Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 17:49, контрольная работа
Цели и задачи контрольной работы предопределяются следующими основополагающими положениями. Право — феномен мировой цивилизации, в рамках которого сформировалось и действует множество современных правовых и политических систем. Чтобы понять правовое развитие в целом, как составную часть прогресса мировой культуры, необходимо такое философское понимание права, позволяющий соотнести правовую систему с конкретным историческим временем и регионом, национальной, религиозной спецификой той или иной цивилизации, с культурой общества. Именно для обозначения связи этих и иных факторов развития общества с правовым регулированием в его исторической перспективе необходим раздел правоведения, занимающийся изучением не только и не столько внутренней структуры (системы) права, сколько выяснением закономерного места последнего в общем контексте правового измерения человечества на основе анализа общего и особенного в социальных, политических, структурных, специальных юридических характеристиках национального права.
Значительную роль в качестве источника права в романо-германской правовой семье играют нормативно-правовые акты, принимаемые различными органами исполнительной власти (декреты, постановления, циркуляры, инструкции, регламенты и.д.) Как правило, такие нормативные акты принимаются «во исполнение закона» и носят подзаконный характер. При этом осуществляются судебный контроль для обеспечения соответствия подобных подзаконных актов закону.
Обычай играет в системе источников романо-германского права в основном вспомогательную роль, дополняя в необходимых случаях действующее законодательство.
Суд в странах романо-германской правовой семье действует на основе и в рамках закона, поэтому он не обладает правотворческими полномочиями, не имеет права создавать новые нормы права. Вместе с тем суд обладает значительной свободой в толковании применяемых нормативно-правовых актов, что обусловливает влияние судебной практики на правоприменительный процесс и развитие действующего права.
В ряде романо-германской правовой семьи общие принципы права (идеи и традиции надпозитивного права и т.д.) именуют силу норм действующего права, а при коллизиях с последними – обладают приоритетом. Подобная роль общеправовых принципов опирается не только на традиции романо-германского права, но и на закрепленные в ряде современных конституций континентальных стран естественно-правовые принципы и нормы о прирожденных и неотчуждаемых правах человека, правовых ценностях и т.д.
По существу речь идет о том, что конституционно признанное и закрепленное естественное право (в виде принципов естественного права, естественных прав и свобод человека и т.д.).
Правовая семья «общего права» включает в себя национальные системы права Англии, США, Северной Ирландии, Канады, Австралии, Новой Зеландии. В нее входят и системы права ряда других азиатских и африканских стран – бывших английских колоний.
По своему происхождению данная правовая семья восходит к английскому праву. Общее право сложилось в виде совокупности судебных решений-прецедентов. В этом смысле можно сказать, что общее право – это совокупность судебных решений, которые имеют значение прецедента, обязательно для других судов при разрешении аналогичных дел.
В процессе формирования общего права королевские суды использовали некоторые положения местных правовых обычаев, преобразуя и приспосабливая их к строгим требованиям новой судебной процедуры и процессуальной формы.
Римское право и основанное на нем
(первоначально также и в
Нормы (правила) прецедентного права обладают такими достоинствами, как конкретность и гибкость, но они казуистичны, лишены ясности и четкости абстрактно-общих норм романо-германского права. Это препятствует кодификации прецедентного права по образцу романо-германских кодексов.
С учетом сложившейся в Англии иерархии судебных инстанций действует «правило прецедента», согласно которому:
Судья, решая дело, обязан следовать имеющемуся прецеденту. При этом он пользуется большой свободой усмотрения в трактовке вопроса о сходстве рассмотренного дела с уже разрешенными делами. При отсутствии надлежащего прецедента и соответствующей нормы статутного права (законодательства) судья сам определяет правоприменительную норму (казусное правило) для решения рассматриваемого дела.
После судебной практики (прецедентного права судов) как первого и основного источника английского права в качестве второго английского права признается статутное право - законы и подзаконные акты.
В Великобритании нет писаной конституции,
и под «английской
Закон (акт парламента), согласно английской традиции и сложившейся юридической доктрине, считается второстепенным источником права, который вносит лишь ряд поправок и дополнений к праву, созданному судебной практикой.( т.е.прецедентному праву). Формально закон может изменить или отменить норму прецедентного права, и при коллизии с прецедентом приоритет принадлежит закону. Но фактически само действие закона осуществляется в русле и в контексте его судебно-прецедентного толкования и применения.
Подзаконные акты («во исполнение закона») издаются органами исполнительной власти лишь в порядке реализации правомочий, делегированных им парламентом. При этом суды обладают правом в надлежащих случаях отменять акты исполнительной власти.
Английское общее право
После достижения независимости в США некоторые штаты отказались от английского права и приняли кодексы по романо-германскому образцу. Но потом в целом возобладала традиция, и США остались в системе общего права, за исключением штата Луизиана, право которого тяготеет к романо-германской правовой семье.
Право США, как и английское право, - это, прежде всего, право судебной практики, т.е. прецедентное право. Законы и подзаконные акты играют вспомогательную роль в качестве дополнения к прецедентному праву. Однако, в отличие от английского, американское право состоит в том, что Конституция США (1787 г.) в качестве основного закона страны возвышается над общим правом и определяет основы американского общества и государства и всего действующего права.
Возникновение социалистических систем законодательства связано с появлением в XX в. социалистических стран и соответствующего стран и соответствующего законодательства – сперва в России (1917 г.), а после Второй мировой войны и в целом ряде стран Восточной Европы, Азии и Латинской Америки.
В литературе (отечественной и зарубежной) при характеристике различных национальных систем законодательства социалистических стран (СССР и других зарубежных социалистических стран) обычно говорят о «социалистическом праве», «семьи социалистического права» и т.д.
Эти термины и понятия нельзя признать адекватными, поскольку речь идет о законодательстве (так называемом «позитивном праве» при социализме), которое по сути своей носило неправовой характер, выражало цели и устремления антиправовой идеологи, политики и практики бесконтрольно правящей коммунистической партии.
Неправовая природа социалистического законодательства по-разному проявлялась в разных социалистических странах на разных этапах их существования. Спектр различий здесь весьма велик и разнообразен – от прямого революционного насилия, не связанного никакими законами, до «государства социалистической законности» и поисков «социализма с человеческим лицом».
Определенное влияние на содержание и характер национальных систем законодательства в разных социалистических странах оказали также их правовое прошлое, уровень их правовой развитости, сложившиеся правовые традиции и т.д.
Законодательство послевоенных социалистических стран Восточной Европы (с их значительным правовым прошлым) заметно отличилось от законодательства азиатских социалистических стран, где право и до перехода к социализму находилось в неразвитом состоянии и не играло существенной роли в жизни общества. Право дореволюционной России, как и досоциалистическое право социалистических стран Восточной Европы, развивалось в целом в русле и в рамках романо-германской правовой семьи. Влиянием этого прошлого обусловлены такие аспекты внешнего сходства европейских социалистических систем законодательства с формами романо-германского права, как общая терминология и приемы юридической техники, во многом одинаковые конструкции в области системы источников действующего «позитивного права», и его структуры (деление на отрасли, институты и нормы), аналогичные представления о норме и нормативных актах, отсутствие прецедентного права, отрицание значения судебной практики в качестве источников права, незначительная роль обычая и т.д.
Однако, схожей терминологией обозначились качественно различные явления, поскольку положения социалистического законодательства по существу отвергали основы права и носили декларативный, «фасадный» характер.
Так, советское право не обрело высокозначимый статус, а стало «огосударственным», т.е. придатком государственной власти. Право в годы советской власти несло на себе печать тоталитарного строя и коммунистической идеологии. Оно официально трактовалось как «отмирающее», обреченное на то, чтобы в конце концов, при коммунизме, вообще сойти со сцены общественной жизни. Это способствовало правовому нигилизму, пренебрежению правовыми формами во имя высших коммунистических интересов. В целом советское право строилось не для препятствия осуществления бесконтрольной власти партократии, а в целях его легализации и создания для этого «правовых оснований».
С начала 90-х г.г. социалистические страны вступали в новый (постсоциалистический) период своего развития, ознаменованный радикальными преобразованиями, цель которых – утверждение господства права, прав и свобод человека и гражданина общества, демократического правового государства. На территории бывшего СССР и бывших социалистических стран Восточной Европы возникли новые суверенные государства, в которых формируются новые национальные системы права. Этот процесс в разных странах протекает с различной интенсивностью, но в целом все они достигли определенных успехов на новом этапе своего правового развития (принятие новых конституций, качественное изменение законодательства, принятие ряда новых кодексов, признание и закрепление в национальных системах права международных принципов и стандартов в области прав человека, участие в процессе интеграции и т.д. ).
После распада мировой
Правовое развитие этих стран до их перехода к социализму осуществлялось в формах и направлениях, характерных для романо-германского права.
Мусульманская правовая семья охватывает более 50 государств, расположенных от западной оконечности Африки до тихоокеанских островов, где проживают около 900 миллионов человек, исповедующих ислам (Алжир, Египет, Иран, Марокко, ОАЭ, Турция и др.).
Под «мусульманским правом» (шариатом) имеется в виду правовой аспект исламской религии, возникновение которой связано с именем пророка Мухаммеда (VII в.). Шариат («путь следования») – это по сути своей религиозный (божественный) закон, диктуемый верующим. Он отражает совокупность предписаний о том, что они должны и чего они не должны делать. В основе шариата, как и других религиозно-нормативных систем (индусского права, иудейского права, права ряда стран Дальнего Востока), лежит идея религиозных обязанностей человека, а не его права.
Источниками мусульманского права являются: Коран – священная книга ислама и основа мусульманского права; сунна – совокупность преданий о высказываниях и делах пророка Мухаммеда, имеющих правовое значение и являющихся основными историческими источниками мусульманского права; иджма – общее (единое) мнение авторитетных правоведов ислама; кияс – суждение по аналогии в вопросах права.
Коран и сунна – основные исторические источники мусульманского права, непосредственно связанные с именем Мухаммеда. После смерти Мухаммеда (в 632 г.) содержание мусульманского права в VII в. было дополнено его сподвижниками целым рядом новых положений на основе толкования Корана и сунны. Однако потребности общественной жизни требовали дальнейшего развития шариата, классификации и систематизации его принципов и норм. Решению этих задач в VII-X вв. была посвящена деятельность правоведов – знатоков ислама и основанных ими различных правовых школ.
В своем толковании Корана и сунны мусульманские правоведы разных школ (толков) опирались на поощрявшийся пророком принцип «иджтихад» - свободное усмотрение судьи в случаях умолчания других источников относительно рассматриваемого дела. Толкование мусульманскими правоведами Корана и сунны на основе этого принципа фактически сопровождалось установлением ими новых норм шариата. Усилиями этих правоведов были сформулированы основные принципы и конкретные нормы (по преимуществу – казуистического (индивидуального) характера) мусульманского права.