Понятия государства как особой организации власти. Признаки отличающие государственную власть от общино родового строя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 08:38, контрольная работа

Краткое описание

Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остродискуссионных вопросов в государствоведении. Это объясняется, по меньшей мере, тремя причинами. Во-первых, названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества. В-третьих, государство — очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление.
Государство представляет собой совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников. От всех прочих форм коллективности государство отличается тем, что лишь оно воплощает политическую власть, т.е. право во имя общественного блага создавать законы для регулирования и сохранения собственности, а также право применять силу общества для исполнения этих законов и защиты государства от нападения извне. Так, любое государство создается самим народом для того, чтобы возложить на него функцию организации самозащиты.

Содержание

Введение……………………………………………………….……3
Глава 1. Государство как особая организация власти в обществе..4
1.1. Разнообразие понятии государство…….….……..9
1.3. Государство – первая политическая организация…………..14
Глава 2. Признаки, отличающие государственную организацию власти от родовой организации и общественного самоуправления.……….18
2.1. Признаки государства………………………………..…..…18
2.2. Отличие государства от органов власти общинно-родового строя ...

2.2. Отличие государства от других политических организаций общества …..
Заключение………………………….……………………..…….…31
Список использованной литературы……………………………..32

Вложенные файлы: 1 файл

Контр работа по ТГП 1 вариант чист.doc

— 103.50 Кб (Скачать файл)

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ 

УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПРАВА, ЭКОНОМИКИ И  УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА _______________________________________

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Теория  государства и права»

ТЕМА (или ВАРИАНТ № 1)

Понятие  государства  как особой организации власти в  обществе. Признаки,  отличающие государственную организацию власти от родовой организации и общественного самоуправления.

 

 

                                                                     студента 1 курса

                                                                     специальности (направление)

                                                                     юриспруденция

                                                                     заочная форма обучения,

         группа ________________

                                                                     Сидорова П.И.

                                                                     Проверил:

                                                                     ______________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тюмень 2013

 

Регистрационный номер                                                                                                     Дата

________________                                                                                                       _______________2013

 

Регистрационный номер (кафедра)                                                                                     Дата

________________                                                                                                         ______________2013

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………….……3

Глава 1. Государство как  особая организация власти в обществе..4

1.1. Разнообразие понятии государство…….….……..9

1.3. Государство – первая  политическая организация…………..14

Глава 2. Признаки,  отличающие государственную организацию власти от родовой организации и общественного самоуправления.……….18

2.1. Признаки государства………………………………..…..…18

2.2. Отличие государства  от органов власти общинно-родового  строя ...

 
2.2. Отличие государства от других  политических организаций общества …..


Заключение………………………….……………………..…….…31

Список использованной литературы……………………………..32

 

 

ВВЕДЕНИЕ 
Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остродискуссионных вопросов в государствоведении. Это объясняется, по меньшей мере, тремя причинами. Во-первых, названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества. В-третьих, государство — очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление.  
Государство представляет собой совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников. От всех прочих форм коллективности государство отличается тем, что лишь оно воплощает политическую власть, т.е. право во имя общественного блага создавать законы для регулирования и сохранения собственности, а также право применять силу общества для исполнения этих законов и защиты государства от нападения извне. Так, любое государство создается самим народом для того, чтобы возложить на него функцию организации самозащиты.

Актуальность данной темы объясняется  необходимостью изучения признаков  государства, как особой формы организации общества, имеющей законы, публичную власть, население, территорию, армию и правоохранительные органы. 
В научной литературе эта тема имеет достаточно широкое освещение. Так в процессе работы в качестве теоретических материалов были использованы труды таких авторов, как Демидов А.И., Козулин А.И., Комаров С. А., Малько А.В., Матузов Н.И. и др. В книгах перечисленных авторов анализируется понятие и сущность государства через изучение присущих ему признаков (отличий от других образований).

 

 

 

1. Государство как особая организация власти в обществе

Государство - важнейшая составная часть политической системы общества. Политическая система общества представляет собой совокупность социальных институтов государственно-организованного общества, осуществляющих определенные политические функции.  
Термин «государство» обычно употребляется в двух значениях.  
В узком смысле термин "государство" служит для обозначения аппарата управления, выделившегося из общества и стоящего над ним1. Данное определение подчеркивает структурный характер организации государства, то есть наличие системы государственных органов, посредством которых осуществляется управление обществом. Так, еще древнеримский оратор, философ и политический деятель Марк Туллий Цицерон спрашивал и одновременно отвечал: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?» У Цицерона было немало последователей в разное время и в различных странах — основатель нормативистской теории права Г. Кельзен, русский экономист и философ П. Струве и т.д.2 А французские просветители XVIII в., создавшие договорную теорию государства, полагали, что на заре истории люди никак не были организованы. Однако нужда заставила их сначала создать общество, а затем государство - для защиты своей безопасности извне (от врагов) и изнутри (от преступников).

В широком смысле государство  можно рассматривать, как ассоциацию, члены которой объединяются в единое политическое сообщество публично властными структурами и отношениями публично властного характера. Данное определение характеризует государство как политически организованное общество и тем самым подчеркивает, что государство как таковое не может быть сведено к механизму управления, аппарату чиновников. Государство – это объединение множества людей, особая политическая интеграция, которая предполагает наличие государственно-правовых институтов и соответствующих отношений.

Примерно до XVII в. государство обычно трактовалось широко и не отделялось от общества. Для обозначения государства использовались многие конкретные термины: «княжество», «королевство», «империя», «республика», «царство» и др3.  
Н.М.Коркунов утверждал, что «государство есть общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства»4. Многие ученые характеризовали государство, как организацию правопорядка (порядка), усматривали в том его суть и главное назначение. Но это только один из признаков данного феномена.

 В буржуазную эпоху  широкое распространение получило  определение государства, как совокупности (союза) людей, территории, занимаемой этими людьми, и власти. Известный государствовед П. Дюги выделяет четыре элемента государства:  
1) совокупность человеческих индивидов; 
2) определенную территорию;  
3) суверенную власть; 
4) правительство. 
«Под именем государства,— писал Г. Ф. Шершеневич,— понимается союз людей, осевших в известных границах и подчиненных одной власти»5. Определение государства, отражающее некоторые черты (признаки) государства, послужило поводом для различных упрощений. Ссылаясь на него, одни авторы отождествляли государство со страной, другие - с обществом, третьи - с кругом лиц, осуществляющих власть (правительством). В.И.Ленин критиковал это определение за то, что многие его сторонники в ряду отличительных признаков государства называли принудительную власть: «Принудительная власть есть во всяком человеческом общежитии, и в родовом устройстве, и в семье, но государства тут не было» 6
Не согласны с приведенным понятием сторонники психологической теории права. «Государство не совокупность людей определенного рода,— утверждал Ф.Ф. Кокошкин,— а отношения между ними, форма общежития, известная психическая связь между ними». Однако «форма общежития», форма организации общества — лишь один из признаков, но не все государство. Трудности выработки определения анализируемого сложного и изменяющегося явления породили в те годы неверие в возможность ее формулирования вообще. М. Вебер, в частности, писал: «Ведь государство нельзя социологически определить, исходя из содержания его деятельности. Почти нет таких задач, выполнение которых политический союз не брал бы в свои руки то здесь, то там; с другой стороны, нет такой задачи, о которой можно было бы сказать, что она во всякое время полностью, то есть исключительно, присуща тем союзам, которые называют «политическими», то есть в наши дни — государствам или союзам, которые исторически предшествовали современному государству» 7
Не один раз обращались к определению государства К.Маркс и Ф.Энгельс. Они считали, что это «та форма, в которой индивиды, принадлежащие к господствующему классу, осуществляют свои общие интересы и в которой все гражданское общество данной эпохи находит свое сосредоточение» Много лет спустя Ф.Энгельс сформулировал краткое, но, пожалуй, самое конфронтационное определение, согласно которому «государство есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим». В.И.Ленин внес в приведенное определение некоторые изменения. Он писал: «Государство— есть машина для поддержания господства одного класса над другим»8.Выводя на первый план их насильственную сторону, эти определения мешают увидеть в государстве ценные феномены цивилизации, культуры и социального порядка. 
С точки зрения современных представлений, государство должно выступать как властная система, организующая общество в интересах человека. И, как и всякая система, государство должно быть целостным: как во властно-организационном плане, так в территориальном. Таким образом, государств - это политический аппарат управления обществом, и вместе с тем государство - качественно определенная модель политической организации общества, структурными элементами которой являются законы, публичная власть, население, территория, армия и правоохранительные органы, это суверенная универсальная политико-территориальная организация власти в обществе, обладающая особым аппаратом управления и принуждения, веления которой обязательны для населения всей страны 9. Данная дефиниция синтезирует существенные черты и признаки государства, и в целом приемлема, но в ней слабо отражена связь государства и общества. Поэтому более точной будет следующая формулировка: государство — это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок. В приведенное определение  подчеркивается, что государство политическая организация всего общества, всех его граждан. Оно выполняет необходимые для общества функции, обеспечивает его единство и целостность, управляет важнейшими общественными делами. В то же время государство призвано всесторонне гарантировать права и свободы граждан, поддерживать надежный и гуманный  правопорядок в обществе. 

 

 

2. Признаки отличающие  государственные органы власти от родовой организации и общественного самоуправление

Государство в качестве специфической организации общества, осуществляющет политическую власть. Олицетворенная в государственных органах и учреждениях, публичная власть становится государственной властью, т.е. той силой, которая обеспечивает государственное принуждение. Решающая роль в реализации принуждения принадлежит отрядам вооруженных людей и специальным учреждениям (армии, полиции, тюрьмам и т. п.)10
Наличие особой публичной власти в виде аппарата управления, то есть власти, которая непосредственно не совпадает с населением, стоит над обществом, не сливаясь с ним. Публичной она называется потому, что, не совпадая с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа.  
Государственная власть является разновидностью политической власти, признаками которой являются11:  
1. Всеобъемлющий характер - государственная власть распространяется на всю территорию и на все население государства, на всех лиц, находящихся на этой территории.  
2. Государственная власть имеет возможность законно применять принуждение.  
3. Прерогатива государственной власти, может разрешить, приостановить, запретить, признать ничтожным проявление любой иной власти на своей территории.  
4. Структурированность государственной власти. Государственная власть проявляется вовне в виде особого аппарата, в котором все органы связаны между собой иерархической соподчиненностью - внешняя сторона структурированности. Кроме этого, каждый орган имеет определенную жесткую структуру: состоит из органов и должностных лиц, связанных между собой иерархической соподчиненностью, внутренняя структура органов государства означает внутреннюю сторону структурированности государственной власти.  
5. Государственная власть имеет особые каналы для передачи своих велений, которых нет у иных властей (право, законодательство) и особые средства воздействия на население, которых нет у иных властей (систему исправительных учреждений, полицию, внутренние войска и т. д.).

6. Для содержания большого аппарата государственных служащих, которые представляют политическую власть, и выполнения государственных функций обязательными становятся налоги, сборы. 
7. Государственная власть - всегда авторитет. Он определяется различными факторами, чаще (насилие, принуждение), но возможен и подлинный авторитет.  
8. Государственная власть связана с правом, она обладает монополией на правотворческую деятельность, право - самый эффективный регулятор общественных отношений.

Достоинством государственной власти является, её способность управлять обществом, вносить в него начала организованности и упорядоченности. Что достигается, за счет таких качеств государственной власти, как всеобъемлющий характер (универсальность) и прерогатива. Однако прерогатива может расцениваться как недостаток, т. к. именно благодаря ей государство может монополизировать все сферы управления обществом. Государственная власть всегда стремится к абсолютизации, централизации, что и является ее недостатком12
В отличие от других видов социальной власти государственная власть является: 
-аппаратной , государство имеет специальный аппарат власти - механизм, в котором концентрируется принудительная сила государства. Механизм государства - целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства. Характерные признаки механизма (аппарата) государства 13
- целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, которая обеспечивается едиными принципами организации и деятельности государственных органов и учреждений, едиными задачами и целями их деятельности; 
- первичными структурными частями (элементами) механизма являются государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие они связаны между собой началами субординации и координации. 
- для обеспечения государственных властных велений он имеет непосредственные орудия (учреждения) принуждения, , вооруженные отряды людей, тюрьмы и др 
- при помощи механизма практически осуществляется власть и выполняются функции государства 
Власть существовала и в догосударственном обществе, но это была непосредственно общественная власть, которая исходила от всего рода и использовалась им для самоуправления. Она не нуждалась ни в чиновниках, ни в каком-либо аппарате. Принципиальная особенность публичной (государственной) власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках (управленцев), из которых комплектуются органы управления и принуждения (государственный аппарат).  
- суверенной - неотъемлемое свойство государственной власти; именно он отличает государственную власть от всяких иных видов власти. Суверенитет - это политико-правовое свойство государственной власти, которое выражает ее верховенство внутри страны и независимость от всякой иной власти за пределами страны14 Внутренний суверенитет - это верховенство государственной власти внутри страны, ее независимость от всякой иной власти внутри страны (власти политических партий, общественных организаций и т. д.).  
Внешний суверенитет - это независимость государственной власти от всякой иной власти за пределами страны. Она выражается в следующих характеристиках:  
- государственная власть способна самостоятельно проводить в жизнь внешнюю политику, строить взаимоотношения с другими государствами;  
- никто не вправе вмешиваться во внутренние дела государства;  
- государство вправе по своему усмотрению создавать межгосударственные объединения, вступать в уже существующие объединения, а также обладает правом свободного выхода из межгосударственных союзов;  
- государство обеспечивает собственную территориальную целостность и неприкосновенность;  
- государство вправе по своему усмотрению вступать в экономические, культурные, иные связи с другими государствами и др.  
-легитимной (опирается на закон)15
Территориальная организация населения – это разделение населения по территориальному принципу. Государство всегда связано с определенной территорией, на которой проживает подвластное ему население. Выражением территориального принципа является административно-территориальное деление, а также определение пространственных пределов и установление государственной границы16
В догосударственном обществе принадлежность индивида к тому или иному роду обусловливалась кровным или предполагаемым родством.  Род часто не имел, строго определенной территории, перемещался с одного места на другое. В государственно-организованном обществе кровнородственный принцип организации населения потерял свое значение. На смену пришел принцип его территориальной организации. Государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в подданных или граждан государства. В условиях государства появляется территориальное разделение жителей. Сама система государственной власти строится на основе соответствующего политико-территориального деления, которое, в свою очередь, организуется государством, чтобы его граждане могли осуществлять свои права и обязанности по месту своего жительства. 

Информация о работе Понятия государства как особой организации власти. Признаки отличающие государственную власть от общино родового строя