Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 18:49, контрольная работа
Перечень прав и свобод в этой области весьма обширен, но на деле реализуются эти права не всегда, а если и реализуются, то не на должном уровне. Да и к тому же, в последние годы обострилась такая проблема как пренебрежение граждан своими политическими правами, а это как раз одно из проявлений, упомянутого выше пресловутого правового нигилизма.
С учётом вышесказанного, я в своей работе постаралась раскрыть определение политических прав как отдельной совокупности прав и свобод, дать характеристику основным политическим правам и свободам человека и гражданина, рассказала о нормативных актах, которые закрепляют данный блок конституционных прав и свобод.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…….3
1. Понятие политических прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации…………………………………………………………………….……...5
Система и конституционно-правовое закрепление политических прав и свобод в России ………………………………….……………………..………6
Механизм и проблемы реализации политических прав и свобод человека в Российской Федерации………………………………………………..………..9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………19
Библиографический список……………………………………………
В российском законодательстве
предусматривается
В случаях выявления фактов нарушения закона или устава общественным объединением, руководящему органу этого объединения может быть вынесено письменное представление об указанных нарушениях, устанавливающее срок их устранения. Если нарушение в установленный срок не устраняется, деятельность общественного объединения может быть приостановлена. При повторном нарушении в течение года такое объединение может быть ликвидировано в судебном порядке.
Свобода публичных собраний, митингов (ст. 31 Конституции РФ), заключается в праве граждан РФ собираться добровольно и мирно, без оружия для выражения общественного мнения в отношении к политическим и социальным проблемам, защиты своих прав и свобод, обсуждения общественно значимых проблем и путей их разрешения.
Данное положение Конституции получило развитие на федеральном уровне в ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19 июня 2004 г. Стоит отметить, что существует мнение, согласно которому данный ФЗ не соответствует современным требованиям юриспруденции, т.к. его положения вносят неопределенность в правовое регулирование рассматриваемых правоотношений. [10]
Также свобода собраний, митингов закреплена в следующих законах: ФКЗ «О референдуме РФ» от 28 июня 2004 г. (в частности в ст. 60); ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12 июня 2002 г (ст. 53); ФЗ «О выборах Президента РФ» от 10 января 2003 г. и в некоторых других.
Порядок проведения публичных
мероприятий устанавливают
Право на объединение - это субъективное право. Объединение граждан - это основанные на общей воле сообщества физических лиц, преследующие достижение полезных целей в различных областях человеческой деятельности.[11]
Субъектами права мирно собираться могут быть как физические, так и юридические лица. Субъектами права на проведение собраний могут быть: государство, государственные органы и учреждения, муниципальные образования. Согласно ст. 5 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организаторами публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан РФ, политические партии, общественные объединения.
В настоящее время в отношении свободы собраний можно сделать вывод о переломе ситуации и о наметившихся системных позитивных тенденциях. Основные изменения связаны с закреплением в правоприменительной практике понятия процедуры согласования и с развитием данного механизма на региональном уровне, но успешное прохождение уведомительных процедур не гарантирует спокойного проведения публичного мероприятия. Представители власти в ходе проведения публичного мероприятия высказывают претензии к лозунгам, задерживают представителей «неугодных» организаций.
Среди негативных тенденций можно выделить:
- заметное изменение регионального законодательства, направленное на выведение массовых и протестных акций, а также мероприятий, связанных с критикой действий властей под особый надзор правоохранительных органов и органов юстиции;
- случаи немотивированных, либо недостаточно мотивированных задержаний до, во время и после публичных мероприятий;
- применения насилия при прекращении публичных мероприятий и использование против демонстрантов специальных средств.
Нарушение законодательства
со стороны властей и
Конституционное право граждан на участие в управлении делами государства является непосредственно действующим и обеспечивается всем правовым механизмом защиты.
Данное право реализуется в конкретных формах, через отдельные конституционные права:
- избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления;
- участвовать в референдуме;
- иметь равный доступ к государственной службе, т. е. право граждан на занятие любой государственной должности без всякой дискриминации;
- участвовать в отправлении правосудия, что означает право граждан занимать должность судьи, быть присяжным заседателем или народным заседателем. [12]
5) Право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Закрепив ряд базовых
положений в сфере
Избирательные права и право на участие в референдуме в силу ч. 2 и 3 ст. 3 и ч. 1 и 2 ст. 32 Конституции РФ относятся к основным политическим правам, определяющим правовой статус гражданина РФ, важнейшую форму его участия в управлении делами государства
При явке на избирательный
участок гражданин имеет право
проголосовать за любого из выдвинутых
кандидатов (список кандидатов). Ранее
у граждан имелось право
Никто не вправе оказывать воздействие на граждан с целью принуждения к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать их волеизъявлению.
Субъектами активного избирательного права являются дееспособные граждане РФ, достигшие возраста 18 лет и не содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Субъектами пассивного избирательного права являются:
- гражданин РФ не моложе 35 лет (он может быть избран Президентом РФ (ч. 2 ст. 81));
- гражданин, достигший на день голосования 21 года, может быть избран депутатом Государственной Думы (ч. 1 ст. 97);
- граждане, не имеющие гражданства иностранного государства или какого-либо документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства;
- граждане, не являющиеся осужденными за совершение тяжких, особо тяжких преступлений, преступлений экстремистской направленности, предусмотренных УК РФ.
Выборы назначает уполномоченный орган или должностное лицо:
- выборы Президента РФ назначает Совет Федерации;
- Государственной Думы - Президент РФ;
- законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ назначается постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ;
- согласно ч. 2 ст. 23 Закона о местном самоуправлении муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные его уставом.
Референдумы по способам реализации их решений делятся на императивные и факультативные, однако в России законодательно закреплены исключительно императивные референдумы.
Право на референдум относится к основным политическим правам, определяющим правовой статус гражданина РФ.
Право граждан РФ на референдум состоит из следующих групп прав:
- право граждан на выдвижение инициативы проведения референдума и его реализации;
- права, связанные с участием в референдуме;
- права, связанные с реализацией принятого на референдуме решения.
Референдумы субъектов РФ
и местные референдумы в
Не может быть демократического государства без права граждан на службу в аппарате управления, составляющего одну из основ конституционного строя РФ и осуществления принадлежащей народу власти.
Равенство доступа к государственной службе - равенство конституционное, а не фактическое или формально юридическое. Такое равенство вполне соотносится с положениями Международного пакта о гражданских и политических правах (п. «с» ст. 25).
Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:
- государственную гражданскую службу (ст. 3 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» от 27 июля 2004 г.);
- военную службу - особый вид федеральной государственной службы, определённый в ст. 2 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г.;
- правоохранительную службу.
Роль и возможности граждан (заседателей) ограничиваются участием в отправлении правосудия совместно с судьей. Такое участие является также одной из форм общественного контроля над правосудием, которая способствует повышению доверия к судебной власти. Кроме того, согласно ч. 2 ст. 8 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г., участие граждан в отправлении правосудия является их гражданским долгом.
В соответствии с ч. 4 ст. 123 Конституции РФ в случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.
В настоящее время основные
формы реализации гражданами права
на участие в отправлении
Требования к лицам, имеющим право участия в рассмотрении дел в качестве присяжных заседателей, установлены п. 2 ст. 3 ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ» от 20 августа 2004 г.
Возможности участия граждан
в отправлении правосудия в статусе
арбитражных заседателей
Списки арбитражных
Данное право весьма значимо,
в силу того, что оно является
одной из возможностей обратной связи,
т.е. возможности граждан
В соответствии с Федеральным законом ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 02 мая 2006 г. субъектами права на обращения являются:
- граждане РФ;
- иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории РФ;
- государственные органы и органы местного самоуправления;
- должностные лица.
При рассмотрении обращения
не допускается разглашение
Полномочия представителя, выступающего с обращением от имени гражданина, удостоверяются подписью руководителя организации по месту жительства, работы или учебы, лечения, скрепленной печатью, а для лиц, находящихся в местах лишения свободы - руководителями исправительных учреждений.
Возможны следующие виды обращений: предложение, заявление, жалоба.
Каждый государственный орган, орган местного самоуправления, рассматривая поступившее обращение, должен принимать меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина.
Информация о работе Понятие политических прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации