Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 18:25, реферат
Правовая культура есть особое социальное явление, которое может быть воспринято как качественное правовое состояние и личности, и общества, подлежащее структурированию по различным основаниям. Комплексное использование накопленного в теории правовой культуры материала необходимо прежде всего для того, чтобы обеспечить всестороннее изучение проблемы. Вместе с тем в каждом конкретном случае на первый план выдвигается строго определенный критерий в понимании данной разновидности культуры.
Введение
1. Понятие и общая характеристика правовой культуры.
2. Структура и функции правовой культуры.
3. Роль юридической литературы в правотворческой деятельности и в реализации норм права.
4. Соотношение правосознания и правовой культуры.
5. Правовая культура сотрудника ОВД как средство обеспечения законности.
6. Пути повышения правовой культуры в российском обществе.
Заключение
Список литературы
6. Пути повышения правовой
культуры в российском
Существуют два важных критерия - уровень
развития законодательства и состояние
законности в стране.
Эти показатели характеризуют как бы два
измерения правовой культуры: нормативно-должный
и практически-сущий, от соответствия
и взаимной согласованности которых во
многом зависит уровень правовой жизни.
К числу признаков высокой законодательной
культуры общества традиционно относят:
- социальную обоснованность законодательства,
что означает соответствие содержания
нормативных актов потребностям развития
общества, отражение в законах достижений
правовой науки, передовой юридической
практики, традиций национального духовного
менталитета;
- технико-юридическое совершенство законодательства,
предполагающее проработанность юридических
механизмов реализации законов; точность
и ясность юридического языка, однозначность
терминов, определений, используемых в
нормативно-правовых актах, судебных и
административных решениях; совпадение
смысла и буквы законов, невозможность
их произвольного толкования, отсутствие
в законодательстве значительных пробелов,
дублирования, коллизий с актами иных
уровней;
- эффективность законодательства - соответствие
его назначения достигаемым социальным
результатам. Правокультурный статус
законодательства во многом определяется
его действенностью. Законы, не находящие
применения и поддержки в сознании людей,
в их поведении, какими бы они ни были "хорошими",
"прогрессивными", не могут рассматриваться
как социальная ценность.
Правовая культура немыслима в обществе,
где нарушаются законы, не соблюдаются
элементарные права и свободы человека,
где правопорядок сталкивается с массовым
произволом должностных лиц, неконтролируемым
уровнем преступности и иной юридической
деликатности.
Все эти позиции обобщаются в категории
законности-социального режима, характеризуемого
строгим соблюдением субъектами права
законов и основанных на них нормативных
актов. Правовая культура общества предполагает
высокий уровень законности в стране,
эффективные юрисдикционные механизмы,
способные ограждать от посягательств
на законопослушных граждан, принуждать
нарушителей к исполнению своих обязанностей.
Заключение.
Общечеловеческое и национальное - два
ведущих компонента социальной сущности
любой культуры, в том числе и правовой.
Культура - сложное социальное явление,
способное органично соединять в своих
ценностях самый разнообразный юридический
опыт-как одной страны, так и многих государств,
народов, всего человеческого сообщества.
Поэтому в правовой культуре в "переплавленном"
виде всегда присутствуют элементы культурных
контекстов различного происхождения
- национального, интернационального,
всечеловеческого, религиозного, классового
и т. д.
Правовая культура -самое, пожалуй, "незаданное"
явление в социальном мире, ее внутренняя
природа вполне допускает дифференциацию
и соподчинение культурных потоков, влияющих
на окончательные, т. е. зрелые правокультурные
формы. Среди этих потоков безусловный
приоритет имеет уникальный рельеф и стиль
культуры данного народа, цивилизации.
Национальная правовая культура - та исходная
основа, которая создает неповторимый
колорит, смысл, форму юридических дефиниций.
Культура - это "отлитое" в конкретные
духовные и материальные памятники творчество
людей. Правовое творчество - процесс прежде
всего индивидуальный, сокровенный, которому
всегда сопутствует некоторая непостижимость,
отмеченная внутренним миром автора. Право
- продукт духовного творчества народа,
создателя правовых ценностей, ибо именно
повседневная человеческая практика данного
жизненного уклада, присущего именно данной
социальной среде, данной цивилизации,
рождает соответствующие нормы регулирования
поведения, разрешения многообразных
жизненных коллизий. "Индивидуальность",
"сокровенность" правового творчества
по созданию правовых ценностей состоит
именно в том, что право-культурный процесс
идет прежде всего в рамках конкретной
государственности, национального правопорядка,
конкретного исторического времени и
специфического правосознания и менталитета
данного народа.
Не случайно, что шедевры юридического
творчества, ставшие впоследствии достоянием
всего человечества и получившие международный
статус, первоначально всегда создаются
в рамках конкретной национальной культуры,
которая выступает самобытным "автором"
новой правовой идеи, вызванной к жизни
стремлениями, чаяниями, потребностями,
переживаниями, драмами, борьбой того
или иного народа.
Правовая культура как важная составляющая
культуры человечества актуализирует
те пласты ценностного опыта, которые
в наибольшей степени "созвучны"
ее исходным установкам, складывающимся
на базе соответствующих социально-экономических
факторов.
Список литературы.
1. Жалинский А.Э. Основы профессиональной
деятельности юриста. Смоленск, 1995
2. Венгеров А.Б. Теория государства и права.
М., 1998.
3. Иванников И.А. Концепция правовой культуры//
ИВУЗ. Правоведение. 1998. № 3, С - 12-14
4. Калинская В.И., Ратипов А.Р. Правосознание
как элемент правовой культуры// Правовая
культура и вопросы правового воспитания.
М., 1974. с.43
5. Кейзеров Н.М. Политическая и правовая
культура. М., 1983, с.113
6. Кобликов А.С. Юридическая этика: Учеб
для ВУЗов. М., 2000.
7. Лившиц Р. 3. Государство и право в современном
обществе: необходимость новых подходов//Сов.
гос-во и право. 1990. № 10.
8. Основы государства и права: Учеб. для
ВУЗов. М., 1994
9. Пермяков Ю. Лекции по философии права.
10. Профессиональная этика работников
право-охранительных органов: Учеб пособие.
М., 1998
11. Русинов Р.К. Правосознание и правовая
культура//Теория государства и права:
Кчеб. для ВУЗов. М., 1997, с.332
12. Сальников В.П. Правовая культура: проблемы
формирования гражданского общества и
правового государства \\ Демократия и
законность. Самара 1991 г.
13. Теория государства и права. Под ред.
Матузова Н.И. и Туманова В.А. М., 1997 г. с.
284
1 Сальников В.П. Правовая культура: проблемы
формирования гражданского общества и
правового государства \\ Демократия и
законность. Самара 1991 г. с. 17
2 Теория государства и права. Под ред.
Матузова Н.И. и Туманова В.А. М., 1997 г. с.
284
3 Пермяков Ю. Лекции по философии права.
С.48
4 Калинская В.И., Рапилов А.Р. Правосознание
как элемент правовой культуры// Правоая
культура и вопросы правового воспитания.
М., 1974, с. 43
5 Кейзеров Н.М. Политическая и правовая
культура. М., 1983, с. 113
6 Русинов Р.К. Правосознание и правовая
культура// Те6ория государства и права:
Учеб. М., 1977, с. 332