Понятие политических прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 18:49, контрольная работа

Краткое описание

Перечень прав и свобод в этой области весьма обширен, но на деле реализуются эти права не всегда, а если и реализуются, то не на должном уровне. Да и к тому же, в последние годы обострилась такая проблема как пренебрежение граждан своими политическими правами, а это как раз одно из проявлений, упомянутого выше пресловутого правового нигилизма.
С учётом вышесказанного, я в своей работе постаралась раскрыть определение политических прав как отдельной совокупности прав и свобод, дать характеристику основным политическим правам и свободам человека и гражданина, рассказала о нормативных актах, которые закрепляют данный блок конституционных прав и свобод.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…….3
1. Понятие политических прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации…………………………………………………………………….……...5
Система и конституционно-правовое закрепление политических прав и свобод в России ………………………………….……………………..………6
Механизм и проблемы реализации политических прав и свобод человека в Российской Федерации………………………………………………..………..9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………19
Библиографический список……………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

контр.раб - политические права и свободы.docx

— 51.72 Кб (Скачать файл)

В российском законодательстве предусматривается ответственность  партий и иных общественных объединений  в России, и согласно ему предусматривается  три вида санкций: предупреждение, приостановление  деятельности, ликвидация по решению  суда.[9]

В случаях выявления фактов нарушения закона или устава общественным объединением, руководящему органу этого объединения может быть вынесено письменное представление об указанных нарушениях, устанавливающее срок их устранения. Если нарушение в установленный срок не устраняется, деятельность общественного объединения может быть приостановлена. При повторном нарушении в течение года такое объединение может быть ликвидировано в судебном порядке.

  1. Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Свобода публичных собраний, митингов (ст. 31 Конституции РФ), заключается в праве граждан РФ собираться добровольно и мирно, без оружия для выражения общественного мнения в отношении к политическим и социальным проблемам, защиты своих прав и свобод, обсуждения общественно значимых проблем и путей их разрешения.

Данное положение Конституции  получило развитие на федеральном уровне в ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19 июня 2004 г. Стоит отметить, что существует мнение, согласно которому данный ФЗ не соответствует современным требованиям юриспруденции, т.к. его положения вносят неопределенность в правовое регулирование рассматриваемых правоотношений. [10]

Также свобода собраний, митингов закреплена в следующих  законах: ФКЗ «О референдуме РФ»  от 28 июня 2004 г. (в частности в ст. 60); ФЗ «Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12 июня 2002 г (ст. 53); ФЗ «О выборах Президента РФ» от 10 января 2003 г. и в некоторых других.

Порядок проведения публичных  мероприятий устанавливают субъекты РФ, местные органы самоуправления.

Право на объединение - это субъективное право. Объединение граждан - это основанные на общей воле сообщества физических лиц, преследующие достижение полезных целей в различных областях человеческой деятельности.[11]

Субъектами права мирно  собираться могут быть как физические, так и юридические лица. Субъектами права на проведение собраний могут быть: государство, государственные органы и учреждения, муниципальные образования. Согласно ст. 5 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организаторами публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан РФ, политические партии, общественные объединения.

В настоящее время в  отношении свободы собраний можно сделать вывод о переломе ситуации и о наметившихся системных позитивных тенденциях. Основные изменения связаны с закреплением в правоприменительной практике понятия процедуры согласования и с развитием данного механизма на региональном уровне, но успешное прохождение уведомительных процедур не гарантирует спокойного проведения публичного мероприятия. Представители власти в ходе проведения публичного мероприятия высказывают претензии к лозунгам, задерживают представителей «неугодных» организаций.

Среди негативных тенденций  можно выделить:

- заметное изменение регионального законодательства, направленное на выведение массовых и протестных акций, а также мероприятий, связанных с критикой действий властей под особый надзор правоохранительных органов и органов юстиции;

- случаи немотивированных, либо недостаточно мотивированных задержаний до, во время и после публичных мероприятий;

- применения насилия при прекращении публичных мероприятий и использование против демонстрантов специальных средств.

Нарушение законодательства со стороны властей и правоохранительных органов практически никогда  не влечет за собой адекватного наказания, что позволяет им чувствовать  свою безнаказанность.

  1. Право участвовать в управлении делами государства.

Конституционное право граждан  на участие в управлении делами государства  является непосредственно действующим  и обеспечивается всем правовым механизмом защиты.

Данное право реализуется  в конкретных формах, через отдельные  конституционные права:

- избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

- участвовать в референдуме;

- иметь равный доступ к государственной службе, т. е. право граждан на занятие любой государственной должности без всякой дискриминации;

- участвовать в отправлении правосудия, что означает право граждан занимать должность судьи, быть присяжным заседателем или народным заседателем. [12]

 

5) Право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Закрепив ряд базовых  положений в сфере непосредственного  народовластия, Конституция РФ предусматривает  необходимость их детализации нормами  федеральных законов: ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и  права на участие в референдуме  граждан РФ» от 12 июня 2002 г.; ФКЗ  «О референдуме РФ» от 28 июня 2004 г. (далее ФКЗ о референдуме); ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» от 18 мая 2005 г. и др.

Избирательные права и  право на участие в референдуме  в силу ч. 2 и 3 ст. 3 и ч. 1 и 2 ст. 32 Конституции  РФ относятся к основным политическим правам, определяющим правовой статус гражданина РФ, важнейшую форму его  участия в управлении делами государства

При явке на избирательный  участок гражданин имеет право  проголосовать за любого из выдвинутых кандидатов (список кандидатов). Ранее  у граждан имелось право проголосовать  против всех, однако с 2006 года граждане РФ лишены его.

Никто не вправе оказывать  воздействие на граждан с целью  принуждения к участию или  неучастию в выборах, а также  препятствовать их волеизъявлению.

Субъектами активного  избирательного права являются дееспособные граждане РФ, достигшие возраста 18 лет  и не содержащиеся в местах лишения  свободы по приговору суда. Субъектами пассивного избирательного права являются:

- гражданин РФ не моложе 35 лет (он может быть избран Президентом РФ (ч. 2 ст. 81));

- гражданин, достигший на день голосования 21 года, может быть избран депутатом Государственной Думы (ч. 1 ст. 97);

- граждане, не имеющие гражданства иностранного государства или какого-либо документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства;

- граждане, не являющиеся осужденными за совершение тяжких, особо тяжких преступлений, преступлений экстремистской направленности, предусмотренных УК РФ.

Выборы назначает уполномоченный орган или должностное лицо:

- выборы Президента РФ назначает Совет Федерации;

- Государственной Думы - Президент РФ;

- законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ назначается постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ;

- согласно ч. 2 ст. 23 Закона о местном самоуправлении муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные его уставом.

Референдумы по способам реализации их решений делятся на императивные и факультативные, однако в России законодательно закреплены исключительно  императивные референдумы.

Право на референдум относится  к основным политическим правам, определяющим правовой статус гражданина РФ.

Право граждан РФ на референдум состоит из следующих групп прав:

- право граждан на выдвижение инициативы проведения референдума и его реализации;

- права, связанные с участием в референдуме;

- права, связанные с реализацией принятого на референдуме решения.

Референдумы субъектов РФ и местные референдумы в субъектах  РФ проводятся в соответствии с конституционными принципами, в том числе получившими  отражение в ст. 2 ФКЗ о референдуме, других федеральных законах, а также  в соответствии нормативными правовыми  актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами.

  1. Право равного доступа к государственной службе

Не может быть демократического государства без права граждан  на службу в аппарате управления, составляющего  одну из основ конституционного строя  РФ и осуществления принадлежащей  народу власти.

Равенство доступа к государственной  службе - равенство конституционное, а не фактическое или формально юридическое. Такое равенство вполне соотносится с положениями Международного пакта о гражданских и политических правах (п. «с» ст. 25).

Система государственной  службы включает в себя следующие  виды государственной службы:

- государственную гражданскую службу (ст. 3 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» от 27 июля 2004 г.);

- военную службу - особый вид федеральной государственной службы, определённый в ст. 2 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г.;

- правоохранительную службу.

  1. Право участвовать в отправлении правосудия.

Роль и возможности  граждан (заседателей) ограничиваются участием в отправлении правосудия совместно с судьей. Такое участие  является также одной из форм общественного  контроля над правосудием, которая способствует повышению доверия к судебной власти. Кроме того, согласно ч. 2 ст. 8 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г., участие граждан в отправлении правосудия является их гражданским долгом.

В соответствии с ч. 4 ст. 123 Конституции РФ в случаях, предусмотренных  федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных  заседателей.

В настоящее время основные формы реализации гражданами права  на участие в отправлении правосудия определены нормами институтов присяжных  и арбитражных заседателей.

Требования к лицам, имеющим  право участия в рассмотрении дел в качестве присяжных заседателей, установлены п. 2 ст. 3 ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ» от 20 августа 2004 г.

Возможности участия граждан  в отправлении правосудия в статусе  арбитражных заседателей ограничены по сфере действия практикой рассмотрения арбитражными судами субъектов РФ в  первой инстанции подведомственных им дел, возникающих из гражданских  правоотношений (п. 1 ст.1 ФЗ «Об арбитражных  заседателях арбитражных судов  субъектов РФ» от 30 мая 2001 г.). Арбитражные  заседатели, привлекаемые к рассмотрению дел по ходатайству стороны, принимают  участие в рассмотрении дела и  принятии решения наравне с профессиональными  судьями; при осуществлении правосудия они независимы и подчиняются  только Конституции РФ и закону (ч. 2, 4 ст. 1 ФЗ об арбитражных заседателях).

Списки арбитражных заседателей  формируются арбитражными судами субъектов  РФ на основе предложений торгово-промышленных палат, ассоциаций и объединений предпринимателей, иных общественных и профессиональных объединений. Целью введения института арбитражных заседателей являлось желание без привлечения дополнительного количества судей использовать преимущества коллегиального рассмотрения дел, компенсировать отсутствие у судей специальных познаний в отдельных сферах финансово-хозяйственной и иной деятельности, что способствовало бы повышению качества правосудия по экономическим спорам, росту доверия к арбитражному суду и повышению его авторитета.

  1. Право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Данное право весьма значимо, в силу того, что оно является одной из возможностей обратной связи, т.е. возможности граждан воздействовать на органы власти, что необходимо для  достижения баланса во взаимоотношениях личности и государства. Это право  является наиболее часто реализуемым  в системе политических прав граждан. Граждане обращаются в органы публичной власти не только в связи с участием в политической жизни общества, но и за необходимостью получения определенного набора публичных услуг.[13]

В соответствии с Федеральным  законом ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 02 мая 2006 г. субъектами права на обращения  являются:

- граждане РФ;

- иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории РФ;

- государственные органы и органы местного самоуправления;

- должностные лица.

При рассмотрении обращения  не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также  сведений, касающихся частной жизни  гражданина, без его согласия.

Полномочия представителя, выступающего с обращением от имени  гражданина, удостоверяются подписью руководителя организации по месту  жительства, работы или учебы, лечения, скрепленной печатью, а для лиц, находящихся в местах лишения  свободы - руководителями исправительных учреждений.

Возможны следующие виды обращений: предложение, заявление, жалоба.

Каждый государственный орган, орган местного самоуправления, рассматривая поступившее обращение, должен принимать меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина.

Информация о работе Понятие политических прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации