Правовое воспитание: цели, содержание и особенности в деятельности органов внутренних дел

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 17:23, курсовая работа

Краткое описание

Под правовым воспитанием принято понимать целенаправленную систематическую деятельность государства, его органов и их служащих, общественных объединений и трудовых коллективов по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры.
Работа в органах внутренних по правовому воспитанию -это сложная система применения различных средств и методов, направленных на установление порядков, отвечающих интересам людей. Правопорядок означает, что все нормы права строго соблюдаются всеми, правильно соблюдаются должностными лицами, государственными органами и организациями. Следовательно, правопорядок – результат точного соблюдения и осуществления норм права на практике, в жизни.

Содержание

1. Вступление.
2. Понятие правового воспитания.
3. Задачи органов внутренних дел по обеспечению правопорядка.
4. Воспитание правового сознания, правовой культуры – неотъемлемый процесс правового воспитания.
5. Содержание и особенности правового воспитания в органах внутренних дел.
6. Профессиональная этика юриста.
7. Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Правовое воспитание.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

       В  правовом воспитании, в его неразрывной  связи с общей культурой большая  роль принадлежит художественной  литературе, средствам массовой  информации, в том числе телевидению,  радио, газетным публикациям. Воспитание правового сознания является составной частью всей культурной жизни общества, социальной функцией государства, проявляющего заботу о просвещении и воспитании подрастающего поколения. Правовое просвещение взрослых граждан также имеет воспитательное значение в развитии массового сознания общества. Воспитательная работа поднимает индивидуальное правосознание личности до понимания наиболее общих юридических принципов и требований, отвечающих интересам всего общества, государства. Воспитание в духе права, законности не ограничивается правовым просвещением, формированием позитивного отношения к закону, праву, а находит своё завершение в правовой активности личности, в её правовой культуре.

        Правовая культура личности выражается в овладении ею основами юридических знаний, в уважении к закону, праву, в сознательном соблюдении норм права, в понимании социальной, юридической ответственности, в непримиримости к правонарушениям, в борьбе в ними. Знание гражданами своих прав, свобод, а также обязанностей перед государством и обществом является составной частью правовой культуры. Правовое сознание человека включает чувство убеждённости в том, что он найдёт у государства, его органов помощь в защите своих прав, законных интересов, что государство справедливо требует от него выполнения возложенных обязанностей и что он равен в правах с другими гражданами, равен со всеми перед законом и судом.

       Средствами  повышения правовой культуры  граждан являются пропаганда  права, развитие у граждан юридических знаний, практическое укрепление законности. Большое воспитательное значение, воздействие на граждан, особенно молодёжь, оказывает пример руководителей, в том числе должностных лиц государственного аппарата, в неукоснительном соблюдении законов, в борьбе с преступностью. Правовая культура – необходимое условие сознательного осуществления гражданином своего долга перед обществом и государством. Развитие правосознания гражданина, общества способствует преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося поведения людей, предотвращению случаев произвола и насилия над личностью. Внесение научно обоснованных, взвешенных правовых представлений, взглядов в сознание граждан, борьба с преступностью являются предпосылками укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно построить гражданское общество и правовое государство.

         Формой общественного сознания, отражающего моральные отношения,  которые проникают во все сферы  жизни общества, является мораль. Моральное сознание – это система  норм, принципов, ценностей, идеалов, регулирующих отношения людей друг к другу, к семье, народу, обществу. Эти нормы, принципы, ценности, идеалы сложились в ходе истории развития цивилизации, они развиваются и наполняются новым содержанием в современный период жизни человечества, готовящегося к вступлению в двадцать первый век.

        Моральное сознание – особый  способ социальной регуляции,  который имеет некоторые общие  черты с правовой регуляцией, но в то же время имеет  существенные отличия от права.  Мораль представляет собой «противоречиво-напряжённое соотношение понятий сущего и должного».

         Мораль как форма общественного  сознания и вид общественных  отношений стимулирует утверждение  и развитие достоинства человека, его стремление к содержательной  и счастливой жизни.

         В регулировании общественных  отношений мораль взаимодействует  с правом. При уяснении содержания  правовых норм необходим не  только их всесторонний анализ  с учётом требований идей правосознания  общества, но и выявление взаимосвязей  норм права с принципами и нормами морали, с нравственным сознанием общества. Применение норм права требует проникновения в нравственную оценку жизненных отношений, обстоятельств по конкретному юридически значимому делу. Анализ моральных отношений необходим при рассмотрении брачно-семейных, а также многих гражданских и уголовных дел.

       Принципы  морали – это основные начала, исходные требования, охватывающие  общественную и личную жизнь  человека. Они конкретизируются  в виде норм, регулирующих поведение  людей в определённых жизненных ситуациях. Нормы морали тогда становятся действенной основой нравственного поведения человека, когда они утверждаются в его самосознании, приобретают качество убеждения, сливаются с его чувствами.

        История развития цивилизации свидетельствует, что право и мораль как составные части культуры общества органически связаны друг с другом. Правовая система государственно-организованного общества закрепляет жизненно важные для всего общества требования морали, нравственные установления. Законодательная власть в работе по совершенствованию права учитывает состояние общественной морали, нравственную культуру населения страны, исходит из того, что нравственная основа права является важнейшей составной величиной общей регулятивной потенции права, что право должно быть нравственным, законы должны быть справедливыми и гуманными.

       Отличие  норм права от морали проявляется  в характере гарантий выполнения  этих норм. Требования права и  морали выполняются большинством  людей сознательно, добровольно, в силу понимания их справедливости. Нормы морали исполняются в силу личной убеждённости, привычки человека. Внутренним гарантом морали выступает совесть человека, а внешним – общественное мнение. «Для меня моя совесть значит больше, чем речи всех», - утверждал Цицерон. Различия между правом и моралью проявляются и в оценке мотивов поведения лица. Право предписывает необходимость всесторонней оценки поведения человека, совершившего преступление. Но с юридической точки зрения безразлично, какими мотивами руководствовался человек в конкретном случае, если его поведение по своим результатам было правомерным, законным. С моральной же точки зрения важно выявить стимулы, мотивы человека, его намерения в выборе определённого поведения, являющегося правомерным. С помощью права государство добивается утверждения в сознании граждан, всего населения прогрессивных норм морали, борется с несправедливостью, злом и пороками. Гражданское и уголовное судопроизводство призваны укреплять законность, воспитывать людей в духе уважения к праву, справедливым и законным интересам личности, общества и государства.  

 

5. Содержание и особенности правового  воспитания в органах внутренних  дел.

          Особенность правового воспитания  в органах внутренних дел в  том, что работа проводится с законопослушными гражданами, с ранее судимыми, с осужденными условно или с отсрочкой исполнения приговора, а также с привлечёнными к административной ответственности. При этом работник милиции должен хорошо владеть своей профессией, предъявляются высокие требования к его деловым и моральным качествам, он должен хорошо знать право, другие социальные нормы, которые регулируют его служебную деятельность. Добросовестное отношение к службе, честность, неподкупность, принципиальность, гражданское мужество, справедливость – неотъемлемые его качества. В служебной деятельности работники милиции сталкиваются со многими и весьма разными людьми. Они разбирают дела, в которых переплелись часто противоречивые интересы различных по своему характеру, социальному положению граждан.  
хорошее знание психологии человека, общей социальной психологии. Он должен быть знатоком в области человековедения.     Большие душевные силы, такт, понимание возрастных особенностей человека необходимы сотруднику отделения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних. На учёт в это отделение ставятся подростки, совершившие какие-либо противоправные действия, но в силу своего возраста освобождённые от уголовной ответственности. Особую категорию составляют подростки, осужденные условно или с отсрочкой исполнения приговора. С ними и проводится определённая работа по правовому воспитанию, направленная на недопущение совершения повторных преступлений и правонарушений. В этой работе используются методы: убеждение, принуждение, наказание, внушение. Применение условного наказания или отсрочки исполнения приговора – это возможность оставить преступника на свободе, дать ему для исправления испытательный срок.  Если в период условного осуждения или отсрочки исполнения приговора подросток допускает такие нарушения как уклонение от работы или учёбы, злоупотребление спиртными напитками, неявка на регистрацию в отделение (если такая обязанность была на него возложена судом), совершает незначительные правонарушения, то с ним помимо профилактических бесед инспектором по делам несовершеннолетних, проводятся беседы руководством райотдела и выносится официальное предостережение. Если же и после такого предостережения подросток не стал на путь исправления, а продолжает совершать противоправные действия, то в народный суд вносится представление органом внутренних дел на этого подростка, где указываются все его действия, предпринятые профилактические меры, и содержится просьба отменить отсрочку исполнения приговора и направить несовершеннолетнего в колонию. Но, как правило, такое случается не очень часто. Применение отсрочки исполнения приговора или условного осуждения в отношении несовершеннолетних оправдывает себя, значительная часть подростков не совершает в этот период и после снятия наказания повторных преступлений и правонарушений. К подросткам применяются принудительные меры воспитательного характера – это возложение обязанности извиниться перед человеком, которого подросток, например, оскорбил. Несовершеннолетнему правонарушителю может быть объявлен выговор или строгий выговор, сделано предупреждение, он может быть передан под наблюдение коллектива, в котором учится или работает, ему могут назначить общественного воспитателя, который будет контролировать поведение подростка. В исключительных случаях, в частности, когда другие, более мягкие меры не подействовали, подросток может быть направлен в специальное воспитательное учреждение для несовершеннолетних – спецшколу, спецпрофтехучилище. Право применять такие принудительные меры воспитательного характера предоставлено комиссии по делам несовершеннолетних, но они применяются по инициативе участковых инспекторов по делам несовершеннолетних. Лица, совершающие противоправные действия в раннем возрасте,  позже, как правило, значительно труднее поддаются исправлению, в итоге составляют основной резерв для взрослой и рецидивной преступности. Напротив, наиболее ранние выявление и своевременное принятие необходимых профилактических мер к подросткам, совершающим первые, не представляющие большой общественной опасности правонарушения, в значительной степени позволяют не допустить формирования у этих лиц стойкой направленности на совершение в дальнейшем каких-либо преступлений. Все это вместе обуславливает необходимость всестороннего анализа преступности несовершеннолетних.

Почти для всех несовершеннолетних, вставших на путь совершения преступлений, выбор такого варианта поведения  непосредственно или, в конечном счете, связан с личностными деформациями.

Особенности интересов, потребностей, отношений в сфере  ведущей деятельности, характерные для несовершеннолетних преступников, включают стойкую утрату связей с учебным или трудовым коллективом, полное игнорирование их правовых и нравственных оценок. Несмотря на то, что по уровню образования, определяемому по формальным показателям прохождения школьного обучения, отстают от сверстников 8-10 % несовершеннолетних преступников, среди них в пять-шесть раз больше доля лиц, не успевающих из-за отсутствия прилежания. Будучи выражением и следствием соответствующих ценностных ориентацией, негативного отношения, складывающегося в этом виде деятельности, такое отношение существенно затрудняет как социализацию, так  и ресоциализацию подростков в процессе их исправления и перевоспитания.

В производственной сфере  этих подростков характеризуют отсутствие интереса к выполняемой трудовой деятельности, утилитарное отношение к профессии (как к возможности извлечь из нее только материальную и иную потребительскую выгоды), отсутствие связанных с ней планов, отчужденность от задач производственного коллектива, его нужд. Такие подростки не испытывают боязни увольнения, так как полагают, и не без основания, что всегда смогут без труда устроиться в другое учебное заведение, на другое предприятие и даже, более того, обеспечить себе высокий денежный и другой потребительский доходы, используя условия рыночного беспредела, сложившиеся в последние годы в стране.

Стремление к достижению успехов в учебной и производственной деятельности, общественной работе у  правонарушителей замещено, как правило, досуговыми потребностями и интересами. Сама система оценок и предпочтений у  таких людей все больше ориентируется на эту сферу. Именно здесь фиксируются и гипертрофированные потребности, и интересы, связанные с погоней за модной одеждой, информацией, значимой для данной микросреды, и т.д.

В отличие от личности с позитивными, одобряемыми обществом интересами и потребностями, развитие их у правонарушителей часто идет как бы в обратном направлении. Фактическое, в основном бесцельное, времяпрепровождение формирует  соответствующий негативный интерес. Он закрепляется в привычках, которые, в свою очередь, ведут к формированию социально-негативных потребностей. Соответственно искаженному развитию потребностей на поведенческом уровне вырабатываются привычки к общественно опасным, противоправным способам их удовлетворения.

В среде несовершеннолетних правонарушителей признается допустимым

нарушение уголовно-правового  или любого другого правового  запрета, если очень нужно, в том  числе, если этого требуют интересы группы. Необходимость соблюдения требований закона соотносится главным образом со степенью вероятности наказания за допущенные нарушения. Отделением по предупреждению правонарушений несовершеннолетних проводится работа по правовому воспитанию среди учащихся общеобразовательных школ, средних специальных учебных заведений. С учащимися организуются встречи, конференции, диспуты, организация «круглого стола», где разъясняются некоторые статьи уголовного кодекса, предусматривающие ответственность несовершеннолетних, условия содержания в воспитательно-трудовых колониях. Особое внимание уделяется «трудным» подросткам, подросткам из неблагополучных семей, проводится работа по вовлечению их в кружки, спортивные секции, организуется шефская деятельность, с ними проводятся индивидуальных профилактические беседы. Некоторые подростки полагают, что, какой бы проступок они  ни совершили, всё кончится вызовом родителей, неудовлетворительной оценкой их плохого поведения или увещеваниями старших. Это совсем не так. Если подросток совершил преступление или иное правонарушение, то он сам и ответит за него перед законом. Именно это и разъясняется подросткам. Пристального внимания сотрудников отделения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних заслуживают неблагополучные семьи, где родители не занимаются воспитанием детей, злоупотребляют спиртными напитками, ведут иной антиобщественный образ жизни. Такой категории родителей разъясняются их обязанности по воспитанию детей, ответственность за уклонение от воспитания, принимаются меры административного воздействия и, как крайняя мера – направляется исковое заявление в народный суд на лишение родительских прав. Работа по правовому воспитанию проводится в тесном взаимодействии с комиссией по делам несовершеннолетних при администрации района, отделом народного образования, отделом социального обеспечения, комитетом по делам молодёжи и другими организациями. Непосредственное участие в этой деятельности принимает отделение организации работы участковых инспекторов милиции отдела внутренних дел. Участковый инспектор работает непосредственно с населением, проводит приём граждан по различным вопросам, совместно с сотрудниками отделения уголовного розыска, следственного аппарата, отделения по борьбе с экономическими преступлениями и другими работает по раскрытию преступлений, осуществляет охрану общественного порядка. В трудовых коллективах проводятся беседы с гражданами, лекции. Цель такой работы в том, чтобы люди действовали в соответствии с юридическими предписаниями и моделями, чтобы социальные процессы протекали в направлениях, выгодных обществу, государству, личности, чтобы не допустить со стороны граждан действий, которые бы причинили вред обществу. Если же нарушаются нормы права – совершаются преступления, правонарушения, административные проступки, то, естественно, человек наказывается. Цель наложения этих взысканий – охрана интересов государства и граждан, воспитание гражданина в духе уважения к нормам права и исполнения установленных государством обязанностей, пресечение проступка и наказание за него. Профилактика преступлений – это задача всех служб органов внутренних дел.

Информация о работе Правовое воспитание: цели, содержание и особенности в деятельности органов внутренних дел