Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 21:40, курсовая работа
Вместе с тем, признавая всю важность проделанной работы нельзя не отметить, что говорить о завершенности научного познания Правительства РФ как высшего органа государственной власти преждевременно.
Фундаментальной проблемой работы является вопрос о роли и месте Правительства РФ в системе органов государственной власти.
Основными целями исследования являются:
1) комплексное изучение проблем правового, теоретического и практического характера Правительства РФ;
2) обобщение достижений предыдущего научного опыта исследования рассматриваемой проблемы;
3) изучение и анализ нормативно-правовых актов и научной литературы.
Введение _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 3
Глава 1 Место правительства в системе государственных органов_ _ _ _ 5
Признаки исполнительной власти_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _5
Изменения в Конституции 1933 года_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 8
Процедура назначения Председателя Правительства РФ_ _ _ _ _ _ _11
Глава 2 Полномочия правительства российской федерации _ _ _ _ _ _ _ _ 14
2.1 Общие полномочия Правительства РФ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _14
2.2 Участие Правительства РФ в различных сферах _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _17
2.3 Участие Правительства РФ в социальной сфере _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _19
2.4 Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 21
2.5 Полномочия Правительства Российской Федерации по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации_ _ _ _ _22
2.6 Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере внешней политики и международных отношений _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 23
2.7 Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере внешнеэкономической деятельности и таможенного дела_ _ _ _ _ _ _ _ _ _24
Глава 3 Отрешение от должности правительства российской федерации_27
Заключение _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _2
МИНЕСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСКДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
ОТДЕЛЕНИЕ УСКРЕННОЙ ПОДГОТОВКИ
КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Конституционное право РФ»
на тему:
«Правительство РФ»
Выполнил: студент 1 курса
Заочной ускоренной формы обучения
Ныйкин Петр Васильевич
Научный руководитель: ___________
Работа сдана «__»__________
К защите допущен «__»_________2012 г.
Ульяновск, 2012г.
Содержание:
Введение _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 3
Глава 1 Место правительства в системе государственных органов_ _ _ _ 5
Глава 2 Полномочия правительства российской федерации _ _ _ _ _ _ _ _ 14
2.1 Общие полномочия Правительства РФ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _14
2.2 Участие Правительства РФ в различных сферах _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _17
2.3 Участие Правительства РФ в социальной сфере _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _19
2.4 Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 21
2.5 Полномочия Правительства Российской Федерации по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации_ _ _ _ _22
2.6 Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере внешней политики и международных отношений _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 23
2.7 Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере внешнеэкономической деятельности и таможенного дела_ _ _ _ _ _ _ _ _ _24
Глава 3 Отрешение от должности правительства российской федерации_27
Заключение _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _28
Приложение_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _32
Список литературы _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _33
Введение
Вопрос об исполнительной власти является одним из труднейших вопросов правовой науки. Реальные характеристики этой ветви власти отражают состояние государственности в данный момент в целом, позволяют оценить потенциал и перспективы государственно-правовых методов разрешения социальных проблем.
Государство - это сложно организованная целостная система, представленная всем государственным аппаратом, осуществляющим целенаправленное политическое воздействие на общество и все его составляющие. Под воздействием, управлением государства находится широкий спектр общеорганизационных, экономических, политических, социальных, психолого-педагогических, информационно-кибернетических и иных аспектов.
Однозначного понимания
Актуальность и значение темы доказываются особым значением этого института в современном конституционном праве, обусловленном большой гибкостью и широтой сферы его применения.
В соответствии со ст. 11 Конституции 1993 г., Правительство осуществляет государственную власть в Российской Федерации наряду с Президентом, Федеральным Собранием и судами Российской Федерации. А согласно ст. 110 Конституции, федеральное Правительство осуществляет исполнительную власть Российской Федерации. Принятая Конституция весьма существенно изменила статус Правительства, повысив его, а также закрепила его самостоятельность. Так в соответствии со ст. 10 Конституции, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Прежняя Конституция возлагала непосредственное руководство исполнительной власти на Президента, а также предусматривала подотчетность Правительства федеральным представительным и законодательным органам (Съезду народных депутатов и Верховному Совету) и Президенту.
В сравнении виден прогресс в осуществлении государственной власти в Российской Федерации.
Методологическую основу исследования составляют различные общенаучные и частные методы познания: диалектический, историко-правовой, сравнительного правоведения, логический, изучения документов, метод системного подхода, анализ и синтез. Предмет исследования составляют нормы законодательства, регулирующие деятельность Правительства РФ - прежде всего Конституции Российской Федерации и Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации».
В курсовой работе использован широкий круг литературных источников по вопросу Правительства РФ как высшего органа государственной власти. В юридической специальной литературе данной теме уделено достаточно много внимания. В процессе написания работы были использованы научные труды и публикации в периодической печати следующих авторов: Барабашева А. Г., Бобылева А. Г., Бутакова А. В., Габричидзе Б. Н., Кутафина О. Е., Костенкова М. Е., Надеева Р. К., Окунькова Л. А. и некоторых других.
Вместе с тем, признавая всю важность проделанной работы нельзя не отметить, что говорить о завершенности научного познания Правительства РФ как высшего органа государственной власти преждевременно.
Фундаментальной проблемой
работы является вопрос о роли и
месте Правительства РФ в системе
органов государственной
Основными целями исследования являются:
1) комплексное изучение
проблем правового,
2) обобщение достижений
предыдущего научного опыта
3) изучение и анализ нормативно-правовых актов и научной литературы.
Для достижения указанных целей в процессе исследования ставилась задача глубоко и всесторонне изучить труды ученых, занимавшихся исследованием вопросов, связанных с деятельностью Правительства РФ.
1.1 Признаки исполнительной власти.
В связи с тем, что вместо термина «государственного управления» стал употребляться термин «исполнительная власть», в механизме государственной власти был осуществлен переход от «разделения труда» к «разделению властей». Для исполнительной власти характерны следующие признаки:1
1.2 Изменения в Конституции 1993 года.
Система федеральных органов исполнительной власти определяется Указом Президента РФ от 14.08.1996 г. «О системе федеральных органов исполнительной власти» и Указом Президента РФ от 14.08.1996 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти» и состоит из Правительства РФ, федеральных министерств, государственных комитетов РФ, федеральных служб России, российских агентств, федеральных надзоров России.5
Взаимосвязь различных звеньев федеральных органов исполнительной власти можно представить в виде схемы.6
Конституция РФ 1993 г. Знаменует собой качественно новый этап и подход в регулировании всей системы исполнительной власти и органов, осуществляющих данную ветвь единой государственной власти.
С принятие Конституции 1993 г. Значительно расширился круг органов государственной власти в РФ. К ним теперь относятся представительные (законодательные), исполнительные и судебные органы государственной власти. До принятия новой Конституции РФ к числу органов государственной власти относились только Советы народных депутатов. Такой подход понятен и объясним, если учесть, что вся концепция советского народовластия строилась на искусственной и утопичной в своей первоначальной основе «концепции» о Советах. Якобы соединяющих и воплощающих в себе полновластие, законодательную и исполнительную власть, а также контрольные функции.
Отнесение органов исполнительной власти к числу органов государственной власти обуславливает еще один вывод: органы исполнительной власти как разновидность органов государственной власти участвуют в осуществлении власти народа (народовластия) в России.
По сравнению с Конституцией 1978г., многое существенно уточнено и поставлено на свое место в соответствии с доктриной разделения властей, местом и принципиально новым положением и ролью Президента РФ по конституции 1993г.
В связи с
вышеназванной проблемой
Последовательное проведение в Конституции 1993г. принципа разделения властей обусловило качественно новое по сравнению с Конституцией 1978г. решение вопроса о соотношении Правительства и исполнительной власти Российской Федерации. Если по Конституции 1978г. Совет Министров – Правительство только орган исполнительной власти, то по Конституции 1993г. исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.7
При общей характеристике Правительства РФ как органа, осуществляющего исполнительную власть Российской Федерации, необходимо выделить главные, наиболее существенные черты и особенности, отличающие его среди других органов в системе исполнительной власти.
Правительство Российской Федерации – федеральный орган исполнительной власти.8 Из ч.1 ст.110 Конституции и Указа Президента РФ от10.01.94г. №66 «О структуре органов исполнительной власти» можно сделать вывод, что Правительство РФ призвано возглавлять систему органов исполнительной власти (хотя в Конституции не используется такое понятие), а также обеспечить их согласованную деятельность
Правительство РФ – коллегиальный федеральный орган исполнительной власти. В его состав входят Председатель Правительства, заместители Председателя и федеральные министры.9 В соответствии с Указом Президента РФ от 30.09.92 г. «О системе центральных органов федеральной исполнительной власти» в состав Совета Министров – Правительства РФ входили также председатели государственных комитетов РФ. Конституция РФ 1993г. внесла весьма серьезные изменения в отношении состава Правительства: теперь в него включены, помимо Председателя и его заместителей, только федеральные министры. Руководители иных федеральных органов исполнительной власти (государственных комитетов и других органов исполнительной власти) могут быть включены в состав Правительства только в том случае, если им присвоен ранг федерального министра. В состав Правительства входят федеральные министры, возглавляющие министерства, а также иные должностные лица, имеющие ранг федерального министра. Федеральными являются министерства: топлива и энергетики; экономики; науки и технической политики; сельского хозяйства и продовольствия; обороны; здравоохранения и медицинской промышленности; финансов; образования; охраны окружающей среды и природных ресурсов; юстиции; транспорта; и так далее.
Федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении Правительства. Однако имеются исключения для ряда ведомств, предусмотренные Указом Президента РФ от 10 января 1994г. и иными законодательными актами РФ. Президенту РФ подведомственны министерства обороны, внутренних дел, иностранных дел, Федеральная служба безопасности, Служба внешней разведки, Федеральная пограничная служба, Федеральное агентство правительственной связи и др.
1.3 Процедура
назначения Председателя
Вопрос о процедуре назначения главы Российского Правительства имеет большое значение, поскольку названная должность - одна из ключевых и ведущих в государстве.