Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 15:21, курсовая работа
рассматриваются основные источники Древнерусского права
Введение …………………………………………………………………..1- 3
Глава I. Становление древнерусского права
§ 1. Общая характеристика источников древнерусского права…………4 - 10
§ 2. Русская Правда - кодекс раннефеодального права (ее происхождение и основные редакции)…………………………………………………….…11 - 13
Глава II. Русская Правда как свод законов Древней Руси
§ 1. Основные черты гражданского права по Русской Правде. Право вещное, наследственное, обязательственное, семейно-брачное ………………..14 - 23
§ 2. Уголовное право по Русской Правде. Суд и процесс в древнерусском государстве……………………………………………………………….24 - 30
Заключение ……………………………………………………………….31- 33
Библиографический список ……………………………………………...34
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российская правовая академия
Министерства Юстиции
ИЖЕВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал)
Заочное отделение
(наименование отделения)
Кафедра государственно-правовых дисциплин
(наименование кафедры)
КУРСОВАЯ РАБОТА
По Дисциплине: История Отечественного государства и права.
Правовая система Древнерусского государства (IX-XI вв.)
Выполнил студент 121 юзв учебной группы 1 курса
Юшкова Марина Владимировна
(фамилия, имя, отчество)
Научный руководитель
кандидат исторических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин
Иванов Валерий Степанович
Дата защиты _______________________
Оценка _____________________________
______________________________
Ижевск, 2012 г.
Оглавление:
Введение ………………………………………………………
Глава I. Становление древнерусского права
§ 1. Общая характеристика источников древнерусского права…………4 - 10
§ 2. Русская Правда - кодекс раннефеодального
права (ее происхождение и основные редакции)…………………………………………………….
Глава II. Русская Правда как свод законов Древней Руси
§ 1. Основные черты гражданского права по Русской Правде. Право вещное, наследственное, обязательственное, семейно-брачное ………………..14 - 23
§ 2. Уголовное право по Русской Правде.
Суд и процесс в древнерусском государстве…………………………………………………
Заключение …………………………………………………
Библиографический список ……………………………………………...34
ВВЕДЕНИЕ
Становление светского права Древней Руси было длительным процессом. Его истоки восходят к племенным Правдам восточных славян. Они представляли собой обычно правовые системы, предназначенные для юридического регулирования всей совокупности социально-экономических и правовых отношений в каждом племени или союзе племен.
Ко второй половине XIX в. в Среднем Поднепровье - Русской земле произошла унификация близких по составу и социальной природе Правд этих племен в Закон Русский, юрисдикция которого распространялась на территорию государственного образования славян с центром в Киеве. Данной системой права руководствовались в судебной практике великие киевские князья и контролируемые ими княжеские и местные общинные суды.
Переворот, произведенный в древнерусском обществе и праве христианством и византийским правом, сказался, в первую очередь, на положении церкви и церковных людей. Это нашло отражение в церковных уставах, принятых русскими князьями, до нас дошли: Устав князя Владимира, Устав князя Ярослава, уставы новгородских князей Всеволода и Святослава и др. Княжеское законодательство как источник права появляется на Руси в Х в., оно внесло изменения в действующее финансовое, семейное и уголовное право.
Наиболее же крупным памятником древнерусского права является Русская Правда, сохранившая свое значение и в последующие периоды отечественной истории. Русская Правда - первый свод законов Руси, которая вобрала в себя и обычное право, и право византийских источников, и законотворческую деятельность русских князей XI-XII вв. Русская Правда дошла до нас в более чем ста списках XIV-XVI вв., которые сильно отличаются друг от друга по составу, объёму, структуре.
Актуальность исследуемой проблемы определяется, с одной стороны, многоаспектностыо проблематики, связанной с осмыслением места и роли государственно-правовой системы Древней Руси IX-XII вв. в последующем развитии России, ее политических и правовых институтов, а с другой - отсутствием единства во мнениях по поводу основных источников и этапов эволюции системы Древнерусского права.
Исследование истории русского права имеет важное концептуальное значение для развития юридической науки, позволяя теоретически представить и государство, и право как сложные социальные феномены, рассмотренные в исторической перспективе.
Объект исследования - общественно-правовые отношения, регулируемые источниками древнерусского права.
Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, регламентирующие различные сферы жизнедеятельности Древней Руси
Целью данной работы является всестороннее рассмотрение источников древнерусского права и их общая характеристика.
Задачи исследования:
- изучить этапы становления древнерусского права;
- дать общую характеристику источников древнерусского права;
- рассмотреть Русскую Правду как основной источник древнерусского права;
- выявить основные черты гражданского, вещного, наследственного, семейного права;
- исследовать уголовное
право, суд и процесс в
Вопросам исследования источников древнерусского права посвящали свои труды такие ученые как, Кудимов А.В., Шафиев М.М., Черниловский З.М., Чибиряев С.А., Чистяков О.И. и другие.
При написании работы были использованы такие методы научного познания, как сравнительно-правовой, индукции и дедукции, формальной логики, системный, технико-юридический и другие.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава I. СТАНОВЛЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ПРАВА
§ 1. Общая характеристика источников древнерусского права
Процесс возникновения права так же сложен, как и процесс возникновения государства. И протекают оба этих процесса одновременно. Если отталкиваться от положения, что реализация права обеспечивается государством, то приходится признать, что право не может возникнуть раньше государства. Естественно, и в догосударственный период имелись нормы, регулировавшие отношения в обществе: нормы морали, религиозные нормы, нормы обычаев. Они соблюдались, прежде всего, благодаря авторитету традиций, общественного мнения и религиозных верований. Эта сила была, пожалуй, сильнее угрозы наказания со стороны государства. Обычное право выражается в юридических действиях (фактах), в их однообразном повторении (скажем, община при любых обстоятельствах защищает каждого общинника круговой порукой). Оно выражается также в юридических сделках или судебных актах (применение кровной мести за убийство родича) и в словесных формулах (в законе, пословицах): «Вор ворует, мир горюет»; «Муж крепок по жене, а жена по мужу» и т.п. [12; с. 27]
Обычное право весьма консервативно, оно часто долго соседствует с правом публичным в условиях, когда уже складывается государство и все институты права. На Руси долго считали, что поступать по старине, значит поступать по праву. «Что старее, то правее», – говорит пословица. [1;с.79]. В то же время обычное право, не будучи закреплено в законе, способно изменяться вместе с жизнью. К древнейшим нормам обычного права восточных славян относились кровная месть, круговая порука, умыкание невесты, многожёнство, особая словесная форма заключения договора, наследование в кругу семьи и др. Часть их мы обнаруживаем в древнерусском законодательстве уже в качестве норм публичного права, часть их видоизменяется, некоторые утрачиваются. Кровная месть, к примеру, запрещается в XI в. и заменяется денежным штрафом.
По мнению Портнова В.П.,
право у восточных славян возникло
одновременно с государством, никакого
так называемого общинного
Возникновение Древнерусского государства естественно сопровождалось формированием древнерусского права, исторически первым источником, которого были правовые обычаи - нормы обычаев доклассового общества, санкционированные возникающим государством. Среди них можно встретить кровную месть, принцип талиона - «равным за равное». Совокупность этих норм летописи и иные древнейшие документы называют «Законом русским». Поэтому вторым источником права Киевской Руси - это собственное законотворчество раннефеодального государства в первые десятилетия его существования, обобщавшее судебную практику. Ко второй половине XIX в. в Среднем Поднепровье - Русской земле произошла унификация близких по составу и социальной природе Правд этих племен в Закон Русский, юрисдикция которого распространялась на территорию государственного образования славян с центром в Киеве. Нормы Закона Русского учитывались великими киевскими князьями при заключении договоров с Византией.
Русская летопись донесла до нас тексты 3-х таких договоров: 911, 944 и 971 гг. Договоры регулировали торговые, союзные и военные отношения между двумя государствами, устанавливали разные виды наказаний за преступления (убийство, кражи, увечья), совершённые на чужой земле, разрабатывали процедуру возмещения убытков, выкупа пленных, наследования и др. Эти памятники демонстрируют довольно высокий уровень права не только Византийской империи, но и Руси, выступавших в них как равные партнеры. В текстах договоров 911 (ст. 5) и 944 (ст. 6) годов прямо указывается на существование уже к этому времени закона русского (в первом случае) и устава и закона русского (во втором), на основе которых законодатель разрешает спорные вопросы. Договоры 911, 944 и 971 гг. содержали нормы торгового права, например, правила регистрации отдельных товаров «наволок» [9; с. 14]
Третий источник древнерусского права – право византийское, его рецепция (усвоение), а через него – частично и права римского. Принятие христианства Русью (988 г.), усвоение христианской культуры, более тесное общение с Византией и другими странами произвели настоящий переворот во всех сферах правовой жизни Древней Руси. Обычное право во многом прямо противоречило учению христианской морали и церковному праву, и должно было подвергнуться пересмотру. С христианством на Русь пришла церковь со своими каноническими законами, со своими служителями, начиная с митрополитов-греков и кончая духовными лицами менее высокого ранга, которые составили образованную элиту общества, стремившуюся к усовершенствованию русского права.
На протяжении двух последующих столетий, XI и XII , Русь как прилежная ученица усваивала чужое право, приспосабливая его к условиям местной жизни. На Русь в то время хлынул поток переводной греческой литературы, как светского, так, главным образом, религиозного содержания: евангелия, псалтыри, жития святых, хроники, апокрифические сочинения и пр., составлявшие круг чтения средневекового русского читателя. В этом потоке немаловажное значение занимали кодексы византийского права, которые стали изучаться и применяться и в законотворчестве, и в судебной практике. Первыми пришли сборники церковного права: Номоканон (законы и правила) Иоанна Схоластика, Номоканон патриарха Фотия. Переводы их получили на Руси название Кормчих книг (сборники канонических и юридических установлений). Из сводов светских законов Византии на Руси хорошо знали Эклог (отбор) императоров Льва Исавра и Константина Компронима, Книги законные, содержавшие законы земледельческие, уголовные и др.
Под влиянием византийского права
уже в XI в. все членовредительные
и болезненные наказания
Переворот, произведенный в древнерусском обществе и праве христианством и византийским правом, сказался, в первую очередь, на положении церкви и церковных людей. Это нашло отражение в церковных уставах, принятых русскими князьями до нас дошли: Устав князя Владимира, Устав князя Ярослава, уставы новгородских князей Всеволода и Святослава и др. Они содержат положение о церковной десятине, которую со времен Владимира Святого русская церковь получала из казны на содержание; церковные люди освобождались уставами от всяких сборов и частично от юрисдикции княжеского суда; церковь получила право надзора за правильностью мер и весов, совершения брачного союза и др. Уставы, таким образом, позволяют выяснить отношения государства и церкви, помогают восстановить правовые нормы, не нашедшие отражения в Русской Правде. Это ценный источник изучения права.
Княжеское законодательство как источник права появляется на Руси в Х в. Уставы Владимира Святославича, Ярослава, внесли изменения в действующее финансовое, семейное и уголовное право.
Устав Владимира определял
взаимоотношения княжеской
Устав Ярослава посвящался
главным образом семейно-
Информация о работе Правовая система Древнерусского государства (IX-XII вв.)