Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 12:33, курсовая работа
Целью данной работы является формирование целостного представления о государственном служащем, его правовом статусе. Правовой статус в свою очередь поможет нам уяснить классификацию госслужащих. Достижение этой цели зависит от решения следующих задач:
1. Определение понятия государственного служащего РФ;
2. Рассмотреть права, обязанности, гарантии и ответственность государственного служащего РФ;
3. Рассмотреть ограничения и запреты государственного служащего;
4. Изучение нормативно – правовой базы государственной службы в настоящий момент;
5. Определение и оценка всех элементов правового статуса госслужащего;
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО И КЛАССИФИКАЦИЯ ГОССЛУЖАЩИХ………...………………………….7
1.1 Понятие государственного служащего…………….……………..... 7
1.2 Классификация государственных служащих………………….…....9
1.3 Источники законодательства о государственной службе………...11
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО………………………………………………………………....16
2.1 Права государственного служащего………………………….….....17
2.2 Обязанности государственного служащего…………………….….19
2.3 Государственные гарантии при прохождении госслужбы…….….21
2.4 Ответственность государственных служащих……………….…....25
2.5 Ограничения и запреты, связанные с государственной службой..28
2.6 Поощрение государственных служащих ………………………….31
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ГОССЛУЖАЩЕГО…………………………………………………………....33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….……………………………………………….….......36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………..……….………………........40
Служащие правоохранительных органов - лица, выполняющие профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.
Если в
качестве критерия классификации государственных
Все государственные служащие могут быть разделены на две группы: лица, принимающие присягу (военнослужащие, сотрудники таможенных органов, прокурорские работники и др.); служащие, не принимающие присягу (например, служащие отделов и управлений областной администрации).
Законодательство о государственной службе РФ образуют нормативные правовые акты, регулирующие ее организацию и правовое положение государственных служащих — условия и порядок их работы, права и виды поощрения, обязанности и ответственность, прекращение ими государственной службы и т. п.
Источники этого законодательства перечислены в Федеральном законе 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 г. с изменениями, внесенными Федеральными законами от 17.12.2009 N 313-ФЗ, от 13.12.2010 N 358-ФЗ (ст. 5 п.1).
Регулирование отношений, связанных с государственной службой, осуществляется:
1) Конституцией Российской Федерации;
2) Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации»;
3) Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
4) другими федеральными
законами, в том числе федеральными
законами, регулирующими особенности
прохождения гражданской
5) указами Президента Российской Федерации;
6) постановлениями Правительства Российской Федерации;
7) нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
8) конституциями (уставами),
законами и иными нормативными
правовыми актами субъектов
9) нормативными правовыми актами государственных органов.5
Первый из уровней — федеральный. Здесь речь идет о Конституции РФ, упомянутом Законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ. Второй уровень — законодательство субъектов Федерации — их конституции, законы, уставы и т. п.
В Конституцию как источник
законодательства о государственной
службе заложен подход с общегосударственного
уровня. Государственная служба предстает
здесь как цельное
Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы РФ» определяет правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации, в том числе системы управления государственной службой Российской Федерации. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы РФ» является базовым, т. е. содержит основы всех иных законодательных актов по этой проблематике. Но в отличие от Конституции РФ он еще и регулирует весь комплекс наиболее существенных проблем государственной службы изнутри, другими словами, устанавливает конкретные принципы ее организации и правового положения государственных служащих.
Но в отличие от Конституции РФ он еще и регулирует весь комплекс наиболее существенных проблем государственной службы изнутри, другими словами, устанавливает конкретные принципы ее организации и правового положения государственных служащих.
Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» является базовым, т. е. содержит основы всех иных законодательных актов по этой проблематике.
Федеральный закон № 79-ФЗ от 27.07.2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
Принципиальное значение для организации государственной службы имеют три указа Президента РФ — № 32 от 11.01.1995 г. «О государственных должностях РФ» в редакции от 01.12.2008 N 1658, № 1574 от 31.12.2005г. «О Реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы» и № 763 от 25.07.2006 г. «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих», которыми он утвердил сводный перечень наименований государственных должностей, Реестры государственных должностей и денежного содержания государственных служащих.
Можно говорить о громоздкости
структуры нашей государственно
Роль Правительства в организации исполнения законодательных актов очень велика, можно сказать — решающая. Оно делает это правовыми и организационными средствами. Таких средств достаточно много, и они образуют существо повседневного управления государственной службой. Вот только некоторые из них:
К нормативным правовым актам о государственной службе относятся уставы и положения о дисциплине, положения о конкретных органах и подразделениях (они в основном определяют статус тех или иных должностных лиц), должностные инструкции, утверждаемые министерствами и ведомствами. Задача у них одна — конкретизировать законодательство, не выходя за его рамки.
Практически во всех субъектах РФ, которые самостоятельно организуют свою государственную службу, есть законодательные и иные нормативные правовые акты о государственной службе, которые регламентируют содержание государственной службы и государственные должности субъектов Федерации; принципы государственной службы субъектов; категории государственных должностей; реестры государственных должностей и реестры государственных должностей государственной службы субъектов; квалификационные требования и квалификационные разряды государственных служащих в субъектах; денежное содержание государственных служащих, их правовой статус и предоставляемые гарантии, а также порядок прохождения государственной службы.
ГЛАВА 2. Правовой статус государственного служащего
Правовой статус государственного служащего предполагает:
во-первых, непосредственную причастность по роду работы к подготовке, принятию и (или) проведению в жизнь решений в сфере исполнительно-распорядительной деятельности государства, причем в ряде случаев указанные действия влекут за собой заметные экономические и иные социальные последствия для всего общества или какой-либо его части;
во-вторых, наличие у госслужащего правомочий и возможности выступать в пределах своей компетенции от имени государственного органа (и тем самым как бы от лица государства), представляя государственный интерес;
в-третьих, сочетание
строгой нормативной
в-четвертых (но отнюдь не в последнюю очередь по важности), принадлежность к особой профессионально-статусной группе, хотя и состоящей из представителей разных профессий, но объединяемой фактом работы в государственных органах. Это предполагает наличие у принадлежащих к ней лиц определенных государственно-властных полномочий и тем самым более значительной, нежели у подавляющего числа их сограждан, возможности оказывать влияние на развитие дел в обществе и, следовательно, повышенной ответственности за их состояние.6
Понятие статуса государственных служащих включает в себя основополагающие институциональные характеристики правового положения государственных служащих. Это:
-права;
-обязанности;
-гарантии;
-ответственность;
-ограничения и запреты;
-поощрения;
Раскроем данные правовые положения.
2.1 Права государственного служащего
Государственный служащий - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению государственной службы.
Права государственного служащего можно разделить на три группы:
К первой группе прав государственного служащего относятся:
а) ознакомление
с документами, определяющими
его права и обязанности по
занимаемой должности,
б) ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста;
в) ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений;
д) право на обращение в соответствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой, проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;
е) государственная защита жизни и его здоровья, жизни и здоровья членов его семьи, а также принадлежащего ему имущества.
Ко второй группе прав государственного служащего относятся:
а) получение
в установленном порядке
б) обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
в) посещение и доступ в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, учреждения и на предприятия;
г) принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями, внесение предложений по совершенствованию государственной службы в любые инстанции;
д) переподготовка (переквалификация) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета.
К третьей группе прав государственного служащего относятся:
а) участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности, должностной рост на конкурсной основе;
б) продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа его работы, уровня квалификации;
в) пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы;
г) объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов;
Информация о работе Правовая культура государственных служащих