Понятие, признаки, виды правотворчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 19:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение общей характеристики современного правотворчества в России.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- изучить общее понятие правотворчества;
- изучить его виды и принципы;
- изучить стадии правотворчества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ПОНЯТИЕ ПРАВОТВОРЧЕСТВА…………………….…………..………...5
2. ВИДЫ ПРАВОТВОРЧЕСТВА…………………..……………..……..........10
3. ПРИНЦИПЫ ПРАВОТВОРЧЕСТВА…………….……………..………..….19
4. СТАДИИ ПРАВОТВОРЧЕСТВА…………….……………………………..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..……28

Вложенные файлы: 1 файл

Правотворчество..doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

Требование научности  к правотворчеству особенно возрастает в наши дни, когда перспективы развития рыночных, национальных государственных, социально-бытовых отношений четко не определены и в правовом урегулировании их приходится идти на ощупь.

Значительно повысило бы научный характер правотворчества  и планирование законодательной  работы. Не может быть научно обоснованным и продуманным законодательный  акт, решение, о принятии которого созрело  скоропалительно, например, при утверждении  повестки работы представительного органа.

Связь с правоприменительной  практикой. Именно правоприменительная  практика дает возможность судить о  качестве и эффективности принятых нормативно-правовых актов, информирует  о необходимости их изменения  или отмены. Законодатель должен постоянно отслеживать процессы, ориентироваться на практику применения уже действующих законов, своевременно устранять пробелы в праве, воспринимать все лучшее, что предлагается правоприменительными органами.

Принцип демократизма проявляется в демократической процедуре разработки и принятия акта самим представительным органом, а так же в широком привлечении граждан к правотворческой деятельности. Парламент Российской Федерации, в отличие от высшего правительственного органа бывшего Союза, стал постоянно действующим законодательным органом. Иной стала так же процедура разработки и принятия законопроектов: она стала более обстоятельной и гласной.

Наиболее эффективно выявлять истинные стремления и волю народа позволяет всенародное голосование (референдум) – один из способов придания нормативно-правовому акту высшей юридической силы. Именно в ходе референдума 12 декабря 1993г. была принята Конституция Российской Федерации.

Принцип использования  правового опыта. Всякий вновь разрабатываемый  нормативный акт должен опираться на уже известный положительный правовой опыт государств и цивилизации в целом.

В последнее время  отечественный законодатель широко использует мировой правотворческий  опыт. Здесь достаточно указать на новый Гражданский кодекс Российской Федерации. В новом ГК появились институты права, заимствованные в своей сути из опыта более развитых в правовом отношении государств (институт доверительной собственности, институт банковской гарантии, институт морального ущерба и пр.).1

В отдельные периоды развития того или другого государства имели место отступления от какого-либо принципа, но они не могут поколебать необходимость поиска утверждения соответствующих начал законодательной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.  СТАДИИ   ПРАВОТВОРЧЕСТВА

 

Правотворчество – это процесс, который состоит  из определенных стадий:

1) законодательная инициатива  - закрепленное в Конституции РФ право определенных субъектов внести предложение об издании закона и соответствующий законопроект в законодательный орган. Право законодательной инициативы порождает у законодательного органа обязанность рассмотреть предложение и законопроект, но принять или отклонить его - право законодателя. Право законодательной инициативы (согласно ч. 1 ст. 104 Конституции РФ) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения.

При подготовке проектов обычно применяется ведомственный, отраслевой принцип, предусматривающий составление первоначальных проектов теми органами и организациями, профилю деятельности которых они соответствуют. Такой принцип обеспечивает квалифицированное составление проекта, участие специалистов. Во многих случаях дается поручение составить первоначальный текст проекта нескольким ведомствам, включая и юридический орган (Министерство юстиции, Верховный суд, Высший арбитражный суд, прокуратура).

В правотворческой практике используется в зависимости от содержания проекта и другой принцип, когда законопроекты готовятся постоянными комитетами высшего представительного органа страны (законопроекты о выборах, о статусе народных депутатов и др.). Однако ведомственный принцип подготовки проектов все же преобладает в современной правотворческой практике.

2) подготовка первоначального текста проекта. Для выработки важных и сложных проектов обычно образуются комиссии, включающие представителей основных заинтересованных органов, общественных организаций, ученых-юристов и других специалистов. В случае необходимости комиссии создают подкомиссии, рабочие и редакционные группы.

3) обсуждение законопроекта - важная стадия, которая начинается в Государственной Думе РФ с заслушивания доклада представителя субъекта, внесшего законопроект. Данная стадия необходима для того, чтобы довести документ до высокого уровня качества: устранить противоречия, пробелы, неточности и прочие дефекты. Наиболее существенные законопроекты выносятся на всенародное обсуждение. Оно обычно осуществляется с привлечением большого круга заинтересованных органов, организаций, общественности. Важно создать условия, обеспечивающие конструктивное, творческое рассмотрение и обсуждение различных вариантов решений, а также имеющихся альтернативных проектов. В этом одна из важных предпосылок подготовки обоснованного, качественного решения.2

4) принятие закона, что достигается с помощью двух механизмов голосования (простым большинством и квалифицированным). Принятие закона - главная стадия, которая, в свою очередь, распадается на три подстадии:

а) принятие закона Государственной Думой (федеральные  законы принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов  Государственной Думы, т.е. 50% + 1 голос; федеральные же конституционные законы считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы);

б) одобрение  закона Советом Федерации (в соответствии с ч. 4 ст. 105 Конституции РФ "федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации"; согласно ч. 2 ст. 108 Конституции РФ, "федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации"); После рассмотрения и принятия законопроекта Государственной Думой он становится федеральным законом. В соответствии с установленным регламентом Государственная Дума принимает федеральный закон в трех чтениях (определенных стадиях законодательного процесса):

- во время  первого чтения обсуждаются только  основные положения законопроекта.  Обсуждение начинается с доклада инициатора законопроекта. Затем заслушиваются содокладчики, проводятся прения. После этого Государственная Дума приступает к принятию решения по законопроекту. В том случае, если Дума одобряет этот законопроект, она передает его для продолжения работы в комитет, который отвечал за его подготовку;

- на второе  чтение законопроект выносится  уже с поправками, с учетом  замечаний и предложений, которые  были высказаны депутатами в  первом чтении. На этом этапе  депутаты обсуждают законопроект  по статьям вместе с поправками;

- третье чтение  заключается только в голосовании  "за" или "против" законопроекта  в целом. В его содержание  поправки больше не вносятся, и сам законопроект не обсуждается.  Для принятия федерального закона  необходимо большинство голосов  от общего числа депутатов Государственной Думы.

В практику законотворческой деятельности Государственной Думы Российской Федерации с 2002 г. вошло  рассмотрение законопроектов в "нулевом  чтении". Это позволяет еще  до его официального рассмотрения скорректировать  позиции законодателей с авторами законопроектов. Чаще всего в этой роли выступает Правительство России. Высказывается мнение о необходимости рассмотрения в "нулевом чтении" всех законопроектов, затрагивающих экономические и социальные интересы граждан, а также определяющие гарантии их конституционных прав и свобод.

в) подписание закона Президентом РФ (согласно ч. 2 ст. 107 и  ч. 2 ст. 108 Конституции РФ, Президент  в течение четырнадцати дней подписывает  одобренный закон и обнародует его);

5) опубликование закона (как правило, федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ; неопубликованные законы не применяются).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключении   данной курсовой работы можно подвести следующие итоги:

Правотворчество –   это государственная деятельность, завершающая процесс формирования права.

Правотворчество, основанное на определенных принципах – одно из важных направлений любого государства. Оно всегда было, есть и всегда будет важнейшим средством управления обществом и непосредственно связано с типом государства, его формой, механизмом и функциями.

Уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативно-правовых актов, - это показатель цивилизованности и демократии общества. Посредством правотворчества нормы естественного права облекаются в форму нормативно-правовых актов и становятся  правом, существующим в виде законодательства. Логическим завершением правотворчества, которое позволяет создать стройную, работающую систему законодательства является систематизация нормативно-правовых актов.

Повышение качества правовых решений, снижение до минимума числа  неэффективных нормативных актов  – постоянная задача законодателя. Именно этим объясняется теоретическое и практическое значение изучения проблем, связанных с процессом создания норм права. “Потребителями” законов являются люди, общество, и нельзя допускать принятия поспешных, непродуманных правовых решений, ибо любая ошибка законодателя влечет неоправданные материальные затраты, нарушение интересов граждан.

Генеральной линией совершенствования  российского законодательства в  будущем следовало бы избрать  курс на постепенное осуществление  его дальнейшей кодификации и обновления. К такой кодификации следует стремиться уже сейчас, продолжая обновлять и укрупняя наше законодательство, создавая крупные кодификационные "блоки", которые не только бы отвечали задачам текущего упорядочения законодательства, но и были рассчитаны на включение в качестве составных частей в будущий кодификационный свод. Текущие акты уместно составлять так, чтобы их, по возможности не расчленяя на части, можно было бы включать в более крупные кодификационные подразделения - в кодексы, единые тома свода.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция Российской Федерации. Российская газета. 1993
  2. Абдулаев Н. Д. Диалектика правотворчества. Баку. 2006
  3. Большой юридический словарь//Под ред. А.Я.Сухарева, В.Е.Крутских. - 2-е изд., перераб. и доп. М. 2003
  4. Бережков А. Г. Теоретические проблемы правоприменения и формирования содержания права // Вести Московского университета. Сер. 11. Право. 2003. № 4
  5. Власенко Н.А. Правила законодательной техники в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.//Законотворческая техника современной России: состояние, проблемы, совершенствование: Сб. статей: В 2 т.//Под ред. д.ю.н., проф., акад. В.М.Баранова. М. 2001
  6. Вольтер. О законах//Избранныя страницы. Спб. 2005
  7. Гродзинский М. М. Законодательная техника. М. 2007
  8. Концепция развития российского законодательства в целях обеспечения единого правового пространства в России. Журнал российского права, № 6, 2002
  9. Казьмин И. Ф. Научная концепция акта о правотворческой деятельности. Проблемы совершенствования законодательства. М. 2004
  10. Морозова Л.А. Теория государства и права. М. 2002
  11. Малько А.В. «Теория государства и права в вопросах и ответах»: учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2004.
  12. Нашиц А. Правотворчество. Теория и законодательная техника. М. 2001
  13. Общая теория права и государства.  Под ред. В.В.Лазарева. М. 2000
  14. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. Стенограмма выступления. М., «Известия», 2007
  15. Правотворческая деятельность субъектов Российской Федерации: Теория, практика, методика//Под ред. А.В.Гайды, М.Ф.Казанцева, К.В.Киселева, В.Н.Руденко. Екатеринбург. 2001
  16. Системность законодательства как фактор повышения его качества. ИГП РАН//Государство и право, № 8, 2007
  17. Теория государства и права: 100 экзаменационных ответов: Экспресс-справочник//Отв. ред. д.ф.н., проф. В.И.Власов. - Ростов н/Д. 2002
  18. Толстик В.А. Иерархия источников российского права: Монография. М. 2006.

1 Вольтер. О законах // Избранныя страницы. Спб. 2005.  с. 95

1 Гродзинский М. М. Законодательная техника. М. 2007 с. 102

Информация о работе Понятие, признаки, виды правотворчества