Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 01:36, реферат
Прежде чем остановиться на понятии методологии сравнительного правоведения, предлагаю вспомнить, что же такое методология как обще-теоритическое понятие.
Методоло́гия (от греч. μεθοδολογία — учение о способах; от др.-греч. μέθοδος из μετά- + ὁδός, букв. «путь вслед за чем-либо» и др.-греч. λόγος — мысль, причина) — учение о методах, методиках, способах и средствах познания.
Министерство образования Республики Беларусь
Белорусский государственный университет
Юридический факультет
Кафедра теории и истории государства и права
Реферат
по учебной дисциплине «методология сравнительного правоведения»
Понятие методологии сравнительного правоведения
студент 4 курса, 10 группы,
юридического факультета БГУ
специальности «Правоведение»
очной формы обучения
Касымов Дидармурат
Нурмурадович
_________________
(подпись студента)
Научный руководитель:
Минск 2013
Понятие методологии сравнительного правоведения
Сравнение требует не какого-то единого универсального
метода ...а использования нескольких возможных методов,
причем важно не то, какой из них является лучшим,
а то, какое место в процессе исследования занимает каждый из них.
Марк Анселъ, французский компаративист
Прежде чем остановиться
на понятии методологии
Методоло́гия (от греч. μεθοδολ
Методологию можно рассматривать в двух аспектах: как теоретическую - она формируется разделом философского знания - гносеология, так и практическую — ориентированную на решение практических проблем и целенаправленное преобразование мира. При написании данного реферата я обращал больше внимания именно на практическую сторону данного понятия.
Как и любая категория, методология имеет свою структуру и направление, в частности:
Если говорить о структуре методологии сравнительного правоведения, то нужно оговориться, что она может быть представлена по-разному: вертикальный и горизонтальный уровни; блок логики, концептуальных идей и концептов, блок принципов и блок методов познания. Различают следующие концептуальные подходы в методологии сравнительно-правовых исследований: цивилизационный, герменевтический, аксиологический, антропологический. [1]
На таком направлении как «методология науки» хотелось бы остановиться более подробно, так как, несмотря на существующие споры по поводу отнесения сравнительного права к науке или к частно – научному методу, всё же не вызывает сомнения, что наличие самостоятельного специфического предметы и сравнительного метода, лежащего в основе, даёт нам полное право говорить об этом явлении как о науке. Так вот и методологию, как общее понятие, хотелось бы связать именно с таким понятием в общей теории права, как «методология науки».
Методология науки, в традиционном понимании, — это учение
о методах и процедурах научной деятельност
Методология, в прикладном смысле, — это система (комплекс, взаимосвязанная совокупность) принципов и подходов исследовательской деятельности, на которые опирается исследователь (учёный) в ходе получения и разработки знаний в рамках конкретной дисциплины — физики, химии, биологии и других научных дисциплин. [4]
Основная задача методологии науки
заключается в обеспечении эври
Наиболее существенный вклад в
разработку методологии науки внесли Плато
Особое значение в становлении
методологии науки имели
Таким образом, мы приходим к выводу, что методология науки разрабатывает проблемы приемов, способов и методов познавательной деятельности. Конечно же, в литературе представлено множество различных подходов к пониманию «методология», это исходит разномерного подхода к пониманию категории «метод».
Итак, предлагаю в дальнейшем по тексту понимать под методологией раздел науки, предметом которого являются принципы и методы получения знания.
Так как методология связана с таким понятием как метод, то, говоря о сравнительном правоведении, не стоит зацикливаться только на сравнительно – правовом методе, так как это не единственный элемент методологического аппарата сравнительного правоведения. Так же как ни один из методов на практике не действует в чистом виде, он всегда взаимосвязан, переплетен с другими методами.
В частности среди
таких методов познания
- формально-юридический
(анализ сущностного
- социологический (выяснение особенностей правопонимания в рамках отдельной правовой семьи или национальной правовой системы).
Изучая методологию
сравнительного правоведения, следует
исходить из наличия общих
правил сравнительно-правового
- правильный выбор объектов
сравнительного анализа и
- сравнение на разных
уровнях с использованием
- правильное определение
признаков сравниваемых
- выявление степени сходства
и различий юридических
- разработка и применение критериев оценки сходства, различий и несопоставимости правовых явлений, норм и институтов;
- определение результатов
сравнительно-правового
При проведении
- нормативно-правовые акты;
- правовые институты и отрасли;
- отдельные нормы права;
- применение правил
Однако, несмотря ни на что, основным методом является сравнительно-правовой метод.
Сравнительно-правовой метод является одним из важных средств изучения правовых явлений. Благодаря его применению становится возможным выявить общее, особенное и единичное в правовых системах современности.
Характер и особенности сравнительно-правового метода раскрываются при освещении, во-первых, его соотношения с общенаучными методами, во-вторых, его места и значения в системе частных методов юридической науки.
Совершенно очевидно,
что, пользуясь лишь одним сравнительным
методом, невозможно вскрыть все
разнообразие правовых явлений, но не
менее ясно и то, что этот метод,
во-первых, четко определяет общее
направление правового
В изучении правовых явлений сравнительно-правовой метод может реализовать все свои возможности лишь в том случае, если само применение его будет строго системным, целенаправленным. при всем многообразии возможных частных методик исследовательский метод должен выступать как внутренне последовательный и согласованный во всех своих звеньях, представлять собой стройную иерархию разных уровней правового исследования. [2]
Сравнительно-правовой метод многофункционален в том смысле, что он применим и на теоретическом, и на эмпирическом уровне познания, ему присущ оценочный подход. В связи с этим вызывают возражение два взаимосвязанных утверждения, с которыми можно встретиться в компаративистской литературе: сравнительное исследование – это чисто эмпирическая процедура сбора фактических данных; исследование общих закономерностей будто бы «не входит в задачу сравнительного правоведения». Отсюда следует утверждение, что сравнительный метод в общественных науках в отличие от естественных не в состоянии дать сам по себе какое-то новое знание. Так, по мнению венгерского ученого 3. Петери, сравнительный метод имеет «вторичную, производную природу», он предполагает применение других методов, по отношению к которым являлся вспомогательным. Более того, «сравнительный метод ни в сфере познавательной, ни в сфере оценочной деятельности не может освободиться от несколько уничижительного клейма вторичности». Следовательно, этот метод «не может стать источником нового знания», а может лишь «служить... пополнению знаний, приобретенных другими средствами». Впрочем, З. Петери оговаривается, что уже имеющиеся знания «в процессе или в результате сравнения могут стать источником новых знаний». Но ведь такова природа применения любого научного метода – движение от одного знания к другому, поднятие наших знаний на новую, более высокую ступень. [2]
Литература:
Информация о работе Понятие методологии сравнительного правоведения