Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 11:06, курсовая работа
Объектом данной курсовой работы является соотношение понятий правового воспитания и правового обучения.
СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ 5
1.1 Механизм, формы и методы правового воспитания 8
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО ОБУЧЕНИЯ………………12
2.1 Методические приемы правового обучения 18
3. ГРАНИ СООТНОШЕНИЯ ПРОВОВОГО ОБУЧЕНИЯ И ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ………………………………………………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
4.
Самовоспитание - это самая эффективная
форма воспитания, именно она
опирается на осознанное и
добровольное усвоение
Любая
форма правового воспитания выступает
как внешнее выражение, оформление
право-воспитательного
В современных условиях применяются и другие разнообразные формы правовой работы с населением: правовой всеобуч; пропаганда права средствами массовой коммуникации; правовоспитательная работа в связи с теми или иными конституционными мероприятиями (референдумы, выборы и тд.)9.
Система мероприятий правового всеобуча включает работу специальных правовых семинаров, школ, курсов, которые организуются государственными и общественными органами как на коммерческой, так и на бюджетной основе.
К формам правовоспитательной работы через средства массовой информации относятся беседы на правовые темы, «круглые столы» специалистов права, дискуссии по актуальным вопросам политико-правовых отношений, тематические передачи «Человек и закон», комментарии нового законодательства специалистами и т.д.
В последнее время наблюдается положительная тенденция влиять на молодежную аудиторию через кинематограф.
Вторым важным элементом механизма правового воспитания выступают разнообразные методы правовоспитательной работы – приемы, способы разъяснения политико-правовых идей и принципов в целях воздействия на сознание и поведение личности в интересах правопорядка. Обучение этим приемам обычно осуществляют специально подготовленные методисты-референты по правовой пропаганде и воспитанию10.
Правовое
просвещение, т.е. процесс распространения
правовых знаний, служит росту общей
юридической культуры и образованности
населения. Главная цель правового
просвещения в качестве метода правовой
пропаганды – воспитание уважения
к праву и законности как ценностной
установки широких слоев
Таким
образом, формы, средства и методы правового
воспитания выступают организационным
и методологическим механизмом, с
помощью которого субъекты правового
воспитания воздействуют на общественное
и индивидуальное сознание, помогая
им воспринять правовые принципы и
нормы.
2.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРАВОВОГО ОБУЧЕНИЯ
Обучение - это целенаправленный процесс взаимодействия учителя и ученика, в результате чего происходит усвоение знаний, умений, навыков, осуществляется воспитание и развитие. Современные ученые доказали, что процессы учения и обучения (преподавания) праву взаимосвязаны. Работа учителя эффективна лишь тогда, когда она основывается на знании внутренних механизмов учения. Вот почему актуальность приобретают вопросы активизации познавательной деятельности учеников. Этим понятием обозначили систему действий учителя, который стимулирует, побуждает учеников самостоятельно осваивать новое, расширять свои знания11.
Под правовым обучением мы понимаем процесс целенаправленной передачи знаний, умений и формирование устойчивых навыков в области правовой действительности, которые позволяют иметь не только теоретические представления об определенных юридических нормах жизни, законах страны, но и применять эти знания в практической деятельности.
Исходя из определения правового обучения можно выделить его основную задачу. Основной задачей правового обучения является ознакомить население с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правовой защищённости, а следовательно, и уровень правовой культуры, выше, чем в России.
Система мероприятий правового обучения включает в себя работу специальных правовых курсов, школ, семинаров, проведение которых осуществляют государственные и общественные органы, как на коммерческой, так и на бюджетной основе12.
Правовое обучение направлено на реализацию личностно ориентированного учебного процесса. Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по праву содержит следующие цели:13
правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя, полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;
достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку.
институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно- правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями;
знаний
и способов деятельности для решения
практических задач в социально
– правовой сфере, продолжения обучения
в системе профильного
ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельности принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.
В результате правового обучения, обучающийся должен знать:
систему и структуру права, современные правовые системы; общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятия и принципы правосудия; органы и способы международно - правовой защиты прав человека; основные юридические профессии;
уметь:14
систему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России; принципы организации и деятельности органов государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной защиты и социального обеспечения; порядок получения платных образовательных услуг;
механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом;
судопроизводства;
основания и порядок назначения
наказания; полномочия органов внутренних
дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса,
международных органов защиты прав
человека; объекты гражданского оборота;
организационно-правовые формы предпринимательской
деятельности; имущественные и
правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практики;
деятельности и повседневной жизни для:
- поиска,
анализа и использования
- анализа
текстов законодательных актов,
- изложения
и аргументации собственных
- применение
правил (норм) отношений, направленных
на согласование интересов
- осуществление
учебных исследований и
- выбора,
соответствующих закону форм
поведения и действий в
- обращения
в надлежащие органы за
В теории и практике в настоящие время существует много различных концепций. Рассмотрим некоторые концепции правового образования, сложившиеся на протяжении многолетней практики и научных изысканий исследователей в области методики обучения праву.
К настоящему времени юридические науки принято делить на несколько групп:
1. Теоретико-правовые
науки (сюда включается и
2. Историко-правовые
(к ним относят: историю
3. Отраслевые
науки (гражданское, уголовное,
4. Прикладные науки (судебная медицина, правовая кибернетика, криминалистика и проч.).
Вышеуказанный
подход в правовом обучении школьников
акцентирует внимание на теоретических
вопросах права и отводит определенное
количество часов в старших классах
именно на постижение смысла права, особенностей
юридической техники, проблем правотворчества
и правового поведения
Безусловно, такой подход имеет множество достоинств. Следует обратить внимание на то, что правовое обучение складывается на базе коммуникативного взаимодействия участников этого процесса, посредством теоретического осмысления права формируется культура человеческих взаимоотношений и складываются основы профессиональной юридической речи, развивается понятийное мышление. Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Я убежден, что множество конфликтов, нередко оканчивающихся большой бедой, имеют своим источником неумение теоретически понять, что ты хочешь от другого человека, а следовательно, и неумение это выразить в речи». В процессе правового обучения мы осознаем, насколько велика роль человеческого слова и как важно иметь грамотные теоретические представления об изучаемых явлениях15.
Передача юридической информации может осуществляться от учителя к группе обучаемых (ретиальный вербальный процесс) или от ученика к ученику, от педагога к конкретному обучаемому (аксиальный вербальный процесс). Речевой компонент такого подхода обучения является ведущим. Однако не менее существенную роль играет и невербальная коммуникация, помогающая транслировать правовую информацию с помощью жестов, мимики и пантомимики (движения тела) - этим занимается кинесика. Учитываются рекомендации, как лучше передавать правовую информацию, в зависимости от места и времени коммуникации, - этим занимается проксемика. Используются и своеобразные возможности голоса педагога, его тональность - этим занимается паралингвистика; темп речи, паузы, смех изучает экстралингвистика; берет на вооружение контакт глазами визуальное общение.