Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 15:49, курсовая работа
Целью данной работы является изучение процесса становления советского права как составной части российского законодательства.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
показать процесс создания Советского государства и права в первый период после Великой Октябрьской Социалистической революции;
раскрыть деятельность учредительных собраний советского государства;
охарактеризовать основные положения Конституции РСФСР 1918 г.;
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Создание советского государства и права в первый период после Великой Октябрьской социалистической революции…………………………6
Слом временного буржуазного и создание советского государственного аппарата…………………………………………………………………………..6
Учредительное собрание…………………………………………………11
Глава 2. Правовая политика Советского государства (1917-1920 гг.)………..15
2.1. Формирование советского права. Конституция РСФСР 1918 г………...15
2.2. Создание и развитие системы правоохранительных и репрессивных органов……………………………………………………………………………21
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованных источников и литературы…………………………...31
4. О социально-экономических
преобразованиях. Радикалы
Все предложения оппозиции были отвергнуты созданной в июле 1918 г. специальной комиссией во главе с В.И. Лениным. В проект в качестве составной части вошла Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа.
10 июля 1918 г.
на пятом съезде Советов была
принята первая Советская
В Декларации определялась
социальная основа новой государственности—
Характерно, что законодательную власть в РСФСР осуществляли сразу три высших органа: Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и СНК.
Избирательная
система, закреплённая Конституцией, отражала
сложившуюся социально-
Комплекс провозглашённых конституционных прав граждан ставился в самую тесную связь с их обязанностями и объявлялся конкретно гарантированным, а не только провозглашённым.
Историческое значение Конституции 1918 г. Заключалось в создании правовой базы для последующего законотворчества. Однако более существенным было её воздействие на всю сферу социальных и политических преобразований в стране: она подвергла пересмотру всю старую систему общественных отношений, декларировав новые принципы и социальные ценности. Вместе с тем она закрепила реальные механизмы власти и формирования её структур, положив в их основания новую идеологию.
2.2. Создание
и развитие системы правоохрани
Слом старой судебной системы начался по инициативе местных Советов. Стихийно возникавшие судебные органы носили достаточно многообразный характер: революционные суды, народные суды, мировые суды, административные суды и т.д. В своих решениях эти суды руководствовались “революционным правосознанием”, “революционной совестью” и обычаями.
Первым государственным актом, положившим начало формированию единой судебной системы, стал ноябрьский 1917 г. Декрет СНК РСФСР—Декрет о суде № 1. Он упразднил все дореволюционные судебные органы, созданные еще судебной реформой 1864 г. Ликвидировались прокуратура и адвокатура, институт судебных следователей. Взамен их создавались местные коллегиальные суды, состоявшие из постоянного судьи и двух очередных народных заседателей. Состав суда избирался местными Советами.
Обвинителями,
защитниками и поверенными в
суде могли быть любые лица, пользующиеся
гражданскими правами по Конституции.
Предварительное следствие
Кассационными инстанциями, рассматривавшими не вступившие в законную силу приговоры и решения нижестоящих местных судов, были уездные и столичные съезды местных судей. Кассационное обжалование могло вести к отмене приговора или решения нижестоящего суда, если выше стоящий суд устанавливал неполноту или неправильность проведенного предварительного следствия, процессуальных, уголовных норм, несправедливость приговора или отсутствия состава преступления в деянии осужденного. Дело могло быть возвращено на новое рассмотрение, а приговор отменен или изменен в сторону смягчения наказания.
В своей деятельности суды должны были руководствоваться декретами ВЦИК, СНК, положениями политических программ, “революционным правосознанием” и “законами свергнутых правительств”, если они не противоречат выше перечисленным нормам и принципам. Однако уже в ноябре 1918г. ссылки на старые законы были вовсе запрещены.
В феврале 1918г.
ВЦИК принял новый Декрет о суде
№2, расширивший подсудность
В июле 1918г. СНК принял Декрет о суде №3, далее расширявший компетенцию местных судов. Следственные комиссии переподчинялись местными Советами. Кассационные жалобы рассматривали Советы местных народных судей, сформированные из постоянных судей нижестоящих судов. Создавался в Москве Кассационный суд, для рассмотрения жалоб на решения и приговоры окружных судов.
В конце ноября 1918г. ВЦИК утвердил Положение о народном суде РСФСР, которое унифицировало судебную систему Республики. Учреждалась единая форма суда—народный суд, состоявший из одного народного судьи и нескольких (двух или шести) заседателей. Выборы судей осуществлялись местными Советами, заседатели утверждались исполнительными комитетами местных Советов. Кандидаты должны были пользоваться избирательными правами и иметь опыт политической работы. В своей деятельности суды должны были руководствоваться декретами Советской власти и “социалистическим правосознанием”.
Защиту и
обвинение осуществляли коллегии при
уездных и губернских исполкомах,
избираемые их Советами. Члены коллегий
были должностными лицами. Предварительное
следствие проводили
Принципами нового судебного права стали: коллегиальность в принятии судебных решений, уменьшение роли судебного профессионализма, расширение судебного правотворчества, вторжение в судопроизводство социальных и политических мотивов, сближение судебной и властно–управленческой деятельности (Советов). Вместе с тем в 1918г. существуют частичные попытки вернуться к некоторым институтам и принципам старого судебного права.
Уже Декрет о суде №1 учреждал параллельно с местными судами особые суды “для борьбы против контрреволюционных сил”—революционные трибуналы. В их компетенцию входила борьба с контрреволюцией, мародерством, саботажем и прочими “злоупотреблениями торговцев, промышленников, чиновников”. Социальная направленность деятельности этих органов была определена. В их состав входили председатель и шесть заседателей, избираемых губернским и городскими Советами. Предварительное следствие осуществляли особые следственные комиссии. Система ревтрибуналов начала формироваться уже в январе 1918г., когда были созданы специальные революционные трибуналы печати.
С марта по май 1918г. Наркомат юстиции разрабатывал проект декрета о революционных трибуналах, который был принят СНК в мае 1918г. Предписывалось сохранение ревтрибуналов только в крупных центрах и их упразднение в иных местах. Деление трибуналов по направлениям деятельности также упразднялось. Была сделана попытка укрупнить и централизовать деятельность этих органов. Одновременно были приняты меры к разделению юрисдикции трибуналов и местных судов. Вместе с тем ревтрибуналам была оставлена полная свобода в выборе мер “борьбы с контрреволюцией”.
В период гражданской войны система ревтрибуналов была подвергнута существенным изменениям. В феврале 1919г. ВЦИК своим постановлением подтвердил, что ревтрибуналы сохраняются только в губернских центрах и крупных городах. В их состав входят три члена, избираемые исполкомами Советов. Трибуналы проверяли следственные действия ЧК, которые наряду со следственными комиссиями осуществляли предварительное следствие. Судебное рассмотрение в трибуналах должно было начинаться не позднее сорока восьми часов с момента окончания следствия.
Положение о ревтрибуналах 1919г. закрепило несколько отраслевых видов этих органов: военно-полевые суды, железнодорожные трибуналы, транспортные суды, имевшие статус революционных трибуналов.
В марте 1920г. новое Положение о ревтрибуналах, принятое ВЦИК, упраздняло специальные следственные комиссии, возложив их функции на органы ВЧК и особые отделы, в состав трибуналов стали входить представители губернской ЧК.
Особенности судебного
процесса, характерные для ревтрибуналов,
объяснялись условиями
Сохранились военные
трибуналы высшего звена, военно-транспортные
трибуналы в ряде крупных городов.
В качестве органов чрезвычайной
юстиции сохранились также
С марта 1918г. начинается формирование местных чрезвычайных комиссий, подчиненных ВЧК. Им предоставлялось исключительное право на аресты, обыски, реквизиции и конфискации. Местные ЧК создавались в губерниях и уездах и к июлю 1918г. существовали повсеместно.
В июне 1918г. прошла Первая Всероссийская конференция ЧК, разработавшая общие принципы организации и деятельности ЧК и подготовившая “Положение о местных ЧК по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности”, утвержденное ВЦИК в октябре 1918г. ВЧК являлась органом СНК, работала в тесном контакте с Наркоматом юстиции и Наркоматом внутренних дел. Местные органы ВЧК образовывались местными Советами на правах их отделов. По вертикали местные ЧК подчинялись ВЧК.
Система чрезвычайных органов включала специализированные органы: летом 1918г. были созданы пограничные ЧК, в ноябре 1920г. на особый отдел ВЧК была возложена функция по охране границ, ему были переданы пограничные воинские части. В армии и на флоте в конце 1918г. создавались особые отделы ВЧК, в феврале 1919г. ВЦИК принял Положение об особых отделах ВЧК.
При наличии разветвленной сети местных органов ВЧК превращалась в мощный аппарат политических репрессий. По окончании следствия ЧК передавали дела в трибуналы, а сами рассматривали их по существу и определяли меры наказания, “общественно опасные элементы” могли подвергаться тюремному заключению в административном, внесудебном порядке. Столь широкие полномочия ВЧК и местные ЧК получили в период с сентября 1918г. до февраля 1919г., известный как период “красного террора”. В феврале 1919г. ВЦИК принимает положение о ВЧК, в котором право выносить приговоры по делам, проводимым ЧК, предоставлялось ревтрибуналам, на них же возлагалась обязанность проверять следственные действия ЧК. Однако в особых случаях органы ВЧК по–прежнему могли применять внесудебную расправу.
Для борьбы с хищениями, спекуляцией, подлогами, злоупотреблениями по должности в хозяйственных и распределительных органах в октябре 1919г. ВЧК создается Особый Революционный Трибунал, состоявший из председателя и двух назначенных ВЧК членов.
В марте 1920г. ВЦИК своим Декретом вовсе отменяет право ЧК применять внесудебные репрессии, обязывая их передавать дела на рассмотрение ревтрибуналов. Однако уже в мае 1920г. в связи с обострившейся военной и политической ситуацией, ВЦИК вновь расширяет права органов ВЧК на применение особых репрессивных мер.
В конце 1921 г. Девятый
Всероссийский съезд Советов
принял решение об упразднении ВЧК.
В новых социально-
Рабочая милиция возникла в ходе проведения вооруженного восстания в Петрограде и формировалась на основе принципа добровольности. Этот принцип и был закреплен в октябрьском Декрете 1917 г., подчинившем милицию Советам. Через год, в октябре 1918 г., НКВД и Наркомюст приняли совместную инструкцию “ об организации рабоче-крестьянской милиции”. Систему милиции возглавляло Главное управление рабоче-крестьянской милиции НКВД РСФСР. На местах создавались местные управления милиции, находившейся в двойном подчинении: НКВД и местных исполкомов Советов. При главном управлении милиции создавалось Центральное управление уголовного розыска, при местных управлениях—отделы уголовного розыска.
Информация о работе Правовая политика Советского государства (1917-1920 гг.)