обеспечить высокий уровень
материальной обеспеченности граждан;
создать стабильную политическую
обстановку, решить национальный вопрос;
создать развитую правовую
систему, повысить правовую культуру и
правосознание граждан, обеспечить четкую
и профессиональную работу правоохранительных
органов.
Процесс формирования
правового государства предполагает создание
системы социальных, экономических, политических,
юридических и иных гарантий, которые
обеспечивали бы реальность конституционных
положений, равенство всех перед законом
и судом, взаимную ответственность государства
и личности. [8]
Современное демократическое
правовое государство предполагает развитое
гражданское общество, в котором взаимодействуют
различные общественные организации,
политические партии и никакая идеология
не может устанавливаться в качестве официальной
государственной идеологии. Политическая
жизнь в правовом государстве строится
на основе идеологического, политического
многообразия (плюрализма), многопартийности.
Поэтому одним из путей формирования
правового государства, одним из направлений
этой работы является развитие гражданского
общества, выступающего важным звеном
между личностью и государством, в котором
реализуется большая часть прав и свобод
человека, утверждение принципов политического
плюрализма. [11]
Непременной предпосылкой формирования
правового государства следует считать
сравнительно высокую общую культуру
населения. Достаточно высокий уровень
культуры населения предполагает развитую
систему образования и воспитания, социально-бытового
и медицинского обеспечения, свободное
развитие науки и искусства, художественного
творчества, взаимное уважение людей,
интеллигентность, добропорядочность,
милосердие, честность, возможность всестороннего
развития личности, в первую очередь ее
духовного мира. Возрождение и развитие
культуры – стержня цивилизованного общества
– предпосылка формирования демократического
правового государства. [2]
В духовно-культурной сфере
важнейшее место занимают вопросы образования.
Образование является фундаментом для
развития человеческой личности. Его состояние
характеризует перспективы развития конкретного
общества.
Необходимым фактором, определяющим
успех многих преобразований в государственной
и политической жизни нашего общества,
является уровень политической и правовой
культуры. Необходимо избавляться от того
правового нигилизма, который особенно
отчетливо проявился в последнее время
не только у граждан, но и у представителей
государственного аппарата. Уважение
и соблюдение Конституции, законов всеми
членами общества, всеми должностными
лицами, органами государственной власти,
органами местного самоуправления – неотъемлемая
черта демократического государства.
[13]
Проводимая в стране судебно-правовая
реформа предполагает обеспечение стабильного,
адекватного действительности, цивилизованного
законодательства, престижного и справедливого
правосудия, реально гарантирующего права
и свободы граждан, высокопрофессиональной
охраны правопорядка, что должно быть
непременно достигнуто на основе повышения
уровня правовой и политической культуры.
Цивилизованное законодательство, авторитетное
и независимое правосудие, профессионализм
в охране правопорядка и общественной
безопасности – непременная черта правовой
государственности. [4]
Важнейшим фактором формирования
правовой государственности является
высокий уровень развития экономики страны
и материальная обеспеченность населения.
В бедной стране, на низком уровне экономического
развития невозможно построение правового
государства.
Развитая экономика, достаточный
материальный достаток у населения и нормальные
социально-бытовые условия людей служат
базой для развития общей культуры народа
и способствуют становлению гражданского
общества и формированию правовой государственности.
[6]
Важнейшей задачей построения
правовой государственности в Российской
Федерации является утверждение принципов
господства права в сфере межнациональных
отношений, в национально-государственном
строительстве, в формах федеративной
организации российской государственности.
Россия – многонациональная страна, и
ей как воздух необходим мир и национальное
согласие. Решение национального вопроса
– залог стабильности и порядка в обществе
и государстве. Сейчас в России происходят
сложные процессы в развитии государства
и права. Идет процесс становления новой
государственной и правовой систем, соответствующих
требованиям современного гражданского
общества.
Развитие права и государства
все более осложняется из-за того, что
общество переживает жесточайший экономический
и социальный кризис, существенно отразившийся
на уровне жизни людей и резко высветивший
те негативные последствия, которые породила
тоталитарная система за долгие десятилетия
своего господства. [10]
Возвращение России в лоно мировой
цивилизации, выход из глубочайшего кризиса
и обновление возможны только на пути
правовой государственности. Для достижения
этой цели нужно, чтобы каждый гражданин,
все государственные органы, должностные
лица осознали важность этой задачи.
Несмотря на все трудности и
кризисные явления, происходящие в нашем
государстве, надеемся, что мы придем к
нормальному демократическому обществу
и займем достойное место в мировой цивилизации.
[7]
Заключение
Таковы основные характеристики
правового государства.
Обобщая, можно сказать, что
в основе организации и деятельности
правового государства лежит
принцип разделения властей: законодательной,
исполнительной и судебной.
Каждая власть осуществляет свои строго
очерченные функции. И вместе
они сдерживают и уравновешивают друг
друга, обеспечивая тем самым гарантию
против нарушения демократических норм
и злоупотребления властью. А,
кроме того, сами граждане через всеобщую избирательную систему имеют возможность
контролировать власти и в случае необходимости корректировать их действия.
Государственная власть в правовом
государстве подзаконна. Ее
подзаконность дополняется
признанием за отдельной личностью неотъемлемых и неприкосновенных прав, предшествующих
самому государству. Неприкосновенность личности
обеспечивается законом.
Правовое государство имеет
ряд общих и объединяющих всех членов
гражданского общества правовых
основ, которые по своей сути носят
надклассовый и общечеловеческий
характер. Итак, правовое государство
обеспечивает:
1. Верховенство закона во всех
сферах общественной жизни.
2. Реальность прав личности, создание
условий для ее свободного
развития.
3. Взаимную ответственность государства
и личности
4. Прочный режим законности и
стабильности правового порядка.
В заключении хочется отметить,
что в понятии правового государства
концентрируются общечеловеческие
ценности, сформированные в процессе
длительного развития государственно-организованного
общества. Для
России, принявшей общечеловеческие
ценности, нет иного пути, кроме
построения и развития правового
государства. Естественный же прогресс
человеческой жизни вносит и
будет вносить новые элементы в теорию
и
практику строительства правового
государства.
Таким образом, анализ исследуемого материала,
исторической и современной действительности
позволяет сделать следующие выводы.
1. Идея правового государства
терминологически обозначает связь
права и государства. Но раскрыть
подлинный смысл этой связи
можно только сквозь призму
человека, создающего правовые и
государственные учреждения в
процессе развития своей интеллектуальной
и духовной сущности, совершенствования
индивидуальных и социальных
черт, формирующего свободное гражданское
общество.
2. Учение о правовом государстве
возникло и живет в общественно-историческом
измерении, оно имеет свои корни,
предпосылки. Каждая новая идея
в своем развитии опирается
на предшествующие идеи, каждый новый
шаг в истории подготовлен временем и
людьми.
3. Возникновение и эволюция идеи
правового государства - процессы
реальные и познаваемые. На каждом
из этапов развития гражданского
общества они отражают соответствующий
уровень культуры и реальную
правовую действительность в
конкретной стране и на планете
в целом.
4. Человечество выстрадало идею
правовой государственности в
многочисленных бедствиях, конфликтах,
войнах и революциях. В развитых
странах все большее число
людей осознают спасительную
миссию права, его неразрывную
связь с самим человеком, значение
действительно разумной правовой
суверенной публичной власти. Для
России правовое государство - антипод
государственного волюнтаризма
и тоталитаризма, альтернатива любой
диктатуре.
Список использованных источников:
Нормативно-правовые акты:
- Конституция Российской Федерации
от 12.12.93 г. - М.: Юрайт, 2005. - 48 с.
Книги, монографии:
- Барнашов А.М. Теория разделения властей: становление, развитие, применение. Томск, 1988. – 56 с.
Батурин Ю. М., Лившиц Р. З. Социалистическое
правовое государство: от идеи к осуществлению.
М., 1989. – 11 с.
Бережнов А. Г. Права личности: некоторые вопросы теории. М., 1991. –
45 с.
Гаджиев К. Гражданское общество
и правовое государство // Мировая экономика
и международные отношения, М., 1991. – 19 с.
Коваленко А.И. Правовое государство:
концепция и реальность. М., 1993.
– 24 с.
Малько А.В. Государство: проблемы
правового ограничения // Теория политики (общие вопросы). Саратов, 1994. – 51 с.
Манов Г.Н. Социалистическое правовое государство и советский федерализм // Сов. гос-во и право, 1991. № 1. – 42 с.
Нерсесянц В.С. Правовое государство: история и современность // Вопросы философии, 1989. № 2;
Скакун О.Ф. Теория правового
государства в дореволюционной России
// Сов. гос-во и право, 1990.№ 2;
Четвернин В. А. Демократическое конституционное государство. Введение в теорию. М., 1993.
– 65 с.
Чиркин В.Е. Разделение властей:
социальный и юридический аспекты // Гос-во и право, 1992. № 6.
Экимов А. И. Интересы и право в социалистическом обществе. Л., 1984. – 38 с.
«29» ноября 2013г.