Понятия и признаки правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 17:05, курсовая работа

Краткое описание

Государство и право — это универсальные механизмы организации и регуляции совместной деятельности людей. Они возникли в обществе и создавались для того, чтобы служить людям. Потребность в них возникла на определенном этапе развития человеческого сознания и вызвана теми изменениями, которые происходили в социуме. Уже в древности начинаются поиски принципов, форм и конструкций для установления надлежащих взаимосвязей, взаимозависимостей и согласованного взаимодействия права и власти. В процессе углублявшихся представлений о праве и государстве довольно рано сформировалась идея о разумности и справедливости такой
политической формы общественной жизни людей.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Олег.docx

— 41.06 Кб (Скачать файл)

Введение

Тема данной курсовой работы «Понятия и признаки правового государства». Выбранная тема очень актуальна в наши дни. Так как с древнейших времен человечество ищет оптимальные формы соотношения личности и государства, сочетания их интересов. В идеальном варианте интересы личности должны стоять на первом месте, благо народа должно представлять собой высший закон для государства. В основу правового государства заложено равенство власти, гражданина, общества и права, их правовое равенство перед законом.

Жизнь современного человека невозможно представить без таких понятий как «государство» и «право». Они являются важнейшей отличительной чертой существования цивилизованного человеческого социума, отделяющего его от состояния первобытного общества, и в большинстве случаев люди не задумываются об их назначении и природе.

Государство и право — это универсальные механизмы организации и регуляции совместной деятельности людей. Они возникли в обществе и создавались для того, чтобы служить людям. Потребность в них возникла на определенном этапе развития человеческого сознания и вызвана теми изменениями, которые происходили в социуме. Уже в древности начинаются поиски принципов,  форм и конструкций для установления надлежащих взаимосвязей, взаимозависимостей и  согласованного взаимодействия права и власти.  В процессе углублявшихся представлений о праве и государстве довольно рано сформировалась идея о разумности и справедливости такой

политической формы общественной жизни людей.

Высшая власть в правовом государстве - власть закона, которому в равной мере подчиняются все: от высших должностных лиц государства, органов государственной власти до рядовых граждан. Человек, как субъект права свободен, распоряжаться своими силами, способностями, имуществом.

Курсовая работа посвящена понятию «правовое государство», описанию его основных признаков и принципов. Рассматривать данное понятие нужно не только как потребность осознания особенностей функционирования российского общества, но и как анализ взаимодействия личности и субъектов политической системы с точки зрения оптимизации их взаимоотношений, обеспечения правовой защищенности, равенства всех перед законом, а также усиления взаимной ответственности.

Основная цель курсовой работы - раскрытие понятия и принципов правового государства.

В соответствии с поставленной целью можно выдвинуть следующие задачи:

1) рассмотреть понятие, признаки и принципы правового государства;

2) рассмотреть права человека и гражданина, их виды, законодательное закрепление.

3) проанализировать формирование правового государства на современном этапе.

Объектом данной работы является правовое государство.

Предметом исследования в курсовой работе являются понятия и признаки правового государства.

Проблему правового государства рассматривали:  И. Кант,                  Ш. Монтескье, Н.М. Коркунов, А.Б. Венгеров, В.В. Лазарев,                        Н.Г. Александров, О.Ф. Скакун.

В ходе исследования использовались сравнительно-правовой и историко-правовой методы.

 

 

Глава I. Правовое государство.

§ 1.1   Развитие концепции правового государства.

Первые представления о правовом государстве как об определенном

государственном устройстве, осуществляющем свою деятельность на основе

закона, стали формироваться еще в Древнем мире. Значительное влияние на

формирование теоретических представлений, а затем и практики правовой

государственности, оказали политико-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима, античный опыт демократии. Идею единения силы и права в организации Афинского государства на демократических началах проводил в своих реформах уже в VI в. до н. э. древнегреческий архонт Солон, один из знаменитых семи греческих мудрецов.

Главное направление поиска таких мыслителей античности, как Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель и др., связано со стремлением к более совершенным и справедливым формам общественной жизни. Античные философы последовательно отстаивали мысль о том, что государственность вообще возможна лишь там, где господствуют справедливые законы. Они старались найти такое взаимодействие между правом и государственной властью, которое бы обеспечивало гармоничное функционирование общества и при котором закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства.

Самое раннее из дошедших до нас определений государства как правового сообщества принадлежит Цицерону. В своем труде «О государстве» он писал о том, что государство (res publica) есть дело народа как «соединения многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов».1

Таким образом, ряд идей правовой государственности появился уже в античном мире, а теоретически развитые концепции и доктрины правового государства были сформулированы уже в условиях перехода от феодализма к капитализму и возникновения нового социально-политического строя.

 

§ 1.2 Идеи правового государства в XVIII-XIX вв.

 

В период буржуазных революций возникают новые подходы к идее правового государства. В борьбе с абсолютизмом рождается идея правовой организации государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом, обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права.

В основе современных концепций правового государства лежат идеи немецкого философа Канта (1724-1804гг.), французского просветителя и правоведа Монтескье (1689-1755гг.) и других европейских просветителей XVIII и ХIХ вв. таких, как Гуго Гроций, Спиноза, Дж. Локк, Дени Дидро,    Ж.-Ж. Руссо. Эти ученые полагали, что на смену полицейскому, бюрократическому государству эпохи абсолютизма (которое Кант называл государством произвола), должно прийти правовое государство, в основе которого лежит идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами. Взаимоотношения личности и государственной власти в условиях правового государства принципиально иные, нежели в абсолютистском государстве, ибо для правового государства характерно ограничение государственной власти, связанность ее правом и законом.

Размышляя о пределах государственной власти, Дж. Локк, например, среди неотчуждаемых прав особо выделяет собственность, свободу мнений. Любое покушение на право собственности (лишение части собственности, повышение налогов) рассматривается Локком как проявление деспотизма. Чтобы не допустить злоупотребления властей, он предлагает не соединять законодательную и исполнительную власть и подчинить законодателей действию ими же созданных законов, осуществляемых исполнительной властью. Другим средством от произвола, по Локку, является законность. «Ни для одного человека, находящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из законов этого общества». 2

Хотя Кант не употреблял еще термина «правовое государство», он

использовал такие близкие по смыслу понятия, как «правовое гражданское общество», «прочное в правовом отношении государственное устройство», «гражданско-правовое состояние».

Особенность кантовского определения заключалась в том, что конститутивным признаком государства здесь было названо верховенство правового закона. Его основополагающие идеи о роли государства базировались на представлении о том, что, каждый человек является абсолютной ценностью; никто не может рассматриваться в качестве средства или орудия для выполнения хотя бы и самых благороднейших планов. Все то, что ограничивает произвол одного по отношению к другому на основе категорического императива, по Канту, и есть право. Государство, по Канту не должно опекать подданных, посягать на их самостоятельность в обеспечении себе средств к существованию. Попытки власти регламентировать каждый шаг подданных он рассматривал как деспотию. Цель государства — торжество права. Оно должно руководствоваться правом, если не хочет потерять доверие граждан. Народу, согласно Канту, принадлежит законодательная власть. Исполнительная власть подчинена законодательной. Судебная власть назначается исполнительной. Тем самым должно обеспечиваться равновесие властей, а не просто их разделение.

Государственно-правовые воззрения Монтескье сводятся к тому, что формы правления, формы государственного устройства определяют собой дух законов и содержание законодательства; основываются на том, что принцип демократии - это добродетель, любовь к общему благу; исходят из того, что к "правильной" форме государства относится демократия, при которой верховная власть принадлежит всей массе народа, и основные законы здесь определяют порядок подачи голосов, посредством которых выражается воля народа, состав и способ деятельности народного собрания; проповедует любовь к отечеству, уважение к закону, поддержку существующих порядков, равенство и умеренность состояний, охрану семейного достояния.3

Термин «правовое государство» ввел в научный оборот Роберт фон Моль, и таким образом он прочно утвердился в немецкой юридической литературе в первой трети XIX в.

Иеринг, Еллинек, Дюги, Ориу, Паунд, Спенсер и другие мыслители конца XIX в. также внесли в теорию правового государства немалый вклад. Они сходились во мнении, что правовым можно считать лишь такое государство, где законодатель так же подзаконен, как и гражданин. Лишь при господстве права процветает национальное благосостояние, торговля и промыслы, развертываются присущие народу «умственные и нравственные силы».

 

§ 1.3 Тема правового государства в русской политико-правовой мысли

 

В русской политико-правовой мысли тема правового государства поднималась трудах Д.И. Писарева, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, А.И. Радищева, П.И.Пестеля, Н.М. Муравьева и других мыслителей.

В завершенном виде русская концепция правового государства сложилась в работах видных правоведов и философов предоктябрьского периода: Н.М. Коркунова, С.А. Котляревского, П.И. Новгородцева, С.А. Муромцева, В.М. Гессена, Г.Ф. Шершеневича, Б.Н. Чичерина, Н.А. Бердяева и других.

Большинство из них принадлежали к представителям русского либерализма. Либерализм в России во второй половине XIX в. стремился преобразовать государственный строй Российской империи в соответствии с образцами европейского пути развития.

Основными идеями либеральных доктрин были права и свободы личности, светский характер общества, политический плюрализм, всеобщее избирательное право, парламент, правовое государство и режим законности.

Наиболее известной фигурой либеральных мыслителей второй половины XIX в. является Б.Н. Чичерин. Его работы в области права не потеряли своего теоретического и практического значения до сегодняшнего дня. Б.Н. Чичерин выступал за парламентский и конституционный строй, считал, что правом определяется область свободы человека.

Другой видный представитель либерального правоведения и социологической школы права С.А. Муромцев понимал под правом правовой порядок, который рассматривался как совокупность субъективных прав, защищающих систему существующих общественных отношений. В соответствии со своей теорией социальной защиты С.А. Муромцев полагал, что юридическая защита составляет основное отличительное свойство права. Она защищает фактические отношения от случайного произвола. Юридические нормы составляют важнейший фактор правопорядка, поскольку они направляют действия органов и лиц, которые держат в своих руках юридическую защиту отношений: административных властей, суда, субъектов гражданских прав.

В специально посвященной правовому государству работе В. Гессен подробно рассмотрел сущность государственности такого типа и ее отличительные черты. По мнению этого известного ученого, государство путем своих законов связывает и обязывает ими не только подчиненных ему индивидов, но вместе с тем, посредственно или непосредственно, и само себя. Закон налагает  обязанности на граждан, предоставляя соответствующие права правительству; но в то же время закон налагает обязанности на правительство, предоставляя гражданам соответствующие права. Гессен  считал, что: «Государство, в лице своей правительственной власти, так же подчинено закону, как каждый, в отдельности, гражданин», 4 По мнению Гессена, реализация этого принципа возможна только в условиях обособления власти, в условиях конституционного государственного строя.

Советская государственно-правовая наука идею правового государства считала буржуазной.

В период перестройки и после краха социалистической системы в России произошли серьезные изменения в научных взглядах на государство и право, обозначились новые подходы к оценке их роли в политической системе общества.

Таким образом, можно сделать вывод, что формирование правового государства – сложный и длительный процесс, который разворачивается по мере проведения в жизнь экономической, политической и правовой реформ, создания нравственных устоев и общечеловеческих ценностей, роста духовной культуры, построения цивилизованного, демократического и гуманистического гражданского общества. 5

 

 

Глава II.  Основные черты правового государства.

§ 2.1. Какое государство называется правовым.

Правовое государство является одним из существенных достижений человеческой цивилизации.

Как считает один из известных российских правоведов  Воротилин Е.А., суть правового государства в том, что оно охраняет правопорядок, обеспечивает свободу и равенство членов общества, не навязывая им общеобязательных представлений об общем благе и путях его достижения. 6

Соответственно соотношение права и государства в гражданском обществе с точки зрения правового режима определяется не только как законопослушность населения. Оно определяется еще и как законность действий  государства, его органов и должностных лиц, охраняющих правопорядок и не переступающих ту границу, за которой граждане осуществляют свои свободы.

Проф. B.C. Нерсесянц определяет правовое государство как «правовую форму организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права, носителями прав и свобод человека и гражданина». 7

Информация о работе Понятия и признаки правового государства