Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 15:27, реферат
Эта курсовая работа является анализом исследований при рассмотрении
основ, понятия и признаков правового государства. Правовое государство -
это государство, самоограничивающее себя правом; государство, имеющее
экономическую, политическую и социальную основы. Государство, обладающее
четырьмя основными признаками: разделение властей; верховенство закона;
взаимная ответственность государства и личности и гарантия прав и свобод
личности.
Введение. 2.
Глава I. Правовое государство : понятие и основы 6.
( 1. Понятие правового государства 6.
( 2. Основы правового государства 9.
Глава II. Признаки правового государства 10.
§ 1. Верховенство закона 10.
§ 2. Взаимная ответственность государства и личности 13.
§ 3. Разделение властей 15.
( 4. Гарантия прав и свобод личности 20.
Заключение. 24.
Библиография. 25.
В разные эпохи , разными учеными-юристами давались различные
определения термину “правовое государство”. В наши дни правовое государство
характеризуют следующими словами: ”Правовое государство - это
всеохватывающая политическая организация общества, основанная на
верховенстве закона. Форма осуществления народовластия, функционирующая на
основе права, инструмент защиты и обеспечения прав, свобод и обязанностей
каждой личности.”2
( 2. Основы правового государства.
Принципиально важными предпосылками создания и упрочнения правового
государства являются его основы, на базе которых оно создается, и благодаря
которым оно функционирует.
Основы правового государства носят следующий характер:
1. Экономической основой
правового государства
производственные отношения, базирующиеся на развитии разнообразных форм
собственности, свободном предпринимательстве, в борьбе с экономическим
монополизмом.
2. Создание в обществе условий, необходимых для реализации каждым
человеком своих творческих и трудовых возможностей, обеспечение личных прав
и свобод человека, составляет прочную социальную основу правового
государства.
3. Политическая основа правового государства наиболее полно
проявляется в его суверенитете. Правовое государство является суверенным,
иными словами, оно концентрирует в себе суверенитет народа и наций,
населяющих определенную страну.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что целью существования
современного правового государства является создание в рамках закона
условий для оптимального развития общества, государства, личности.
ГЛАВА 2. Признаки правового государства.
Правовое государство обладает чертами, которые присущи всякому
государству. Однако, в дополнение к ним, правовое государство
характеризуется следующими особенностями, которые являются признаками
правового государства:
- верховенство закона;
- взаимная ответственность государства и личности;
- разделение властей;
- гарантия прав и свобод личности;
( 1. Верховенство закона.
Государство устанавливает
в законах общеобязательные
которые должны учитывать объективные
потребности общественного
правовом государстве ни один государственный орган, ни одно должностное
лицо или общественная организация, ни один человек не вправе посягать на
закон.
Конституция РФ - это основной закон Российского государства,
утвержденный высшим органов власти, устанавливающий основные принципы
устройства государственной
имеющий высшую юридическую силу. Принцип верховенства Конституции закреплен
в Конституции РФ, в статье 15, части 1, она гласит: ”Конституция РФ имеет
высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории
РФ. Законы и иные другие правовые акты принимаемые в РФ, не должны
противоречить Конституции РФ”. Говоря иными словами, Конституция РФ - это
закон законов, и ни какой другой закон или акт, не вправе исправить или
дополнить Конституцию, тем более противоречить ей.
Конституция, ее положения обязательны абсолютно для всех
государственных и самоуправленческих органов, учреждений и организаций,
общественных объединений, любых должностных лиц, а так же частных
физических и юридических лиц, находящихся на российской территории,
независимо от их государственной принадлежности. Комментарий к Конституции
РФ содержит пункт, в котором рассматривается отношение учреждений и
организаций России, их должностных лиц и иных сотрудников, граждан России и
ее юридических лиц, находящихся за пределами РФ. Для всех них Конституция
РФ является законом, и носит обязательный характер.
Так же в комментарии к Конституции РФ рассматривается такое положение,
как отношение дипломатических и консульских представительств иностранных
государств, отношение представительств международных организаций и их
сотрудников, находящихся на российской территории, пользующихся
дипломатическим и консульским иммунитетом (то есть неприкосновенностью), к
Конституции РФ. Они обязаны уважать и не нарушать ее.
Как уже было сказано выше, все должностные лица - от главы государства
до рядового чиновника - обязаны действовать в соответствии с законом,
обязаны соблюдать и не нарушать его. А за нарушение они должны понести
строгую юридическую ответственность, в виде уголовной, административной или
гражданской ответственности.
Так же недопустимо
“обогащать” закон
его содержание такой смысл, который не был предусмотрен законодателем.
Кроме того и все рядовые граждане должны в своем поведении
руководствоваться законом. А для этого помимо всего прочего, они должны
быть проинформированы о его содержании. В нашей стране это положение
закреплено в ст. 15, ч. 3, Конституции РФ, она гласит: “Законы подлежат
официальному опубликованию. Неопубликованные законы не признаются. Любые
нормативные правовые акты, затрагивающие право, свободы и обязанности
человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы
официально для всеобщего
Официальное опубликование имеет целью довести их содержание до
всеобщего сведения, что абсолютно необходимо для их реализации. При этом
именно официальное
текст полностью соответствует подлиннику, то есть тому тексту, который был
принят законодательным
должностным лицом.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 14 июня 1994 г. “ О порядке
опубликовании и вступления в силу федеральных конституционных законов,
федеральных законов, актов палат Федерального Собрания.” Федеральные
конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному
опубликованию в течение 7 дней после дня их подписания Президентом РФ.
Официальным опубликованием, согласно ч. 1, ст. 4 указанного Федерального
Закона, считается первая публикация полного текста в “Российской газете”
или “Собрании Законодательства Российской Федерации”. Любые другие
публикации посредством любых средств массовой информации или отдельными
изданиями - не являются, следовательно, официальными. При публикации
федерального конституционного закона или федерального закона указываются
наименование закона, дата его принятия (то есть одобрения)Государственной
Думой и Советом Федерации, должностное лицо, его подписавшие, место и дата
его подписания, регистрационный номер.
Пока закон официально не опубликован, он не может вступить в силу, а
следовательно, не может и применяться. Невозможны в этом случае и другие
формы его реализации - соблюдение, исполнение, использование. Если
предполагается, что гражданин обязан знать законы(фактическое незнание не
освобождает его от ответственности за их нарушение), то их опубликование
есть необходимое условие получение гражданином такого знания.
Небезызвестно, что даже в
своих граждан содержание принятых законов. Об этом свидетельствуют Законы
XII таблиц, в Древнем Риме, получившие свое название в связи с тем, что они
были выполнены на двенадцати деревянных досках. И эти доски были выставлены
на городской площади для всеобщего обозрения. Поэтому никто не мог
“отговориться” незнанием закона. Более того, от всякого юноши,
становившегося гражданином Рима, требовалось знание этих законов наизусть.
Считалось, что без этого невозможно исполнять обязанности гражданина и
осуществлять государственные полномочия.
В наши дни так же является важным обязательное знание Федеральных
законов, основы которых препадаются даже в школах.
( 2. Взаимная ответственность государства и личности.
Взаимная ответственность
правового государства. В недемократическом государстве признается только
ответственность гражданина перед государством. Он как бы дарует права и
свободы и определяет его статус. В правовом же государстве, напротив,
делаются акценты на ответственность государственных органов и должностных
лиц перед гражданами за их посягательство на их права и свободы. Эта
ответственность обретает реальный характер только при наличии
соответствующих нормативно-правовых актов, закрепляющих процедуру
привлечения к ней должностных лиц, виновных в нарушении прав и свобод
граждан и предусматривающих жестокие санкции за это.
Важным гарантом незыблемости прав и свобод гражданина является
конституционное положение соответствии с которыми властные структуры
государства обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с
документами и материалами, непосредственно затрагивающие его права и
свободы. В правовом государстве признается и право каждого гражданина
защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Все это вместе взятое делает государство ответственным перед
гражданином. В свою очередь гражданин несет ответственность за свои
незаконные действия перед государством в лице его органов.
Так например, Уголовный кодекс РФ предусматривает несение уголовной
ответственности личностью перед государством. Уголовная ответственность -
это предусмотренные законом неблагоприятные последствия(уголовное
наказание, судимость), наступающие для лица, совершившего преступление
после приговора суда.
Так же выделяется административная ответственность личности перед
государством. Этот вид ответственности рассматривается в Кодексе об
Административных правонарушениях РФ. Административную ответственность
характеризуют как меру принуждения, осуществляемая от имени государства,
управомоченым органом к лицу, совершившему преступление, за которое
предусмотрено применение мер административного воздействия.
Подводя итог, можно сказать, что государство, устанавливая в правовых
законах меру свободы человека, в то же время ограничивает себя в
собственных решениях и действиях. Подчиняясь праву, государственные органы
не могут нарушить его предписания и несут ответственность за нарушение или
невыполнение этих обязанностей. Обязанность закона для государственной
власти (органов) обеспечивается системой мер, которые призваны ограничить
ее произвол. К ним относятся:
- политическая ответственность правительства перед органами
государственной власти;
- политическая ответственность
депутатов перед своими
- юридическая ответственность должностных лиц государства любого уровня
за невыполнение своих обязанностей;
На тех же правовых основах должна строится ответственность личности
перед государством. Применение государственного принуждения должно носить
правовой характер. Правовой характер взаимной ответственности государства и
личности - это важная составная часть объективно складывающегося в обществе
права. Соблюдение правовых требований - юридическая обязанность всех, и
прежде всего - государства, что является характерной чертой правового
государства.
( 3. Разделение властей.
Важной особенностью
правового государства
разделения властей.
Идея разделения законодательной, исполнительной и судебной властей
сопровождает поиск человеком идеального государства на протяжении многих
веков. В зачаточном состоянии они присутствовали уже во взглядах
древнегреческих философов, таких как Аристотель, Полибий. А
основоположниками теории разделения властей следует считать англичанина Дж.
Локка (1632-1704 г.) и француза Шарля-Луи Монтескье (1689-1755 г.).
“Необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы
взаимно сдерживать друг друга.”1 - писал Шарль-Луи Монтескье. А
принадлежащая ему теория о разделении властей как основе устройства
государственной власти, сыграла значительную роль в формировании буржуазно-