Порядок выборов депутатов Государственной Думы. Статус депутатов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 19:53, контрольная работа

Краткое описание

Выбор депутатов в Государственную Думу, особенность данного процесса. Статусы депутатов в Государственной Думе.

Содержание

Введение 3
1. Порядок выборов депутатов Государственной Думы…………….…... 4
2. Статус депутатов ...………………………………………………………7
Список использованной литературы 12

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по констит.праву.docx

— 30.80 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Северный (Арктический) федеральный  университет имени М.В.Ломоносова"

 

Кафедра  Экономики, менеджмента и маркетинга

 

3833350 Шапова  Татьяна Сергеевна

 

Институт ЗФЭИ курс 1.

 

Государственное и муниципальное управление

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

По дисциплине

Конституционное право

на тему

Порядок выборов депутатов Государственной Думы. Статус депутатов


 

 

 

 

Отметка

о зачете

___________________________________  ____________

(дата)

   

Отметка

о зачете

Преподаватель      ____________________А.А.Косьяненко

(подпись)

___________________

(дата)


 

 

 

 

 

Архангельск 2014

 

Оглавление

 

 

Введение

 

Государственная Дума – нижняя палата Федерального собрания

Согласно Конституции РФ (ст. 95, 96 и 97) Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на четыре года. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральным законом. 

Первый состав Государственной Думы, сформированный в 1993 году, избирался в соответствии с Положением о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году, утвержденным Указом Президента РФ 

от 1 октября 1993 г. 

В соответствии с этим Положением выборы депутатов Государственной Думы осуществлялись гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право избирать в Государственную Думу принадлежало каждому гражданину Российской Федерации, достигшему 18-летнего возраста. Депутатом Государственной Думы мог быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21-летнего возраста. 

В соответствии с «Заключительными и переходными положениями» Конституции РФ Государственная Дума первого созыва, сформированная в 1993 г., была избрана сроком на два года. 

24 июня 1999 г. был принят Федеральный  закон «О выборах депутатов  Государственной Думы Федерального  Собрания Российской Федерации» . Согласно этому Закону депутаты  Государственной Думы избирались  гражданами Российской Федерации  на основе всеобщего равного  и прямого избирательного права  при тайном голосовании.

 

 

1.Порядок выборов депутатов Государственной Думы

Фундаментальные основы и принципы выборов в Государственную Думу заложены прежде всего в Конституции Российской Федерации, как исходном пункте законодательства Российской Федерации. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Именно в целях достижения предписаний и принципов Конституции строится остальное законодательство. Статья 3 говорит о том, что высшим выражением воли народа являются референдум и свободные выборы. Итак, Конституция закрепляет один из важнейших постулатов демократического государства - свободные выборы. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Глава 5 Конституции «Федеральное Собрание» не определяет порядок выборов народных представителей, говоря о том, что порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

Прежде всего, необходимо назвать Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ "ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ И ПРАВА НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" "Собрание законодательства РФ", 17.06.2002, N 24, ст. 2253., которым определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации. Этот закон имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Однако подробно процедуру выборов депутатов Государственной Думы Российской Федерации определяет другой закон.

Подобным законом является Федеральный закон от 18.05.2005 N 51-ФЗ "О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "Собрание законодательства РФ", 23.05.2005, N 21, ст. 1919," Общие положения гласят: «Законодательство о выборах депутатов Государственной Думы основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"), настоящего Федерального закона, других федеральных законов.

Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - депутаты Государственной Думы) избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе принуждать гражданина Российской Федерации к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.

Кроме принципов данным нормативно-правовым актом подробно регламентируется и весь процесс выборов, начиная от назначения выборов и заканчивая подведением их итогов.

Также можно выделить и указы Президента Российской Федерации, которые являются юридическими фактами избирательного процесса в Государственную Думу, соответствующим пусковым механизмом в системе выборов. Назначая выборы, Президент своим указом создает правовые последствия для действий других органов и должностных лиц системы выборов. В качестве примера можно привести УКАЗ Президента РФ от 02.09.2007 N 1144 "О НАЗНАЧЕНИИ ВЫБОРОВ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОГО СОЗЫВА" "Собрание законодательства РФ", 10.09.2007, N 37, ст. 4435

После подписания Президентом Указа о назначении выборов, соответствующие нормативно-правовые акты принимает и правительство Российской Федерации. К примеру, ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 17.09.2007 N 589 "О МЕРАХ ПО ОКАЗАНИЮ СОДЕЙСТВИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫМ КОМИССИЯМ В РЕАЛИЗАЦИИ ИХ ПОЛНОМОЧИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" "Собрание законодательства РФ", 24.09.2007, N 39, ст. 4667,. Данным постановлением создается юридическая основа для финансирования проведения выборов, а министерство Финансов Российской Федерации уже непосредственно производит отчисления из федерального бюджета.

Немаловажное значение в механизме выборов депутатов являются и разнообразные постановления Центрального избирательного комитета, который дает различные разъяснения и указания направленные на совершенствование процесса выборов депутатов Государственной Думы Российской Федерации. В качестве примера можно привести ПОСТАНОВЛЕНИЕ Центризбиркома РФ от 04.06.2007 N 14/117-5 "О ПЕРЕЧНЕ И ФОРМАХ ДОКУМЕНТОВ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ ПОЛИТИЧЕСКИМИ ПАРТИЯМИ В ЦЕНТРАЛЬНУЮ ИЗБИРАТЕЛЬНУЮ КОМИССИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПЯТОГО СОЗЫВА "Парламентская газета", N 82, 20.06.2007,".

Поводя итог вышесказанному, хочется отметить, что законодатель уделяет процессу выборов достаточно серьезное внимание, подробным образом регламентируя его, устанавливая различные гарантии граждан, для участия в этом процессе.

2. Статус  депутат а Государственной  Думы

Членами Совета Федерации являются представитель законодательного и исполнительного органов субъекта РФ, уполномоченные осуществлять законодательную власть в Совете Федерации и иные полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и федеральным законодательством.

Депутатом Государственной Думы является избранный народом представитель, уполномоченный осуществлять законодательную власть в Государственной Думе и иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством.

Согласно Закону о статусе депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ они руководствуются в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными законами, регламентом соответствующей палаты Федерального Собрания РФ. Срок полномочий депутатов и членов палат начинается со дня их избрания или утверждения в соответствующую палату и прекращается с момента начала работы соответствующей палаты нового созыва, за исключением предусмотренных законом случаев досрочного прекращения полномочий депутата и члена палат.

В соответствии с Законом РФ о статусе депутатов Государственной думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ они обладают правом законодательной инициативы. Депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации пользуются правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым палатами. Депутат и член Совета Федерации принимает личное участие в заседании палаты, депутатом и членом которой он является.

Депутат и член Совета Федерации вправе обращаться с запросом к Правительству Российской Федерации, Генеральному прокурору РФ, Председателю Центрального банка РФ, руководителям федеральных органов исполнительной власти. По вопросам своей деятельности депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации пользуются правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами.

Наряду с этим федеральное законодательство устанавливает для депутатов Государственной думы и членов Совета Федерации дополнительные юридические гарантии охраны их прав в области трудовых, административно—правовых, уголовно—правовых и уголовно—процессуальных отношений. Депутат Государственной Думы и член Совета Федерации обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий. Вопрос о лишении их неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ.

Неприкосновенность (парламентский иммунитет), закрепленная в ст. 98 Конституции РФ, — один из основных элементов статуса парламентария, важнейшая правовая гарантия его деятельности. По своему содержанию это гарантия более высокого уровня по сравнению с общими конституционными гарантиями неприкосновенности личности. Она не является личной привилегией, а имеет публично-правовой характер, призвана служить публичным интересам, обеспечивая повышенную охрану законом личности парламентария в силу осуществляемых им государственных функций, ограждая его от необоснованных преследований, способствуя беспрепятственной деятельности парламентария и тем самым — парламента, их самостоятельности и независимости. Закрепление неприкосновенности в Конституции РФ является определенным исключением из общей конституционной нормы о равенстве всех перед законом и судом, что обусловлено необходимостью конституционной защиты специального статуса парламентария как члена федерального представительного и законодательного органа. Нарушение положений закона, регулирующего вопросы неприкосновенности депутатов Государственной Думы, влечет ответственность, предусмотренную действующим законодательством. 

Депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть привлечены к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержаны, арестованы, подвергнуты обыску без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Неприкосновенность парламентариев распространяется на их жилые, служебные помещения, багаж, личные и служебные транспортные средства, переписку, используемые ими средства связи, а также на принадлежащие им документы. 

Депутаты Государственной Думы не могут быть привлечены к уголовной и административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие их статусу, в том числе и по истечении срока их полномочий. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших им известными в связи с выполнением ими своих обязанностей. 

Вопрос о лишении депутатов Государственной Думы неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой. Для получения согласия на привлечение к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, на задержание, кроме случаев задержания на месте преступления, арест и обыск депутата Государственной Думы Генеральный прокурор вносит в соответствующую палату Федерального Собрания представление. Палаты рассматривают это представление в порядке, установленном Регламентом соответствующей палаты, принимают по нему мотивированное решение ив трехдневный срок извещают о нем Генерального прокурора. При необходимости от Генерального прокурора могут быть истребованы дополнительные материалы. В рассмотрении вопроса в Совете Федерации, в Государственной Думе вправе участвовать депутат Государственной Думы, в отношении которых внесено представление. О прекращении уголовного дела либо о вступившем в законную силу приговоре суда в отношении депутата Государственной Думы орган дознания, следователь либо суд в трехдневный срок сообщают соответствующей палате Федерального Собрания. 

Следует отметить, что Федеральный закон о статусе депутатов устанавливает более широкий, чем указанный в Конституции РФ, перечень случаев, при которых парламентарий не может быть лишен неприкосновенности без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания. Воспроизводя конституционные положения о депутатской неприкосновенности, о недопустимости задержания, ареста, обыска, а также личного досмотра депутата, Закон предусматривает также невозможность привлечения его к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, и его допроса без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания. В дополнение к Конституции РФ Закон также устанавливает, что для получения согласия на привлечение депутата к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, кроме случаев задержания на месте преступления, а также на его арест и обыск Генеральный прокурор Российской Федерации вносит в соответствующую палату Федерального Собрания представление. 

Информация о работе Порядок выборов депутатов Государственной Думы. Статус депутатов