Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 14:06, контрольная работа
От того, какие задачи решает государство, его аппарат управления, зависит положение людей. Категория формы государства показывает особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуру органов государственной власти, специфику их территориальной обособленности, характер взаимоотношений друг с другом и населением, а также методы, которые используются ими для осуществления организующей и управленческой деятельности.
От того, какие задачи решает государство, его аппарат управления, зависит положение людей. Категория формы государства показывает особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуру органов государственной власти, специфику их территориальной обособленности, характер взаимоотношений друг с другом и населением, а также методы, которые используются ими для осуществления организующей и управленческой деятельности.
Научное исследование различных аспектов формы государственности имеет важное теоретическое и практическое значение. Подтверждением служит современное государственное строительство в Российской Федерации. Малейшие ошибки и просчеты в разрешении этих жизненных вопросов чреваты острыми политическими конфликтами, тяжелыми моральными и материальными потерями, а порой и человеческими жертвами. Здесь необходимо обращаться к накопленному международному опыту, избегая шаблоны и стереотипы.
Более полное представление о форме конкретного государства дает анализ трех его составляющих – формы правления, государственного устройства, государственно-правового режима.
Форма правления характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношение друг с другом и населением, т.е. эта категория показывает, кто и как правит в государстве. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на: монархические и республиканские.
Форма государственного устройства отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами. По форме устройства все государства подразделяются на простые ( унитарные ) и сложные (федеративные и конфедеративные).
Политический режим представляет собой систему средств и способов осуществления государственной власти.
Указанное понимание формы государства сложилось не сразу. Долгое время ее считали состоявшей из формы правления и формы государственного устройства, к которым впоследствии добавлялись политический режим, политическая динамика. В последствие десятилетия в мире возникло множество форм экономического, политического, культурного и иного объединения государств: содружество, сообщество и т.д. к их числу относится Европейский союз, который ранее назывался Экономическим сообществом, затем, просто Сообществом.
2) Понятие и
классификация форм
Форма государственного правления характеризует структуру высших органов государственной власти, порядок их образования, распределение компетенций между ними, взаимоотношения этих органов друг с другом. Под формой правления подразумевают организацию верховной государственной власти, в особенности высших и центральных ее органов, структуру, компетенцию, порядок образования этих органов, длительность их полномочий, взаимоотношения с населением. Форма правления является ведущим элементом в форме государства, трактуемой в широком смысле, различается она от того, осуществляется ли верховная власть одним лицом или принадлежит выборному коллегиальному органу. В связи с этим и две разновидности формы правления- монархия и республика.
Монархия- форма правления, при которой верховная власть в стране полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха- и передается им по наследству. Само слово «монархия» греческого происхождения, оно переводится как « единовластие».
Признаки монархии:
1.Монарх олицетворяет собой государство, выступая во внешней и внутренней политике, как глава государства.
2.Монарх осуществляет единоличное правление.
3.Власть монарха объявляется священной.
4.Монарх формально независим в своей деятельности.
5.Создан особый порядок утверждения и принятия власти монархом.
6.Установлено бессрочное пожизненное правление монарха.
Эти признаки являются базовыми в определении сущности монархии, что, безусловно, не исключает их видоизменения в связи с определенными историческими, культурными традициями, темпами и уровнем экономического и социально-политического развития того или иного государства.
В теории государства традиционно выделяются абсолютная и ограниченная монархия.
Абсолютная монархия- это форма правления, при которой власть монарха ничем не ограничена: он создает законы, назначает высших чиновников, собирает и расходует казну без всякого контроля со стороны кого бы то ни было ( например Империя времен Петра 1)
Ограниченная монархия выступает в виде дуалистической и парламентарной.
Дуалистическая ( двойственная) монархия возникает в переходные периоды, когда класс феодалов уже не в состоянии безраздельно господствовать, а буржуазия еще не в силах взять всю полноту политической власти в свои руки. Власть монарха ограничена парламентом в законодательной области. Это переходной вариант от абсолютной к парламентарной монархии.
Признаки дуалистической монархии:
1.Наличие двухпалатной структуры парламента. Нижняя палата формируется выборным путем и представляет интересы буржуазии, а верхняя - назначается монархом.
2.Правительство дуалистической монархии подчинено монарху, который по своему усмотрению назначает и отстраняет от должности членов правительства.
3.Монарх обладает правом вето на принимаемые парламентом законы.
Парламентарная монархия - конституционная монархия, в которой король “ царствует, но не правит”. Его наличие обуславливается стечением исторических обстоятельств, силой традиций. Власть ограничена в законодательной сфере парламентом, а в исполнительной - правительством. Монарх лишь формально утверждает состав правительства, сформированного ставленником партии победившей на парламентских выборах. Ни парламент, ни правительство не подчинены монарху и не несут перед ним политической ответственности. Монарх в конституционной монархии является своего рода символом, традицией, представителем нации, народа, государства.
Как разновидность монархии выделяют теократию – форму монархии, при которой высшая политическая и духовная власть в государстве сосредоточена в руках духовенства, а глава церкви является одновременно светским главой государства ( Ватикан).
Республикой называется форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок – парламентом , президентом. Наряду с ними существует независимое правосудие и муниципальное самоуправление.
Признаки республики:
1.Наличие высших выборных органов власти.
2.Возможность участие граждан в управлении делами государства
3.Разделение властей
4.Определенная процедура принятия высшими органами власти своих решений.
5.Высокий авторитет судебной власти.
Республики бывают парламентскими и президентскими.
В парламентской республике главой государства является выборное должностное лицо – президент. Его роль в формировании правительства, как и в управлении страной, носит чисто номинальный характер. Правительство, возлагаемое премьер – министром, формируется и работает в том случае, если оно располагает поддержкой парламента, перед которым несет политическую ответственность.
Признаки парламентской республики :
1.Верховенство власти парламента
2.Правительство формируется Ставленником партии, победившей на парламентских выборах
3.Члены правительства ответственны перед парламентом за свою деятельность.
4.Правительство находится у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой большинства парламентариев.
5.Парламент может вынести вотум( мнение, выраженное путем голосования) недоверия правительству в целом или одному из его членов, после чего правительство обязано уйти в отставку.
В настоящее время парламентская республика существует в Италии, Германии, Австрии.
Президентская республика характеризуется тем, что высшим должностным лицом в стране является президент, обладающий полномочиями главы государства и главы правительства.
Признаки президентской республики:
1.Президент назначает
правительство, которое несет перед
ними политическую
2. Президент назначает, перемещает и отстраняет от должности членом правительства.
3. Президент избирается
не парламентом, а в результате
референдума или коллегиями
4. Президент имеет право вето (право, означающее полномочие лица) на законы, приминаемые парламентом.
5.Президент является
главнокомандующим
Классическим примером президентской республики являются Соединенные штаты Америки.
В некоторых государствах существует республиканская форма правления, носящая смешанный характер, сочетающая черты парламентской и президентской республики.
Смешанная ( полу президентская) республика - такая форма правления, в рамках которой сочетаются и сосуществуют признаки парламентарной и президентской республики.
Особенности этой формы правления отличались тем, что, как и в остальных формах республики, президент избирается народом, но не является главой исполнительной власти. Исполнительной властью обладает правительство, которое несет ответственность перед президентом и ограниченную – перед парламентом. Таким образом, двойная ответственность правительства - специфическая черта разделения властей при смешанной республике. Президент не относится ни к одной ветви власти, и правительство несет ответственность перед президентом и парламентом. В смешанной республике президент может назначить премьер – министра и министров, независимо от партийного состава и сил. Назначение премьера- министра происходит по- разному, например, Франция и Казахстан – самостоятельно, а в России и на Украине назначается с согласия парламента.
Под формой государственного устройства понимают административно - территориальную и национальную организацию государственной власти, характер взаимоотношений между государством и составляющими его частями, между отдельными частями государства, между центральными и местными органами. Форма государственного устройства тесно связана не только с публичной властью, но и еще одним существенным свойством государства – территориальной организацией населения. При всей кажущейся абстрактности форма государственного устройства самым непосредственным образом касается, а то и напрямую определяет объем и качество прав и свобод граждан ( подданных). Вовремя и правильно решенные вопросы государственного устройства в значительной мере обеспечивают стабильность государства, его функционировании; напротив, неверно найденные формы устройства государства, не отвечающие его характеру и задачам, могут стать одной из причин его распада. С точки зрения государственного устройства государства можно подразделить на унитарные( единые государственные образования) , федерации( союзы относительно самостоятельных в правовом отношении государственных образований : союзных республик, штатов, земель), конфедерации ( государственно- правовые объединения, союзы суверенных государств).
Форма государственного устройства - это способ территориального устройства государства, которое вносит определенный порядок во взаимоотношения центральной, региональной, местной властей.
Унитарное государство- государство отличается полным единством, оно неделимо. Отдельные административно- территориальные единицы не имеют своего собственного законодательства, судоустройства, не обладают суверенитетом. Каждая из основных частей единого государства обладает одинаковыми правами и представительством в органах государства.
Признаки унитарного государства:
1.Один Основной Закон.
2. Единые в масштабе
всей страны высшие
3. Единая система законодательства
4. Единое гражданство
5. Единая денежная единица
6. Общая для всех
административно –
7. Составные части
унитарного государства не
Унитарное государство бывает простое и сложное. Простое унитарное государство состоит только из административно – территориальных единиц ( Польша, Алжир, Колумбия), сложное имеет в своем составе одно или несколько автономных образований ( Дания, Китай, Украина). Сложные унитарные государства принято считать переходными к федерации.
Унитарное государство может быть многонациональным и однонациональным. Многонациональными унитарными государствами являются Франция, Китай, Афганистан и т.д. Однонациональными – Япония, Египет и т.д.
Федерация - соединенное, союзное государство ( от лат. “союз “). Федерация - сложное государство, представляющее собой союз ряда государственных образований.
При этой форме государственного устройства образуются общие для всей федерации высшие органы власти и управления, однако при этом сохраняются высшие органы власти и управления у каждого из государственных образований – членов федерации ( республик, краев, областей, округов и т.п). Территориальные образования в федерации называют субъектам, которые имеют равноправные функции.
Признаки федерации:
1.Территория федерации
состоит из территорий ее
2.Верховная законодательная,
исполнительная и судебная
3. Компетенция между
субъектами федерации и самой
федерацией разграничивается
4.Субъекты федерации имеют свои конституции, свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.
5. Высший законодательный ( представительный) орган федерации имеет двухпалатную структуру ( имеется палата, представляющая интересы субъектов федерации и палата, представляющая интересы населения всей страны)
В современном мире существует 25 федераций. Это крупные государства, существующие на всех континентах планеты: Германия и Россия – в Европе, Индия и Пакистан- в Азии, Нигерия и Эфиопия – В Африке и т.д
Существует несколько видов федеративных государств: основанные на национально- территориальном признаке ( территориальные, национальные и смешанные), симметричные и асимметричные, договорные, учредительные и конституционные.