Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2012 в 17:41, курсовая работа
Цель: охарактеризовать различные стороны правовой жизни и правового прогресса современного общества, т.к. они являются очень важной составляющей всего государства, без которых, в принципе, существование государства не возможно.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
Глава 1. ПРАВОВАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА: ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОЙ ЖИЗНИ ……………………………………….…………………....3
1.1 Гражданское общество……………………………………………………...4
1.2 Взаимосвязь гражданского общества и правового государства…………6
1.3 Правовая культура ……………………………...…………………………..7
1.4 Роль правовой культуры в жизни общества………………………………8
1.5 Молодёжная политика…………………………………………………….9
Глава 2. ПРАВОВОЙ ПРОГРЕСС СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА…….....14
2.1 Право как ценность: история и современность ………..………………..16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………22
Таким образом, ни индивид, ни общество в целом не могут быть лишены правовой культуры. Но она может быть очень низкой.
Определив непременное наличие правовой культуры в жизни общества, следует обратиться к её роли в нем. В целом, роль правовой культуры общества мало чем отличается от роли культуры вообще.
Если ставить целью, к примеру, снижение уровня преступности, неизбежно напрашивается вывод о необходимости, в первую очередь, повышения уровня правовой культуры, прививания уважения к социальным нормам и ценностям.
Важно так же отметить роль правовой культуры в деле борьбы за субъективные права. Высокая правовая культура личности обуславливает нетерпимость к любым нарушениям законности и правопорядка вообще, в том числе, и к нарушению субъективных прав граждан.
Таким образом, правовая культура несёт на себе не только функцию аккумулирования и наследования правовых ценностей, но и, через субъективизацию правовых ценностей, сама по себе, наряду с нормами права, выступает важным регулятором социальных отношений.
1.5 Молодёжная политика
При определении общенациональных приоритетов в нашей стране обязательно учитываются интересы молодежи. На государственном уровне создаются условия для самореализации молодежи и стимулы для включения молодых в общественные процессы. Определить программу действий государства и общества в этой области, механизмы решения этих задач призвана государственная молодежная политика. Данный термин определяется как система направленных на поддержку молодых граждан в возрасте до 31 года политических, экономических, социальных, организационных и правовых мер, осуществляемых государством для социального становления и развития молодежи в целях наиболее полной реализации потенциала молодежи в различных областях жизнедеятельности общества.
Молодежная политика является
составной частью государственной
политики в области социально-
Основными целями государственной молодежной политики являются:
- содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи;
- использование инновационного
потенциала молодежи для
- реализация общественно
значимых инициатив,
Фундаментом законодательной базы в области государственной молодежной политики в Республике Беларусь является Конституция Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями, принятыми на Республиканских Референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). В частности, статья 32 Конституции Республики Беларусь гарантирует молодежи право на духовное, нравственное и физическое развитие. В статьях 45,47, 49, 64, 92 молодежи гарантируется право на охрану здоровья, получения жилья, образования и участие в общественно-политической жизни страны. В свою очередь на государство возложена функция создания необходимых условий для свободного и эффективного участия молодежи в политическом, социальном, экономическом и культурном развитии.
Одним из основополагающих
законов в осуществлении
Вопросы реализации государственной молодежной политики находят отражение в ряде других Законов Республики Беларусь и нормативно-правовых актах Президента Республики Беларусь, Совета Министров, решениях местных законодательных и исполнительных органов.
В нашей стране большое внимание уделяется и развитию молодежного движения, созданию и функционированию общественных объединений молодежи. Работа в данной сфере ведется в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственной поддержке молодежных и детских объединений в Республике Беларусь» (принят 9 ноября 1999 года). Данный закон определяет гарантии, общие принципы, содержание и меры государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений на республиканском и местных уровнях в объеме целевого финансирования из средств республиканского и местных бюджетов и государственных внебюджетных фондов Республики Беларусь. Действие данного Закона не распространяется на молодежные и детские религиозные организации, молодежные и студенческие объединения, являющиеся профессиональными союзами.
В настоящее время в Беларуси действуют около 140 молодежных и детских организаций. Из них - 17 включены в государственный реестр по поддержке молодежных организаций.
Необходимо отметить, что
в Республике существует практика ведомственного
и регионального финансирования
молодежной политики. Так, например, государственная
служба занятости обеспечивает комплекс
мер, позволяющих регулировать процесс
обеспечения занятости
В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь» формирование и проведение в жизнь политики в данной отрасли осуществляется Президентом Республики Беларусь, Парламентом, Советом Министров, местными Советами депутатов, местными исполнительными и распорядительными органами, государственным органом по делам молодежи.
Функции государственного органа по делам молодежи возложены на Министерство образования, в структуре которого с мая 2004 года функционирует управление по делам молодежи.
Координацию деятельности в сфере молодежной политики на уровне местных исполнительных и распорядительных органов осуществляют отделы по делам молодежи.
В республике сложилась определенная система работы по подготовке законодательной базы в области государственной молодежной политики. В первую очередь, данная система предполагает осуществление тесного контакта непосредственных участников реализации государственной молодежной политики с законодательной ветвью власти. Во-вторых, проведение ряда социально-политических, социологических исследований по изучению актуальных проблем молодежи на республиканском, региональном и ведомственном уровнях. В-третьих, системный анализ законодательной базы и сопоставление его с практикой реализации государственной молодежной политики в Республике Беларусь.
В этой связи в республике проводятся научные исследования проблем молодежи, семинары, встречи и совещания с участием представителей всех ветвей власти и общественных организаций, заседания круглых столов, пресс-конференции, молодежные конгрессы, студенческие форумы. Тематика реализации государственной молодежной политики находит свое отражение в средствах массовой информации, в том числе в современных средствах массовой коммуникации (интернет).
Таким образом , исходя из проведенного анализа законодательной базы в области государственной молодежной политики в Республике Беларусь, среди важных ее направлений можно назвать:
С учетом изменяющейся политической
и социально-экономической
Основой системы работы с молодежью должна стать социально-педагогическая триада: государство - общество (представленное широким спектром социальных институтов: семья, общественные организации, СМИ и др.) - социальные и возрастные группы молодежи [6, c. 36].
По вышесказанному можно сделать вывод: Правовую жизнь можно рассматривать как сферу осуществления права, его потенциала, творческой роли или, образно говоря, жизнь права, его бытия. Это одновременно и совокупность многообразных форм правовой активности участников регулируемых правом отношений. В правовой сфере субъекты представлены в различном качестве: истцов и ответчиков, наследодателей и наследников, адвокатов и прокуроров, судей и экспертов, свидетелей и обвиняемых, избирателей и депутатов, законопослушных граждан и правонарушителей, кредиторов и должников и т.д.
Так же важно в правовой жизни значение гражданского общества, т.к. на нём строится основа права и государства. Гражданское общество осуществляет, можно сказать, контроль над тем как в дальнейшем будет развиваться право, потому что оно существует на основании того, что требует это самое общество.
Не малое значение приобретает и молодёжная политика. Наше государство делает всё возможное, чтобы молодежь развивалась, создавая различные организации для самореализации. Моё мнение, в том, что это правильный подход, ведь он неё зависит дальнейшее развитие государства.
ГЛАВА 2.Правовой прогресс
Правовой прогресс — объективный, закономерный, характеризующийся восходящей направленностью процесс правового развития общества, его социальных групп и личности. Категория правового прогресса отражает направленность и качественно возросший уровень протекающих в политико-правовой сфере общества процессов; повышающуюся роль права в решении общесоциальных задач и в правовой жизни каждого человека, его (права) возросшую ценность и авторитет; тенденции дальнейшего укрепления правовой государственности; распространение удельного веса правовой активности граждан и представителей властных структур в общем массиве юридически значимого поведения и деятельности; реальную обеспеченность прав и свобод граждан.
Правовой прогресс отображает характер и уровень правового развития общества, его поступательно-стадиальное движение от менее совершенных к более совершенным формам правовой жизнедеятельности, от менее развитой к более развитой правовой культуре и правовой системе. Это прогресс права (наличие развитого современного законодательства, отвечающего принципам демократического устройства общества), культура правового общения населения и власти, межличностных и групповых взаимоотношений, господство закона над случаем и усмотрением, правовая ментальность, правовое сознание в целом, предрасполагающее к цивилизованным формам достижения фактических целей, правомерному образу организации поведения и деятельности, толерантные позиции и действия в отношении власти и в отношении к другим индивидам, относящимся к иным идентификационным социальным группам. Правовой прогресс отображает доступ новых социальных групп населения к правам и свободам, усиление гарантий прав и свобод, их реализуемости и т.д.
Правовой прогресс, несомненно, связан
с качеством правового
Правовой прогресс характеризует
высокую правовую информированность
населения, профессионально-юридическую
компетентность должностных лиц
государства, высокий престиж юридических
учреждений, их социальную востребованность
и социальную пользу. Прогрессивное
развитие общества предполагает наличие
развитой системы профессионально-
Информация о работе Правовая жизнь и правовой прогресс современного общества