституционно-правовые отношения — разновидность правовых отношений между гражданином и государством, между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ, другими субъектами, связанные с удовлетворением их интересов конституционно-правовыми средствами.
Конституционно-правовые отношения - общественные отношения, урегулированные нормами государственного права.
Данные отношения характеризуются такими объектами, как: свобода, достоинство человека, жизнь, целостность государства, государственная власть, а так же специфическими источниками, в роли которых выступают: Конституция, федеративный договор, федеральные конституционные законы.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа КПРФ.docx

— 29.57 Кб (Скачать файл)

 

 

Понятие и субъекты конституционно-правовых отношений.

Конституционно-правовые отношения — разновидность правовых отношений между гражданином и государством, между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ, другими субъектами, связанные с удовлетворением их интересов конституционно-правовыми средствами.

Конституционно-правовые отношения - общественные отношения, урегулированные нормами государственного права.

Данные отношения характеризуются такими объектами, как: свобода, достоинство человека, жизнь, целостность государства, государственная власть, а так же специфическими источниками, в роли которых выступают:  Конституция, федеративный договор, федеральные конституционные законы.

Конституционно-правовые отношения являются разновидностью публично-правовых отношений, в связи с чем характеризуются высоким политическим потенциалом, они выступают юридической формой политических отношений, и в этой связи выражают интересы разных социальных групп, коренные интересы общества в целом.

Структура  конституционно-правового отношения включает три элемента:

  • субъекты (число которых не может быть менее двух);
  • содержание;
  • объект.

Особенностями конституционно-правовых отношений являются:

  • специфика содержания. Конституционно-правовые отношения возникают в области общественных отношений, которые составляют предмет конституционного права;
  • специфика субъектного состава. Некоторые субъекты могут быть участниками только конституционно-правовых отношений;
  • специфика объектов конституционно-правовых отношений;
  • многообразие видов конституционно-правовых отношений и значительный удельный вес в нем общих  отношений.

Непосредственно содержание рассматриваемых отношений состоит из юридического и фактического содержания.

Юридическое содержание – это субъективные юридические права и обязанности его участников, которые определены нормой конституционного права. Непосредственно содержание рассматриваемых отношений состоит из юридического и фактического содержания.

Фактическое содержание – это фактическое поведение субъектов конституционно-правового отношения в пределах предоставленных субъективных юридических прав и обязанностей.

В юридическом содержании субъективное право конституционно-правовых отношений является мерой дозволенного поведения лица, которое наделено этим правом.

Субъекты конституционно-правовых отношений - участники общественных отношений, обладающие конституционной правосубъектностью, в силу которой при наступлении определенного юридического факта они могут быть участниками конституционно-правовых отношений.

Субъектам могут являться:

  • народ Российской Федерации как общность граждан Российской Федерации
  • граждане Российской Федерации и вынужденные переселенцы;
  • иностранные граждане
  • лица без гражданства и беженцы
  • российское государство в целом
  • субъекты Российской Федерации (республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа)
  • государственные органы Российской Федерации (Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, обе его палаты (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации)
  • государственные органы субъектов Российской Федерации
  • постоянные и временные комитеты и комиссии Совета Федерации и Государственный Думы Российской Федерации
  • общественные объединения (политические партии, общественные организации, массовые общественные движения, общественные объединения)

Для каждого субъекта присущие свои индивидуальные, присущие только им права и обязанности.

Все обязанности делятся:

  • Общие обязанности – это, к примеру, обязанность соблюдать конституцию Российской Федерации и законы своей страны.
  • Личные обязанности – это, к примеру, обязанность общественных объединений ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с таким отчетом.
  • Конкретные обязанности – это, к примеру, обязанность Президента РФ в течение четырнадцати дней подписать и обнародовать принятый федеральный конституционный закон.

Права и обязанности субъектов определяются определённой правоспособностью и дееспособностью.

Правоспособность - способность обладать правами и обязанностями в соответствии с нормами государственного права (наступает с момента рождения).

Дееспособность - способность самостоятельно, своими личными, осознанными действиями осуществлять принадлежащие им права и обязанности (наступает после достижения ими определенного возраста, дающего возможность самостоятельно реализовать то или иное право, установленное нормами государственного права).

Правовые акты Президента  РФ

Основной закон России (ст. 90) предусматривает два вида правовых актов, издаваемых Президентом, - указы и распоряжения. Как правило, указами оформляются решения Президента Российской Федерации нормативного характера, т.е. содержащие общие правила поведения, рассчитанные на постоянное или многократное применение и относящиеся к неопределенному кругу физических и юридических лиц, органов государственной власти и управления. Кроме того, согласно п. 3 распоряжения Президента РФ от 05.02.93 в форме указов издаются также решения о назначении и освобождении от должности руководителей центральных органов и иных структур системы федеральной исполнительной власти, о гражданстве, о предоставлении политического убежища, награждении государственными наградами и т.д.

Анализ правовых актов Президента России за последние 6 лет показывает, что в форме указов оформляются решения главы государства по значительно большему кругу проблем политического и общественного характера, исходя из значимости.

В форме распоряжений президента принимаются решения по оперативным, организационным, кадровым вопросам, а также по вопросам работы Администрации Президента. Они, в отличие от указов, не должны содержать предписаний, носящих нормативный характер. Вместе с тем в правовой практике Российского государства такой дифференцированный подход не всегда соблюдается. Так, указами Президента оформлялись решения о проведении различного рода мероприятий, например об Ассамблее общественного согласия, Общероссийском конгрессе по правовой реформе и т.д. В то же время ряд распоряжений Президента содержит правовые предписания нормативного характера (так, упомянутое выше решение от 05.02.1993 года хотя и включает положения нормативного характера, но было оформлено не указом, а распоряжением). Принципиально важно отметить, что правовые акты Президента не подлежат утверждению законодательными органами России. Лишь указы Президента Российской Федерации о введении военного положения и о введении чрезвычайного положения требуют утверждения Советом Федерации (ст. 102 Конституции). Но эти указы, во-первых, едва ли можно рассматривать как нормативные. Они приводят в действие нормативные акты - законы о военном и чрезвычайном положении. Во-вторых, как представляется, Совет Федерации, утверждая Указы Президента, выступает не как законодательный орган, а скорее как орган, выражающий мнение всех субъектов Российской Федерации.

Согласно указу Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 
"О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти", постановлено:

    • Указы и распоряжения Президента Российской Федерации (далее именуются - акты Президента Российской Федерации), постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации (далее именуются - акты Правительства Российской Федерации) подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
    • Акты Президента Российской Федерации и акты Правительства Российской Федерации в течение 10 дней после дня их подписания подлежат официальному опубликованию в "Российской газете", Собрании законодательства Российской Федерации и на "Официальном интернет-портале правовой информации", функционирование которого обеспечивает Федеральная служба охраны Российской Федерации.
    • Акты Президента Российской Федерации и акты Правительства Российской Федерации могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения по телевидению и радио, разосланы государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи.
    • Акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Понятие и субъекты конституционно-правовых отношений