Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 16:56, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение основных прав и свобод человека, прав народа, раскрыть структуру прав, определяемую спецификой сферы деятельности человека: личной, политической, социальной, экономической, культурной.
Для достижения цели в ходе работы необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить специальную литературу по проблеме исследования;
2. Рассмотреть институт прав и свобод, определить их место в правовом регулировании;
3. Дать характеристику прав и свобод человека, представить основные виды;
4. Выделить механизм защиты прав и свобод;
5. Рассмотреть права народа в Российской Федерации.
Введение………………………………………………………………………..3
1. Права и свободы человека………………………………………………….5
1.1. Институт прав и свобод: понятие и место в правовом
регулировании…………………………………………………………………5
1.2. Классификация прав и свобод человека и гражданина………………..13
1.2.1. Конституционные права и свободы…………………………………..13
1.2.2. Личные (гражданские) права и свободы человека…………………..17
1.2.3. Политические права и свободы гражданина…………………………20
1.2.4. Социально-экономические и культурные права и свободы………...22
1.3. Механизм защиты прав и свобод: гарантии и ограничения…………..25
2. Права народа в Российской Федерации………………………………….30
Заключение…………………………………………………………………..37
Список использованной литературы…………………………………….38
2. Права народа в Российской Федерации
Конституция Российской Федерации в понятие «народ» вкладывает по меньшей мере три базовых значения.
Во-первых, народ как политическая общность (многонациональный народ Российской Федерации), источник и субъект публичной власти (Преамбула и ст. 3 Конституции РФ).
Народ как политическая
общность – это граждане Российской
Федерации, обладающие политическими
правами и свободами по Конституции
РФ. Многонациональный народ
Во-вторых, народ как территориальная общность, как население определенной территории (статьи 9, 69, 71 Конституции РФ).
Статья 9 Конституции РФ упоминает о народах, проживающих на соответствующей территории, основой жизни и деятельности которых признается земля и другие природные ресурсы. Кроме того, в конституционное законодательство впервые вводится такое понятие, как «коренные малочисленные народы» (ст. 69), и в нем признаются права «национальных меньшинств» (ст. 71).
В-третьих, народ как наднациональная политико-территориальная общность, обладающая правом на равноправие и самоопределение (Преамбула, ст. 5 Конституции РФ).
Народ как политико-территориальная общность, представляющая территорию (субъект Федерации), – не есть какая-то однородная в этническом отношении общность. Это общность лиц разной национальности, религиозной ориентации, политической, социальной принадлежности и т.д., исторически объединенных проживанием на одной территории. При этом главным критерием идентификации народа как общности является объединение единой территорией проживания. Факторы этничности, религиозности, политической и социальной принадлежности, не являясь обязательными, усиливают или снижает консолидированность. Что актуально для Российской Федерации и ее субъектов.
На территории Российской Федерации проживают народы, представляющие собой калейдоскопическую по целому ряду количественных, социально-политических, экономических, идеологических, культурных, религиозных, этнических факторов структуру. В связи с этим наиболее адекватным представляется понимание народа как целостного национального организма со своим самосознанием, историей, языком, стремлением к выживанию и самоопределению.
По переписи населения Российской Федерации 2002 г. его численность составляет 145 млн. 167 тыс. человек, представляющих более 180 народов. Их можно объединить в четыре основные группы: государствообразующий титульный народ страны (русские), коренные титульные народы субъектов РФ, коренные малочисленные народы регионов, национальные меньшинства.
Права народов – это особые коллективные права человека, связанные с его принадлежностью к определенной территориальной, политической, национальной (наднациональной) общности; права, характеризуемые возможностью их реализации только общностью; права, определяемые как система международно-правовых норм, регулирующих положение этих общностей в мире (государстве) и создающих надежные гарантии для их сохранения, жизни и развития35.
Эти права имеют качественно иные свойства, определяемые целями и интересами коллективного образования. В то же время коллективные права не должны игнорировать прав человека, подавлять их (исключением являются чрезвычайные ситуации, представляющие угрозу жизни народа, нации). Их правомерность должна проходить проверку «человеческим измерением» – правами индивида. Коллективные права не могут ранжироваться выше индивидуальных прав, а должны находиться с ними в гармонии, ибо ценностный смысл выработанного тысячелетним опытом цивилизации универсальных прав человека состоит в том, что в них заложен потенциал тех естественных и непременных свойств, которые необходимы для нормальной жизнедеятельности человечества в целом.
Такой подход является единственно
правильным, однако его не просто реализовать
в жизни. К примеру, противоречия,
возникающие между правами
История становления прав народов насчитывает почти пять веков. При этом правомерно выделить четыре периода в их развитии.
Первый период – период ликвидации феодализма на Западе и победы капитализма. Вехами стали революции XVI века (Нидерланды), XVII века (Англия), XVIII века (Америка и Франция).
В этот период в качестве научного понятия и политико-правового принципа выдвигается право народов на суверенитет. У истоков – Жан Боден – французский общественно-политический деятель и юрист. Далее идеи суверенитета развиты Т. Гоббсом, Г. Гроцием, А де` Токвилем и др.
Второй период – связан с возникновением империализма (конец XIX - начало XX века).
В этот период появляется идея права народов на самоопределение. Изначально в изложении швейцарского юриста-международника И. Блюнчли. В дальнейшем она стала программным требованием российских социал-демократов. После 1-й Мировой войны права народов на самоопределение признали многие лидеры западных стран.
Третий период – советский. Точка отсчета – Октябрьская революция 1917 года.
Наиболее актуальными стали: право на существование, право на неотъемлемый суверенитет над своими природными ресурсами и собственным богатством, право на свою территорию, право на развитие всех народов, в т.ч. коренных малочисленных народов, национальных, религиозных, языковых меньшинств.
Четвертый период – этнический ренессанс. Связан с оживлением национальных проблем в мире (с конца 80-х годов XX века) 36.
На первый план выдвинулись: право на сохранение своей самобытности, защиту от стандартизации жизни, от этнической унификации, право на достойную жизнь, право на свободу волеизъявления, право на участие в решении национальных и глобальных проблем, право на информацию о других народах.
Фундаментом всех прав являются принципы равноправия и самоопределения народов, что подтверждено в Уставе ООН, в международных пактах о правах человека, в «Декларации тысячелетия» – основополагающего документа третьего тысячелетия.
Поскольку права народов – это права человека, хотя и особенные (т.е. коллективные), правомерна их такая же классификация по сферам общественной жизни, как и прав человека: внутренне присущие (сродни личным), политические, экономические, социальные и культурные37.
Внутренне присущие права: на самоопределение; на самоидентификацию (имя, язык).
Политические права: на власть; на суверенитет; на равноправие с другими народами; на национальную и международную безопасность (на мир); на участие в решении национальных и глобальных проблем.
Экономические права: на неотъемлемый суверенитет над своими природными ресурсами; на свободное распоряжение собственными богатствами.
Социальные права: на государственную поддержку; на достойную жизнь; на справедливое с другими народами распределение прав и возможностей.
Культурные права: на культурное развитие; на самобытность; на информацию о других народах.
Как обеспечивается реализация этих прав в Российской Федерации?
а) Внутренне присущие права:
Право народов на самоопределение.
Принцип права народов на самоопределение окончательно утвердился в международном праве после Второй Мировой войны. В главе I Устава ООН (1945) в ряду основных целей ООН определено: «развивать дружественные отношения между народами на основе принципа равноправия и самоопределения народов» (ст. 1. п. 2).
Эти установки Устава ООН нашли свое развитие в последующих международных пактах и соглашениях. При этом необходимо заметить:
1. Принцип права народов на самоопределение не следует противопоставлять принципу территориальной целостности государств. Да и понятие территориальной целостности в Уставе ООН отсутствует, в нем речь идет о «территориальной неприкосновенности».
2. Сферы предназначения и применения данных принципов различны. Принцип территориальной целостности касается, прежде всего, международных отношений, а принцип самоопределения народов сугубо внутригосударственный.
3. Самоопределение присуще не государству, а народу или национально-государственному (территориальному) образованию, которое реализуется не в межгосударственных отношениях, а в процессе развития многонационального государства.
4. Внутригосударственный характер принципа самоопределения определяется и тем, что он предполагает разные формы его реализации в составе определенного государства или выхода из него, а не в системе ООН или иных организаций международного сообщества.
Некоторые народы могут самоопределиться вплоть до отказа от какой бы то ни было независимости. Другие – могут самоопределиться, отдав часть своих прав сообществу, а частью будут распоряжаться самостоятельно. Третьи – вообще откажутся от какого бы то ни было опекунства или протектората.
5. Реализация права какого-либо народа на самоопределение должна осуществляться через явно выраженную волю (референдум).
Специфика Российской Федерации как многонационального государства породила сложный комплекс политико-правовых и социально-экономических проблем с первых дней ее возникновения. В этой связи принимались «Декларация прав народов России» (ноябрь 1917), «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа» (январь 1918) и другие акты, которые заложили конституционные основы равноправия и суверенитета всех народов России. Основные демократические политико-правовые принципы равноправия и суверенитета народов нашли отражение в последующих конституциях РСФСР и новой России.
Сегодня по духу Конституции Российской Федерации при определении той или иной формы самоопределения основополагающим критерием является то, что субъектом его должны быть не только конкретные «титульные» нации, а народ в целом, то есть население исторически определенной территории. Кроме сохранения своего имени в названии республики, автономного округа и автономной области, ничто другое не должно быть исключительным правом людей «титульной» нации (для республики – еще и признание языка государственным).
Заключение
В заключении следует конкретизировать некоторые положения. Основные права человека и гражданина гарантирует глава 2 Конституции РФ, согласно ч. 2 ст. 17, основные права и свободы человека «неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Тем самым Конституция признает основные права как существующие независимо от конкретного законодательства естественные права. Гарантируемые гл. 2 Конституцией права и свободы имеют приоритет по отношению к любой норме федерального закона, указа или постановления государственного органа на федеральном уровне.
С одной стороны основные права олицетворяют решения законодателя и представляют собой руководящие принципы для правового порядка, с другой стороны, это субъективные права тех лиц, которые могут требовать от органов государственной власти уважения их индивидуальных прав и свобод в каждом отдельном случае и имеют возможность добиться этого в судебном порядке.
Органы исполнительной и судебной власти, в особенности, должны учитывать объективное содержание основных прав при применении норм закона. Для законодательных органов основные права и свободы – рамки, определенная программа законотворческой деятельности.
В курсовой работе в первой главе были рассмотрены теоретические основы прав и свобод человека, дана их характеристика, раскрыты содержание и основные признаки, а также проведен анализ механизма защиты прав и свобод, выделены гарантии и ограничения.
Вторая глава представляет анализ прав народа в Российской Федерации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Нормативно-правовые акты
1. Бюллетень Верховного Суда РФ, 2000 г., № 7
2. Всеобщая декларация прав человека (принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года)
3. Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (ред. от 31.12.2005)
4. Конституция РФ (принята референдумом 12.12.93) (ред. от 30.12.2008)
5. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах// Международные акты о правах человека. М., 2000
6. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном суде РФ» // Российская газета. – 23.07.1994.
7. Указ Президента Российской Федерации № 120 от 01 февраля 2011 "О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека"
2. Теоретические источники
8. Азаров А., Ройтер
В., Хюфнер К. Защита прав