Правовая жизнь и првовой прогресс современного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 21:57, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе я бы хотела охарактеризовать различные стороны правовой жизни и правового прогресса современного общества, т.к. они являются очень важной составляющей всего государства, без которых, в принципе, существование государства не возможно. Это является целью моей работы.

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 62.11 Кб (Скачать файл)

Для правового  прогресса характерно явление правовой гармонизации:

между правами личности и ее обязанностями; между провозглашенными (декларированными) правами и правами, реально осуществимыми, гарантированными законом и всей социально-политической системой общества и государства; между отношением массового правосознания к ожидаемым  законодательным новациям и реально  складывающейся законодательной практикой; между декларируемой законом  презумпцией знания закона и реально  фиксируемым социальными «замерами» уровнем правовой информированности; между правовой политикой государства и эффективностью действия права, юридических учреждений государства прежде всего; между увеличивающимся количеством профессиональных юристов в обществе и общим ростом правосознания и правовой культуры общества и отдельных его групп; возрастанием числа и «стоимости» правоохранительных структур и уровнем общественной безопасности, состоянием борьбы с преступностью и правопорядка; между декларируемым и реальным, фактическим правопорядком.

С социально-политической, гуманитарной стороны правовой прогресс состоит  в таком развитии права в мировой  истории, при котором с его  помощью утверждаются общечеловеческие, общедемократические ценности, начала законности, противостоящие произволу  и беззаконию, формируется демократическое гражданское общество, неотъемлемым элементом которого становится право, сильное и эффективное. Решающим показателем прогресса в этом отношении является развитие гуманитарного содержания права, его многоступенчатое движение от права сильного к праву гражданского общества. (Следует заметить, что правовой прогресс охватывает не только собственно право, но и все элементы правовой системы, включая применение права, правосудие, правовую культуру.)

Со специально-юридической  стороны происходит постепенное  накопление правовых ценностей, прогрессивных  элементов юридической культуры. Здесь обнаруживается ряд объективных закономерностей, раскрывающих предназначение права как явления цивилизации и культуры. Наиболее существенной из них, прослеживаемой в качестве общей тенденции на протяжении всей многовековой его истории, является движение от запретительно-дозволительного к преимущественно дозволительному регулированию, к прочному утверждению статуса автономной личности и соответственно повышение удельного веса в правовой действительности субъективных прав, в частности перенос в правовом регулировании центра тяжести на юридические механизмы, действие которых связано с доминирующим значением юридических дозволении, выражающих степень гарантированности свободы поведения автономной личности, упрочение ценности частного права.

Конечно, данная закономерность — не более чем тенденция. К  тому же она нередко приобретает  узкоклассовую ориентацию, оборачивается  такой расстановкой прав и обязанностей, при которой права сосредоточиваются  в руках определенной группы господствующих индивидов.

И все же особенности права  связаны, в основном, с выражением и юридическим обеспечением социальной свободы, активности, ответственности участников общественных отношений.

Определяющее значение здесь  имеет и гуманитарное содержание права, и с этой точки зрения —  особенности и достоинства права  гражданского общества, среди которых  приоритетная роль принадлежит таким  гуманитарно-правовым ценностям правового  прогресса, как фундаментальные  права человека, обретающие непосредственное действие, частное право, независимое  правосудие.

 

2.1 Правовое государство

Правовому государству присущи  следующие признаки:

  1. Принцип приоритета права.

Приоритет права означает: а) рассмотрение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права, закона; б) соединение общечеловеческих нравственно-правовых ценностей (разумность, справедливость) и формально-регулятивных ценностей права (нормативность, равенство всех перед законом) с организационно-территориальным делением общества и легитимной публичной властной силой; в) необходимость идеологически-правового обоснования любых решений государственных и общественных органов; г) наличие в государстве необходимых для выражения и действия права форм и процедур (конституции и законов, системы материальных и процессуальных гарантий и т.д.).

2. Принцип правовой защищенности  человека и гражданина.

Названный принцип лежит  в основе всех взаимосвязей гражданина как с государством и его органами, так и с другими общественными  образованиями, другими гражданами в рамках правовых отношений по поводу самых различных объектов.

Непреходящий характер указанного принципа обусловлен естественным происхождением права, возникшего, по существу, из стремления человека сохранить, защитить свои жизнь, свободу, здоровье и т.д.

Абсолютность (тотальность) этого принципа состоит в том, что все взаимоотношения индивида с государством (его органами, должностными лицами) должны строиться только на правовой основе. Если они выходят за пределы действия права, со стороны государства это может обернуться произволом, внеправовым насилием, игнорированием нужд человека.

Принцип правовой защищенности в содержательном плане имеет  специфические правовые признаки. Это 1) равенство сторон и взаимная ответственность  государства и гражданина; 2) особые тип правового регулирования и форма правоотношений; 3) стабильный правовой статус гражданина и система юридических гарантий его осуществления.

1) Нормальные правовые  отношения предполагают равенство  и взаимную ответственность их  сторон. Государство, вступая во  взаимоотношения с множеством различных общественных образований и со всеми гражданами, уже поэтому обладает огромным объемом прав и обязанностей. Кроме того, государство как совокупный представитель народа имеет ряд особых правомочий, которых не может быть у отдельного гражданина (издавать общеобязательные нормы, взимать налоги и т. д.). И все же оснований для утверждения, что государство располагает большими правами, чем гражданин, не существует. В конкретных правоотношениях у них равные права и соответствующие им обязанности. Причем в правовом государстве должен быть отработан и механизм взаимной ответственности за нарушение прав, невыполнение обязанностей.

2) Правовое государство и гражданин — равноправные участники правоотношений, основной формой их взаимосвязей выступает договор (о приеме на работу, займа, купли-продажи, найма жилого помещения и т.д.). Договором высшей формы является конституция, если она принята в результате всенародного голосования (референдума). В ней определяются те особые права, которые передаются государству и не могут принадлежать отдельному гражданину, и те естественные права, которые составляют содержание частной жизни граждан и неприкосновенны для всего государства.

3) Устойчивый, стабильный  правовой статус гражданина (система его прав и обязанностей) и четкий, бесперебойно работающий юридический механизм его обеспечения позволяют человеку смело смотреть вперед, не бояться, что его права могут быть в любой момент нарушены.

3. Принцип единства права  и закона. В правовом государстве любой нормативно-правовой акт должен не только по форме и наименованию, но и по смыслу и содержанию быть правовым. Это означает, что он должен отражать естественно-правовые начала, соответствовать международно-правовым нормам о правах человека и гражданина, быть принятым легитимным органом государственной власти, законно избранным или назначенным. И, наконец, при его издании должен быть использован весь комплекс правовых средств и приемов, выработанных мировой практикой. Это логически выверенные и соизмеримые с гуманистическими принципами правовые конструкции и понятия, адекватные норме процессуальные формы, адресные типы и способы правового регулирования, последовательные демократические процедуры принятия законов и др.

4. Принцип правового разграничения  деятельности различных ветвей  государственной власти. Власть  в государстве может олицетворять один человек (монарх, диктатор), она может принадлежать группе лиц (хунте, верхушке партийно-политической бюрократии). В данном случае для властвующих неважно, каким путем она им досталась (революция, гражданская война, переворот, по наследству и т. п.). Но для правового государства характерным является демократический способ приобретения власти, наделение ею только в соответствии с правом, законом.

Традиционная концепция  разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную применительно к современным государствам должна пониматься не как дележ власти, а как создание системы сдержек и противовесов, способствующих беспрепятственному осуществлению всеми ветвями власти своих функций. Законодательная власть (верховная), избранная всенародно, отражает суверенитет государства. Исполнительная власть (производная от законодательной), назначаемая представительным органом власти, занимается реализацией законов и оперативно-хозяйственной деятельностью. Судебная власть выступает гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных. Наряду с изложенными правовому государству присущи и принципы верховенства закона — высшего нормативно-правового акта, конституционно-правового контроля, политического плюрализма и др.

 

 

2.2 Право как  ценность

Исходным для понимания  права являются его особенности  как институционного образования. Благодаря своей институционности,  право обладает рядом высокозначимых свойств: общеобязательной нормативностью, формальной определенностью, высокой обеспеченностью и    другими, раскрывающими его миссию существенной социальной силы  общества,  носителя значительной социальной энергии.

Особенности права:

  1. Возможность (способность) обеспечить всеобщий устойчивый порядок в общественных отношениях. Решающую роль здесь   играет нормативность  права  отличающаяся  общеобязательностью,  всеобщностью.  Это позволяет    добиться    такого    состояния    жизни    общества,    когда, регламентированный юридическими  нормами,  порядок одинаково действует во всей стране, притом постоянно, неизменно, непрерывно во времени.
  2. Это возможность или способность достигнуть  определенности, точности в самом  содержании  общественных  отношений.  Здесь  главная  роль принадлежит другому свойству права —  его  формальной  определенности.  Хотя именно  с  этим  свойством  права  в   значительной   мере   сопряжена   его формализованность, закрепление юридических норм в письменных  источниках,  все же  следует уделять повышенное внимание самой этой определенности. Ведь как раз она раскрывает то, что правовое регулирование имеет четкие  границы,  показывает  — и это особенно важно — предназначенность, предопределенность  предмета,  характера возможного или необходимого  поведения.  Нетрудно  увидеть,  насколько это существенно для права, для требований  законности.  Правовое  регулирование вследствие  этого приобретает многие  черты,  которые делают  его высоко социально ценным: оно способно охватывать все необходимые формы социальной жизни.  Это касается  как запретов и позитивных обязываний, т. е. юридических обязанностей,  связанной с ними юридической ответственности, так и дозволений,  т.  е.  субъективных прав.
  3. Возможность  достигнуть  гарантированного  результата.

Рассматриваемая  особенность  права  выражается  в  позитивных   юридических обязанностях  и  в  высокой  степени  их  обеспеченности,   опирающейся   на государственное  принуждение. В принципе эти качества позволяют  рассчитывать на то, что  в итоге  интенсивного  использования  правовых  средств  наступит запрограммированный  ожидаемый  эффект.  Связь  с   прямым   государственным воздействием придает этой стороне ценности права  противоречивый  характер  и имеет  определенные негативные последствия.

 Да и вообще, лишь  некоторые исходные точки отсчета  для более широкой и многогранной  характеристики  того,  что   можно   ожидать   от   права,   от эффективного использования  его потенций при всей сложности,  разнозначимости юридического воздействия на жизнь общества.

    А  сейчас  дополнительно  нужно  отметить,  что  ценность   права   не исчерпывается возможностями  или способностями, заложенными  в его  свойствах. Не менее  существенно то, что право представляет  собой элемент    общественной   жизни,   не   только   призванный  реализовать ряд основополагающих  требований цивилизованного общества,  но  и вбирающий в себя  ценности  цивилизации  и  культуры.  Более  того,  он  сам становится  такой в высшей степени значимой  ценностью, что  решающим  образом  зависит  от  стадии   «восхождения»   права,   характера   и   глубины   его гуманитарного  содержания. Это и связано как  раз с  характеристикой   права  в качестве социального  феномена, обладающего  инструментальной  и  собственной ценностью. 

    В  силу  самого  хода  исторического  развития  право   сложилось   во взаимодействии  с государством как  нормативное   институционное  образование, имеющее набор весьма  эффективных свойств,  прежде  всего общеобязательную нормативность,   формальную    определенность,    высокую    государственную обеспеченность. Иными словами, возник довольно мощный регулятивный  феномен, обладающий значительной социальной энергией. Возник  и  обрел  относительную самостоятельность, оторвался от  непосредственных  причин,  его  породивших, стал существовать как таковой.

   А это означает, что оказалось  возможным   использование  права  с   его свойствами как  орудия,  инструмента,  средства  для   решения  разнообразных задач;  использование   различными   субъектами   социальной   жизни   —   и государством, и церковью, и общественными объединениями,  и гражданами.

   На первом месте  стоит здесь государство:  Как   уже  отмечалась,  право нельзя  рассматривать  в  качестве  продукта  государственной  власти,  хотя формирование свойств права и его применение  происходило  с  государственным участием.  Но  именно  то  обстоятельство,  что   такое   участие   довольно значительно и что зависимость права от государства  —  непреложный  факт,  и вызывает  у  последнего  постоянное   стремление   поставить   этот   мощный регулятивный инструмент  себе  на  службу.  Эта  тенденция,  как  показывает исторический опыт, прекращает свое императивное действие лишь в  гражданском обществе,  когда  конструктивными  элементами  права  становятся  институты, независимые от власти  (права  человека  и  др.). 

Информация о работе Правовая жизнь и првовой прогресс современного общества