Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2012 в 20:04, курсовая работа
Целью данной работы является исследование концепции правового государства и выявление трудностей при его построении в России. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- выявить основные идеи развития правового государства
- раскрыть понятие правового государства и его основные принципы
- Показать на каком уровне развития находится правовое государства сейчас
- Обозначить основные проблемы в формировании правового государства в современной России и пути их решения.
Важное значение для развития идей правового государства в России имела разработка проблем гражданского общества и конституционного государства. Согласно бытовавшему в отечественной юридической литературе в начале XX в. мнению, конституционное государство представляло собой «практическое осуществление идеи правового государства». Эта идея, писал Ф.Кистяковский, с давних времен теоретически развивалась в политических учениях, но «только в конституционном государстве она нашла в себе практическое выражение». Правовое государство при этом определялось как такое государство, которое в своих отношениях к подданным связано с правом, подчиняется праву». Другими словами, это такое государство, «члены которого по отношению к нему имеют не только обязанности, но и права; являются не только подданными, но и гражданами».
Одним из важнейших условий нормального функционирования правового государства в этот период считалось, да и сейчас считается не только осуществление на практике принципа разделения властей, но и постоянное поддержание баланса властей. Особое внимание при этом обращалось на предотвращение наиболее часто встречающихся в политической жизни разных стран попыток узурпации всей государственной власти со стороны исполнительной власти. Гарантиями против такого захвата власти должно служить, по мнению Кистяковского и других авторов, следующее. Во-первых, «право народного представительства ежегодно определять бюджет и численность армии», ставящее в зависимость от законодательной власти те «материальные и личные силы государства», которыми распоряжается исполнительная власть. Во-вторых, ответственность министров перед народным представительством, выражающаяся в праве последнего делать им запросы, выражать свое мнение по поводу их действии и передавать их суду за преступления по должности. Это во многих странах касается и главы государства, который может быть привлечен к ответственности парламентом за преступления по должности. И, в-третьих, право судебной власти «в конкретных случаях, подлежащих ее рассмотрению, проверять «законность правительственных распоряжений и оставлять без исполнения распоряжения, несогласные с законом».
Следующий этап развития идей правового государства в России с 1917 по 1985 г. не отличался особой позитивной активностью. Скорее даже наоборот. В плане не только теоретической разработки, но и практического внедрения в жизнь идей правового государства данный период в российской государственно-правовой истории был шагом назад.
Анализ научных источников и официальных документов этого времени со всей очевидностью свидетельствует о том, что на данном этапе развития нашего общества не было недостатка в научных трудах и решениях государственных и партийных властей, в которых бы в той или иной мере не развивались бы идеи, созвучные идеям правового государства. Это идеи и разделения функции партийных и государственных органов, и идеи все более активного участия широких слоев населения в управлении делами общества и государства, и провозглашение принципа «Все во имя человека. Все для блага человека», и развитие идей общенародного государства, и многое другое.
Значительный шаг в развитии идей правового государства в России был сделан за период с 1985 г. по настоящее время, за годы так называемой перестройки и постперестройки. Именно в это время были расширены политические права и свободы российских граждан, упразднена политическая цензура, сняты все ограничения с так называемых запретных, не всегда приятных для властей предержащих тем. Во вновь принятой Конституции Российской Федерации 1993 г. были зафиксированы такие ассоциирующиеся с теорией правового государства принципы и положения, как принцип плюрализма в политической жизни и идеологии, верховенства закона, разделения властей и др. Наконец, нельзя не упомянуть о том, что в Конституции 1993 г. впервые в российской истории было закреплено положение, согласно которому Российское государство представляется не иначе как социальное, правовое государство.
Таким образом, можно отметить что, в основе современных концепций правового государства лежат идеи немецкого философа Канта(174-1804гг), французского просветителя и правоведа Монтескье (1689-1755гг) и других европейских просветителей ХVШ и ХIХ вв. таких, как Гуго Гроций, Спиноза, Дж. Локк, Дени Дидро, Ж. - Ж. Рус-со. Эти ученые полагали, что на смену полицейскому, бюрократическому государству эпохи абсолютизма (которое Кант называл государством произвола), должно прийти правовое государство, в основе которого лежит идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами.
1.2. Понятие и признаки правового государства
История развития теории правового государства свидетельствует о том, что в идее правового государства может быть выделено два главных аспекта: первый – обеспечение прав и свобод человека, т.е. фундаментальным признаком правового государства является приоритет интересов личности в деятельности государства, и второй – ограничение правом государственной власти. Следовательно, правовым может быть названо такое государство, функционирование которого основано на праве, и основным направлением деятельности которого является полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина [9;121].
Правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделении законодательной, исполнительной и судебной властей.
Современное правовое государство - это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политическое культуры, развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в частности в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т.п.
Современная юридическая наука выделяет следующие признаки правового государства:
- Наиболее полное обеспечение прав и свобод гражданина. [1] Этот признак закреплен в ст. 2 Конституции Российской Федерации: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Одновременно в качестве обязанностей государства в Конституции устанавливаются признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, что соответствует важнейшим общепризнанным международным правовым актам – Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах и ряду других международных актов. Основные права и свободы человека, естественные права, лежащие в основе прав и свобод гражданина, не создаются непосредственно властной волей государства.
- Соответствие национального законодательства международным принципам и нормам, а также прямое действие международного права. [1] Речь идет о приоритете международного права над национальным. Это закреплено в ст. 15 Конституции Российской Федерации: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
- Верховенство и прямое действие Конституции, верховенство закона. В правовом государстве признается, что основополагающим в таком обществе является закон, принятый в установленном порядке законодательным органом, а все другие нормативные акты являются подзаконными и должны ему соответствовать. Конституция, которой все законы должны соответствовать, имеет высшую юридическую силу. А если уж говорить о верховенстве закона, нужно помнить, что речь идет о правовом законе. [4]
- Подчинение государства праву. Это один из основных признаков правового государства, и заключается он в том, что в деятельности государственных органов и должностных лиц не должен господствовать произвол, эта деятельность должна быть ограничена правом.
- Единство прав и обязанностей личности, взаимная ответственность личности и государства. Отношения государства и личности строятся на основе их связанности взаимными правами и обязанностями. Взаимная ответственность личности и государства – это способ ограничения политической власти. Статья 2 Конституции Российской Федерации не только установила, что человек, «его права и свободы являются высшей ценностью», но и то, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». [1]
- Разграничение деятельности различных ветвей государственной власти. Для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотребления властью со стороны какой-либо социальной группы или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из этих ветвей власти, являясь самостоятельной, одновременно является сдерживающей по отношению к другой. Система сдержек и противовесов, установленная в Конституции Российской Федерации и законах, представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной ветви государственной власти – законодательной, исполнительной, судебной. Чем же отличается разделение государственной власти в правовом государстве от разделения власти в неправовых государствах? Существованием в правовом государстве судебной власти, независимой от законодательной и исполнительной
- Независимая, но юридически регулируемая власть средств массовой информации. Без свободной прессы, разумеется, с минимальными цензурными ограничениями невозможно существование правового государства.
- Регулярные демократические выборы, как легальная и легитимная основа формирования народом органов государственной власти всех уровней. Выборы есть способ формирования органов государства и местного самоуправления с помощью голосования. Становление правового государства проявляется среди прочего в том, что выборы и референдумы действительно превращаются в институты, означающие высшее непосредственное выражение воли народа. Именно через них граждане воздействуют на формирование органов публичной власти и сами принимают основополагающие публично-властные решения. Демократичность выборов предполагает недопустимость ограничения избирательных прав граждан в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного или должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, а также ряда других обстоятельств. Голосование является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина. [4]
- Многопартийность. Многопартийность предполагает признание всеми партиями основ существующего государственного строя, их функционирование в рамках действующей Конституции и реальное влияние на выработку решений в системе законодательной и исполнительной власти. Многопартийность создает условия для прихода к власти в ходе демократических выборов самой популярной из партий, которая становится правящей.
- Высокий уровень правосознания граждан. Для успешного формирования правового государства требуется высокий уровень правосознания, правовой культуры. Государство должно быть заинтересовано в повышении уровня правосознания населения, в распространении юридических знаний, в формировании у граждан убеждений в необходимости исполнения требований права.
- Наличие развитого гражданского общества. [1] Правовое государство предполагает наличие гражданского общества, которое в самом общем виде представляет собой такую ступень общественного развития, которая характеризуется развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, разнообразием форм собственности, незыблемостью прав и свобод человека, развитым самоуправлением, независимостью средств массовой информации. Вся эта совокупность отношений развивается относительно независимо от государственной власти. Гражданское общество – открытое, демократическое, антитоталитарное общество, в котором главное место занимает человек, гражданин, личность.
1.3. Соотношение правового государства и гражданского общества