Правовое государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 11:14, реферат

Краткое описание

В данном реферате мы рассмотрим такие актуальные вопросы как :
-понятие правового государства
-основные черты правового государства
- признаки правового государства

Содержание

Введение………………………………………………………………2
2.Понятие правового государства…………………………………..4
3.Основные черты правового государства……………………..…8
4.Признаки правового государства…………………………………27
5.Заключение……………………………………………………………30
6.Список используемой литературы……………………………….31

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по теории государства и права.docx

— 52.31 Кб (Скачать файл)

В советской  политико-правовой теории и практике, вместе с тем, последовательно отстаивался  тезис о необходимости разделения функций между различными государственными органами, с одной стороны, и партийными органами и организациями - с другой. В практической жизни эти требования, однако, не всегда выполнялись. С началом  так называемой перестройки в 1985 г., приведшей в конечном счете  к развалу СССР, отношение официальных  кругов к теории разделения властей, так же, как и к концепции  правового государства, существенно  изменилось. Вместо прежних идеологических штампов типа "общенародное государство", "развитой социализм", "власть всего народа" и пр. на вооружение были взяты аналогичные, не имеющие  сейчас у нас в стране своего реального  содержания постулаты наподобие "правового  государства", "разделения властей", "политического плюрализма", "социального  государства" и т.д.

В сфере теории государства и права произошла  довольно значительная смена политических и идеологических ориентиров.10 Однако в практической политико-правовой жизни, касающейся правового государства и принципа разделения властей, за последние годы не произошло каких-либо существенных изменений. Наличие их, без сомнения, свидетельствовало бы о движении государства и общества по пути не декларированной, а реальной для всех граждан Российской Федерации демократии.

В числе важнейших  признаков и черт правового государства  выступает не только создание, но и  поддержание в обществе режима демократии, законности и конституционности, предотвращение попыток узурпации власти, сосредоточения ее в одних или нескольких руках.

Известно  уже по опыту веков, писал по этому  поводу Ш. Монтескье, что "всякий человек", обладающий властью, "склонен злоупотреблять ею, и он идет в этом направлении, пока не достигнет положенного ему  предела. А в пределе - кто бы это  мог подумать! - нуждается и сама добродетель". Чтобы не было злоупотребления  властью, "необходим такой порядок  вещей, при котором различные  власти могли бы взаимно сдерживать друг друга".

Наряду с  этим в правовом государстве (как  один из главных признаков его  существования) должно быть достигнуто реальное обеспечение прав и свобод рядовых граждан. Должен быть создан механизм их полной гарантированности  и всесторонней защищенности, последовательно  проводиться в жизнь принцип  оптимального сочетания прав и свобод граждан с их конституционными обязанностями.

Помимо названных  есть и другие признаки и черты, характеризующие  правовое государство и принципиально  отличающие его от неправового государства. Их достаточно много и они весьма разнообразны. В своей совокупности они дают общее представление  о том, чту есть правовое государство  и что не является таковым, каковы его сущность, содержание, основные цели его создания и назначение. Наконец, каковы условия его формирования и функционирования.

Последнее является принципиально важным, особенно для  современной России и для других стран, ставящих перед собой задачу формирования на базе существующих государственных  структур правового государства. Ибо  если в стране нет реальных - объективных  и субъективных условий для создания, а затем - нормального функционирования правового государства, то не может  быть и речи об успешном решении  данной проблемы.

Что же собой  представляют эти условия или  предпосылки? С чем они связаны? Прежде всего они ассоциируются с необходимостью достижения высокого уровня политического и правового сознания людей, с выработкой у них необходимой для активного участия в политической и общественной жизни общечеловеческой культуры.

Актуальными еще и поныне являются слова В.И. Ленина, сказанные вскоре после Великой  Октябрьской революции, о том, что  для участия масс в решении  государственных и общественных дел "кроме закона, есть еще культурный уровень, который никакому закону не подчинишь".

Принципиально важными предпосылками создания правового государства в нашей  стране являются также: выработка у  широких слоев трудящихся масс навыков, потребности и достаточно высокого уровня компетентности для сознательного  участия их в управлении государственными и общественными делами; наличие  в обществе прочного правопорядка, незыблемой законности и конституционности; утверждение принципа плюрализма мнений и суждений во всех сферах жизни  общества и государства; развитие системы  самоуправления народа в центре и  на местах; последовательное расширение и углубление в сфере экономики, политики, культуры, науки, в социальной сфере жизни общества принципов  реальной демократии.

Важными условиями  и предпосылками формирования правового  государства в Российской Федерации  является также создание внутренне  единого, непротиворечивого законодательства.11 Существующие ныне противоречия в правовой системе, возникающая время от времени борьба федеральных законов и законодательных актов, издаваемых на местах, не только не приближают страну к правовому государству, но, наоборот, еще больше отдаляют.

Эта борьба разрушительно сказывается на экономике, обществе и самом государстве. Пренебрежительное отношение к федеральным законам автоматически порождает такое же отношение и к местным актам, ведет к трагическим последствиям для многих миллионов людей.

Современная жизнь дает тому множество печальных  примеров. В том числе примеров, связанных с разрушением единого  государственного пространства СССР, с возникновением межнациональных  и региональных конфликтов, территориальных, имущественных и иных споров с  бесчисленными страданиями и  гибелью втянутых в политические и другие конфликты невинных людей.

Не подлежащим никакому сомнению является тот факт, что законы, пока они действуют  в интересах всех слоев и классов  общества, необходимо соблюдать, а не нарушать. Добиваться, в случае их устарелости, явного или кажущегося консерватизма  и отсталости от жизни их немедленной  отмены конституционным путем, а  не преступать их границы и не разрушать  тем самым регулируемые ими хозяйственные, социальные, культурные, политические и иные связи между различными институтами и людьми.12

Эта простая  и всем доступная истина была известна еще в Древней Греции более  двух тысячелетий назад. "Повинуйся  законам", - таков был призыв известного философа и правоведа Хилона, автора знаменитого афоризма "Познай самого себя". Слушайся законов больше, чем  ораторов - таково было кредо этого  мыслителя, понимающего, что беззаконие ведет к общественному распаду  и упадку. Строгое соблюдение законов  считалось высокой добродетелью согласно учению древнегреческого мыслителя, политического деятеля и знаменитого  математика Пифагора (580-500 гг. до н.э.). Таким  же образом оценивалось законопослушание и его последователями - пифагорийцами.

Наихудшим для  всех злом пифагорийцы считали беззаконие, безвластие, анархию. Отвергая их, пифагорийцы  считали, что человек по своей  природе не может обойтись без  надлежащего воспитания.

"Цари  и правители не те, - говорил  по этому поводу известный  древнегреческий философ Сократ, - которые носят скипетры, не те, которые избраны известными вельможами, и не те, которые достигли власти  посредством жребия или насилия,  обманом, но те, которые умеют  править". Разумеется, с помощью  закона, а не насилия.

Среди существующих условий и предпосылок успешного  формирования и функционирования правового  государства следует назвать  наличие в стране гражданского общества. В отечественной и зарубежной литературе существует довольно много  не совпадающих, а порою и противоречащих друг другу представлений о понятии  гражданского общества и характере  его соотношения с государством. Нередко, например, гражданское общество понимается как система противостоящих государству и "конкурирующих  между собой взглядов, интересов  и воззрений отдельных социальных групп и индивидов", как комплекс различных общественных объединений  и движений, связанных между собой  личными и общественными интересами, "экономическими взаимозависимостями", а также правовыми и неправовыми  правилами и обычаями. Среди составных  частей гражданского общества выделяются прежде всего такие ассоциации, как  клубы, университеты, церковь, семья, объединения  бизнесменов, и др. Все они имеют  относительную самостоятельность  по отношению друг к другу, а также  независимость от государства. Согласно авторским воззрениям "царство  гражданского общества" исключает  какие бы то ни было политические связи  и отношения, а также "институты  государства".

Иными словами, гражданское общество выступает  в качестве своего рода антитезы, противовеса государству.13 Соотносясь подобным образом с государством, гражданское общество в лице различных социальных групп, классов и слоев, организованных в специальные институты и объединения, имеет своим главным назначением не только внимательно наблюдать за действиями государства, с тем, чтобы они не выходили за рамки законности и конституционности. Но одновременно оно призвано принимать все дозволенные законом меры для того, чтобы заставить государство и его органы в случае нарушения ими действующих правовых актов вернуться на стезю закона.

Гражданское общество, таким образом, рассматривается  не только как гарант последовательного  и непрерывного развития цивилизации, но и как важнейшее условие, гарант существования и развития самого правового демократического государства.

Общественным сознанием правовое государство воспринимается как  такой тип государства, власть которого основана на праве, им ограничивается и через него реализуется. Но такое  представление, хотя и верное по сути, недостаточно для адекватного понимания  феномена правового государства, представляющего  собой сложную, многофакторную систему.

В идее правового государства можно  выделить два главных аспекта:

1) свободу человека, наиболее полное  обеспечение его прав;

2) ограничение правом государственной  власти.

В философском смысле свобода может  быть определена как способность  человека действовать в соответствии со своими интересами, опираясь на познание объективной необходимости. В правовом государстве в отношении человека создаются условия для его  юридической свободы, реализуется  механизм правового стимулирования, в основе которого лежит принцип "не запрещенное законом дозволено".

Человек как автономный субъект  свободен распоряжаться своими способностями, собственностью, имуществом.14 Право же, являясь формой и мерой свободы, должно максимально раздвинуть границы ограничений личности прежде всего в экономике, сфере внедрения научно-технического прогресса в производство и т.п. Думается, не случайно сегодня в России принят целый пакет приоритетных экономических законов, посвященных собственности, земле, налоговой системе, приватизации государственных предприятий и т.д., которые фиксируют многообразие форм собственности, открывают простор для инициативы людей, дают возможность почувствовать себя хозяином жизни.

Наиболее крупные и значимые блоки права-стимула в отношении  личности (свобода, собственность, равенство  и т.д.) воплощаются в формуле "права  человека", которые являются фундаментальными в том плане, что призваны обеспечивать первичные предпосылки достойного существования и лежат в основе конкретных многообразных субъективных прав личности.

Права человека как главное звено  правового режима стимулирования для  индивида есть источник постоянного  воспроизводства его инициативы, предприимчивости, инструмент развития гражданского общества. В современный  период проблемы прав человека выходят  на международный, межгосударственный уровень, что подтверждает правомерность  их приоритета над проблемами государства, свидетельствует об их общенациональном характере. Они все прочнее становятся точкой отсчета в национальных правовых системах, правовом регулировании.

Права человека и правовое государство, несомненно, характеризуются общими закономерностями возникновения и  функционирования, ибо существовать и эффективно действовать они  могут только в одной "связке". Оба феномена имеют в своей  основе право, хотя роль последнего для  них практически прямо противоположна, но одновременно и внутренне едина. Это свидетельствует о том, что  соединяющим звеном между человеком  и государством должно быть именно право, а отношения между ними - истинно правовыми.

Именно в связанности, ограничении  правом государства и заключается  сущность правового государства. Здесь  право выступает как антипод  произвола и как барьер на его  пути. Ведь поскольку политическая власть (главным образом власть исполнительная) имеет склонность вырождаться в  различные злоупотребления, для  нее необходимы надежные правовые рамки, ограничивающие и сдерживающие подобные негативы, возводящие заслон ее необоснованному  и незаконному превышению, попранию прав человека.

Правовые ограничения необходимы для того, чтобы недостатки властной личности не трансформировались в пороки государственной власти. Вот почему можно сказать, что правом ограничиваются не собственно управляющие воздействия  со стороны государственных структур на личность, а лишь необоснованные и противоправные ущемления интересов  граждан.

В условиях демократии право как  бы "меняется местами" с государством - утверждается верховенство первого  и право возвышается над государством.

 

 

 

3.Признаки правового государства

Государство характеризуют следующие  признаки, отличающие его как от догосударственных, так и негосударственных  организаций:

1) наличие публичной власти, выделенной  из общества и не совпадающей  с населением страны (государство  обязательно обладает аппаратом  управления, принуждения, правосудия, ибо публичная власть - это чиновники,  армия, полиция, суды, а также  тюрьмы и другие учреждения);

Информация о работе Правовое государство