Правовое государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 13:02, доклад

Краткое описание

Правовое государство - это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует.
Идея правового государства направлена на ограничение власти (силы) государства правом; на установление правления законов, а не людей; на обеспечение безопасности человека в его взаимодействиях с государством

Вложенные файлы: 1 файл

правовое госво.docx

— 24.59 Кб (Скачать файл)

Правовое государство - это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует.

Идея правового государства направлена на ограничение власти (силы) государства правом; на установление правления законов, а не людей; на обеспечение безопасности человека в его взаимодействиях с государством

Основные признаки правового государства:

1. Осуществление государственной власти в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную, судебную с целью не допустить сосредоточения всей полноты государственной власти в чьих-либо одних руках, исключить ее монополизацию, узурпацию одном лицом, органом, социальным слоем, что закономерно ведет к "ужасающему деспотизму" (Ш. Монтескье).

2. Наличие Конституционного Суда - гаранта стабильности конституционного  строя - органа, обеспечивающего конституционную  законность и верховенство Конституции, соответствие ей законов и  иных актов законодательной и  исполнительной власти.

3. Верховенство закона и права, что означает: ни один орган, кроме  высшего представительного (законодательного), не вправе отменять или изменять  принятый закон.Все иные нормативно-правовые акты (подзаконные) не должны противоречить закону. В случае же противоречия приоритет принадлежит закону.Сами законы, которые могут быть использованы в качестве формы легализации произвола (прямой противоположности права), должны соответствовать праву, принципам конституционного строя. Юрисдикцией Конституционного Суда действие неправового закона подлежит приостановлению, и он направляется в Парламент для пересмотра.

4. Связанность законом в равной  мере как государства в лице  его органов, должностных лиц, так  и граждан, их объединений. Государство, издавшее закон, не может само  его и нарушить, что противостоит  возможным проявлениям произвола, своеволия, вседозволенности со  стороны бюрократии всех уровней.

5. Взаимная ответственность государства  и личности:

личность ответственна перед государством, но и государство не свободно от ответственности перед личностью за неисполнение взятых на себя обязательств, за нарушение норм, предоставляющих личности права.

6. Реальность закрепленных в  законодательстве основных прав  человека, прав и свобод личности, что обеспечивается наличием  соответствующего правового механизма  их реализации, возможностью их  защиты наиболее эффективным  способом - в судебном порядке.

7. Реальность, действенность контроля  и надзора за осуществлением  законов, иных нормативно-правовых  актов, следствием чего является  доверие людей государственным  структурам, обращение для разрешения  сугубо юридических споров к  ним, а не, например, в газеты, на  радио и телевидение.

8. Правовая культура граждан - знание  ими своих обязанностей и прав, умение ими пользоваться; уважительное  отношение к праву, противостоящее "правовому нигилизму" (вера  в право силы и неверие в силу права). 

Социальные и технические нормы, их особенность и взаимосвязь      

Действующие в обществе нормы принято делить на социальные и технические. 
       Социальные нормы– это общеобязательные и объективно необходимые правила поведения, совместного человеческого бытия, регулирующие границы возможных и должных действий. 
       Выделяют следующие виды социальных норм:  
      1)  обычаи– это устойчивые правила поведения людей, которые складываются исторически в результате многократного повторения, сохраняются в сознании людей и охраняются с помощью общественного мнения; 
      2)  религиозные нормы– это совокупность таких правил поведения, которые выражают определенное мироощущение и мировоззрение, базирующаяся на вере в сверхъестественные силы и существование Бога; 
      3)  корпоративные нормы– это комплекс правил поведения, которые устанавливает какая-либо корпоративная организация для регулирования отношений между своими членами. Корпоративные нормы должны действовать в пределах установленных государством полномочий; 
      4)  политические нормы– это правила поведения, имеющие общий характер, которые учреждаются и санкционируются субъектами политической системы для формирования и использования государственной власти; 
      5)  организационные нормы– это правила поведения, которые регулируют отношения, связанные с организационными и производственными задачами. 
       Другая классификация делит социальные нормы на следующие виды: 
      1) нормы морали; 
      2) семейные нормы; 
      3) этические нормы; 
      4) нормы традиций и привычек; 
      5) деловые обыкновения; 
      6) правила этикета. 
       Социальные нормы, кроме того, характеризуют следующие особенности:  
      1) предметом регулирования являются общественные отношения; 
      2) субъекты социальных норм – люди, которые являются представителями социальной сферы. 
      Второй вид норм, действующих в обществе, – технические нормы,которые представляют собой правила поведения, регулирующие отношение людей к природе и технике. Они возникают при решении вопросов об их наиболее целесообразном использовании. 
       Технические нормы,таким образом, призваны обеспечивать целесообразное и безвредное использование природных ресурсов, развития техники и орудий труда, так как устанавливают оптимальные способы, приемы и средства использования людьми технических объектов. 
       Особенности технических норм:  
      1) предметами регулирования являются не социальные отношения, а технические; 
      2) субъектами технических норм являются люди, природа, а также техника. 
      Социальные и технические нормы осуществляются в тесном взаимодействии, так как определенные технические нормы касаются существенных интересов некоторых социальных общностей, они в результате становятся технико-социальными. 
       Технико-социальные нормы– это общеобязательные нормы, которые поддерживаются силой природы, а также правом и государством, поэтому их невыполнение приводит к юридическим последствиям.

Соотношение права и морали       

Огромную роль в регулировании общественных отношений играют право и мораль. Их главным назначением является целенаправленное воздействие на поведение людей, обеспечивающее интересы отдельных индивидов, социальных групп или общества в целом. 
      Считают, что правоявляется системой общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих государственную волю, устанавливающихся и обеспечивающихся государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Моральже (нравственность) есть система исторически определенных норм, взглядов, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках людей, регулирующих их действия с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого, честного и бесчестного, поощряемого и порицаемого, благородства, совести, порядочности и других аналогичных нравственных критериев. С этой точки зрения дается моральная оценка всех общественных отношений, поступков и действий людей. 
      Универсальные категории морали – «добро» и «зло», через которые оцениваются другие моральные понятия: честь, совесть, порядочность и т. п. 
      Соотношение между правом и моралью весьма не простое, поэтому его анализ предполагает анализ следующих четырех составляющих: 1) единства; 2) взаимодействия; 3) различия; 4) противоречия. 
       Единство права и морали заключается в следующем:  
      1) право и мораль являются универсальными регуляторами поведения людей, имеют способность проникать в различные области общественной жизни; 
      2) право и мораль являются многомерными образованиями, имеющими сложную структуру, которая состоит из одинаковых и взаимодействующих между собой элементов; 
      3) право и мораль действуют в едином «поле» социальных отношений; 
      4) право и мораль служат общей цели – совершенствованию и упорядочению общественной жизни, регулированию поведения людей, поддержанию порядка, согласования интересов личности и общества, обеспечения и возвышения достоинства человека; 
      5) право и мораль являются социальными регуляторами, имея отношение к проблемам свободной воли индивида и его ответственности за свои действия. 
      Тесное единство и взаимосвязь права и морали определяют и их социальное и функциональное взаимодействие, проявляющееся в следующем: 
      1) право и мораль помогают друг другу в упорядочении общественных отношений, в формировании у людей установленной юридической и нравственной культуры; 
      2) правовые и моральные требования во многом совпадают: действия субъектов, осуждаемые и поощряемые правом, осуждаются и поощряются и моралью; 
      3) право обязывает соблюдать законы, к тому же стремится и мораль; 
      4) взаимодействие права и морали часто выражается в прямой идентичности их требований к человеку, в воспитании у него высоких гражданских качеств; 
      5) право и мораль поддерживают друг друга в достижении общих целей, применяя для этого присущие им методы; 
      6) правовые нормы являются проводником морали, фиксируют и защищают моральные ценности; 
      7) мораль выступает в качестве ценностного критерия права. 
      Нравственные нормы подключены ко всем этапам формирования и социального действия права. Также они выступают значимым фактором совершенствования правовой системы.

Понятие и виды форм права. Источники права       

Существуют следующие источники права:  
      1) в идеальном смысле слова (правосознание); 
      2) в материальном смысле слова (материальные условия жизни общества, которые объективно вызвали появление права как регулятора общественных отношений); 
      3) в формальном смысле слова (формы права). 
      Первой формой права стал правовой обычай– правило поведения, которое в результате многократного применения делалось привычкой, передавалось из поколения в поколение и позднее было санкционировано государством в качестве общеобязательного. 
      Второй формой права является судебный прецедент– решение по конкретному делу, которое является обязательным для судов той же или низшей инстанции при решении аналогичных дел или которое служит примерным образцом толкования закона, не имеющим обязательной силы. Судебный прецедент является главным источником права в США, Великобритании, Канаде, Австралии и других странах, которые относятся к англосаксонской системе общего права. Судебный прецедент не является всеми решениями суда, а только тех правовых принципов, которые были применены судом при решении дела. 
      Третьим источником права является нормативный договор– соглашение двух или более договаривающихся сторон, которое включает нормы права. Нормативные договоры бывают внутригосударственные и международные. Например, внутригосударственными договорами могут быть договоры, заключаемые между администрациями государственно-территориальных образований; договоры между федеральной властью и субъектами Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий; коллективные договоры «работодатель – работники». 
      Источником в международном праве является международный договор. В соответствии с Конституцией РФ «международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы». Они могут относится к различным сферам общественной жизни, например торговле, экономике, военному сотрудничеству. По субъектам международные договоры классифицируют на межправительственные, межгосударственные и межведомственные. Если международным договором РФ установлены какие-то другие правила, нежели предусмотренные законом, то употребляются правила международного договора. Общие принципы права – это исходные положения, на основе которых разрабатываются Конституция и иные нормативные акты. К ним относятся принципы социальной направленности права, добра, справедливости, совести. Общие принципы права в законодательстве РФ нашли прямое отражение: они служат одним из способов восполнения пробелов в праве. 
      Пятая форма права – юридическая доктрина,выражающаяся в виде теорий, концепций, идей. Особенное значение она имеет для стран, которые относятся к романо-германской правовой семье. 
       Юридическая доктрина как источник права:  
      1) оказывает существенное влияние на сознание законодателей; 
      2) разрабатывает юридические термины и конструкции; 
      3) ориентирует юридическую деятельность на прогрессивное развитие права и государства; 
      4) определяет тенденции и закономерности развития государства и права. 
      Шестая форма права – религиозные догмы, имеющие значение для религиозного права. Последним, седьмым, источником права является нормативно-правовой акт– принятый компетентным государственным органом письменный официальный документ, который устанавливает, изменяет или отменяет нормы права.

Понятие и виды нормативно-правовых актов       

Нормативно-правовой актпредставляет собой принятый компетентным государственным органом письменный официальный документ определенной формы, содержащий нормы права. 
      Нормативно-правовые акты не вносят никаких изменений в действующее законодательство, а с помощью нормативно-вспомогательных актов вводятся в действие юридические нормы. 
       Акты применения прававключают индивидуальное государственно-властное веление по применению права (требование по уплате налога, направленное конкретному налогоплательщику). 
      Издание нормативно-правовых актов обозначает утверждение, отмену или изменение содержания правовых норм. Поскольку нормативно-правовые акты включают нормы права, то они обязательны к исполнению. Им свойственна письменная форма изложения, определенный юридический стиль. 
       Нормативно-правовые акты классифицируют по различным основаниям:  
      1) по предмету правового регулирования (уголовно-правовые; гражданско-правовые; административно-правовые акты и т. д.); 
      2) по территории действия (федеральные, региональные и местные). 
      Нормативно-правовые акты имеют определенную юридическую силу, представляющую собой релятивное свойство нормативно-правовых актов. Оно показывает, какое место занимает данный нормативно-правовой акт в системе законодательства. Нормативно-правовые акты по юридической силе делятся на законы и подзаконные акты. 
       Закономназывается нормативно-правовой акт, который принимается высшим представительным органом власти или на референдуме, обладающем высшей юридической силой и регулирующем наиболее важные общественные отношения. 
      Существует несколько признаков закона: 
      1) закон – одно из основных источников права; 
      2) установлен особый порядок принятия; 
      3) принимается определенными субъектами, признанными носителями государственного суверенитета (народ либо высший представительный орган власти); 
      4) регулирует важнейшие общественные отношения. 
      Закон имеет высшую юридическую силу, что означает: 
      1) никто не вправе отменить или изменить закон, кроме того органа, который его создал; 
      2) другие нормативные акты не должны противоречить закону; 
      3) при появлении противоречия между законом и подзаконным актом приоритет остается за законом. 
       Федеральный конституционный законпредставляет собой нормативно-правовой акт, который определяет начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организации, на основе которого строится и детализируется вся система нормативных актов. Этот закон имеет следующие особенности: 
      1) федеральный конституционный закон развивает и дополняет положения Конституции РФ; 
      2) принимается только по тем вопросам, которые прямо предусмотрены Конституцией страны; 
      3) обладает большей юридической силой, чем обычные законы; 
      4) особый порядок принятия. 
      Президент не имеет права отклонять федеральные конституционные законы; обязан подписать их и обнародовать. Федеральный закон представляет собой нормативно-правовой акт, который принимается и действует в строгом соответствии с федеральным конституционным законом и регламентирует определенные, ограниченные сферы общественной жизни. 
       Подзаконные нормативно-правовые актыпринимаются на основании и во исполнение законов, при этом понятие «подзаконные нормативно-правовые акты» является собирательным.

Информация о работе Правовое государство