Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 06:05, контрольная работа
Право – это один из важнейших институтов человеческой цивилизации. Возникновение права обусловлено процессом социализации и рационализации человеческих отношений, т.е. их развитием от первобытной, общинно-родовой организации людей к современной, государственно-правовой.
1. Введение
2. Формальное определение права как разновидности социальных норм
3. Основные концепции понимания сущности права
а) Теория естественного права
б) Нормативизм
в) Социологическое направление
4. Социальная ценность и функции права
5. Принципы права
6. Заключение
7. Список использованной литературы и источников
б) Нормативизм
в) Социологическое направление
7.
Список использованной
1. Введение
Право
– это один из важнейших институтов
человеческой цивилизации. Возникновение
права обусловлено процессом
социализации и рационализации человеческих
отношений, т.е. их развитием от первобытной,
общинно-родовой организации
На любой стадии исторического развития человеческий коллектив для того, чтобы сохранить себя как устойчивую, организованную форму взаимоотношений, предполагает определенные, общеизвестные и общеобязательные для всех его членов правила и нормы поведения – нормативный порядок. Без наличия соответствующего порядка невозможно существование какой-либо общности людей.
Соблюдение
такого порядка, в т.ч. путем официального
принуждения является признаком
и назначением всякой общественной
власти. Именно определенная нормативная
организация всего социума и
упорядочение применения силы отличает
официальную социальную власть от господства
физической силы и непосредственного
насилия. Однако наличие официальной
власти ещё не означает наличие права.
Право (оформленное в виде государственной
власти) возникает тогда, когда в
обществе появляются свободные и
несвободные люди. Власть в первобытном
обществе – это власть рода в
целом, а не отдельных его членов.
Свободные и несвободные
На
смену институтам и нормам родовой
власти приходят право и государство,
как всеобщая и необходимая форма
защиты свободы индивидов – субъектов
права и государства и
2. Формальное
определение права
как разновидности
социальных норм
Право принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений.
Пытаясь понять, что такое право и какова его роль в жизни общества, ещё римские юристы обращали внимание на то, что право не исчерпывается одним каким-либо признаком или значением.
"Право
– это нормативная форма
"Право
– это исторически изменчивая,
объективно обусловленная
«Право
как юридическое явление
К
социальным нормам относятся и другие
виды норм, поведения людей (обычай,
нормы нравственности или морали,
религиозные заповеди и обряды, деловые
обыкновения). Однако право занимает
среди социальных норм особое место,
обусловленное историческими
Право - это совокупность социальных норм, установленных и охраняемых государством, выражающих его волю и направленных на регулирование общественных отношений.
Норма
указывает на границы, пределы, в
которых тот или иной объект сохраняет
свое качество, способность к
Социальные нормы - это правила, регулирующие поведение людей в обществе. Для них характерно:
В обществе действуют политические, правовые, моральные, религиозные, корпоративные, нормы обычаев и другие социальные нормы. Все эти разновидности взаимодействуют в рамках нормативной системы общества. Политические нормы выделяются прежде всего по содержанию и сфере действия, предмету регулирования. Поэтому они могут содержаться не только в политических документах (политических декларациях, манифестах и т. п.), но и в нормативно-правовых актах. Политические нормы регулируют отношения и деятельность субъектов политики: народов, наций, классов, отдельных политиков, граждан и государства и др.
Обычаи - это правила поведения, складывающиеся исторически.
Технико-юридические нормы - это нормы, которые в качестве диспозиции (регулятивного предписания) имеют техническую норму, а в качестве санкции (охранительной нормы) - юридическую норму. Поэтому их можно расценивать и как юридические нормы технического содержания, и как разновидность технических норм.
«Обыденные
представления о праве чаще всего
связаны с определением права
в субъективном смысле – право
как нечто принадлежащее
Профессиональное понимание права практикующими юристами обыкновенно базируется на определении права в качестве совокупности правил поведения (право в объективном смысле), исходящих от государства или поддерживаемым им в качестве масштаба (средства) решения юридических дел.
Доктринальное
(научное) понимание права требует
синтетического (интегративного) определения.
Право – это совокупность признаваемых
в данном обществе и обеспеченных
официальной защитой нормативов
равенства и справедливости, регулирующих
борьбу и согласование свободных воль
в их взаимоотношении друг с другом.»
3.
Основные концепции
понимания сущности
права
Право
возникает в истории общества
одновременно с государством в силу
тех же причин и условии, которыми
объясняется происхождение
В
первобытном обществе поведение
людей определялось обычаями, которые
формировались в процессе общения
людей друг с другом, отражали нравственные
устои и принципы. С усложнением
социальной структуры общества, появлением
разнообразных и
Право
было необходимо для установления и
поддержания единого для всего
населения общественного
Основные отличия права от правил поведения первобытного общества заключаются в следующем:
а) право создается государством, обычаи первобытного общества формируются в процессе их многократного применения, в ходе общественной практики;
б) право выражает государственную волю, обычай первобытного общества - волю всех членов родовой общины;
в)
право гарантируется
г)
право приобретает официально-
Сущность
и содержание права обусловлены
материальными условиями жизни
общества, уровнем его социального,
политического, духовного и культурного
развития, историческими и национальными
традициями. Право закрепляет в нормах
сложившиеся общественные отношения,
обеспечивая тем самым их стабильность
и устойчивость. Круг общественных
отношений, регулируемых правом, не остается
неизменным. В процессе развития общества
он может расширяться или
С
развитием общества и государства
изменяются не только пределы воздействия
права на общественные отношения, но
и его содержание. Так, право в
период существования СССР предусматривало
такое основание прекращения
гражданства как лишение
право нормативизм свобода равенство
а)
Теория естественного
права
Существует
несколько теории происхождения
права. Естественно - правовая теория сформировалась
в период буржуазных революции XVII- XVIII
вв. и была направлена против феодальных
представлений о праве и
Основные положения: наряду с правом, созданным государством существует высшее естественное право, свойственное человеку от природы; естественное право служит критерием оценки права, созданного государством. Все, что противоречит праву естественному, не должно считаться правом; основу права составляют такие нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство; основными идеями естественного права провозглашались право частной собственности, право на жизнь, личную свободу, стремление к счастью, равенство.
Идеи
и основные положения естественного
права нашли свое отражение в
конституционном и текущем
Тем самым подчеркивается, что они “не даруются и не устанавливаются “свыше” каким бы то ни было государственным или иным органом, а возникают и существуют в силу естественных, ни от кого не зависящих, причин.
Естественно-правовой подход понимает право как данное человеку изначально (богом, разумом, природой вещей) идеальное право, которое выражает объективные ценности и требования человеческого бытия, и является безусловным источником и абсолютным критерием всех человеческих установлений, включая позитивное право и государство. Важно заметить, что всем естественно-правовым концепциям права, в той или иной мере, присущ принцип противопоставления идеального "естественного", права человеческому "искусственному" праву.
Исторически естественно-правовые концепции были первыми, их истоки тянутся к ранним мифологическим и религиозным воззрениям на земные порядки, формы устройства общественной жизни людей. Они появились еще во времена формирования первобытных человеческих сообществ. Согласно ним все правила и установления, действующие в отношениях между людьми, восходят к сверхчеловеческому, божественному источнику и должны быть земным воплощением естественного (т.е. божественного) порядка справедливости. Например, у древних греков выражение такого порядка воплощено в богине справедливости Фемиде (образ которой и сегодня символизирует право). Исследования представлений о праве в Древней Греции развивались в целом в русле поисков объективных основ полиса.
Так
философ Гераклит, рассматривал полис
и его законы как отражение
космического порядка, нечто общее,
одинаково божественное и разумное
по их истокам и смыслу. Справедливость
состоит в том, чтобы следовать
божественному порядку. К концепции
Гераклита восходят те естественно-правовые
доктрины, которые под правом понимают
норму всеобщего разума, подлежащую
выражению в позитивном законе. У
Демокрита в развернутом виде
встречается характеристика закона
и государства как вторичного
по отношению к "природе", соответствие
ей Демокрит рассматривал как критерий
справедливости. В дальнейшем многие
философы четко противопоставляют
искусственному закону полиса право
по природе как разумное начало.
Причем некоторые, например, Калликл, утверждали
аристократическую концепцию