Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2015 в 21:35, курсовая работа
Конституция является важнейшим законом общества и государства. Она определяет правовой статус государства, правовой статус человека и гражданина, систему государственной власти. Поскольку нормы Конституции имеют базовый, основополагающий характер, она не должна быть подвержена постоянным изменениям. Стабильность Конституции является важнейшим условием режима законности, устойчивости правовой системы и государственного механизма, фактором определённости в отношениях между личностью и государством.
Введение………………………………………………………………………….. 3
Стабильность как основная черта Конституции РФ……………………. 5
Порядок пересмотра Конституции РФ ………………………………….10
Порядок внесения поправок в Конституцию РФ ………………………19
Заключение……………………………………………………………………… 28
Список литературы……………………………………………………………... 30
Порядок пересмотра Конституции РФ и внесения конституционных поправок.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение…………………………………………………… Список литературы…………………………………………………… |
Введение
Конституция является важнейшим законом общества и государства. Она определяет правовой статус государства, правовой статус человека и гражданина, систему государственной власти. Поскольку нормы Конституции имеют базовый, основополагающий характер, она не должна быть подвержена постоянным изменениям. Стабильность Конституции является важнейшим условием режима законности, устойчивости правовой системы и государственного механизма, фактором определённости в отношениях между личностью и государством.
Стабильность является одной из характерных черт Конституции Российской Федерации. Стабильность Конституции выражается в особом, усложнённом порядке принятия и пересмотра Конституции Российской Федерации, принятия конституционных поправок.
Вместе с тем стабильность Конституции не означает её неизменности. Конституция должна отражать изменения в тех отношениях, которые она регулирует. Сочетание стабильности и динамизма, своевременное принятие конституционных поправок позволяет сохранить реальность Конституции.
Конституция Российской Федерации относится к категории «жёстких» и «стабильных» нормативно-правовых актов. Для изменения конституционных норм предусмотрены две основные правовые процедуры: процедура пересмотра Конституции и процедура принятия конституционных поправок. Ещё две правовые процедуры связаны с изменением состава Российской Федерации и с переименованием субъектов Российской Федерации.1
В настоящей работе рассматриваются характер стабильности Конституции Российской Федерации, порядок пересмотра Конституции и порядок внесения в неё изменений.
Актуальность данной темы заключается в том, что Конституция является, не только главным нормативно-правовым актом, она является основой защиты прав и свобод населения на территории России. Изменения в Конституции напрямую отражаются на жизни всего населения и поэтому процедура изменения данного закона настолько важна.
Целью данной работы является рассмотрение процесса пересмотра Конституции РФ и процедуры внесения конституционных поправок.
Объектом исследования является Конституция РФ.
Предметом исследования является процесс пересмотра и принятия конституционных поправок.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть стабильность, как основную черту Конституции РФ;
- рассмотреть порядок пересмотра Конституции РФ;
- рассмотреть порядок внесения поправок в Конституцию РФ.
Методической базой выступают нормативно-правовые акты регулирующие порядок пересмотра и внесения поправок в Конституцию РФ, а также труды исследователей и юристов в области конституционного права.
Стабильность как основная черта Конституции РФ
Конституция РФ - основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий и регулирующий базовые общественные отношения в сфере правового статуса личности, институтов гражданского общества, организации государства и функционирования публичной власти.
Именно с понятием конституции связана ее сущность: основной закон государства призван служить главным ограничителем для власти в ее отношениях с человеком и обществом.
Сущность Конституции РФ состоит в том, что она призвана закрепить конституционный строй и его основы, права и свободы человека и гражданина, основы организации государства, а также основы организации осуществления власти (публичной власти).
Конституция РФ - это основной закон общества и государства. Присущие Конституции свойства основного закона обусловлены тем, что она в самом обобщенном виде закрепляет основные итоги проведенных или проводимых в стране экономических, политических, социально-культурных преобразований, а также итоги предшествующего развития всей правовой системы.
Как основному закону Конституции характерны следующие особенности:
Конституция регулирует самую широкую сферу общественных отношений, затрагивающих интересы всех граждан.
Конституция закрепляет основы политической организации общества и основы экономического устройства государства.
Только Конституция определяет основные направления законодательной, исполнительной и судебной деятельности органов государства.
Только Конституция регламентирует вопросы, имеющие важное значение для внешнеполитической деятельности государства (в том числе вопросы закрепления символики государства).
Особый порядок принятия и изменения Конституции.
Юридические свойства Конституции РФ, т.е. характерные признаки, определяющие качественное своеобразие этого документа:
1. выступает в качестве основного закона государства;
2. обладает высшей юридической силой (юридическое верховенство);
3. является основой всей правовой системы страны;
4. стабильность.2
Особый, усложнённый порядок пересмотра Конституции Российской Федерации и принятия конституционных поправок, «жёсткость» Конституции обеспечивает стабильность Конституции. Конституционные нормы не могут быть изменены произвольно, они могут быть изменены только в рамках юридических процедур, предусмотренных главой 9 Конституции Российской Федерации. Стабильность Конституции, в свою очередь призвана обеспечить стабильность государства, стабильность права и стабильность гражданского общества. Конституция не должна быть орудием политической борьбы, не должна постоянно изменяться в зависимости от политической конъюнктуры. В 1994-99 годах Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин выступал против конституционных поправок. Его политические противники настаивали на внесении существенных поправок в Конституцию, перераспределении полномочий между Президентом, Федеральным Собранием и Правительством и даже на пересмотре Конституции. Однако, при нынешней «жёсткой» Конституции внесение конституционных поправок возможно только при согласии всех основных политических сил.
Стабильность Конституции РФ - это неизменность основных положений конституции при неизменяющихся социально-политических условиях данного общества. Стабильность Конституции является одним из главных условий конституционного строя, устойчивости всей системы и организации государственной власти, ее предсказуемости, а также устойчивости всей правовой системы. Стабильность Конституции определяется социально-политическими и экономическими факторами (стабильностью регулируемых конституцией отношений, стабильностью политической и социальной ситуации и др.) и обеспечивается действием специальных юридических механизмов, в частности существующим порядком изменения и пересмотра конституции. В зависимости от того, каков порядок изменения и пересмотра основного закона, все конституции подразделяются на две группы:
1) гибкие, порядок изменения которых является аналогичным порядку изменения обычных законов;
2) жесткие, порядок изменения которых существенно усложнен в сравнении с обычными законами. К числу жестких относится и российская Конституция. Со времени ее принятия ни одно из ее конституционных положений не изменялось и не дополнялось.
Конституция как основной закон - акт долговременного действия, юридическим свойством которого является стабильность, т.е. устойчивость его содержания. Стабильность Конституции - важнейшее условие устойчивости режима законности, организации и осуществления государственной власти, отношений между личностью, обществом и государством. Однако стабильность Конституции не означает ее абсолютной неизменяемости. Общественные отношения, составлявшие в момент принятия Конституции предмет ее регулирования, развиваются, изменяются социальные, экономические и политические условия, в которых она действует. Все это требует периодического приведения конституционных предписаний в соответствие с происходящими изменениями. Когда такие изменения затрагивают основы конституционного строя, может возникнуть потребность замены действующей Конституции новой. В противном случае Конституция рискует превратиться в исторический документ, утративший нормативный характер и имеющий мало общего с реальной действительностью. Вместе с тем Конституция не может перекраиваться в угоду конъюнктурным, сиюминутным интересам сменяющихся у власти политических групп. Частичный или полный пересмотр действующей Конституции может быть оправдан только в том случае, если изменения общественных отношений, составляющих ее содержание, носят действительно существенный характер. Иначе Конституция теряет свою стабильность, как это произошло с Конституцией Российской Федерации 1978 г., в которую за период 1991-1993 гг. было внесено более 300 поправок.3
Юридической гарантией стабильности Конституции является особый порядок ее пересмотра, призванный обеспечить как статичность, так и динамизм основного закона. Эти положения усилили "жесткость" основного закона страны, значительно усложнили процедуру его частичного или полного пересмотра, внеся в нее ряд принципиально новых моментов. К ним относятся:
во-первых, обусловленность этой процедуры иерархией конституционных норм, различающихся по своей значимости;
во-вторых, приведение этой процедуры в полное соответствие с принципом федерализма, закрепляемым статьями 1 и 5 Конституции;
в-третьих, ограничение учредительной власти парламента и образование нового органа - Конституционного Собрания, к исключительной компетенции которого отнесены разработка проекта новой конституции, его окончательное принятие или вынесение для одобрения на референдум;
в-четвертых, возможное использование института референдума для принятия новой конституции.
Известно, что в современном мире проводится деление конституций на две разновидности: «мягкие» и «жесткие». В качестве основания такого деления берется порядок принятия конституционных поправок. К «мягким» конституциям относятся те, которые изменяются и дополняются весьма быстро и легко. Конституция РСФСР 1978 г. была именно такой, поскольку поправки к ней вносились сразу же после принятия соответствующего решения квалифицированным большинством на Съезде народных депутатов. Эта обманчивая простота не прибавила авторитета Основному закону, она лишь способствовала появлению опасной легкости в обращении с ним, породила сильную инфляцию конституционных норм, усилила правовой нигилизм и нестабильность. Переход в России от «мягкой» конституции к «жесткой» явился результатом учета как мирового опыта, так и особенно уроков собственной истории.
Порядок пересмотра Конституции РФ
Процедура пересмотра Конституции Российской Федерации отличается от процедуры принятия поправок к Конституции. Положения глав 1, 2, 9 Конституции Российской Федерации вообще не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Пересмотр глав 1, 2, 9 Конституции Российской Федерации означает пересмотр Конституции Российской Федерации, принятие новой Конституции Российской Федерации. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2, 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы (107 членов Совета Федерации и 270 депутатов Государственной Думы), то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. Оно может или подтвердить неизменность Конституции Российской Федерации, или разработать проект новой Конституции Российской Федерации и принять его, либо вынести на всенародное голосование.
Конституция РФ является постоянно действующей, однако современная жизнь подвижна, в результате чего может возникнуть необходимость внесения поправок и изменений в конституционные нормы.
Конституция РФ 1993 г. относится к смешанным конституциям, поэтому порядок ее принятия, пересмотра и внесения в нее поправок различен в зависимости от изменяемой главы или статьи. Например, упрощенный порядок внесения поправки предусмотрен только для ст.65, в которой устанавливается субъектный состав РФ. Процедуры изменения той или иной части Конституции РФ установлены в гл.9 Конституции РФ. Изменение Конституции может быть в виде: пересмотра, внесения поправок и изменения Конституции. В зависимости от этого дифференцируется процедура внесения соответствующих изменений.4
Информация о работе Порядок пересмотра Конституции РФ и внесения конституционных поправок