Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 19:29, доклад
Идея правового государства развивалась еще древнегреческими философами, такими как Аристотель, Платон и другие. Данная проблема особенно актуальна в наше время, так как множество современных государств стремятся стать правовыми. Так, например, в Конституции РФ, Россия провозглашается правовым государством (ст.1), хотя это явно не соответствует действительности. Россия находится на пути к созданию правового общества и государства, и путь этот будет долгим и тернистым. Формально же получается, что мы живем в правовом государстве.
ВВЕДЕНИЕ
1. «Правовая жизнь» как узловое онтологическое понятие общей
теории права
2. Основные характеристики правовой жизни
3. Методологическое значение понятия «правовая жизнь»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных правовых актов и литературы.
ТЕМА № 3: ПОНЯТИЕ ПРАВОВОЙ ЖИЗНИ В ОБЩЕЙ ТЕОРИИ
ПРАВА
ПЛАН.
ВВЕДЕНИЕ
теории права
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных правовых актов и литературы.
Литература.
Введение
Выбирая тему курсовой работы, я остановился на проблеме правовой сферы жизни общества. Во-первых, идея правового государства развивалась еще древнегреческими философами, такими как Аристотель, Платон и другие. Во-вторых, данная проблема особенно актуальна в наше время, так как множество современных государств стремятся стать правовыми. Так, например, в Конституции РФ, Россия провозглашается правовым государством (ст.1), хотя это явно не соответствует действительности. Россия находится на пути к созданию правового общества и государства, и путь этот будет долгим и тернистым. Формально же получается, что мы живем в правовом государстве. Порой правовое общество отождествляется с любым человеческим обществом или государством. В результате теряется специфика этих образований. Отсюда четко выявляется необходимость понимания всей сущности самого правового общества, путей его становления и потенциальных возможностей.
2. Основные характеристики правовой жизни
• Невозможно узнать, что такое правовая жизнь, сводя понятие о ней к короткой фразе, дефиниции. Верный путь – установление содержания данного понятия посредством описания множества различных проявлений правовой жизни, т.е. ее характеристик, по возможности постепенно выстраивая их в определенной последовательности и связи.
• Правильным и наиболее естественным ответом на вопрос, в чем специфика правовой жизни, будет отличение обменных процессов, протекающих в правовой сфере, от обменных процессов, составляющих, например, содержание экономической, политической или иной формы общественной жизни. Такое отличение можно осуществить, выявив базовую характеристику правовой жизни. Конечно, в правовой жизни происходит и обмен правозначимой информацией, и обмен правовым опытом. Но эти элементы обменных процессов не являются сущностными, отличительными для правовой жизни и не позволяют прийти к ее пониманию.
• Базовой характеристикой правовой жизни следует признать обмен правами и обязанностями.
• Чтобы не отождествить правовую жизнь с правоотношениями, которые, как известно, представляют собой связь прав и обязанностей, необходимо уточнить, что имеется в виду под обменом правами и обязанностями.
• Первое уточнение: применительно к правовой жизни речь должна идти не просто об обязанностях, закрепленных в нормативных предписаниях и имеющих обобщенный характер. Такие предписания являются внешними источниками для вступающих в обменный процесс субъектов, а потому оказываются лишь его общими условиями и рамками.
• На что обменивается обязанность-предписание? Обязанность вызывает действие, обменивается на действия (деяния, поведение). Юридическое право эти обменные процессы только и имеет в виду. Т.е. и право требовать, и обязанность (обязывание) действовать оказываются на стороне одного из субъектов обменного процесса. На другой же стороне обнаруживается лишь правомерность или неправомерность, как соответствие или несоответствие требованию действовать определенным образом. Конкретное же право, как элемент отношения между субъектами правовой жизни, не появляется и не действует.
• Обмен обязанности на действие является несимметричным, неравновесным (несбалансированным) процессом. Для организма, биологический ли он или социальный, такой процесс рано или поздно приводит к смерти, в буквальном или переносном смысле. И правовая жизнь – не исключение.
• Совсем иначе дело обстоит тогда, когда обязанностью оказывается то, что принято как конкретное обязательство. Как только обязательство принято, он становится для его субъекта обязанностью. Поэтому правовой обмен - более «тонкий» процесс, чем то, что заложено в юридически оформленное отношение; это динамика перехода обязательств в обязанности, и наоборот. Обязательство есть реализованная возможность, а, значит, субъективное право, которое может быть понято в контексте правовой жизни. Но это не просто мера возможного поведения, а мера желания субъекта отношения взять на себя обязательство. Обязательство – это добровольно взятая на себя ответственность.
• Именно способность и возможность брать обязательства порождает в другом субъекте право требовать выполнения обязательств; именно такое требование превращает обязательство в обязанность. Механизм превращения обязательства в обязанность есть механизм превращения возможностей субъекта в действительность.
• Обязательства порождают право, а право порождает обязанности. Это верно как по отношению к отдельному человеку как субъекту правоотношений, так и к любым общностям, вплоть до государства.
• Если в основе обязательства лежит свобода, то в основе права как настоятельного требования, обращенного к противоположной стороне отношения, всегда лежит сложное сочетание принуждения, как результата участия противоположной стороны (другого субъекта), и самопонуждения, как взятия на себя обязательства и превращения его в обязанности. В их сочетании и заключен «пусковой механизм» правовой жизни.
• Право в его юридической форме отчуждено от конкретных отношений (отделено и противопоставлено, превращено в постороннее, внешнее воздействие), выведено за пределы правовой жизни как ее мерило, основание, граница.
• Второе уточнение: связь прав и обязанностей должна основываться на взаимном корреспондировании, на их симметричности в конкретном правоотношении. Симметрия, взаимное корреспондирование прав и обязанностей характерно именно для гражданского права, является его принципом. Иными словами, правовая жизнь по своему духу, основе, природе – жизнь гражданская, жизнь конкретных людей, а не абстрактных лиц.
• Третье уточнение: самое существенное для правовой жизни, а не для реализации права как совокупности требований, - это ее внутренний источник. Таким действительным источником и прав, и обязанностей должен быть признан человек. Важнейшее, перекрывающее все остальные правовое качество человека – обязательность. Честность, доверие, ответственность и многое другое есть лишь различные формы проявления обязательности и возможности обладать правами (правом).
• Найдя «первоячейку» правовой жизни, можно подойти к выяснению содержания понятия правового. Вывести понятие правового из понятия нормативного, по аналогии с определением права через соотнесение его с понятием нормы, нельзя, во-первых, потому, что, хотя нормативность – неотъемлемое свойство права, отличающее его от ситуативных столкновений воль и разрешений конфликтов, тем не менее, она – не отличительный признак права; нормативный характер имеет любая форма общественной жизни. Во-вторых, нормативностью содержание понятия правового не исчерпывается. В-третьих, нормативность и нормы, существующие (действующие) в праве, сами должны быть определены через понятие правового, то есть определение правового через нормативное носит тавтологический характер.
• В контексте рассмотрения правовой жизни понятие правового должно браться не в философском (категориальном), а в социологическом смысле. Социологические понятия, как известно, выражают предмет (в нашем случае это право или правовая жизнь) в явлениях. Значит, понятие правового имеет различное содержание в зависимости от того, к чему оно приложимо, какую сторону предмета или процесса отражает. Основные компоненты правовой жизни - правовая практика, правоотношения, правотворчество, идеальная правовая жизнь (живое правосознание), и понятие правового должно быть конкретизированным хотя по отношению к указанным компонентам.
• Импульсом к правовой жизни являются противоположности особого рода – разрешимые конфликты. Конфликтность – форма выражения связи противоположностей. Только предвидение того, что будет конфликт (как спор), заставляет искать опору в праве, приводит его в действие, «оживляет» (актуализирует) его. Где нет затруднений, конфликтов, право не нужно. Таким образом, правовое применительно к характеристике общественной практики есть конфликтное (спорное).
• Правовой характер отношениям придает установившийся (принятый, признанный, заранее определенный или стихийно сложившийся) порядок распределения прав и обязанностей между субъектами. Правовое применительно к характеристике отношений есть упорядоченное.
• Правовым творчество общественных отношений в широком смысле делают притязания, а в узком смысле - санкционирование правил и требований. Правовое применительно к творчеству есть притязательное и санкционируемое.
• Правовой идеальную жизнь (проживание отношений в сознании) делает содержание общественного сознания в данной форме, т.е. собственно правовые понятия. Правовое применительно к сознанию есть безосновное, самообъяснимое (тавтологичное) для человека как правового существа (носителя правовых качеств).
• Исходя из всего сказанного, правовая жизнь предстает как способ совместного существования людей, суть которого состоит в постоянном самообновлении правовых свойств человека и совокупности правоотношений посредством динамичной связи обязательств.
ПРАВОВАЯ ЖИЗНЬ РОССИИ:
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ
В современных условиях
среди различных областей социальной
жизни - экономической, нравственной, политической,
религиозной и других
- российского общества
особое место занимает правовая жизнь
в связи с тем,что социальноэкономические
и государственно-правовые пласты сегодняшней
действительности требуют все более четкого
правового регулирования. Это связано
с тем, что в настоящее время субъектам
важно активно использовать право для
решения насущных проблем, для выхода
из различного рода конфликтов. В основе
этого лежат непростые процессы, сопряженные
с формированием правового государства,
с правовой модернизацией всей Российской
Федерации.
Направленность России
на формирование современной правовой
системы актуализирует необходимость
изучения тех механизмов и условий в общей
системе правового регулирования, которые
давно сложились и продолжают существовать
в России. Известный русский философ B.C.
Соловьев писал: «Одно только мы знаем
наверное: если Россия не исполнит своего
нравственного долга, если она не отречется
от национального эгоизма, если она не
откажется от права силы и не поверит в
силу права, если она не возжелает искренно
и крепко духовной свободы и истины - она
никогда не сможет иметь прочего успеха
ни в каких делах своих, ни внешних, ни
внутренних»1. Понимание закономерностей
и правовых ориентиров российской действительности
- путь формирования гражданского сознания,
действенного мировоззрения.
Правом может быть
не любой законодательный произвол, а
лишь такая система регулирования общественных
отношений, которая опирается на уже сложившиеся
и активно функционирующие в обществе
механизмы упорядочения.
1 Соловьев B.C. Собрание
сочинений. Т.1. - М, 1913. - С.125.
Что касается российского
права, то здесь глубоко укоренена традиция
истолкования права как явления, опирающегося
на мощный моральный, культурный, религиозный
фундамент в осуществлении своей упорядочивающей
функции в обществе; неоднократно подчеркивалось,
что закон без общечеловеческих ценностей
замещается произволом, что право есть
должное в человеческих отношениях. Исходя
из этого, право в необходимых случаях
должно оказывать сопротивление беззаконию
со стороны политики и властных структур,
своими нормами и предписаниями обязано
остановить творящийся произвол в обществе.
Однако, как показывает
опыт, многое здесь зависит и от того, как
трактуется право, т.е. исходным пунктом
исследования проблем правовой политики
является глубокое понимание права, его
возможностей и силы.
Термин «право» в самом
общем плане означает «дозволенность
поведения», или обоснованную дозволенность,
у которой есть признаваемое обществом
основание. В то же время с предельной
строгостью следует отметить, что этот
термин употребляется в нескольких значениях,
что является немаловажным для разработки
проблем правовой политики.
Обратим внимание,
что этот термин употребляется в неюридическом
смысле, когда речь идет о моральных правах
и т.д. В то же время под данным термином
подразумевается естественное право,
права человека. Наконец, право имеет собственно
юридическое значение, охватываемое понятием
«позитивное право», т.е. право наличное,
реальное, официальное, связанное с деятельностью
государственных органов.
Само позитивное право
разграничивается на субъективное право
- право в субъективном смысле, т.е. юридическая
дозволенность поведения для конкретного
субъекта и объективное право - право
в объективном смысле,
т.е. нормативный регулятор юридически
дозволенного. Другими словами, это нормативный
критерий юридически дозволенного, недозволенного
и предписанного.
Специального внимания
заслуживает одна из областей «неюридических»
прав, находящаяся в сложной взаимосвязи
с позитивным правом -естественное право,
охватываемое, прежде всего, понятием
«права человека».
Естественное право,
как нам представляется,
- это не сама по себе
дозволенность, а требования о дозволенности
поведения, предопределенные природой
человека. Естественное право выражается
в нормах морали и гуманистических идеалах.
Позитивное право может
не соответствовать естественному праву,
и тогда возникает острый конфликт между
«двумя дозволенностями»: официальной,
т.е. нормами и институтами позитивного
права, и требованиями естественного права.
В связи с этим можно
подчеркнуть, что историческая миссия
позитивного права состоит в том, чтобы
своей сутью выразить требования о дозволенном,
которые заключены в естественном праве,
в естественных притязаниях индивидов
на свободу.
Значимость позитивного
права состоит в том, что это, прежде всего,
писаное право, т.е. выраженное в письменных
документах. Это самостоятельная социальная
реальность, система внешне объективированных
институтов со своими закономерностями,
свойствами, своей социальной ценностью.
Подчеркнем также,
что существование позитивного права
вызвано усложнением форм бытия людей,
когда вместе с частной собственностью
и автономной личностью, как опорными
точками обретения людьми свободы, стали
обостряться социальные конфликты, столкновения
интересов, противоборство и даже распад
общества.
В этих условиях возникла
острая потребность, чтобы в жизнь общества
вошел мощный регулятор, обеспечивающий
функционирование общества как целостного
организма, т.е. единый порядок, стабильность,
гарантированность свободы в рамках закона.
Поэтому нормы и принципы стали закрепляться
письменно, благодаря чему позитивное
право стало выступать как институциональное
образование. Следовательно, письменные
документы - это не только форма юридических
норм, а само их бытие, сам способ их объективации
- вхождения в состав
общественных явлений.
Право, возникая как
регулятор постоянно складывающихся в
обществе отношений, объективно получает
закрепление в форме установлений, которые,
будучи зафиксированы не только в письменных
источниках, но и в передающихся от поколения
к поколению преданиях и стереотипах
поведения, становятся
обязательными для исполнения всеми членами
человеческого общежития. Большую роль
в правовой жизни общества играют национальный
уклад жизни, традиционные верования,
сложившиеся формы поведения, этническое
самосознание. Обычно-правовые системы
различных народов, в том числе и русского,
являются результатом всего позитивного
опыта правовой жизни, без чего невозможно
стабильное существование государства.
Качественную определенность
обычного права в России невозможно осознать
вне рассмотрения его в контексте феномена
правовой жизни. Российскую правовую жизнь
нельзя сводить только к юридическим формам
бытия; правовая реальность охватывает
и правосознание с его элементами - правовой
психологией и правовой идеологией.
Под правовой жизнью
мы понимаем процессы, которые характеризуют
собой не только совокупную, упорядоченную
и неупорядоченную правовую действительность,
но и процесс исторического развития права
в целом, основные этапы его эволюции.
Исследуя природу правовой жизни российского
общества необходимо руководствоваться
принципами, которые позволяют понять
повседневную жизнь как органичную, динамическую
систему, способную к самоорганизации,
к продуцированию норм рационального
поведения, социальной деятельности.
Немецкий правовед
Р. Иеринг подчеркивал, что «жизнь права
есть борьба, борьба народов, государственной
власти, сословий, индивидуумов... Вся жизнь
права, в общем, являет то же зрелище безостановочной
борьбы и труда целого народа, какое представляет
деятельность последнего в области экономического
и умственного произ-водства»2.
Гредескул Н. отмечал
в 1900 году, что «ход нынешней правовой
жизни прямо опрокидывает некоторые давно
и прочно устоявшиеся понятия, показывая
с очевидностью, что действительная жизнь
гораздо богаче форм нашего мышления и
вовсе не поддается насильственному укладыванию
на их прокрустово ложе»3. Алексеев Н. один
из разделов своей книги «Основы философии
права», опубликованной в 1924 году в Праге,
назвал «Опыт усовершенствования правовой
жизни»4. «Юридическая жизнь» - название
одной из рубрик «Журнала российского
права». Термин «правовая жизнь» довольно
часто употребляется в современной иностранной
юридической литературе. Так, Э. Аннерс
2 Иеринг Р. Борьба за
право. СПб.. 1895. C.3.
3 Гредескул Н.А. К учению
об осуществлении права. Интеллектуальный
процесс, требующийся для осуществления
права. - Харьков, 1900. - С.7.
4 Алексеев Н.Н. Основы
философии права. - СПб., 1998. - С. 216.
в книге «История европейского
права» использовал данное понятие трижды,
причем применительно к различным странам
- Италии, Франции, России. Например, анализируя
реформы 60-х годов XIX века в России, автор
пишет, что «необходимость правовых реформ,
повысивших уровень правовой жизни и особенно
юридической техники процесса именно
ради экономической жизни, живо осознавался
в кругах, поддерживавших реформы»5.
С достаточной уверенностью
можно утверждать, что содержание и формы
правовой жизни современного общества
гораздо богаче той картины, которая устоялась
в отечественной юридической науке. Это
касается и понимания природы и действительной
роли обычного права. В теории права все
больше и больше подчеркивается роль обычного
права, правового плюрализма, способствующих
развитию нормальной правовой жизни. Обычное
право воспринимается сегодня не как атавизм
из прошлого, а как неотъемлемый компонент
естественного правового развития общества,
народа. Но в некоторых аспектах требуется
новое отношение к обычному праву. Эта
необходимость определяется обнаружением
в современной жизни типов деятельности,
источники происхождения которых связаны
с повседневным опытом, общественным признанием,
нравственными и политическими оценками,
а также с рядом других факторов, не охватываемых
правом в его юридической форме. Да и юридическое
право стало более «чувствительным» к
образу жизни российского общества.
Обычное право функционирует
наряду и вместе с официальным правом;
оно занимает особое место в системе правовых
отношений. Подлинно демократическое
государство, сосуществуя с институтами
гражданского общества, не обладает монополией
на право. В обществе всегда имеют место
ситуации, когда юридическое право вступает
в противоречие с местной традицией, то
есть с действием обычного права. Все чаще
и чаще высшие органы государственной
власти сталкиваются с дилеммой: сохранить
ли сложившийся паритет, правопорядок
в достаточно больших регионах России
или в крупных социальных группах (национальности,
этносы, верующие), либо соблюсти принцип
верховенства закона, как условия правового
государства, модель которого достаточно
неоднозначно и болезненно приживается
в России ста последних лет.
Эффективное эволюционирование
российской правовой жизни должно происходить
за счет реального отражения обычного
права в законодательстве и правоприменении.
В свою очередь,
сущность обычного
права определяется характером личностных
отношений в конкретной социальной системе.
Наиболее распространенные и устоявшиеся
«теоретические предрассудки» в отношении
феномена правовой жизни и обычного права
связаны, на наш взгляд, с абсолютизацией
сознательного тотального контроля жизни
социума, единства правовых культур различных
его слоев, а также с недооценкой значимости
института прав человека в жизни государства
и общества.
Самая общая характеристика
правовой жизни дана в трудах С.С. Алексеева,
Э. Аннерса, В.К. Бабаева, М.И. Байтина, В.М.
Баранова, К.Т. Вельского, Ю.Ю. Ветютнева,
Н.Н. Вопленко, И.В. Гоймана-Калинского,
А.И. Демидова, В.Д. Зорькина, В.П. Кази-мирчука,
В.Н. Карташова, И.В. Котелевской, В.Н. Кудрявцева,
ТВ. Кухарук, В.В. Лазарева, В.В. Лапаевой,
А.В. Малько, М.Н. Марченко,
Н.И. Матузова, А.Е. Михайлова, С.А. Муромцева,
И.Д. Невважая, А.Ю. Сало-матина, Ю.А. Тихомирова,
В.В. Трофимова, В.И. Чер-вонюка и др. Наибольшую
ценность для общетеоретического анализа
в этой области представляют научные работы
Н.Н. Алексеева, Н.А. Гредес-кула, Г. Д. Гурвича,
Р. Иеринга, П.А. Ильина, Б.А. Кис-тяковского,
Н.М. Коркунова, К. Кульчара, И.В. Михайловского,
П.А. Сорокина, Е.В. Спекторского, Е, Эрлиха
и др.
Современный правопорядок
представляет собой чрезвычайно сложную
систему, целый своеобразный мир явлений,
самым непосредственным образом связанных
с жизнью людей. По справедливому замечанию
Н.И. Крылова, «жизнь народная, и в особенности
жизнь Юридическая, слишком разнообразна,
многосложна, неуловима. Нет Кодекса, который
бы мог заключить в себе все явления этой
жизни, который бы мог уловить все движения
свободной воли в Гражданском быту; нет
языка, на котором бы можно было передать
мысль так, как мы ее сознаем. Письменно,
этой внешней форме, мы обыкновенно отчуждаем
один избыток нашей идеи, лишний, как бы
тягостный для нас; а все луч-икс, существо,
удерживаем для себя: природа бережет
наше внутреннее богатство, и, как бы не
доверяя нашей расточительности, лишила
нас всех средств к передаче. По этому
общему уставу природы, всего менее Законодательство
способно быть органом всецелого выражения
Юридической жизни, всех верований народных.
<...> Это общее для всех зеркало не показывает
уже тех особенностей и оттенков, в которых
выражается жизнь Юридическая»6.
Долгое время в отечественной
юридической науке термин «правовая жизнь»
воспринимался как понятие, содержание
которого не требует отдель-
5 Аннере Э. история
европейского права. - М., 1994. - С. 363.
6 Крылов Н.И. Об историческом
развитии римского права в области
наук юридических.
- М., 1983. - С.1-3.
ного определения и
разъяснения. Малько А.В. определяет правовую
жизнь как совокупность правовых актов
и иных форм проявления права (в том числе
и негативных), характеризующую специфику
и уровень существующей юридической действительности,
отношение субъектов к праву и степень
удовлетворения их интересов7.
Правовая жизнь - составная
часть и особая разновидность общественной
жизни, ибо право -социальный институт,
адаптированный к особенностям жизни
конкретного народа; одно из условий существования
государственно организованного общества,
так как признано определенным образом
оформлять личную, государственную и общественную
жизнь; содержит комплекс всех правовых
явлений, как позитивных, так и негативных.
Позитивные: само право
(отражающее права человека, идеи справедливости,
гуманизма, свободы и т.п.); правовая система
в целом; механизм правового регулирования;
законные правовые акты (правомерные действия,
их результаты, юридические документы)
и юридические поступки (как разновидность
правомерного действия - юридического
факта); события как юридический факт;
правовые режимы и составляющие их первичные
юридические средства (льготы, поощрения,
дозволения, запреты, наказания, обязанности
и т.п.); правоотношения и юридическая практика;
правосознание и правовая культура; законность
и правопорядок; юридическая наука и образование
(и их структуры) и т.д.
Негативные: в основном
противоправные явления (преступления
и иные правонарушения; их субъекты и криминальные
структуры; коррупция, злоупотребления,
деформации правосознания, выражающиеся,
в частности, в правовом нигилизме, идеализме,
популизме; ошибки в праве и иные, препятствующие
положительной юридической деятельности,
факторы).
До сих пор не существовало
категории, которая охватывала бы всю
сферу бытия права со всеми позитивными
и негативными проявлениями. И те, и другие
различаются по природе и направленности
(правомерное и противоправное поведение),
однако по своему характеру они правовые
и выступают составными частями юридической
среды. Подобно экономической жизни, которая
состоит не только из положительных начал,
но и из отрицательных (криминальная и
«теневая» экономика), правовая жизнь
точно так же включает в себя разные полюсы
жизненных процессов, различные, зачастую
прямо противоположные юридические реальности.
Поэтому трудно согласиться
с В. Бабаевым и
В. Барановым, которые
определяют правовую жизнь только с позитивных
позиций. «Социально-правовая жизнь, -
по их мнению, - совокупность многообразных
видов и форм конструктивной совместной
деятельности людей в сфере права, направленной
на обеспечение условий и средств существования,
реализацию индивидуальных и общественных
потребностей, интересов и ценностей»8.
Думается, любая жизнь
независимо от ее формы не может содержать
только конструктивные, положительные
начала, ибо она включает все возможные
проявления, реальное существование различных
тенденций, видов поведения со всеми их
плюсами и минусами. Отсюда далеко не случайно
в развитии правовой жизни просматриваются
два прямо противоположных направления:
одно -организация социальных связей,
другое - их дезорганизация. В правовой
жизни есть и гармония между ее элементами,
но есть и определенный разлад, рассогласованность,
нарушение известного равновесия.
Правовая жизнь - это
сфера осуществления энергии права, его
потенциала, творческой роли, совокупность
многообразных форм правовой и противоправной
активности участников правоотношений.
В праве субъекты выступают в различном
качестве: истцов и ответчиков, адвокатов
и прокуроров, судей и экспертов, наследодателей
и наследников, потерпевших и подсудимых,
следователей и подозреваемых, свидетелей
и обвиняемых, депутатов и избирателей,
законопослушных граждан и правонарушителей.
Правовая жизнь характеризует
специфику и уровень существующей юридической
действительности, отношение субъектов
к праву и степень удовлетворения их интересов.
Правовая жизнь тесно
переплетена с экономической и политической
жизнью и в большей мере составляет их
своеобразную форму. Вместе с тем она может,
как известно, оказывать на экономику
и политику (содержание) и обратное воздействие
стимулирующего либо сдерживающего плана.
На течение правовой
жизни влияет множество различных факторов:
финансовоэкономические, материально-организационные,
партийно-политические, нравственно-религиозные,
национально-исторические, культурноидеологические,
социально-классовые, техникоинформационные,
духовно-научные, природногеографические
и т.п.
Так, климатические
и географические условия существования
конкретной страны,
7 Правовая жизнь в
современной России: теоретико-методологический
аспект / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько.
- Саратов, 2005. - С. 43.
8 Бабаев В.К., Баранов
В .М. О бщая теория права. Краткая энциклопедия.
- Н. Новгород, 1998. - С.
21.
бесспорно, накладывают
отпечаток на характер правовых обычаев,
природу правовых актов. Вряд ли кто-нибудь
будет отрицать и тот факт, что финансово-экономические
и материально-организационные ресурсы
могут быть важнейшими гарантиями юридических
предписаний и механизмов. Компьютеризация
и иные средства техникоинформационного
процесса содействуют, в частности, созданию
информационно-правовых систем, позволяющих
более оперативно и эффективно пользоваться
юридическими возможностями.
В зависимости от социальной
структуры общества, степени напряженности
классовых, национальных и религиозных
отношений характер и содержание правовой
жизни могут в значительной мере различаться
между собой. Ясно, что в подлинно демократическом
государстве, где народ может реально
повлиять на власть, где человеку предоставлены
необходимые юридические рычаги, в правовой
жизни больше солидарности и законности.
Для того чтобы активно
и результативно участвовать в правовой
жизни, необходимы соответствующие знания,
умения и навыки, компетентность и профессионализм
субъектов юридической деятельности,
ибо юридическая сфера
- целый мир со своим
языком, системой понятий, традициями,
историей, культурой. Поэтому правовая
жизнь зависит и от степени знания обществом
законов и подзаконных актов, и от уровня
развития его правосознания, и от социальноправовой
активности конкретных лиц.
«Народу необходимо
и достойно знать законы своей страны,
- отмечал И. Ильин, - это входит в состав
правовой жизни... Надо убедиться в том,
что отвергая объективный смысл и объективное
знание права, человек лишает себя той
основы, на которой только и возможна правовая
жизнь: он уже не имеет тогда никаких мотивов,
никакого теоретического и жизненного
основания для того, чтобы спорить о праве
и бесправии, возмущаться произволом,
апеллировать к суду, настаивать на своих
правах политической свободы, отрицать
по праву свой мнимый долг, протестовать
против нарушения своих имущественных
прав и т.д.»9.
В другой книге Ильин
справедливо отмечал, что «если человек
хочет видеть свои личные права огражденными
и защищенными, то он должен вложиться
своим правосознанием в эту общественную
правовую жизнь и верно участвовать в
ее устроении»10.
Как любой уважающий
себя спортсмен должен ежедневно поддерживать
соответствующую
физическую форму и
постоянно подтверждать высокие результаты,
точно так же и общество, каждый гражданин
ежедневно должны поддерживать свою «правовую
форму» бытия, постоянно бороться за собственные
права и интересы, ибо правовое государство
- это больше процесс, чем результат. Он
не достигается автоматически, раз и навсегда.
Этот уровень правовой жизни (световой)
необходимо систематически отвоевывать
у криминала, бесправия (теневой составляющей
правовой жизни).
Проблема правовой
жизни начинается в философском смысле
с вопроса о том, что есть жизнь вообще.
Жизнь пчелиного роя или жизнь термитника
характеризуется высокой степенью порядка,
и иногда служат образцом общества с идеальным
порядком. В каком смысле мы говорим, скажем,
о жизни термитника? Это совокупность
всех форм действий, организации, присущих
термитнику. Или проще: это все, что с ним
и в нем происходит. Никому в голову не
придет говорить о правовой жизни термитников.
Причина видится простой: отсутствие сознания
и свободы воли у «населения» термитника.
Отсюда, казалось бы, следует вывод, что
правовая жизнь существует только там
и тогда, где и когда действия свободны
и сопровождаются контролем со стороны
сознания. Иначе говоря, всякую общественную
жизнь, и правовую в том числе, мы мыслим
как совокупность осознанных актов. Но
после того как Марксом, а затем и К. Юнгом
была открыта сфера коллективного бессознательного,
сводить общественную жизнь и жизнь отдельного
индивида к совокупности сознательных
поступков было бы методологической ошибкой.
Такую ошибку нередко допускают те теоретики
и практики права, которые видят правовую
жизнь только со стороны юридически оформленных
и официальным образом признанных сознательных
актов. Поэтому фактически признается
не жизнь (правовая) людей, а жизнь официальных
идей и соответствующих им институтов.
Подобное, по сути, идеологически ангажированное
видение правовой жизни является устаревшим
в свете тех реальных процессов, которые
мы наблюдаем в жизни современного общества.
Следствием такого идеологического подхода,
который скорее отражает желаемое, чем
действительное, является установка на
признание единства правовой жизни, обусловленного
одной системой права и законодательства,
существующего в каждой данной стране.
Отсюда вторая ошибка, состоящая в том,
что не признается факт гетерогенности
правовой жизни общества. Как отмечал
еще Н.И. Крылов, «жизнь народная, и в особенности
жизнь юридическая, слишком разнообразна,
многосложна, неуловима»11.
9 Ильин И.А. О сущности
правосознания. - М., 1993. - С. 24, 37.
10 Ильин И.А. О правосознании
// Собр. соч. В 9 т. Т. 1. - М., 1993. - С. 26.
11 Крылов Н.И. О значении
римского права // антология мировой правовой
мысли. XIV. - М., 1999. - С. 516.
Обращая внимание на
особый статус правовой жизни в социуме
и говоря о необходимости ее признания,
мы имеем в виду, во-первых, ее относительную
самостоятельность и независимость от
других форм общественной жизни, и, во-вторых,
что более существенно, она имеет принципиально
субъектный характер. Это означает, что
жизнь есть реальность, которой живут,
которую проживают. Она не может быть чем-то
внешним по отношению к субъекту правовой
жизни. Жизнь -это не то, в чем живут, но
сам способ существования в мире субъекта
деятельности, познания, оценки, переживания,
мышления. В этих простых соображениях
заключается главный пафос той философии,
которая нам известна под названием «философии
жизни».
Таким образом, если
мы ставим вопрос о признании особой сферы
правовой жизни, то это означает признание
субъектного (а не только объектного) характера
правовых форм жизни. Иначе говоря, если
кто-то живет правовой жизнью, то она ему
принадлежит как субъекту, это его - субъекта
-собственная жизнь. Здесь человек обязательно
выступает в качестве цели, но никогда
только как средство правовой жизни. С
этой точки зрения, например, система функционирующих
в обществе юридических норм не может
рассматриваться в качестве атрибута
жизни, если она не является способом субъектного
целеполагающего бытия человека или определенной
группы людей.
Обыденное понимание
правовой жизни сводится к представлению
о той сумме явлений общественной жизни,
которые имеют юридически определенные
форму и содержание. В том случае, когда
мы говорим о правовой жизни, не уточняя
смысла понятия жизни, ничего нового в
понятии правовой жизни мы не обнаружим.
Исследуя природу правовой
жизни общества, по нашему мнению, необходимо
руководствоваться принципом «философии
жизни», который позволяет понять повседневную
жизнь как органическую, динамическую
систему, способную к самоорганизации,
к продуцированию норм рационального
поведения, социальной деятельности. Это
положение осознается многими учеными.
Так, например, А.Б. Венгеров замечает,
что «в правовой жизни общества в кризисных
ситуациях могут возникать состояния
неопределенности, неустойчивости, и тогда
субъективное, случайное, самоорганизующееся
задает подчас самые неожиданные направления
развития, перемен, формирует определяющие
тенденции, переходы общества из одного
правового состояния в другое...»12.
Понятие «правовая
жизнь» - общетеорети-
12 Венгеров А.Б. Теория
государства и права. - М., 1998. - С. 308.
ческое по своей сути,
обобщающее разные отраслевые виды правовой
жизни. Для наиболее полного его исследования
рассмотрим его соотношение с такими родственными
понятиями, как «правовая форма», «правовая
система», «юридическая надстройка», «правовая
среда». Между ними, бесспорно, немало
общего. Все они выступают своего рода
комплексными, предельно широкими понятиями
-категориями, включающими многочисленные
юридические элементы: правовые акты,
правосознание, правовую практику, правоотношения
и т.п. Эти понятия взаимосвязаны, обозначают
собой довольно крупные пласты бытия права,
содержат в себе различные формы его проявления.
Вместе с тем «правовая
жизнь» - самостоятельная юридическая
категория, отличающаяся от вышеназванных
категорий. Наиболее близка к ней категория
«правовая форма», которая в основном
используется в определенном контексте,
прежде всего для того, чтобы структурировать
социальные связи и показать роль права
как формальноюридического института
в его соотношении с социально-экономическим,
культурно-нравственным и политическим
содержанием - многообразными и первичными
общественными отношениями. Однако всей
юридической реальности понятие «правовая
форма» не отражает, поскольку не может
включать в себя ее негативную, неправомерную,
неявную часть. Отражать всю юридическую
действительность (как настоящую, так
и прошлую) - прерогатива и, собственно,
главное предназначение лишь понятия
«правовая жизнь» (само слово «жизнь»
во многом обозначает как раз реальную
действительность).
Точно так же как в
политической науке наряду с понятием
«политическая система» существует понятие
«политическая жизнь», и в юриспруденции
наряду с категорией «правовая система»
необходимо «прописать» и категорию «правовая
жизнь». То есть в юридической науке понятия
«правовая жизнь» и «правовая система»
во многом должны соотноситься подобно
таким понятиям в политологии, как «политическая
жизнь» и «политическая система» (а в экономической
науке понятиям «экономическая жизнь»
и «экономическая система»).
Правовая система создает
условия для нормального протекания правовой
жизни, обеспечения ее стабильности, нейтрализации
и вытеснения из нее негативных юридических
явлений (правонарушений, злоупотреблений
и иной «злокачественной юридической
опухоли»). Другими словами, она по отношению
к правовой жизни играет организующую
роль, придает ей определенное единство,
правомерные начала. Отсюда важно совершенствовать
и укреплять элементы правовой системы
российского общества,
что будет содействовать
обогащению и оптимизации его правовой
жизни.
Между тем правовая
система - лишь составная нормативно-упорядочивающая
часть самой правовой жизни, ибо последнее
явление (и понятие) шире первого. Элементы
правовой системы - это прежде всего те,
которые необходимы для процесса правового
регулирования, для целенаправленного
воздействия на сознание и поведение субъектов.
Негативные же правовые
явления - преступность, правонарушения,
деформации и т.п., тоже имеющие отношение
к бытию права и обладающие определенной
юридической окраской, к элементам правовой
системы не относятся.
В этой связи понятие
«правовая жизнь» позволяет гораздо объемнее
взглянуть на правовую действительность
как позитивного, так и негативного плана.
Такой взгляд необходим, ибо придает правовым
реалиям определенную целостность. Ведь
важно видеть в правовой жизни не только
плюсы, но и минусы. Именно с последними
право и вся правовая система призваны
бороться. Данная категория дает возможность
смотреть на существующий юридический
быт не через «розовые очки», а, наоборот,
видеть его достижения и недостатки, успехи
и неудачи, свершения и ошибки, сильные
и слабые стороны. Кроме всего прочего
она характеризует собой не только совокупную
упорядоченную и неупорядоченную правовую
действительность, но и процесс исторического
развития права в целом, основные этапы
его эволюции.
В литературе высказано
мнение, согласно которому понятие правовой
жизни не имеет особого научного статуса.
Так В.М. Барановым отрицается обоснованность
и специфическое содержание понятия «правовая
жизнь»13. В.М. Баранов пишет, что «не беднее»
понятия правовой жизни другие понятия,
такие, как «бытие права», «правовая среда»,
«правовая действительность», «правовая
реальность», «правовая сфера».
Что касается понятия
«правовая среда», то оно должно соотноситься
с тем, чьей средой оно является. Об этом
имеет смысл говорить, но такое понятие
не является «конкурентом» понятия правовой
жизни, так как оно не имеет ясного научного
статуса. Точно так же может быть оценено
понятие «правовая сфера». В лучшем случае
оно является ненаучным выражением смысла
понятия «правовая действительность»
или «правовая реальность». Последние
два понятия вне определенного философского
контекста являются просто синонимичными.
Они обозначают совокупность
наличных правовых
явлений, которые имеют место в каждом
конкретном обществе. Юристы пользуются
термином «бытие», как правило, не в философском
смысле, а просто как обозначение всего
сущего, существующего и относящегося
к праву, связанного с правом. То есть «правовое
бытие»
- это все сущее, имеющее
атрибут правового; «бытие права» - это
право в своем бытии, право как оно существует
в действительности, как оно есть (в смысле
наличности).
Правовая жизнь - предельно
широкая категория, включающая в себя
и право, и его реализацию, и теневую составляющую.
Она не тождественна понятию «жизнь права».
Последняя есть осуществление в действительности
самого права. Поэтому данное понятие
является более узким и входит в понятие
«правовая жизнь».
Было бы логично связывать
понятие правовой жизни с той совокупностью
отношений между людьми, которая всегда
налично существует в виде тех или иных
актов, выражающих эти отношения, действия.
В этой связи необходимо выделить фактор,
который был бы системообразующим по отношению
к системе бытия правовых форм, то есть
без которого акты, совершаемые людьми,
не тематизируются в качестве правовых.
«До тех пор, пока люди не попадают в ситуацию
взаимного ущемления свободы, - замечает
А.А. Матюхин, - право, являясь мерой такого
ограничения, ничем не напоминает о себе»14.
Правовые отношения возникают между людьми
там и тогда, где и когда взаимодействие
между людьми может привести к нанесению
ущерба одним субъектом другому. Но одного
этого обстоятельства мало, необходимо
второе обстоятельство, заключающееся
в том, что субъекты признают необходимость
возмещения причиненного ущерба. В соответствии
с этим можно было бы определить источник
и основу правовой жизни как совокупность
возникающих в процессе жизни различных
актов, связанных с ситуациями возможности
причинения ущерба другому человеку и
признанием необходимости его возмещения.
Признание факта существования
правовой жизни требует выхода за границы
устоявших традиционных представлений
о праве, его сущности и функций, о природе
социальных и правовых норм, в особенности,
о структуре и функциях правосознания
и правовой культуры, о средствах и способах
регулирования правовых отношений в обществе.
Это связано с признанием любой в принципе
социальной единицы в качестве субъекта
права, любого субъекта, притязающего
на какое-либо право. Правовая жизнь есть
процесс взаимодействия
13 Баранов В.М. Теневое
право. - Нижний Новгород, 2002. - С. 22-24.
14 Матюхин А.А. государство
в сфере права. Институциональный подход.
- Алматы, 2000. - С. 60.
множества видов и
типов субъектов права. Причем не все из
этих субъектов признаются в качестве
таковых официально действующим в государстве
правом.
Правовую жизнь нельзя
сводить только к юридическим формам бытия,
ибо правовая реальность охватывает и
сознание, точнее правосознание с его
элементами - правовой психологией и правовой
идеологией.
Правовая жизнь характеризует
специфику и уровень существующей юридической
действительности, отношение субъектов
к праву и степень удовлетворения их интересов.
Правовая жизнь тесно переплетена с экономической
и политической жизнью и в большей мере
составляет их своеобразную форму. Вместе
с тем она может, как известно, оказывать
на экономику и политику (содержание) и
обратное воздействие стимулирующего
либо сдерживающего плана.
На течение правовой
жизни, отмечает А.В. Малько, влияет множество
различных факторов: финансово-экономические,
материально-организационные, партийно-политические,
нравственнорелигиозные, национально-исторические,
культурно-идеологические, социально-классовые,
техникоинформационные, духовно-научные,
природногеографические и т.п.15. Так, климатические
и географические условия существования
конкретной страны, бесспорно, накладывают
отпечаток на характер правовых обычаев,
природу правовых актов. Вряд ли кто-нибудь
будет отрицать и тот факт, что финансово-экономические
и материально-организационные ресурсы
могут быть важнейшими гарантиями юридических
предписаний и механизмов. Компьютеризация
и иные средства технико-информационного
процесса содействуют, в частности, созданию
информационно-правовых систем, позволяющих
более оперативно и эффективно пользоваться
юридическими возможностями.
В зависимости от социальной
структуры общества, степени напряженности
классовых, национальных и религиозных
отношений характер и содержание правовой
жизни могут в значительной мере различаться
между собой. Ясно, что в подлинно демократическом
государстве, где народ может реально
повлиять на власть, где человеку предоставлены
необходимые юридические рычаги, в правовой
жизни больше солидарности и законности.
Для того чтобы активно
и результативно участвовать в правовой
жизни, необходимы соответствующие знания,
умения и навыки, компетентность и профессионализм
субъектов юридической деятельности,
ибо юридическая сфера
- целый мир со своим
зыком, системой понятий,
традициями, историей,
культурой. Поэтому правовая жизнь зависит
и от степени знания обществом законов
и подзаконных актов, и от уровня развития
его правосознания, и от социальноправовой
активности конкретных лиц.
Категория «правовая
жизнь общества» охватывает все виды правового
бытия, сам процесс правового осознания
социальной действительности, всю юридическую
деятельность государственно-правовых
учреждений. В понятие «правовой жизни
общества» кроме господствующей правовой
идеологии входят также и не господствующая
правовая идеология, правовая психология,
правовые традиции и привычки, правотворчество,
правовое воспитание и т.д. Деятельность
государственноправовых учреждений, несмотря
на то, что она носит вещественно-практический
характер, включается в правовую жизнь
общества потому, что она проходит через
правовое сознание. Но правовая жизнь
выступает составной частью и особой разновидностью
общественной жизни, ибо право - социальный
институт, адаптированный к особенностям
жизни конкретного народа.
Можно выделить следующие
признаки правовой жизни:
1. Правовая жизнь выступает
составной частью и особой разновидностью
общественной жизни, так как право - социальный
институт, адаптированный к особенностям
жизни конкретного народа16.
2. Правовая жизнь связана
с юридическими правилами поведения (предписаниями)
и с соответствующими юридическими последствиями.
3. Правовая жизнь в
своей основе имеет объективно выраженное
право по отношению к обществу, базируется
на объективном значении права для социальной
жизнедеятельности.
4. Правовая жизнь -
одно из условий существования государственно-организованного
общества, так как призвана определенным
образом оформлять личную, государственную
и общественную жизнь.
5. Правовая жизнь -
часть духовной практики народа, наиболее
ярко показывающая особенности той или
иной нации, ее специфику, менталитет.
6. Правовая жизнь тесно
связана с экономической и политической
жизнью.
7. Правовая жизнь характеризует
специфику и уровень развития данной страны,
соотношение субъектов к праву и степень
удовлетворения их интересов.
8. Правовая жизнь именно
совокупность всех форм юридического
бытия общества, а не система, так как она
включает в себя неупорядоченные
15 Правовая жизнь в
современной России: теоретико-методологический
аспект. Указ. соч. - С. 56.
16 Правовая жизнь в
современной России: теоретико-методологический
аспект. Указ. соч. - С. 44.
процессы (не господствующую
правовую идеологию, правонарушения и
т.д.), и определенные случайные факторы
и т.п.
9. Правовая жизнь есть
как сфера осуществления энергии права,
его потенциала, творческой роли, так и
совокупность многообразных форм правовой
и противоправной активности участников
правоотношений.
10. Правовая жизнь содержит
комплекс всех юридических явлений, включающий
как позитивные, так и негативные составляющие.
На основании вышеизложенного
можно говорить, что правовая жизнь - сложный
конгломерат в юридической сфере статистического
и динамического, прошлого и настоящего,
целенаправленного и стихийного, правомерного
и противоправного, показывающий некий
уровень эволюции права, степень правового
прогресса того или иного общества, его
юридические пристрастия на каждом из
этапов его развития.
Научная библиотека КиберЛенинка: http://
Информация о работе Понятие правовой жизни в общей теории права