Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 15:29, доклад
В соответствии с таким положением государственной службы правом на государственную службу граждане обладают независимо от пола, национальности, расовой принадлежности, членства и общественных объединений, имеющие соответствующее образование. Законами и другими правовыми актами Российской Федерации устанавливаются специальные требования к лицам, поступившим на службу в органы ряда отраслей (суд, прокуратура, милиция, народное образование, здравоохранение и др.), касающиеся возраста кандидата, специального образования, стажа работы, здоровья и иные требования.
В разрезе общественного разделения труда государственная служба составляет одну из разновидностей общественно необходимого труда, доступ к которому не должен быть ограничен какими-либо социальными соображениями. В статье 32 Конституции закреплен принцип равного доступа граждан РФ к государственной службе. При подборе кандидатов на государственно-служебные должности критерий один - профессиональная пригодность к исполнению должности, определение которой обусловлено конкретными показателями уровня образования, стажа и т.д.
В соответствии с таким положением государственной службы правом на государственную службу граждане обладают независимо от пола, национальности, расовой принадлежности, членства и общественных объединений, имеющие соответствующее образование. Законами и другими правовыми актами Российской Федерации устанавливаются специальные требования к лицам, поступившим на службу в органы ряда отраслей (суд, прокуратура, милиция, народное образование, здравоохранение и др.), касающиеся возраста кандидата, специального образования, стажа работы, здоровья и иные требования.
Гражданин не может быть принят или состоять на государственной службе в случаях:
- близкого родства или
свойства (родители, супруги, братья, сестры,
сыновья, дочери, а равно братья,
сестры родителей и дети
- признания его недееспособным в установленном порядке;
- лишение его права
занимать государственные
- наличия заболевания, подтвержденного в установленном порядке;
- отказа от прохождения
процедуры прохождения
- наличия гражданства иностранного государства; - отказа от представления сведений о доходах и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности (в соответствии со ст. 12 Закона).
После того, как кандидат на должность подобран, соответственно законодательству, он подлежит зачислению на должность. В отличие от рабочего, которого просто принимают на работу соответственно его специальности и уровню квалификации, на службу принимают посредством определенного организационно-правового способа замещения должности. Исторически было множество таких способов замещения - выборы, назначение, по жребию, по наследству, по купле-продаже, дарению, по конкурсу и т.д. Каждое государство из многих способов замещения должностей избирает те, которые наиболее соответствуют его социальной природе, государственно-правовой и национальной форме в данный период. В настоящее время утвердились следующие четыре способа замещения должностей на государственной службе: зачисление, назначение, выборы, конкурс.
В порядке зачисления замещаются должности вспомогательного персонала, части специалистов (если они не проходят по конкурсу). Зачисление оформляется административным актом (приказом и др.), обращенным к зачисляемому на службу и структурным подразделениям (отдел кадров, бухгалтерия и др.), заключается трудовой договор или контракт в установленном порядке.
При назначении на должность совершаются те же юридические действия, особенность имеет административный акт: он обращен, помимо названных лиц и подразделений, к тем лицам, которые войдут в подчинение назначаемого лица. Соответственно этому круг лиц, замещающих должность по назначению, ограничивается контингентом руководителей (организаций и структурных подразделений). Как способ замещения должностей назначение имеет ряд преимуществ: подбор кандидата из неограниченного по существу круга лиц, возможность перевода лиц из одного органа в другой, из одного региона - в другие. Есть и негативные стороны у назначения: зависимость и «огляд» назначенного лица обращены более вверх, к назначившему органу (должностному лицу), от которого оно полностью зависимо, чем к трудовому коллективу. Трудовой договор (контракт) также обязателен.
Выборы на должность - способ тоже довольно распространенный, формирование органов управления в общественных организациях осуществляется на основе выборности. Основная особенность выборного способа в том, что избирают на должность из числа тех, кто избирает: из числа избирателей, из числа депутатов (например, председателя комитета парламента) и т.д. Лицо считается избранным после официального объявления итогов голосования. Административного акта на утверждение не требуется, трудовой договор (контракт) заключается на основе итогов голосования. Выборность имеет, как и другие способы замещения должностей, свои преимущества и недостатки. К преимуществам следует отнести открытость, гласность, большее представление у избирателей о качествах кандидата, прямая зависимость лица от избирателей в процессе осуществления должностных полномочий. Недостатки выборности сказываются на ограниченных возможностях подбора кандидатов, поскольку кандидата должны знать те, кто его будет избирать.
Конкурс заключается в замещении должности в порядке состязательности, соревнования по принципу: кто более достоин по своим профессиональным качествам? Основное преимущество конкурса - возможность участия в нем неограниченного круга лиц, имеющих, естественно, данные для занятия данной должности, открытость, гласность, голосование. По процедуре проведения конкурс близок к выборности, но это самостоятельный способ, особый именно в самой основе - неограниченный круг участников. Конкурс основан на волеизъявлении участника, при выборах же (и назначении) выдвижение кандидата начинается, как правило, с волеизъявления коллектива, органа или вышестоящего должностного лица. Итоги конкурса имеют юридическую силу по объявлении результатов голосования, на основе чего также заключается трудовой договор (контракт). Условием конкурса является, естественно, наличие хотя бы нескольких участников. По конкурсу в настоящее время замещается большой круг государственных служащих: работники образования, науки, здравоохранения и т.д. Руководителям органов предоставлено право проводить замещение должностей в органе по конкурсу вместо зачисления или назначения, так что возможности конкурса значительно расширены.
Вот те четыре способа замещения должностей, которые предусмотрены действующим законодательством.
При поступлении любым способом гражданин представляет документы, предусмотренные статьей 20 Закона. Для гражданина, впервые принятого на государственную службу, устанавливается испытательный срок от трех до пяти месяцев (ст. 23 Закона). Все в большем числе законодательных актов занимает место норма о принятии лицом, поступившим на государственную службу, государственной присяги. Это установлено в отношении военнослужащих, работников милиции, судей, врачей и некоторых других. Возможно, как это было в России до 1917 г., принятие присяги будет обязательно для каждого государственного служащего.