Понятие форм (источников) права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 21:17, курсовая работа

Краткое описание

Со временем меняется общество, а вместе с ним и государство. Имея в виду неразрывную связь государства и права, можно с полной уверенностью сказать, что каковым по своей сущности и назначению является государство, таковым будет и право. Какова социально-классовая роль в обществе государства, такова будет и роль права. Следует отметить, что государство и право не только взаимозависимы, они сохраняют и определенную самостоятельность. Если государство, принимает правовые акты, обеспечивает их соблюдение и в случае неисполнения содержащихся в них требований применяет принудительную силу, то право в свою очередь, активно воздействует на государство путем установления общеобязательных для всех его органов, должностных лиц и организаций правил поведения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….……. 3
Глава 1. Понятие форм (источников) права …………..……………………….. 5
Соотношение понятий «форма права» и «источник права» …………. 5
Понятие форм права и источников права ………………..……………. 8
Глава 2. Виды форм (источников) права …...………………………………...... 12
Правовой обычай ……………………………………............................. 12
Правовой прецедент …………………………..………………….…..... 15
Нормативные правовые акты …………………………..………..…..... 17
Нормативный договор …………………………………………..…...... 20
Глава 3. Проблемы форм (источников) права в Российской Федерации….…. 25
Заключение………………………………………………………………………...... 31
Список используемых источников ……………………………............................… 33

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая до мая (Автосохраненный).docx

— 77.46 Кб (Скачать файл)

Так же в России становится важным нормативный договор как один из основных источников права в сфере коммерческих отношений и имущественного оборота, а так же в сфере международных отношений.

Нарастающая важность договора, как одного из Российских источников права обусловлена становлением рыночной экономики и развитием международных связей в других сферах общественной жизни- договор выступает как инструмент саморегулирования.

Особенность договора как  подзаконного источника права заключается  в том, что «стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами»26. Основное требование к содержанию, форме и предмету договора- чтобы он не противоречил действующему законодательству. Одним из важнейших юридических документов России в сфере правового регулирования института договора является Гражданский кодекс, который посвятил этому вопросу три главы.

Условия договора должны соответствовать  нормам, содержащимся в законодательстве, иначе он может быть признан утратившим юридическую силу. В свою очередь законодатель установил юридический приоритет договора над законом, принятым после заключения договора.

Иначе дело состоит с правовым обычаем- эта форма права встречается достаточно редко. Но в нашем законодательстве, в частности в Гражданском кодексе, имеет место такое понятие как «обычаи делового оборота», в качестве которых признаются сложившиеся и широко применяемые в какой либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы они в каком либо документе или нет, но при этом сфера применения этого понятия ограничена и развитие данного понятия нуждается в детальной разработке для улучшения качества и результативности отношений в данной сфере.

Проблема прецедентного права в нашей стране носит остро дискуссионный характер, поскольку прецедент как источник права в России официально не признается, но многие правоведы и юристы выступают за признание данного источника права в Российской Федерации.

Искать причины не признания  судебной практики в любой форме, в том числе в виде прецедента как источника права в России лежат гораздо глубже и они  серьезнее, чем кажется на первый взгляд. Их следует искать в самой, весьма сложной, многогранной, а нередко и противоречивой материи, именуемой судебной практикой27.

Отмечая возрастающую тенденцию, направленную на признание судебной практики в форме прецедента как  источника российского права, многие авторы, не без оснований, указывают  на то, что такое признание будет  способствовать обогащению, как теории источников, так и самого российского  права.

Кроме того, оно будет  содействовать восполнению пробелов в праве, в нормативно- правовом регулировании. Потому что, как резонно отмечается в литературе, нельзя же требовать от законодателя, что бы он охватил в нормах законов всё многообразие конкретных ситуаций, складывающихся в жизни, рассмотрением которых занимаются, восполняя при этом пробелы в праве, только суды.

Вопрос о реальности или  виртуальности судебной практики как  источника современного российского  права особенно активно стал обсуждаться  с момента образования первого  в истории России Конституционного Суда, с деятельностью которого многие исследователи, не без оснований, связывают  дальнейшее укрепление судебной системы  России, повышение её роли и значения в государственном механизме  страны, усиление её, наряду с правоприменительными; «правотолковательных» и правообразовательных функций.

Среди довольно многочисленных и разнообразных аргументов, приводимых в защиту мнения о непризнании судебной практики в качестве источника современного российского права наиболее широкое распространение получили следующие:

  • Утверждение о том, что признание судебной практики в качестве источника права противоречит конституционно признанному и закрепленному принципу разделения властей.
  • Тезис о том, что признание судебной практики в качестве источника российского права не согласуется  с характерными особенностями романо- германской правовой семьи, к которой причисляют Россию и которая, по мнению некоторых отечественных ученых, не знает такой формы источника права, как судебный прецедент.
  • Мнение о том, что признание судебной практики источником российского права противоречило бы, с одной стороны, действующей Конституции России и обычному законодательству, а с другой- вступало бы в конфликт с правотворческой деятельностью Федерального собрания российского парламента.
  • Положение о том, что в случае признания нормативно- правового акта или его отдельных частей не соответствующими Конституции или обычному закону по конституции и действующему законодательству, у судебной власти (у судов всех инстанций и всех ступеней) нет права отменять нормативно- правовой акт, признанный ею не соответствующим Конституции или закону.

Применительно к современным  российским реалиям никто из авторов, признающий судейское право, не рассматривает  формирующие его нормы как  второстепенные правила поведения  по сравнению с нормами законов. Однако никто их безоговорочно и  не приравнивает к нормам законов.

Сторонники признания  прецедента говорят о28: положительном влиянии на развитие законодательства; о том что судебная практика может существенно изменить понимание нормы права, блокировать ее применение по мотивам несправедливости, целесообразности; так же выиграл бы законодательный процесс, так как суд выявляет пробелы в праве и лучше всех осведомлен о состоянии и действительности законодательства.

Думаю, что проблема признания  судебного прецедента официальным  источником права ещё долгие годы будет оставаться дискуссионным, хотя бы потому что противники такого признания будут ссылаться не только на вышеперечисленные аргументы, но и на субъективный характер судейских решений, а так как в нашей стране широко распространена коррупция это можно считать достаточно весомым аргументом.

 

Заключение

В современном мире вопросы, касающиеся источников права, являются основой в процессе изучения всех правовых институтов и самого права. Особое внимание уделяется  источникам права, их понятию, содержанию, соотношению с нормами права, их роли и значению в правовой системе.

В данной работе мы выяснили:

1) что в современном мире существует множество источников, форм права и в зависимости от традиций, обычаев, времени, исторических событий в каждой правовой системе и правовой семье преобладают свои источники и формы права, в разных правовых системах различные формы (источники) права всегда играли и продолжают играть далеко не одинаковую, обусловленную характером и местом каждой из них в конкретной правовой системе регулятивную роль, но, несмотря на это, все они являлись и являются, по сравнению с неправовыми средствами, весьма важными рычагами воздействия власть имущих на общественные отношения и различные общественно политические институты;

2) что источниками права являются  официальные государственные документы,  в которых закрепляются юридические  нормы, например, закон, указ президента, постановление правительства, решение  местного органа самоуправления, в указанных актах содержатся  правила поведения, исходящие  от соответствующих органов государства, будучи закрепленными в правовых нормах, эти правила приобретают общеобязательное значение;

3) что существует два наиболее важных источника права - это нормативно-правовой акт и прецедент, первый преобладает в правовых системах, где при решении юридических задач, ведущая роль отводится законам, второй же в правовых системах, где при решении юридических задач, значительная роль отводится прецедентам – судебным решениям, однако, пальма первенства склоняется в сторону нормативно-правовых актов, то есть в сторону закона, в частности в РФ;

4) ознакомились с понятиями источников и форм права, рассмотрели соотношения этих понятий и их виды, проанализировали проблемы источников (форм) права России.

Таким образом право есть живая, постоянно меняющаяся форма жизнедеятельности общества, продукт цивилизации. Несмотря на определенные незыблемые основы, которые характеризуются моральными, этическими нормами и постулатами, право со стороны практического рассмотрения и применения постоянно меняется. Эволюция права приводит к укреплению и развитию его нравственной основы, реализации в нем принципов справедливости,  равенства, гуманизма.

Назначением формы права является упорядочение содержания права, придание ему свойств государственно-властного характера. Под источниками права в юридической литературе понимают способы закрепления и выражения правовых норм.

Так как все политические процессы в правовом государстве  должны осуществляться в рамках права, то напрашивается вывод, что в нормативно-правовом акте выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения. В этом и заключается их главное значение как формы права.

 

Список использованных источников

Нормативные правовые акты

        1. Конституция Российской Федерации : по сост. на 2013 г.: с коммент. юристов. – М.: Эксмо, 2013. – 80 с.
        2. Гражданский кодекс Российской Федерации, СПС «Консультант+»

Учебная литература

        1. http://lexom.ru/book08_043.php
        2. Бирюкова Л.Г. Понятие «Источник права» в общей теории государства и права и виды источников права // Труды международного симпозиума «Надежность и качество». - 2005. Т.1. С. 449-451
        3. Большой юридический словарь / Под. ред. А. Я. Сухарева, В. Е. Крутских. М., 2000. С. 240
        4. Бошно С.В. Правовой обычай в контексте современного учения о формах права// Современное право, 2004, №9. С. 47-53
        5. Бошно С.В. Прецедент, закон и доктрина (опыт социолого- юридического исследования) / С.В. Бошно // Государство и право. – 2007. - №4. – С. 72-78
        6. Вопленко Н.Н. Источники и формы права: Учеб. пособие. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004. 102 с.
        7. Источники российского права: вопросы теории и истории: Учебное пособие / Отв. ред. М. Н. Марченко. – М.: Норма, 2011. – 336 с.
        8. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права: Учебно- методическое пособие. Краткий учебник для вузов. – М.: Норма, 1999. – 448 с.
        9. Лукьянова Е. Г. Теория права и государства. Введение в естественно- правовой курс: учеб. пособие / Е. Г<span class="List_0020Paragraph__Char" style=" font-family: 'Ti

Информация о работе Понятие форм (источников) права