Понятие формы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 14:06, контрольная работа

Краткое описание

От того, какие задачи решает государство, его аппарат управления, зависит положение людей. Категория формы государства показывает особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуру органов государственной власти, специфику их территориальной обособленности, характер взаимоотношений друг с другом и населением, а также методы, которые используются ими для осуществления организующей и управленческой деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 41.80 Кб (Скачать файл)

 

 

  1. Понятие формы государства

 

От того, какие задачи решает государство, его аппарат управления, зависит положение людей. Категория формы государства показывает особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуру органов государственной власти, специфику их территориальной обособленности, характер взаимоотношений друг с другом и населением, а также методы, которые используются ими для осуществления организующей и управленческой деятельности.

Научное исследование различных аспектов формы государственности имеет важное теоретическое и практическое значение. Подтверждением служит современное государственное строительство в Российской Федерации. Малейшие ошибки и просчеты в разрешении этих жизненных вопросов чреваты острыми политическими конфликтами, тяжелыми моральными и материальными потерями, а порой и человеческими жертвами. Здесь необходимо обращаться к накопленному международному опыту, избегая шаблоны и стереотипы.

Более полное представление о форме конкретного государства дает анализ трех его составляющих – формы правления, государственного устройства, государственно-правового режима.

Форма правления  характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношение друг с другом и населением, т.е. эта категория показывает, кто  и  как  правит в государстве. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на: монархические и республиканские.

Форма государственного устройства  отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами. По форме устройства все государства подразделяются на простые ( унитарные ) и сложные (федеративные и конфедеративные).

Политический режим представляет собой систему средств и способов осуществления государственной власти.

Указанное понимание формы государства сложилось не сразу. Долгое время ее считали состоявшей из формы правления и формы государственного устройства, к которым впоследствии добавлялись политический режим, политическая динамика. В последствие десятилетия в мире возникло множество форм экономического, политического, культурного и иного объединения государств: содружество, сообщество и т.д. к их числу относится Европейский союз, который ранее назывался Экономическим сообществом, затем, просто Сообществом.

 

 

 

2) Понятие и  классификация форм государственного  правления

 

Форма государственного правления характеризует структуру высших органов государственной власти, порядок их образования, распределение компетенций между ними, взаимоотношения этих органов друг с другом. Под формой правления подразумевают организацию верховной государственной власти, в особенности высших и центральных ее органов, структуру, компетенцию, порядок образования этих органов, длительность их полномочий, взаимоотношения с населением. Форма правления является ведущим элементом в форме государства, трактуемой в широком смысле, различается она от того, осуществляется ли верховная власть одним лицом или принадлежит выборному коллегиальному органу. В связи с этим и две разновидности формы правления- монархия и республика.

Монархия- форма правления, при которой верховная власть в стране полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха- и передается им по наследству. Само слово «монархия» греческого происхождения, оно переводится как « единовластие».

Признаки монархии:

 

 1.Монарх олицетворяет собой государство, выступая во внешней и внутренней политике, как глава государства.

2.Монарх осуществляет единоличное правление.

3.Власть монарха объявляется священной.

4.Монарх формально независим в своей деятельности.

5.Создан особый порядок утверждения и принятия власти монархом.

6.Установлено бессрочное пожизненное правление монарха.

Эти признаки являются базовыми в определении сущности монархии, что, безусловно, не исключает их видоизменения в связи с определенными историческими, культурными традициями, темпами и уровнем экономического и социально-политического развития того или иного государства.

В теории государства традиционно выделяются абсолютная и ограниченная монархия.

 

Абсолютная монархия- это форма правления, при которой власть монарха ничем не ограничена: он создает законы, назначает высших чиновников, собирает и расходует казну без всякого контроля со стороны кого бы то ни было ( например Империя времен Петра 1)

 

Ограниченная монархия выступает в виде дуалистической и парламентарной.

Дуалистическая ( двойственная) монархия возникает в переходные периоды, когда класс феодалов уже не в состоянии безраздельно господствовать, а буржуазия еще не в силах взять всю полноту политической власти в свои руки. Власть монарха ограничена парламентом в законодательной области. Это переходной вариант от абсолютной к парламентарной монархии.

Признаки дуалистической монархии:

1.Наличие двухпалатной структуры парламента. Нижняя палата формируется выборным путем и представляет интересы буржуазии, а верхняя - назначается монархом.

2.Правительство дуалистической монархии подчинено монарху, который по своему усмотрению назначает и отстраняет от должности членов правительства.

3.Монарх обладает правом вето на принимаемые парламентом законы.

 

Парламентарная монархия -  конституционная монархия, в которой король “ царствует, но не правит”.  Его наличие обуславливается стечением исторических обстоятельств, силой традиций.  Власть ограничена в законодательной сфере парламентом, а в исполнительной -  правительством.  Монарх лишь формально утверждает состав правительства, сформированного ставленником партии победившей на парламентских выборах. Ни парламент, ни правительство не подчинены монарху и не несут перед ним политической ответственности. Монарх в конституционной монархии является своего рода символом, традицией, представителем нации, народа, государства.

Как разновидность монархии выделяют теократию – форму монархии, при которой высшая политическая и духовная власть в государстве сосредоточена в руках духовенства, а глава церкви является одновременно  светским главой государства ( Ватикан).

 

Республикой называется форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок – парламентом , президентом. Наряду с ними существует независимое правосудие и муниципальное самоуправление.

Признаки республики:

1.Наличие высших выборных органов власти.

2.Возможность участие граждан в управлении делами государства

3.Разделение властей

4.Определенная процедура принятия высшими органами власти своих решений.

5.Высокий авторитет судебной власти.

Республики  бывают парламентскими и президентскими.

В парламентской республике главой государства является выборное должностное лицо – президент. Его роль в формировании правительства, как и в управлении страной, носит чисто номинальный характер. Правительство, возлагаемое премьер – министром, формируется и работает в том случае, если оно располагает поддержкой парламента, перед которым несет политическую ответственность.

Признаки парламентской республики :

1.Верховенство власти парламента

2.Правительство формируется Ставленником партии, победившей на парламентских выборах

3.Члены правительства ответственны перед парламентом за свою деятельность.

4.Правительство находится у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой большинства парламентариев.

5.Парламент может вынести вотум( мнение, выраженное путем  голосования)  недоверия правительству в целом или одному из его членов, после чего правительство обязано уйти в отставку.

В настоящее время парламентская республика существует в Италии, Германии, Австрии.

 

Президентская республика характеризуется тем, что высшим должностным лицом в стране является президент, обладающий полномочиями главы государства и главы правительства.

Признаки президентской республики:

1.Президент назначает  правительство, которое несет перед  ними политическую ответственность.

2. Президент назначает, перемещает  и отстраняет от должности  членом правительства.

3. Президент избирается  не парламентом, а в результате  референдума или коллегиями выборщиков.

4. Президент имеет право  вето (право, означающее полномочие лица)  на законы, приминаемые парламентом.

5.Президент является  главнокомандующим вооруженными  силами страны.

Классическим примером президентской республики являются Соединенные штаты Америки.

В некоторых государствах существует республиканская форма правления, носящая смешанный характер,  сочетающая черты парламентской и президентской республики.  

 

Смешанная ( полу президентская) республика - такая форма правления, в рамках которой сочетаются и сосуществуют признаки парламентарной и президентской республики.

Особенности этой формы правления отличались тем, что, как и в остальных формах республики, президент избирается народом, но не является главой исполнительной власти. Исполнительной властью обладает правительство, которое несет ответственность перед президентом и ограниченную – перед парламентом. Таким образом, двойная ответственность правительства -  специфическая черта разделения властей при смешанной республике. Президент не относится ни к одной ветви власти, и правительство несет ответственность перед президентом и парламентом. В смешанной республике президент может назначить премьер – министра и министров, независимо от партийного состава и сил. Назначение премьера- министра происходит по- разному, например, Франция и Казахстан – самостоятельно, а в России и на Украине назначается с согласия парламента.

 

  1. Понятие формы государственного устройства. Унитарное государство

 

Под формой государственного устройства понимают административно - территориальную и национальную организацию государственной власти, характер взаимоотношений между государством и составляющими его частями, между отдельными частями государства, между центральными и местными органами. Форма государственного устройства тесно связана не только с публичной властью, но и еще одним существенным свойством государства – территориальной организацией населения. При всей кажущейся абстрактности форма государственного устройства самым непосредственным образом касается, а то и напрямую определяет объем и качество прав и свобод граждан ( подданных). Вовремя и правильно решенные вопросы государственного устройства в значительной мере обеспечивают стабильность государства, его функционировании;  напротив,  неверно найденные формы устройства государства, не отвечающие его характеру и задачам, могут стать одной из причин его распада. С точки зрения государственного устройства государства можно подразделить на унитарные( единые государственные образования) , федерации( союзы относительно самостоятельных в правовом отношении государственных образований : союзных республик, штатов, земель), конфедерации ( государственно- правовые объединения, союзы суверенных государств).

Форма государственного устройства - это способ территориального устройства государства, которое вносит определенный порядок во взаимоотношения центральной, региональной, местной властей.

Унитарное государство- государство отличается полным единством, оно неделимо. Отдельные административно- территориальные единицы не имеют своего собственного законодательства, судоустройства, не обладают суверенитетом. Каждая из основных частей единого государства обладает одинаковыми правами и представительством в органах государства.

Признаки унитарного государства:

1.Один Основной  Закон.

2. Единые в масштабе  всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы.

3. Единая система  законодательства

4. Единое гражданство

5. Единая денежная  единица

6. Общая для всех  административно – территориальных  единиц налоговая и кредитная  политика.

7. Составные части  унитарного государства не обладают  суверенитетом( не являются государственными образованиями)

Унитарное государство бывает простое и сложное. Простое унитарное государство состоит только из административно – территориальных единиц ( Польша, Алжир, Колумбия), сложное имеет в своем составе одно или несколько автономных образований ( Дания, Китай, Украина). Сложные унитарные государства принято считать переходными к федерации.

Унитарное государство может быть многонациональным и однонациональным. Многонациональными унитарными государствами являются Франция, Китай, Афганистан и т.д. Однонациональными – Япония, Египет и т.д.

 

Федерация - соединенное, союзное государство ( от лат. “союз “). Федерация - сложное государство, представляющее собой союз ряда государственных образований.

При этой форме государственного устройства образуются общие для всей федерации высшие органы власти и управления, однако при этом сохраняются высшие органы власти и управления у каждого из государственных образований – членов федерации ( республик, краев, областей, округов и т.п). Территориальные образования в федерации называют субъектам, которые имеют равноправные функции.

Признаки федерации:

1.Территория федерации  состоит из территорий ее субъектов

2.Верховная  законодательная, исполнительная и судебная власть  принадлежит: федеральным и государственным органам.

3. Компетенция между  субъектами федерации и самой  федерацией разграничивается союзной  Конституцией.

4.Субъекты федерации  имеют свои конституции, свои  высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.

5. Высший законодательный  ( представительный) орган федерации имеет двухпалатную структуру ( имеется палата, представляющая интересы субъектов федерации и палата, представляющая интересы населения всей страны)

В современном мире существует 25 федераций. Это крупные государства, существующие на всех континентах планеты: Германия и Россия – в Европе, Индия и Пакистан- в Азии, Нигерия и Эфиопия – В Африке и т.д

Существует несколько видов федеративных государств: основанные на национально- территориальном признаке ( территориальные, национальные и смешанные), симметричные и асимметричные, договорные, учредительные и конституционные.

Информация о работе Понятие формы государства