Правовая политика Советского государства (1917-1920 гг.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 15:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение процесса становления советского права как составной части российского законодательства.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
показать процесс создания Советского государства и права в первый период после Великой Октябрьской Социалистической революции;
раскрыть деятельность учредительных собраний советского государства;
охарактеризовать основные положения Конституции РСФСР 1918 г.;

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Создание советского государства и права в первый период после Великой Октябрьской социалистической революции…………………………6
Слом временного буржуазного и создание советского государственного аппарата…………………………………………………………………………..6
Учредительное собрание…………………………………………………11
Глава 2. Правовая политика Советского государства (1917-1920 гг.)………..15
2.1. Формирование советского права. Конституция РСФСР 1918 г………...15
2.2. Создание и развитие системы правоохранительных и репрессивных органов……………………………………………………………………………21
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованных источников и литературы…………………………...31

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Чигден Сов.право.doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

4. О социально-экономических  преобразованиях. Радикалы настаивали  на тотальной специализации собственности,  на максимальном внедрении трудовой  повинности и т.п.

Все предложения  оппозиции были отвергнуты созданной  в июле 1918 г. специальной комиссией во главе с В.И. Лениным. В проект в качестве составной части вошла Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа.

10 июля 1918 г.  на пятом съезде Советов была  принята первая Советская Конституция  и избран новый состав ВЦИК, в основном большевистский. Основные принципы Конституции были сформулированы в её шести разделах: 1.Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа; 2. Общие положения Конституции РСФСР; 3. Конституция Советской власти; 4. Активное и пассивное избирательное право; 5. Бюджетное право; 6. О гербе и флаге РСФСР.

В Декларации определялась социальная основа новой государственности—диктатура  пролетариата и её политическая основа—система Советов рабочих, крестьянских и  солдатских депутатов. Государственное  устройство РСФСР носило федеративный характер, субъектами федерации были национальные республики. Высшим органом власти Конституция провозглашала Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Органами власти на местах являлись областные, губернские, уездные и волостные съезды Советов, формировавшие свои исполнительные комитеты. Компетенция центральных органов власти определялось следующим образом: Всероссийский съезд Советов и ВЦИК утверждали изменения в Конституцию, принятие в состав РСФСР, объявление войны и заключение мира, общее руководство внешней, внутренней и экономической политикой, устанавливали общегосударственные налоги и повинности и т.д. Всероссийский съезд Советов обладал исключительным правом изменять Конституцию и ратифицировать мирные договоры.

Характерно, что  законодательную власть в РСФСР  осуществляли сразу три высших органа: Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и СНК.

Избирательная система, закреплённая Конституцией, отражала сложившуюся социально-политическую ситуацию в стране. К выборам допускались лишь представители отдельных социальных групп, в отношении которых не применялись ограничения по признаку пола, национальности, оседлости, образования и вероисповедания. Значительная часть населения была лишена избирательных прав: лица, использующие наёмный труд в целях извлечения прибыли; живущие на «нетрудовые доходы»; частные торговцы и посредники; представители духовенства; служащие жандармерии, полиции и охранного отделения.

Комплекс провозглашённых  конституционных прав граждан ставился в самую тесную связь с их обязанностями и объявлялся конкретно гарантированным, а не только провозглашённым.

Историческое  значение Конституции 1918 г. Заключалось  в создании правовой базы для последующего законотворчества. Однако более существенным было её воздействие на всю сферу социальных и политических преобразований в стране: она подвергла пересмотру всю старую систему общественных отношений, декларировав новые принципы и социальные ценности. Вместе с тем она закрепила реальные механизмы власти и формирования её структур, положив в их основания новую идеологию.

 

2.2. Создание  и развитие системы правоохранительных и репрессивных органов

Слом старой судебной системы начался по инициативе местных Советов. Стихийно возникавшие  судебные органы носили достаточно многообразный характер: революционные суды, народные суды, мировые суды, административные суды и т.д. В своих решениях эти суды руководствовались “революционным правосознанием”, “революционной совестью” и обычаями.

Первым государственным  актом, положившим начало формированию единой судебной системы, стал ноябрьский 1917 г. Декрет СНК РСФСР—Декрет о суде № 1. Он упразднил все дореволюционные судебные органы, созданные еще судебной реформой 1864 г. Ликвидировались прокуратура и адвокатура, институт судебных следователей. Взамен их создавались местные коллегиальные суды, состоявшие из постоянного судьи и двух очередных народных заседателей. Состав суда избирался местными Советами.

Обвинителями, защитниками и поверенными в  суде могли быть любые лица, пользующиеся гражданскими правами по Конституции. Предварительное следствие осуществляли судьи единолично.

Кассационными инстанциями, рассматривавшими не вступившие  в законную силу  приговоры и решения нижестоящих местных судов, были уездные и столичные съезды местных судей. Кассационное обжалование могло вести к отмене приговора  или решения нижестоящего суда, если выше стоящий суд устанавливал неполноту или неправильность проведенного предварительного следствия,  процессуальных, уголовных норм, несправедливость приговора или отсутствия состава преступления в деянии осужденного. Дело могло быть возвращено на новое рассмотрение, а приговор отменен или изменен в сторону смягчения наказания.

В своей деятельности суды должны были руководствоваться  декретами ВЦИК, СНК, положениями  политических программ, “революционным правосознанием” и “законами  свергнутых правительств”, если они  не противоречат выше перечисленным  нормам и принципам. Однако уже в ноябре 1918г. ссылки на старые законы были вовсе запрещены.

В феврале 1918г. ВЦИК принял новый Декрет о суде №2, расширивший подсудность местных  судов. Новой инстанцией стали окружные суды, состоявшие из трех постоянных членов и четырех народных заседателей (по гражданским делах) и двенадцать заседателей под председательством постоянного члена суда (по уголовным делам). Заседатели принимали решение не только о факте преступления, как это было в суде присяжных, но и о мере наказания. Декрет воссоздавал следственные комиссии при окружных судах, избираемые местными Советами. Создавались коллегии правозаступников, члены которых поддерживали обвинение и осуществляли защиту в суде. В силу  политических обстоятельств (борьба с левыми эсерами, имевшими серьезное влияние в судебной сфере, и недоверие к старым туристам) осенью 1918г. были ликвидированы окружные суды.

В июле 1918г. СНК  принял Декрет о суде №3, далее расширявший  компетенцию местных судов. Следственные комиссии переподчинялись местными Советами. Кассационные жалобы рассматривали Советы местных народных судей, сформированные из постоянных судей нижестоящих судов. Создавался в Москве Кассационный суд, для рассмотрения жалоб на решения и приговоры окружных судов.

В конце ноября 1918г. ВЦИК утвердил Положение о народном суде РСФСР, которое унифицировало судебную систему Республики. Учреждалась единая форма суда—народный суд, состоявший из одного народного судьи и нескольких  (двух или шести) заседателей. Выборы судей осуществлялись местными Советами, заседатели утверждались исполнительными комитетами местных Советов. Кандидаты должны были пользоваться избирательными правами и иметь опыт политической работы. В своей деятельности суды должны были руководствоваться декретами Советской власти и “социалистическим правосознанием”.

Защиту и  обвинение осуществляли коллегии при  уездных и губернских исполкомах, избираемые их Советами. Члены коллегий были должностными лицами. Предварительное  следствие проводили следственные комиссии, милиция либо сами суды.

Принципами нового судебного права стали: коллегиальность в принятии судебных решений, уменьшение роли судебного профессионализма, расширение судебного правотворчества, вторжение в судопроизводство социальных и политических мотивов, сближение судебной и властно–управленческой деятельности (Советов). Вместе с тем  в 1918г. существуют частичные попытки вернуться к некоторым институтам и принципам старого судебного права.

Уже Декрет о  суде №1 учреждал параллельно с местными судами особые суды “для борьбы против контрреволюционных сил”—революционные трибуналы. В их компетенцию входила борьба с контрреволюцией, мародерством, саботажем и прочими “злоупотреблениями торговцев, промышленников, чиновников”. Социальная направленность деятельности этих органов была определена. В их состав входили председатель и шесть заседателей, избираемых губернским и городскими Советами. Предварительное следствие осуществляли особые следственные комиссии. Система ревтрибуналов начала формироваться уже в январе 1918г., когда были созданы специальные революционные трибуналы печати.

С марта по май 1918г. Наркомат юстиции разрабатывал проект декрета о революционных  трибуналах, который был принят СНК  в мае 1918г. Предписывалось сохранение ревтрибуналов только в крупных  центрах и их упразднение в  иных местах. Деление трибуналов по направлениям деятельности также упразднялось. Была сделана попытка укрупнить и централизовать деятельность этих органов. Одновременно были приняты меры к разделению юрисдикции трибуналов и местных судов. Вместе с тем ревтрибуналам была оставлена полная свобода в выборе мер “борьбы с контрреволюцией”.

В период гражданской  войны система ревтрибуналов  была подвергнута существенным изменениям. В феврале 1919г. ВЦИК своим постановлением подтвердил, что ревтрибуналы сохраняются  только в губернских центрах и крупных городах. В их состав входят три члена, избираемые исполкомами Советов. Трибуналы проверяли следственные действия ЧК, которые наряду со следственными комиссиями осуществляли предварительное следствие. Судебное рассмотрение в трибуналах должно было начинаться не позднее сорока восьми часов с момента окончания следствия.

Положение о  ревтрибуналах 1919г. закрепило несколько  отраслевых видов этих органов: военно-полевые  суды, железнодорожные трибуналы, транспортные суды, имевшие статус  революционных трибуналов.

В марте 1920г. новое  Положение о ревтрибуналах, принятое ВЦИК, упраздняло специальные следственные комиссии, возложив их функции на органы ВЧК и особые отделы, в состав трибуналов стали входить представители  губернской ЧК.

Особенности судебного  процесса, характерные для ревтрибуналов, объяснялись условиями гражданской  войны. Ускоренное судопроизводство, право  применения высшей меры наказания, свобода  в выборе мер уголовной репрессии, использование в качестве защитников и обвинителей только штатных членов коллегии при Советах, ярко выраженные социальные критерии при назначении наказаний—все это придавало характер чрезвычайности этим судебным органам. Поэтому при переходе к нэпу (1921-1923гг.) система ревтрибуналов была существенно реорганизована и большая часть ревтрибуналов упразднена.

Сохранились военные  трибуналы высшего звена, военно-транспортные трибуналы в ряде крупных городов. В качестве органов чрезвычайной юстиции сохранились также особые трудовые сессии народных судов, земельные и арбитражные комиссии, выпадавшие из общей судебной системы. К органам чрезвычайной юстиции относились также внесудебные органы репрессии.

С марта 1918г. начинается формирование местных чрезвычайных комиссий, подчиненных ВЧК. Им предоставлялось исключительное право на аресты, обыски, реквизиции и конфискации. Местные ЧК создавались в губерниях и уездах и к июлю 1918г. существовали повсеместно.

В июне 1918г. прошла Первая Всероссийская конференция  ЧК, разработавшая общие принципы организации и деятельности ЧК и подготовившая  “Положение о местных ЧК по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности”, утвержденное ВЦИК в октябре 1918г. ВЧК являлась органом СНК, работала в тесном контакте с Наркоматом юстиции и Наркоматом внутренних дел. Местные органы ВЧК образовывались местными Советами на правах их отделов. По вертикали местные ЧК подчинялись ВЧК.

Система чрезвычайных органов включала специализированные органы: летом 1918г. были созданы пограничные  ЧК, в ноябре 1920г. на особый отдел ВЧК была возложена функция по охране границ, ему были переданы пограничные воинские части. В армии и на флоте в конце 1918г. создавались особые отделы ВЧК, в феврале 1919г. ВЦИК принял Положение об особых отделах ВЧК.

При наличии  разветвленной сети местных органов ВЧК превращалась в мощный аппарат политических репрессий. По окончании следствия ЧК передавали дела в трибуналы, а сами рассматривали их по существу и определяли меры наказания, “общественно опасные элементы” могли подвергаться тюремному заключению в административном, внесудебном порядке. Столь широкие полномочия ВЧК и местные ЧК получили в период с сентября 1918г. до февраля 1919г., известный как период “красного террора”. В феврале 1919г. ВЦИК  принимает положение о ВЧК, в котором право выносить приговоры по делам, проводимым ЧК, предоставлялось ревтрибуналам, на них же возлагалась обязанность проверять следственные действия ЧК. Однако в особых случаях органы ВЧК по–прежнему могли применять внесудебную расправу.

Для борьбы с  хищениями, спекуляцией, подлогами, злоупотреблениями по должности в хозяйственных и распределительных органах в октябре 1919г. ВЧК  создается Особый Революционный Трибунал, состоявший из председателя и двух назначенных ВЧК членов.

В марте 1920г. ВЦИК своим Декретом вовсе отменяет право ЧК применять внесудебные репрессии, обязывая их передавать дела на рассмотрение ревтрибуналов. Однако уже в мае 1920г. в связи с обострившейся военной и политической ситуацией, ВЦИК  вновь расширяет права органов ВЧК на применение особых репрессивных мер.

В конце 1921 г. Девятый  Всероссийский съезд Советов  принял решение об упразднении ВЧК. В новых социально-экономических  условиях чрезвычайный орган “борьбы  с контрреволюцией” трансформировался  в Главное политическое управление (ГПУ) при НКВД.

Рабочая милиция  возникла в ходе проведения вооруженного восстания в Петрограде и формировалась  на основе принципа добровольности. Этот принцип и был закреплен в  октябрьском Декрете 1917 г., подчинившем  милицию Советам. Через год, в  октябре 1918 г., НКВД и Наркомюст приняли совместную инструкцию “ об организации рабоче-крестьянской милиции”. Систему милиции возглавляло Главное управление рабоче-крестьянской милиции НКВД РСФСР. На местах создавались местные управления милиции, находившейся в двойном подчинении: НКВД и местных исполкомов Советов. При главном управлении милиции создавалось Центральное управление уголовного розыска, при местных управлениях—отделы уголовного розыска.

Информация о работе Правовая политика Советского государства (1917-1920 гг.)