Понятие и сущность власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 17:08, курсовая работа

Краткое описание

Мы живем в ΧΧΙ веке, который потрясает глубинными переменами во всех структурах политики, экономики, культуры. Проблемы мировоззренческой ориентации человека, осознание своей роли в обществе становятся главными. Всемирная история политических учений представляет большой политико-правовой опыт прошлых поколений, философы, мыслители и ученые во все времена брали на себя функцию прояснения проблем бытия человека, где центральное место занимала проблема власти. Становление и развитие политических учений отображает борьбу за политическую власть между различными социальными группами, классами, нациями. Сама «власть» является сложным явлением, можно даже сказать, что «власть» - закономерный признак нашей повседневной жизни, с которым мы сталкиваемся каждый день. Власть - инструмент выражения «воли государства». Реализация этой воли подкрепляет интересы политики. Я даже сказала бы, что «власть» - это своеобразный закон функционирования общества.

Вложенные файлы: 1 файл

курс раб.docx

— 82.52 Кб (Скачать файл)

Макиавелли родилась на основе глубокого анализа исторических фактов, ошибок и способов решения  проблем, как некий свод, выведенных из многовекового опыта, единственно  верных государственных решений. Проанализировав  теорию власти Макиавелли и критику  этой теории, передо мной отчетливо  стали вырисовываться причины такого восприятия этой теории обществом. На мой взгляд, теория итальянского мыслителя  явилась лишь отражением политической реальности, а она по своей сути не может не быть жестокой и коварной. В трудах Макиавелли мы сталкиваемся с реальными поступками конкретных исторических личностей, получается его  произведения лишь описание, своеобразное зеркало, в котором отражаются реальные поступки высокопоставленных государственных  деятелей и стоит заметить зачастую не самые высоконравственные. Так  может в этом кроется столь  рьяная критика Макиавелли? Может  многие просто увидели себя в персонажах произведений итальянского мыслителя  или боялись увидеть отражение  своей сущности? Человеку по своей  природе сложно признавать свои ошибки, поэтому легче придать критики, то, что отражает не самые благовидные  стороны человеческой натуры, чем  признать их.  Как известно отличительной  чертой идей Макиавелли был реализм, он показал то, что много веков  было принято скрывать, не выставлять на показ и приукрашать несуществующими красками. Ведь так легче прикрывать свои поступки и интересы, особенно если ты находишься у власти и прикрывать благородной маской свои цели, зачастую далекие от интересов общества. Макиавелли,  не только зеркально отражает стремления и сущность человеческих поступков, но как бы открывает изнаночную сторону политических процессов, показывая, как на самом деле ведется борьба за власть (интриги, предательства) и как она осуществляется. Если опираться на историю, то мы видим, что из века в век происходило обожествление государя, не исключением было и Средневековье, где правление государя причислялась к Божьему промыслу. Признание Верховной государственной власти одного человека над сотнями тысяч и миллионами подобных ему человеческих существ не может иметь места иначе, как при факте,  что в данной личности - царе - действует некоторая высшая сверхчеловеческая сила, которой нация желает подчиняться или не может не подчиняться. Макиавелли, говоря, что никто не лишен пороков, в том числе государь, нарушает это мировоззрение, чем вносит дисгармонию в сознание общества и как следствие заслуживает дурную славу. На мой взгляд «реалистичность» вот главная причина такой критики Макиавелли. Основные  идеи «макиавеллизма» в том, что человеческая природа несовершенна,  интересы государства является самоцелью, отделение политики от морали. В наше время понятие "макиавеллизм" нередко используется в различных гуманитарных науках. Макиавеллизм представляет собой общую стратегию поведения в межличностном общении, тенденцию манипулировать другими людьми ради своей выгоды. Со временем идеи и произведения теоретиков различных стран слились в одно течение антимакиавеллистического характера. Представители этого направления аргументировано доказывали вред для общественной мысли такой теории власти. В 1559 году католическая церковь внесла сочинения Макиавелли в «Индекс запрещенных книг». Существует бесконечно много точек зрения, с которых можно рассматривать это произведение. Произведение Макиавелли «Государь» оказали большое влияние на развитие политической идеологии. В нем сформулированы основные идеи построения диалога между властью и народом в буржуазном государстве. Крайнее выражение идей Макиавелли до сих пор остаётся камнем преткновения. Его теория вызывает споры и дискуссии, поднимает актуальные для современности проблемы борьбы за политическую власть и отражает реальные стороны государственной жизни без приукрашивания яркими красками всех реалий политики. В любом случае, какой бы не была оценка идей великого итальянца, его теория остается блестящим памятником политической мысли ΧVI века и бесценным историческим наследием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. «Государь» Никколы Макиавелли

«Государя надо трактовать, опираясь на исторические события, при  которых он создавался и тех, которые  предшествовали эпохе Макиавелли. Тогда  это произведение не только получит  свое оправдание, но и его можно будет назвать истинно великим творением подлинного политического ума высокой и благородной направленности».5

   Г. Гегель

     «Государь» - шедевр  политической мысли эпохи Возрождения.  Это блестящий и широко известный  трактат, написанный в основном  в 1513, но при жизни Макиавелли  так и не был издан. Вышел  в свет лишь через 5 лет после  смерти писателя, в 1532 году. Первоначальное  название книги было «О княжествах».  Никколо Макиавелли пишет своего "Государя" не для народных масс. В одном из писем своему другу он говорит, что с помощью этой книги, свидетельствующей о его политическом опыте, он хочет поступить на службу к новым правителям Флоренции и поэтому хочет преподнести её дому Медичи. Конечно же, Макиавелли мечтал, чтобы Италия была единым и сильным государством. Он надеялся на то, что эта книга послужит своего рода руководством к действиям по её объединению. Это работа была посвящена Джулиано Медичи, брату Льва X, однако в 1516 Джулиано умер, и посвящение было обращено к Лоренцо Медичи (1492-1519). На первый взгляд "Государь" своеобразное руководство по управлению государством - "если  хочешь  получить результат А - соверши действие Б". Автор приводит примеры наиболее часто совершаемых ошибок и их последствий, рассматривает оптимальные пути  достижения  желаемой  цели. Но при дальнейшем анализе книги открывается ее неоднозначность. Произведение, могло бы составить объемный том, а не на короткое  эссе, в котором Макиавелли уместил всю свою теорию. Закончил свое произведение Макиавелли словами поэта Франчесско Петрарка:

« Доблесть ополчиться на неистовство,

И краток будет бой.

Ибо не умерла еще доблесть

В итальянском сердце».

 

5 - Великие мыслители запада/ Пер. с англ. В. Федорина. М.: Крон-пресс, 1999г. 

 2.3. Концепция власти Никколо Макиавелли

 

    Свою теорию  власти Макиавелли основывает  на принципе оправдания средств,  применяемых политиком. Политическое  учение  Макиавелли  есть   учение, впервые отделившее рассмотрение политических проблем от религии  и  морали,  поставившее  целью содействовать формированию  национальных  государств  абсолютистского  типа. Оно  было  использовано  в  дальнейшем  идеологами  абсолютизма  и   вызвало яростную ненависть со стороны защитников  феодальных  устоев  и  феодального порядка. Главный объект изучения Макиавелли - государство. Главная  цель   -  сильное  государство,  во  главе  которого  стоял  бы идеальный государь. Единственная цель, которая оправдывает безнравственные средства - это создание и сохранение государства. Государство (независимо от его формы) Макиавелли рассматривал как некое отношение между правительством и подданными, опирающееся на страх или любовь народа.  Государство в трудах великого флорентийского мыслителя выступает в форме единоличного правления, но не в пользу монархии и в ущерб республике (превосходство  республиканского образа правления он обосновал в «Рассуждениях на первую декаду  Тита  Ливия»). Современная действительность, не давала перспектив создания государства в республиканской форме.   Республику он  считал порождением «честности» и «доблести» римского народа, тогда как в такой развращенной стране, как Италия нельзя было рассчитывать,  чтобы  могло   быть   что-нибудь   доброе.  В своей работе я буду говорить о государствах, управляемых единолично. Государства, управляемые единолично Макиавелли разделяет на унаследованные и новые. Наследному государю, как пишет Макиавелли в «Государе»,  гораздо легче удержать власть, чем новому, потому как для этого достаточно не преступать обычаев предков и без спешки приспосабливаться к новым обстоятельствам. Трудно удержать власть новому государю. Макиавелли сравнивает "недуг" в государстве с чахоткой "если своевременно обнаружить зарождающийся недуг, что дано лишь мудрым правителям, то избавиться от него нетрудно, но если он запущен так, что всякому виден, то никакое снадобье уже не поможет".  Государство, по Макиавелли, можно приобрести собственным оружием или доблестью. В новых государствах удержать власть бывает легче или труднее в зависимости от того, насколько велика доблесть государя. Может показаться, что если частного человека приводит к власти либо доблесть, либо милость судьбы (фортуна), то они же в равной мере помогут ему преодолеть многие трудности впоследствии. Однако сам автор отмечает, что тот, кто меньше полагался на милость судьбы, тот дольше продержится у власти. Тому, кто следует доблести, трудно завоевать власть, но легко её удержать. Основная трудность же заключается в том, что им приходится вводить новые порядки, без чего нельзя основать государство и обеспечить себе безопасность. А ведь замена старых порядков - дело не благодарное. "Кто бы ни выступал с подобным начинанием, его ожидает враждебность тех, кому выгодны старые порядки, и холодность тех, кому выгодны новые".  Новое государство также можно приобрести благодаря чужому оружию или просто благодаря "милости судьбы". Власть может достаться за деньги или быть пожалованной в знак милости. В этих случаях её легко приобрести, но трудно удержать, ведь государь "всецело зависит от воли и фортуны тех, кому обязан властью, то есть от двух сил, крайне непостоянных и прихотливых". Удержаться же у власти он не умеет, потому как человеку без особых дарований и доблести, прожившему всю жизнь в скромном звании, негде научиться править, и не может, потому, как не имеет союзников и надёжной прочей опоры. Существует ещё два способа сделаться государем. Это случаи, когда частный человек достигает верховной власти "путём преступлений, либо в силу благоволения к нему сограждан". Макиавелли отмечает, что жестокость в политике - вещь неоднозначная. "Жестокость жестокости рознь. Жестокость хороша в тех случаях, когда её проявляют сразу и по соображениям безопасности и плохо применена в тех случаях, когда поначалу расправы совершаются редко, но со временем учащаются. Действуя первым способом, можно удержать власть, действуя вторым - невозможно". "Обиды нужно наносить разом. Чем меньше их распробуют, тем меньше от них вреда, благодеяния же надо оказывать постепенно. В случае, когда человек делается государем своего отечества не путём злодеяний и беззаконий, а в силу благоволения сограждан, такого рода единовластие можно назвать гражданским, так как учреждается оно по требованию народа, либо знати в зависимости от того, кому первому представится удобный случай. Но тому, кто приходит к власти с помощью знати, труднее удержать власть, чем тому, кого привёл к власти народ, так как если государь окружён знатью, которая почитает себя ему равной, он не может ни приказывать, ни иметь независимый образ действий. Тот же, кого привёл к власти народ, правит один. Народ надо взять под свою защиту, так как даже в тех случаях, когда государь является ставленником знати. Макиавелли пишет " государю надлежит быть в дружбе с народом, иначе в трудное время он будет свергнут".7

7 - «Государь» Никколо Макиавелли/ сост. Р. М. Хлодовского. М.: Инфро - СТ, 2001г.

  Государь, о котором   идет  речь  в  знаменитой  книге, не  наследственный  монарх - деспот,  а  «новый  государь»  - человек, создающий новое государство,  которое в дальнейшем может  перейти и к республиканской  форме правления. Теория Макиавелли  на первый взгляд очень проста  и естественна, но при дальнейшем  рассмотрении раскрывается её  глубокий смысл. Государь Макиавелли - герой его произведения - это   разумный политик, применяющий  на практике  правила  политической  борьбы,  ведущие к  политическому   успеху.  Макиавелли стремился  написать «нечто  полезное». Отличительной  чертой этого сочинения, как  уже говорилось, является реализм.  Как говорил сам автор: «Более  верным является искать настоящей,  а не  воображаемой  правды  вещей».  Он отвергает распространенные  сочинения  об идеальных государствах  и идеальных государях,  отвечающих  представлениям  о должном ходе  государственных дел. Цель автора  «Государя» иная - практические советы  фактическому политику ради достижения  реального результата. Реальная  политическая  действительность  не  соответствует героям романов:  «Ведь тот, кто хотел бы всегда  исповедовать  веру в добро,  неминуемо погибает среди столь  многих людей, чуждых добра.  Князю, желающему удержаться, необходимо  научиться  быть недобродетельным,  и пользоваться или не пользоваться,  добродетелями,  смотря  по необходимости» - говорит в своей книге Макиавелли. Это не значит, что государь  должен нарушать нормы морали,  но он должен использовать  их  исключительно  в  целях   укрепления  государства. Только  с  этой точки зрения Макиавелли  рассматривает вопрос о нравственных  качествах  идеального правителя  - государя. Поскольку проявлять  добродетели на  практике   «не допускают условия человеческой  жизни», государь должен добиваться  лишь репутации добродетельного  правителя и избегать пороков,  лишь таких, которые могут лишить  его власти, «не отклоняться от  добра, если  это  возможно,  но  уметь вступить на путь  зла,  если  это  необходимо». "Государь, если он хочет сохранить  власть, должен приобрести умение  отступать от добра и пользоваться  этим умением, смотря по надобности".  Какими же личными качествами  должен обладать государь? Главное  моральное качество, которое объединяет  у Макиавелли все прочие и  является самоцелью - это честь.  Смысл чести вытекает из того, что она возможна только в  обществе, и проявляется преимущественно  в государственных делах. Она  продукт мнения, косвенно выражающий  зависимость человека от общества. У всех людей есть свои пороки, и государи здесь не исключение.  Иногда концепцию Макиавелли  трактуют как оправдание творимого  зла с точки зрения высшего  критерия, оправдания зла добром. В данном случае таким критерием  выступают интересы государства.  Какова для Макиавелли суть морали? Мораль можно определить,  как общее выражение сил, действующих в обществе, а именно - идеальных сил, размеры и границы которых зависят от возможностей мнения. Специфика морали в том, что она претендует на абсолютную ценность, поскольку отражают общий нравственный опыт общества. Тут возникает вопрос, должен ли политик (государь) соблюдать морально - нравственные устои? В принципе государственная деятельность должна соответствовать морали более  чем любая другая. На деле же во многих случаях необходимость заставляет от неё отступать в большей или меньшей степени. "Следует знать, - пишет Макиавелли, - что, когда на весы положено спасение родины, его не перевесят никакие соображение справедливости или несправедливости, милосердия или жестокости, похвального или позорного, предпочтение следует отдать тому образу действий, который спасёт её жизнь и сохранит свободу". Государство ближе к действительности, чем мораль и в его деятельности яснее выражена противоречивость нравственных  принципов - борьба общих и частных интересов. Макиавелли "освобождает" науку не от морали, а от абстрактного морализирования. Нравственные проблемы политики можно и нужно решать только в пределах этики.   Жестокость и милосердие занимают отдельное место во взглядах Макиавелли. Он считал, что мудрому государю нельзя злоупотреблять милосердием. Прослыв однажды излишне милосердным и прощающим, государь может навсегда лишиться уважения народа. А так как народу постоянно необходим хлеб и зрелища, а так же чтобы кто-то нес наказания за те беды, которые он терпит, государю необходимо время от времени находить виновных для того, чтобы умиротворять народ. Последнее оттого важно, что люди в силу своей природы никогда не будут обвинять себя, в то время как обвинять других в своих бедах легко, а государь отведет от себя беду и выступит в роли человека, который отвел беду от народа. Однако Макиавелли не отвергал возможности применения силы против населения. Лучше несколько раз провести расправы среди недовольных, чем запускать «болезнь» до такой степени, что ее невозможно будет уже вылечить. Жестокостью можно навести порядок в стране. Этим самым государь может проявить не что иное, как милосердие. Государю не следует считаться с обвинениями в жестокости, если он хочет удержать своих подданных в повиновении. "Учинив несколько расправ, он проявит больше милосердия, чем те, кто по избытку его потворствуют беспорядку". Учинив расправу, государю следует показать народу, что такие меры были необходимы. Так, Макиавелли практически узаконивает массовые расправы, наделяет государя безграничной властью.

Макиавелли пишет, что  может возникнуть спор, о том, что  лучше - чтоб  государя любили или  чтоб его боялись?   Было бы хорошо, если бы его и любили, и боялись, но любовь не уживается со страхом. Поэтому когда стоит выбор, нужно  выбирать страх. Ведь люди лицемерны  и склонны к обману. "Пока ты делаешь им добро, они твои всей душой, обещают ничего для тебя не щадить ни жизни, ни детей, ни имущества, но когда  у тебя явится в них нужда, они  тот час то тебя отвернутся". Государю нужно внушать страх, но делать это  надо так, чтобы избежать ненависти. К такому способу Макиавелли относит  воздержание от посягательства на имущество  граждан. Мудрому правителю лучше  рассчитывать на то, что зависит  от него самого. Здесь надо сделать  оговорку. Со страхом, так же как  и с жестокостью, нужно не перегнуть  палку, так как государь может  превратиться в глазах подданных в тирана. Макиавелли пишет, что многие правители превращаются в тиранов. Макиавелли противник тирании. Также, рассматривая качества, которыми должен  бы  обладать  идеальный государь,  Макиавелли  впервые в Новой истории заговорил об  экономике государства как составной части его благополучия. На вопрос должен ли государь быть щедрым или бережливым Макиавелли отвечает так: "Хорошо иметь славу щедрого государя. Но тот, кто проявляет щедрость, чтобы слыть щедрым, вредит самому себе". «Раз государь не может без ущерба для себя проявлять щедрость так, что бы её признали, то не будет ли благоразумнее примириться со славою скупого правителя? Ибо со временем, когда люди, увидят, что благодаря бережливости он удовлетворяется своими доходами за ним утвердиться слава щедрого правителя, и он действительно окажется щедрым по отношению ко всем тем, у кого ничего не отнял, а их большинство, и скупым по отношению ко всем тем, кого мог бы обогатить, а таких единицы".  Если государь, желая прослыть щедрым правителем, станет неразумно растрачивать казну, то народ скажет, что он разоритель. Что бы этого избежать, ему придется пополнять казну за счет повышения налогов, а это вызовет массовое недовольство. Если же государь, решит умерить свою щедрость, его обвинят в скупости. «Ничто другое не истощает тебя, как щедрость» - говорил автор.  Однако чужое имущество, которое не принадлежит правителю или его подданным, он может раздаривать "щедрой рукой",  ибо, расточая чужое, он только прибавляет себе славы, в то время как, расточая своё - только вредит себе. Должен ли государь твёрдо держать своё слово? Этому даже посвящена целая глава его произведения. Макиавелли представляет политику управления, делает ее «грязным» делом, таким, какой мы видим ее сейчас. Макиавелли пишет следующее: "Мы знаем по опыту, что в наше время великие дела удавались лишь тем, кто не старался сдержать данное слово, и умел, кого нужно, обвести вокруг пальца".  "Разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие его дать обещание".8  Сила государя и государства измеряются возможностью или невозможностью к обороне от внешних и внутренних  врагов.  Против первых Макиавелли предлагал только два оружия:  удачные политические союзы и сильная армия. Что касается внешней политики, то тут  Макиавелли советует государю опираться не только на свои ум и силу, но и на хитрость зверей. Именно на  внешнеполитическом  поприще должно  пригодиться ему умение быть не только "львом", но и "лисом". Лев боится капканов, а лиса - волков. Значит нужно быть лисой, чтоб избежать капканов и львом, чтоб отпугнуть волков. Неразумного политика, - предупреждает Николо Макиавелли, - подстерегает множество смертельных опасностей. Опасно слишком доверять союзникам, ибо ни один человек не будет отстаивать твои  интересы так же рьяно, как свои собственные. Таким образом, для успеха в проведения внешней политики государь должен быть умён, хитёр, изворотлив. Государь может и даже должен обладать лисьей натурой, но он должен уметь её прикрывать. Лицемерие - отнюдь не порок для государя. В глазах людей надо являться сострадательным, верным слову, милостивым, искренним, благочестивым - и быть таковым, в самом деле, но внутренне надо сохранять готовность проявить и противоположные качества, если это окажется необходимо. Как политик, идеальный государь обязан сочетать в себе смелость и решительность с осторожностью и предусмотрительностью. Таким примером политического и государственного деятеля является  для Макиавелли Цезарь. Макиавелли рекомендует государю, при нужде в финансах, всегда иметь возможность укрыть население за высокими стенами, осада которых завоевателю покажется изнурительным делом, и обеспечить людей продовольствием во избежание недовольства в войске. Видя, что неприятель безуспешно атакует город, и, не имея нужды в пище, народ стерпит даже то, что дома за стенами крепости будут разрушены. После удачной обороны государь будет прославлен и найдет уважение к себе как к полководцу. Макиавелли утверждает, что власть, какой бы она не была, должна быть твердой, непоколебимой. Власть не должна находиться в подвешенном состоянии иначе она рухнет. В основе власти во всех государствах лежат хорошие законы и хорошее войско. Но тут же он делает оговорку о том, что хороших законов не бывает там, где нет хорошего войска, и где есть хорошее войско, там хороши и законы.

8 - «Государь» Никколо Макиавелли/ сост. Р. М. Хлодовского. М.: Инфро - СТ, 2001г.

 То есть, сильную армию  можно  получить,  лишь имея  сильное государство. "Военное  искусство наделено такой силой,  что позволяет не только удержать  власть тому, кто рождён государем, но и достичь власти тому, кто родился простым смертным". Если государь не будет разбираться в военном деле, то он будет терпеть много бед. Поэтому государь не должен даже в мыслях оставлять военных упражнений и в мирное время придаваться им ещё больше, чем во время войны". Государь должен постоянно развивать свои навыки своей военной подготовки. Государю рекомендуется чаще выезжать на охоту (основной целью этого является изучение местности, а также закалка), а также читать исторические труды. «Государь не должен иметь никаких помыслов кроме, как военных, ибо война единственная обязанность, которую правитель не может возложить на другого человека» - пишет Макиавелли. Войско может быть собственным, союзническим, наёмным, смешанным. Наёмные и союзнические войска бесполезны и опасны. "Поражение их отсрочено лишь настолько, насколько отсрочен решительный приступ". Наёмникам нельзя доверять потому, что они сами хотят власти и ради неё свергнут либо своего хозяина. Союзнические войска, по мнению автора, ещё одна разновидность бесполезных войск - это войска сильного государя, которые призываются для помощи и защиты. Такие войска могут отлично и с пользой послужить своему государю, но для того, кто призывает их на помощь, они могут оказаться опасными. Союзническое войско ещё хуже, чем наёмное, в нем опасна доблесть. Совет Макиавелли в книге «Государь» по поводу этой силы однозначен - в качестве альтернативы наёмным войскам Макиавелли  предложил использовать собственные регулярные войска государства и отряды милиции. "Лучше проиграть со своими, чем выиграть с чужими, ибо не истина та победа, которая добыта чужим оружием". Сильное, объединённое новое государство должно иметь армию из  своих собственных граждан, которые могли бы  в любое время встать  на  защиту свободы и независимости   своей   родины.  Макиавелли советует  набирать  солдат  преимущественно из крестьян, как наиболее пригодных к военной службе людей, затем из кузнецов и остальных ремесленников, чьи навыки и сила могут быть полезны и на военной службе. Негативное отношение и к союзническим, и к наемным войскам объясняется не только здравым смыслом, но еще и тем, что автору на протяжении всей его жизни представилась возможность увидеть в действии все эти виды войск.  Довольно чётко в "Государе" выражена позиция Макиавелли по отношению к религии вообще и по отношению к католическому Риму в частности. Он  всячески подчёркивал огромную значимость религии для жизни государства и огромную пользу, которую может извлечь умный правитель  из  религиозности людей. С помощью религий создаются новые государства, объединяются  народы, во имя религии люди способны на подвиги и лишения, и задача  властителя повернуть этот религиозный фанатизма на благо себе и государству. Макиавелли настоятельно рекомендует правителям сохранить основы, поддерживающей их религии.  И хотя Макиавелли признает необходимость религии, однако религия, с его точки зрения, должна быть подчинена  государству и стать послушным инструментом для укрепления последнего.  Идеалом  государя  является «сильная личность», человек, идущий к поставленной цели невзирая ни на какие препятствия, включая 10 заповедей. Христианство не способствует воспитанию таких людей. Можно считать, что Макиавелли заложил основу для поворота от религиозного мышления к идеологическому.  Аккуратно нужно подходить государю и выбору советников. Если помощник больше заботится о себе, чем о государе, и во всяком деле ищет своей выгоды, он никогда не будет хорошим слугой государю, и тот никогда не сможет на него положиться. Выбрав хорошего советника, государю необходимо воздавать ему по заслугам, чтобы советник не стремился к переворотам. Автономность  политики  от  других  сфер  человеческого существования, прежде  всего - от нравственности,  превышение государственных интересов над интересами личности - вот отправные точки политической философии Макиавелли. Безусловно,  итальянский философ осмысливал  негативный  опыт  своего времени: политическое бессилие разрозненной и потерявшей  самостоятельность Италии. В этой ситуации основным приоритетом становится возрождение мощи раздробленного на части государства. Технология власти мудрого государя  не слишком сложна,  на современном языке. Это выглядит как метод «кнута и пряника»: "...людей следует либо ласкать, либо изничтожать, ибо за малое зло человек может отомстить, а за большое - не может; из чего следует, что наносимую человеку обиду надо рассчитать так, чтобы не бояться мести". Принцип всей теории Макиавелли буквально содержится в следующем: любое действие или бездействие, направленное на пользу государства, должно быть оправданно, даже если для достижения цели пришлось нарушить законы морали, религии, кодексы чести и достоинства. Мыслитель считал, что пусть обвиняют поступки государей, лишь бы оправдались результаты.  «О действиях всех людей,  а особенно государей, с которых в суде не спросишь, заключают по результату, поэтому пусть государи стараются сохранить власть и одержать победу» - говорил Макиавелли.

Информация о работе Понятие и сущность власти