Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 23:20, контрольная работа
Термин “ толкование “ (interpretation) многозначен. Под толкованием понимается любой познавательный процесс , направленный на объясне-
ние явлений природы или общественных явлений. В более узком смысле
слова под толкованием понимаются объяснения выражений , формул , символов , т.е. знаков естественного или искусственного языка.
1.Понятие толкования норм права……………………………….……..2
2. Правотворческий процесс……………………………………..……6
3.Источники права…………………………………………………….…9
4.Список использованной литературы………………………………..13
Содержание
1.Понятие толкования норм права……………………………….……..2
2. Правотворческий процесс……………………………………..……6
3.Источники права…………………………………
4.Список использованной
литературы………………………………..13
1.Понятие
толкования норм права.
Термин
“ толкование “ (
ние явлений природы или общественных явлений. В более узком смысле
слова под толкованием понимаются объяснения выражений , формул , символов , т.е. знаков естественного или искусственного языка. Этим тер-
мином обозначается также совокупность значений , которые придаются
знакам естественного или искусственного языка. Таким образом , под тол-
толкованием понимается , с одной стороны , определённый мыслитель-
ный (познавательный) процесс , направленный на объяснение знаковой
системы , а с другой – результат этого процесса, выраженный в совокуп-
ности высказываний естественного языка.
В юридической науке и практике аналогично употребляется термин
“ толкование права (или закона)” . С одной стороны , он обозначает определенную интеллектуально-волевую деятельность по установлению подлинного содержания норм права в целях их реализации .С другой стороны , под толкованием понимается результат мыслительного процес-
са , который фиксируется в совокупности языковых высказываний ,отра-
жающих содержание норм права .
Некоторые ученые (например, А.С. Пиголкин ,А.С. Шабуров ) считают, что толкование права включает в себя два самостоятельных компонента: уяснение-процесс понимания ,осознания содержания норм –и разъясне-
ние – объяснение , доведение усвоенного содержания до других . Другие
исследователи рассматривают проблему толкования как единую и нераздельную. Они считают ,что “ разграничение уяснения содержания правовых норм и его разъяснения оправдано лишь в методических целях”.
Объектом
толкования являются
купность. Предметом толкования выступает воля законодателя , выра-
женная в нормативном акте.
Толкование права – это специфическая деятельность. Её специфика обусловлена рядом факторов : во-первых , эта деятельность связана с ин-
терпретацией правовых актов , т.е. объектом толкования является право ; во-вторых , толкование права выступает необходимым условием правово-
вого регулирования ; в-третьих , в установленных законом случаях эта деятельность осуществляется компетентными государственными органа-
ми ; в-четвёртых , результаты толкования , имеющие обязательное значе-
ние , закрепляются
в специальных правовых (интерпретационных)
актах.
Сущность и значение
толкования права.
Сущность
толкования как специфической
деятельности заключается в
общеобязательность, системность , формальная определенность , государ-ственная принудительность.
Существенным признаком норм права является их общий и абстракт-
ный характер (нормативность),
круг субъектов и ситуаций . В то же время нормы права реализуются в конкретных действиях субъектов , применяются к конкретным ситуаци-
ям . В ходе толкования общие и абстрактные нормы переводятся на язык конкретных высказываний , которые не вызывают сомнения об относи-
мости толкуемого нормативного акта к ситуации , подлежащей юридичес-
кому разрешению . Индивидуальность отношений , случаев , субъектов порождает в процессе применения к ним норм права вопросы , на кото-
рые можно получить ответы только путём толкования .
Необходимость
толкования обусловлена также
особенностями внешнего
нодателя , а любая мысль не может существовать без материальной обо-
лочки . С помощью языка она обретает материальную , чувственно воспринимаемую форму , становится непосредственной действительнос-
тью .
Необходимость толкования нормативных актов вызывается также при-
менением специальных юридических терминов или терминов других от-
раслей знания , не имеющих аналогов в обиходной речи . Особенности формулирования предложений , содержащих норму права , тоже обуслав-
ливают необходимость толкования .
Необходимость
толкования права может быть
вызвана и возможными
ческих предписаний .
Необходимость
толкования норм права
тельной мере зависит от других , логически связанных норм . Они могут сужать или расширять содержание толкуемой нормы .
Толкование права необходимо также в силу противоречия между фор-
мальным характером правовых норм и динамикой общественных отно-
шений . В силу формальной определённости правовые предписания остаются неизменными , в то время как общественная жизнь изменяется постоянно . Поэтому довольно часто закон применяется в существенно изменившихся с момента его издания условиях .
По вопросу
о необходимости толкования в
литературе существует
енные на рациональных началах законы доступны пониманию всякого . Для их применения достаточно одного лишь здравого смысла . Эта точка зрения особо была распространена в эпоху господства естественного пра-
ва и “просвещённого абсолютизма” . В соответствии с другим взглядом , толкованию должны подвергаться только неясные нормы , ясные же , понятные толкования не требуют . Это мнение представляется спорным .
Ведь для определения
, является ли этот нормативный акт понятным
, нужно его уяснить , понять , истолковать
. Наиболее распространённым является
мнение , что должны толковаться все нормы
права ,так как слишком велико разнообразие
жизненных явлений , чтобы самый ясный
закон мог быть применен на практике без
его истолкования .
2.
Правотворческий процесс.
Правотворчество есть форма государственной деятельности, направленная на создание правовых норм, а также на их дальнейшее совершенствование, изменение или отмену. Это процесс создания и развития действующего права как единой и внутренне согласованной системы общеобязательных норм, регулирующих общественные отношения, специальная, имеющая официальное значение деятельность по установлению правового регулирования. Главное для правотворчества - выработка и утверждение новых правовых норм. В этом, в первую очередь, проявляется назначение данной формы государственной деятельности. Другие проявления правотворчества (отмена и изменение действующих норм, совершенствование их редакции) имеют подчиненное, вспомогательное значение для образования развернутой, четко выраженной и внутренне согласованной системы юридических норм.
По своей сущности правотворчество есть возведение государственной воли в закон, в имеющие общеобязательное значение юридические предписания. На современном этапе развития правотворчество проявляется, прежде всего, как принятие правового акта непосредственно населением страны путем референдума либо как издание актов, содержащих правовые нормы, государственными и иными управомоченными органами. В некоторых современных странах одной из форм правотворчества является издание судебного прецедента (см. тему 5). Все большее значение сегодня приобретает также заключение имеющих нормативное содержание договоров между различными субъектами права (см. тему 5).
Демократизм
правотворческой процедуры
Правотворческая деятельность современных цивилизованных государств осуществляется на базе нижеперечисленных семи основополагающих принципов, представляющих собой организационные начала, которые определяют существо, характерные черты и общее направление этой деятельности.
1. Демократизм. Этот принцип проявляется в установлении и неуклонном осуществлении свободного, подлинно демократического порядка подготовки и утверждения нормативных актов, и в первую очередь законов, что обеспечивает активное и эффективное участие депутатов, широкой общественности в правотворчестве, максимальный учет в новых нормативных решениях общественного мнения, потребностей социально-экономического развития страны и интересов различных слоев населения.
2. Законность. Нормативные акты должны приниматься строго в пределах компетенции соответствующего правотворческого органа и соответствовать конституции страны, ее законам и иным актам вышестоящей юридической силы. В федеративном государстве необходимо неукоснительно соблюдать распределение компетенции между федерацией и субъектами, входящими в ее состав. Принцип законности означает также строгое соблюдение установленного порядка подготовки, принятия и опубликования новых нормативно-правовых решений, правотворческой процедуры, формы принимаемых актов.
3. Гуманизм. Этот принцип предполагает направленность правотворческого акта на обеспечение и защиту прав и свобод личности, на максимально полное удовлетворение ее духовных и материальных потребностей. Человек, его интересы должны быть в центре законодательной деятельности.
4. Научный характер. Правотворчество призвано максимально и полно соответствовать назревшим потребностям общественного развития, его объективным закономерностям, быть научно обоснованным, учитывать и использовать достижения науки и техники, основываться на теоретических разработках проблем, требующих нового нормативного решения. К подготовке проектов должны привлекаться научные учреждения, отдельные представители соответствующих отраслей науки, а также ученые-юристы.
5. Профессионализм, т.е. участие в разработке новых правотворческих решений квалифицированных специалистов соответствующих отраслей общественной жизни, имеющих профессиональную подготовку, большой опыт работы и достаточные знания.
6. Тщательность, скрупулезность подготовки проектов. В правоподготовительной деятельности важно максимально использовать зарубежный и отечественный опыт, результаты социологических и иных исследований, разного рода справки, докладные записки и иные материалы. Следует избегать спешки в работе, принятия скороспелых, непродуманных решений.