СОДЕРЖАНИЕ
Введение. . . . . . .........................…. …. .....…...........................................................….
. . 3
1. Понятие права, его сущность и признаки.
. . . . ………………………………………5
1.1. Основные признаки права и определение
его понятия. . . …………………………5
1.2. Сущность права. . . . . . . . . ……………………………………………………………15
2. Ценностно-функциональные основы права.
. . . . …………………………………….18
2.1. Принципы права. . . . . . . . ……………………………………………………………18
2.2. Функции права. . . . . . . . ……………………………………………………………...21
Заключение. . . . . . . . …………………………………………………………………….
. 23
Список использованной литературы. . .
. . . ……………………………………………...26
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы
«Понятие, принципы и функции права», рассматриваемой
в данной курсовой работе, заключается
в том, что право – это грандиозный, неисчерпаемый
для познания общественный феномен. Прав
был Кант, когда утверждал, что юристы
все еще ищут определение права. Обусловленная
теоретическими и практическими потребностями
юридическая мысль обречена на постоянный
поиск раскрытия «тайны» права, приведения
его к общезначимому пониманию, что, как
и достижение истины, не реально, но что
не может остановить познавательно-мыслительный
процесс. Право слишком значимо для человечества
и для каждого индивида, поэтому на протяжении
многих столетий привлекает к себе самое
пристальное внимание.
Становится ясным, что процесс права не
может быть сведен к общему знаменателю.
Простор для научного поиска остается
здесь по-прежнему безграничным. В этом
плане прав Ж.Л. Бержель, отмечая, что в
поисках точного определения права можно
опираться только на разнообразные тезисы,
выдвигавшие в разное время, использовать
их в качестве самого общего основания
для продолжения познания права. Он пишет:
«Сложность вопроса проистекает из неоднородности
устройства правовых систем в разные эпохи
и в разных странах, а также из нашей неуверенности
в определении границ собственного права
и правил другой природы, действующих
в обществе»1.
Сложность правопонимания, невозможность
выработки универсального определения
права заключается в том, что объективное
право как отражение сущностных реалий
общественной жизни есть явление многомерное,
многовариантное, синтетическое. Сказанное
означает, что понимание права в решающей
степени связано с волей, сознанием, мышлением,
мировоззрением исследователей этого
феномена. Правопонимание в значительной
степени производно от содержания правового
мышления и правосознания исследователя,
который прямо или косвенно преломляет
в своем видении права определенные собственные
цели, интересы, устремления, намерения,
по своему оценивает закономерности общественного
развития, включая его правовые аспекты.
В процесс правопонимания того или иного
мыслителя вкладывается свое особое представление
о социальной справедливости, духовно-нравственных,
идеологических ценностях, теориях, концепциях,
воззрениях на правовые явления.
Поиски правопонимания насчитывают столетия,
выработано множество правовых теорий,
в которых лучшие умы человечества стремились
показать свои суждения относительно
феномена права, его сущности и социального
назначения.
В обосновании актуальности темы следует
обратить внимание на ценность права,
которая состоит в том, что с помощью его
компонентов (законов, юридических норм)
возможно более оперативным, эффективным
и надежным образом разрешить многие жизненные
проблемы, то есть поступить целесообразно,
практически надежно.
Стоит отметить, что свой весомый вклад
в понимание права как нормативного регулятора
наиболее важных общественных отношений
внесли Н.Г. Александров, С.С. Алексеев,
А.М. Васильев, Н.Н. Вопленко, М.Н. Марченко,
А.В. Мицкевич, В.М. Горшенев и многие другие
ученые, обосновавшие важные ценностные
аспекты роли и значения функционирования
юридических норм как основы понимания
права.
Цель курсовой работы – рассмотреть понятие
права, его принципы и функций. Для реализации
цели поставлены следующие задачи:
- дать определение понятию «право», изучив
различные подходы к правопониманию, которые
подтверждаются множеством теорий, концепций,
школ, воззрений, касающихся характеристики
и определения права;
- охарактеризовать признаки права, как
основные черты права, которые придают
ему характер особенной господствующей
системы нормативного регулирования в
обществе;
- рассмотреть принципы и функции права,
как его ценностно-функциональные основы.
- Понятие права, его сущность и признаки.
1.1. Основные признаки права и определение его понятия.
Право, как и государство, является продуктом общественного развития. Юридически оно оформляется в государственно-организованном обществе как основной нормативный регулятор общественных отношений. Обычаи, моральные и религиозные нормы первобытного общества отходят на второй план, уступая место правовому регулированию общественных отношений. Взгляды на право, его происхождение, место и роль в системе нормативного регулирования менялись по мере развития самого общества, зрелости научной правовой мысли, всевозможных объективных факторов.
Несмотря на противоречивость и различие научных представлений о праве, все эти учения имеют ряд общих положений:
- право есть социальное явление, без которого невозможно существование цивилизованного общества;
- право в нормативной форме должно отражать требования общечеловеческой справедливости, служить интересам общества в целом, а не отдельным его классам или социальным группам, учитывать индивидуальные интересы и потребности личности как первоосновы общества;
- право частной собственности является основой всех прав человека;
-право есть мера поведения, установленная и охраняемая государством.
Наиболее распространенный взгляд на право состоит в том, что оно представляет собой норму свободы. Такое понимание права исходит из утверждения, что для общества в такой же степени характерна свобода, в какой для природы характерна необходимость. «Право есть совокупность норм, с одной стороны, представляющих, а с другой стороны, ограничивающих внешнюю свободу лиц в их взаимных отношениях», - писал Трубецкой2.
Кант определял право как совокупность условий, при которых произвол одного может быть согласован с произволом другого по общему для них пра-
вилу свободы. Возражая Канту, Коркунов отмечал, что определение права как нормы свободы применительно к положительному, исторически развивающемуся праву требует уточнения. Юридические нормы так или иначе ограничивают свободу человека, устанавливая меру удовлетворения его интересов, которые связаны с интересами других лиц. Разграничивая эти интересы, право тем самым устанавливает пределы их осуществления и, следовательно, ограничивает в этом отношении свободу человека3.
Гегель писал, что почвой права, его необходимым пунктом является свободная воля, мир духа, порожденный им самим как некоторая вторая природа4. Наши современники также приходят к выводу, что в общественной жизни свобода человека выступает как его право, то есть нормированная, урегулированная правовыми средствами свобода5.
Представления о праве классифицируются по определенным научным направлениям, школам. Среди них можно выделить следующие:
1. Теория естественного права. Как научное течение эта теория имеет длительную историю. Ее основные положения формировались еще в древности. Суть данной теории состоит в том, что кроме позитивного права, которое создается государством, существует общее для всех людей естественное право, стоящее над позитивным правом. Последнее основывается именно на требованиях естественного права (права на жизнь, свободное развитие, труд, участие в делах общества и государства). Понятие естественного права включает в себя представления о прирожденных и неотъемлемых правах человека и гражданина, которые являются обязательными для каждого государства. Еще римские юристы наряду с гражданским правом народов выделяли естественное право (jus naturale) как отражение законов природы и естественного порядка вещей.Цицерон говорил, что закон государства, противоречащий естественному праву, не может рассматриваться как закон.
Фундаментальную разработку теории естественного права получила в работах Локка, Руссо, Монтескье, Голльбаха, Радищева и других мыслителей. Естественные, прирожденные права человека получили конституционное закрепление во всех современных правовых государствах.
В цивилизованном обществе нет оснований для противопоставления естественного и позитивного права, так как последнее закрепляет и охраняет естественные права человека, составляя единую общечеловеческую систему правового регулирования общественных отношений.
2. Историческая школа права возникла как определенная реакция на доктрину естественного права в целях защиты уже познанных и апробированных закономерностей общественной и государственной жизни, сложившихся в условиях средневековья (феодализма). Представители исторической школы рассматривали право как выражение духа народа, складывающегося, подобно языку, постепенно, в ходе исторического процесса, независимо от субъективных воззрений законодательной власти государства. Законодатель правомерен фиксировать лишь то, что уже сложилось как право. Право с точки зрения представителей исторической школы есть продукт народного духа, народного правового убеждения. Развитие права заключается в том, что народный дух постепенно обнаруживает объективно содержащиеся в праве нормы. Поэтому право существует не в виде формальных прав, а виде живого представления правовых институтов в их органической взаимосвязи. Юристы же лишь извлекают правило нормы путем анализа и изучения опыта существующего права.
Видными представителями исторической школы права были немецкие юристы Густав Гуго, Карл Савиньи, Фридрих Пухта, Шталь и другие. Историческая школа чрезмерно преувеличивала место обычая в системе нормативного регулирования общественных отношений, ставя его над законом, отрицала возможность законодательным путем изменить реально существующее право.
С другой стороны, представители исторической школы права справедливо считали, что законодатель не может творить нормы по своему субъектив-
ному усмотрению. Его задача состоит в том, чтобы познать объективные потребности общественного развития, интересы отдельных людей и правильно сформулировать их в нормах права.
3. Реалистическая школа права. Создатели реалистической теории считают, что право возникает и развивается под влиянием внешних факторов. Этими факторами являются интересы двигающие человеком и заставляющие его ставить цели, которые осуществляются при посредстве права.
Основателем реалистической теории права был известный юрист Рудольф Иеринг. Суть своей теории он изложил в работах «Дух римского права», «Борьба за право», «Цель в праве», которые в русском переводе были изданы в начале XX века. По Иерингу право есть защищенный государством интерес. Оно гарантирует жизненные интересы личности, помогает удовлетворению разнообразных потребностей людей. Право принадлежит не тому, кто изъявляет волю, а тому, кто пользуется им. Субъектом права является тот, кому предназначено пользоваться правом. Задача права состоит в том, чтобы гарантировать это пользование. Борьба народов, государственной власти, сословий и индивидов с беззаконием лежит в самой сущности права. Иеринг пишет, что «все великие приобретения в истории права: уничтожение рабства, крепосничества, свобода поземельной собственности, промыслов, верований и т.д. – все они должны быть завоеваны путем ожесточенной, нередко вековой борьбы, и путь права в таких случаях всегда обозначается обломками прав…»6. Автор считает, что не существует абсолютно справедливого права. Ценность права состоит в реализации заложенной в нем цели. Рождаясь в борьбе интересов, право выступает в качестве силы, которая подчиняет волю одних интересам других при непременном условии соблюдения принципов справедливости человеческого общежития.
Сторонники реалистической теории утверждали, что право как средство достижения цели выступает в этом качестве необходимым инструментом организации, поддержания и сохранения общества. Право без государственной вла-
сти, по их мнению, есть пустой звук. Только власть, применяющая нормы права, делает право таким, какое оно есть и каким оно должно быть.
4. Социологическая школа права – одно из основных направлений правоведения ХХ века. В отличие от правового позитивизма, сводившего задачи юридической науки к формально-логическому изучению действующего права, социологическая школа перемещает центр тяжести на изучение «живого права», то есть системы правоотношений, поведения людей в сфере права.
Основателем социологического направления в юриспруденции является Эрлих, книга которого «Социология права» (1911 г.) представляет собой систематическое изложение основных идей этого направления. В России социологическую школу представляли С.М. Муромцев и Г.Ф. Шершеневич. Видным ученым современной американской социологической школы права считается Р. Паунд.
Разновидностью социологического направления является теория солидаризма, которую представляет французский юрист Леон Дюги. Он считает, что в обществе не должно быть ни права коллектива приказывать индивиду, ни права индивида противопоставлять свою личность коллективу или другим гражданам. Люди должны быть подчинены обязательной для всех норме, вытекающей из общей солидарности. В трактовке Дюги социальная норма – это норма поведения, прилагаемая к внешним выражениям общественной жизни. Она ист<span class="List_0020Paragraph__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial';
font-