Правовое государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 12:21, курсовая работа

Краткое описание

Идея гражданского общества широко распространена в мире. Во многих цивилизованных странах она используется в официальных доктринах и законодательствах уже в течение многих десятков лет. Тем не менее, понятие гражданского общества является сравнительно молодым. Оно оформилось в XIX веке как противовес вмешательству государства в общественную жизнь и произволу властей в условиях новых общественных отношений.

Вложенные файлы: 1 файл

правовое государство и гражданское общество.docx

— 66.70 Кб (Скачать файл)

› реальность и приоритет прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством,  обеспечение свободного развития личности: «Не человек существует для государства, а государство существует для человека»;  

› демократизм  законотворчества,  обеспечивающий закрепление в праве воли большинства с учетом интересов меньшинства; 

› верховенство и прямое действие конституции и закона  во  всех  сферах  общественной жизни. «Закон строг, но это закон»; 

› внешний и внутренний суверенитет государства;  

› соответствие внутреннего законодательства общепризнанным  принципам   и   нормам  международного  права (либо прямое действие международных норм);

 › народ, его суверенная воля - единственный источник государственной власти;

 › сосредоточение всех государственно-властных полномочий в системе государственных институтов, созданных на основе всеобщих, равных и прямых выборов всего населения;  

› взаимная ответственность государства и личности; 

› связанность государства правом, его статус как субъекта права и равенство в этом качестве с другими субъектами, в первую очередь с гражданином;

› разделение властей в организации государственного управления;

› высокий авторитет суда, реальные возможности суда обеспечить права и свободы граждан;

› наличие эффективных организационно-правовых средств контроля и надзора общества за деятельностью органов государственной власти всех уровней и за осуществлением законов;

› недопущение монополизма в политике и. экономике;

› единство прав и обязанностей граждан;

› наличие развитого гражданского общества.

Следовательно, правовым государством может быть признана только такая организация политической власти в стране, которая основана на верховенстве гуманного, справедливого закона, действует строго в определенных законом границах, обеспечивает социальную и правовую защищенность своих граждан2.

Признаки правового  государства  

 С  развитием государственно-правовых институтов, их теоретическим осмыслением, главным, сущностным вопросом правового государства становится проблема взаимоотношений власти и личности. Решение этого вопроса приводит к появлению идеи народного суверенитета, которая, по сути, и является главным признаком правового государства.

1. Верховенство закона в государственной и правовой жизни  

 С проблемой суверенитета  связан и такой признак правового государства, как господство закона (права), поскольку суверенитет предполагает правовую организацию верховной государственной власти, юридическую процедуру ее осуществления, принципы взаимоотношений личности и власти. Деятельность государства как юридически организованного общественного целого необходимо должна осуществляться лишь в правовых формах и согласно с правом. Это в полной мере относится и к законодательной, и к исполнительной, и к судебной власти.  

 Государство устанавливает  в законах общеобязательные правила  поведения, которые должны учитывать  объективные потребности общественного  развития, быть воплощением справедливости. Поэтому в правовом государстве  ни один государственный орган,  должностное лицо или общественная организация, ни один человек не вправе посягать на закон. За его нарушение они должны понести строгую юридическую ответственность.   

 Таким образом, правовое государство  принимает форму строгой законности.

2. Взаимная ответственность государства и личности  

 Государство, устанавливая в  правовых законах меру свободы  человека, в то же время ограничивает  себя в собственных решениях  и действиях: "Все что не запрещено индивиду, ему дозволено " "Все, что не дозволено власти, ей запрещено".   

 Обязательность закона для  государственной власти обеспечивается  системой мер, которые призваны  ограничить ее произвол:  

~ юридическая ответственность должностных лиц государства любого уровня за невыполнение своих обязанностей;  

~ политическая ответственность правительства перед органами государственной власти;   

~ политическая ответственность депутатов перед своими избирателями и т.д.  

 На тех же правовых основаниях  должна строиться ответственность  личности перед государством.

3. Разделение властей  

 Одним из важных признаков  демократического государства является разделение властей. Разделение властей - это правовой принцип, суть которого заключается в недопущении сосредоточения всей полноты государственной власти в руках какой-либо одной из ее ветвей: законодательной, исполнительной или судебной, чтобы тем самым предотвратить возможность злоупотребления властью.

Идея о создании государственного механизма исключает сосредоточение власти в одних руках. Каждая из властей в государстве (законодательная, исполнительная, судебная) самостоятельна, имеет свою компетенцию и не должна вмешиваться в дела других. 

Один из вариантов концепции разделения властей предполагает создание так называемой «системы сдержек и противовесов», когда каждая из властей имеет множество возможностей взаимного контроля и ограничения друг друга. Такой государственно-властный механизм функционирует в США. Другой вариант предполагает приоритет одной из ветвей государственной власти — законодательной, что характерно, например, для Англии.  

 Сбалансированность властей  основывается на суверенитете  народа, что нашло конституционное  закрепление в ряде современных государств. По идее законодательная власть должна принимать законы, исполнительная — организовывать их выполнение, а судебная — решать спор о праве на основании закона, принятого законодательным органом.

4. Реальное обеспечение прав и свобод личности и их гарантированность  

 Этот признак правового государства  является чрезвычайно важным  конституционным принципом, отраженным  в ст. 2 Конституции РФ 1993 года: "Человек,  его права и свободы, являются  высшей ценностью. Признание,  соблюдение и защита прав и  свобод человека и гражданина - обязанность государства".  Иными словами, государство обязано не только соблюдать права и свободы человека, но и создавать условия для их реального воплощения.  

 Права человека — это квинтэссенция  правового государства, важнейший  фактор в развитии общества в целом.   

 К числу иных важных признаков  правового государства можно  отнести: наличие развитого гражданского  общества; создание институтов политической  демократии, препятствующих сосредоточению власти в руках одного лица или органа; верховенство и правовое действие конституционного закона, установление в законе и проведение на деле суверенности государственной власти; возвышение суда как одного из средств обеспечения правовой государственности; соответствие законов праву и правовая организация системы государственной власти и др.3  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Предпосылки  и условия формирования правового  государства  

 Идея правового государства  всегда покоилась на дуализме  Государства и Права. Но одновременно  она опиралась на общефилософское представление о Праве как высшей ценности, обладающей своим собственным содержанием.   

 В течение многих веков  своего существования конструкция  правового государства постепенно  приобретала более формализованный, рациональный вид.  

 К конкретно-государственным  институтам прилагался совершенно  определенный критерий, подразумевающий  признание за индивидом общезначимых, неотчуждаемых прав. Правовая государственность объективно предполагает автономность и политическую свободу индивида, отдавая приоритет в общественных и государственных делах социальным целям личности.

Путь к становлению правового государства сложен и долог. Нужно создать необходимые предпосылки формирования правового государства. К ним относятся:    

› Обеспечение удовлетворительного, а в идеале хорошего, материального положения граждан. В ст. 25 «Всеобщей декларации прав человека» говорится: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи».    

› Проведение деэтатизации (разгосударствления) социальной жизни,  свертывание командно-административных методов руководства и управления.   

› Совершенствование законодательства и создание единой системы контроля и надзора за его проведением  в жизнь. Усиление роли Конституционного суда.   

› Укрепление судебной системы, введение суда присяжных.   

› Выработка у граждан навыков сознательного участия в управлении государством и общественными делами.   

› Наличие в обществе прочного правопорядка, законности и конституционности.   

› Утверждение принципа плюрализма мнений и суждений, многопартийность.   

› Развитие системы самоуправления народа в центре и на местах.   

› Последовательное расширение и укрепление демократии во всех сферах жизни общества4.  

 Существуют и определенные условия формирования и функционирования правового государства. К ним относятся:  

а) Достижение высокого уровня политического и правового сознания людей, хорошего культурного уровня. Следует отметить, что кроме закона есть еще культурный уровень, никакому закону не подчиняющийся.   

б) Создание внутренне единого, непротиворечивого законодательства.  

в) Строгое исполнение законов. Еще в Древней Греции Хилон  говорил:   «Повинуйся  законам.   Слушайся  законов больше, чем ораторов» Пифагорийцы наихудшим для всех злом считали беззаконие, безвластие, анархию.  

г) Наличие в стране гражданского общества как условия и гаранта существования правового государства.  

 Идея правового государства  занимает достойное место в  общецивилизационной гуманитарной  мысли потому, что она сориентирована на утверждение такого государственного союза, в котором взаимоотношения личности и государства строились бы на строгих основах права и исключали бы взаимный произвол. Концепция правового государства призвана утвердить автономию личности, т. е. определить сферу проявления свободы человека, вмешательство государства в которую признавалось бы не только нецелесообразным, но и противозаконным.  

 Но вместе с тем никогда  не существовало и не существует  общепризнанного понимания правового государства. Объясняется это действием самых различных факторов, среди которых можно назвать следующие: особенности исторического и культурного развития, демократические, политические и правовые традиции, своеобразие политической и правовой систем, различия в правопонимании и осмыслении права как универсального социального регулятора общественных отношений и связей. Вместе с тем сколь бы ни отличались версии правового государства, можно выделить некоторые общие черты, контуры этой политико-правовой модели, поскольку формирование и завершение создания правового государства связываются с максимальным обеспечением прав и свобод человека, ответственностью государства перед гражданином и гражданина перед государством, с возвышением авторитета закона и строгим его соблюдением всеми государственными органами, общественными организациями, коллективами и гражданами, с эффективной работой правоохранительных органов в интересах граждан.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Особенности  Российского  правового  государства  

 Действующая Конституция РФ, принятая на всенародном референдуме  12 декабря 1993 г., конституировала  Российскую Федерацию как демократическое  правовое государство с федеративной формой государственного устройства. В ней закреплен и демократический режим и его основные институты, принцип верховенства Конституции и законов, принцип разделения властей. Отдельная глава Конституции посвящена правам и свободам граждан РФ, которые сформулированы в соответствии с нормами международного права.  

 Однако процесс формирования  правового государства в Российской Федерации сталкивается со значительными трудностями, идет весьма медленно и достаточно противоречиво. В России пока еще не удалось реализовать в полной мере ни одного из основных принципов правового государства. Более того, Конституция РФ сделала шаг назад по сравнению с ранее действовавшим Основным законом СССР:  

• законодательный процесс вновь стал недоступен для граждан, поскольку прекратилась телевизионная трансляция заседаний Государственной Думы;  

• население лишилось права отзывать депутатов, не оправдавших их доверия;   

• деятельность исполнительных органов власти фактически оказалась выведенной    из-под общественного контроля.  

 Все еще не изжиты случаи  нарушения принципа верховенства закона. Имеют место факты принятия представительными и исполнительными органами субъектов РФ нормативно-правовых актов, противоречащих федеральным законам.  

Информация о работе Правовое государство