Правовое государство в истории и политико-правовой мысли России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 07:49, курсовая работа

Краткое описание

Размышление о социальных институтах всегда включает прогнозы об их будущем. И эти прогнозы – неважно, сбываются они или нет - как импульсы из будущего организуют настоящее: подвигают на политические действия, даже влияют на оценки и переоценки прошлого. Связь времен - реальная вещь. Но эти прогнозы имеют разный характер, особенно когда касаются таких социальных институтов, как государство и право.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………….…4
1.Правовое государство…………………………………………………………………………….….6
1.1.Какое государство называется правовым……………………………………….…..7
1.2.Формирование правового государства в России………………………………11
2.Тема правового государства в русской политико - правовой мысли России……………………………………………………………………………………………………………….16
2.1. Великие философы о правовом государстве……………………………………16
2.2.Идеи правового государства XIX – XX вв. ………………………………………….18
Заключение……………………………………………………………………………………………………….28
Список используемой литературы…………………………………………………………………..32

Вложенные файлы: 1 файл

Теория государства и права..docx

— 75.57 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………….…4

     1.Правовое государство…………………………………………………………………………….….6

         1.1.Какое государство называется правовым……………………………………….…..7

         1.2.Формирование правового государства в России………………………………11

    2.Тема правового государства в русской политико - правовой мысли России……………………………………………………………………………………………………………….16

         2.1. Великие философы о правовом государстве……………………………………16                                                                         

         2.2.Идеи правового государства XIX – XX вв. ………………………………………….18

Заключение……………………………………………………………………………………………………….28

Список используемой литературы…………………………………………………………………..32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

введение

      Размышление о социальных институтах всегда включает прогнозы об их будущем. И эти прогнозы – неважно, сбываются они или нет - как импульсы из будущего организуют настоящее: подвигают на политические действия, даже влияют на оценки и переоценки прошлого. Связь времен - реальная вещь. Но эти прогнозы имеют разный характер, особенно когда касаются таких социальных институтов, как государство и право.

      В одних прогнозах государство  и право должны отмирать при определенных условиях (при построении коммунистического общества). В других - они вечны, т.к. преподнесены человечеству богом. В третьих - одному из конкретных государств предназначалось быть «тысячелетним рейхом», хотя просуществовало это государство всего двенадцать лет. В концепциях, ведущих свое происхождение от утверждений Платона, государство, возникнув первоначально как «совершенное» и представляя собой живой организм, постепенно вырождается, разрушается (точно так же, как это происходит с живым организмом).

      И в концепции известного современного социолога Фукуямы либерально - демократическое государство - это венец политико-правового творения человечества, «лучше, как говорится, не придумать». И, следовательно, надо законсервировать это детище либеральной идеологии и практики на века, пользуясь, разумеется, благами, которые дает обществу такое государство. Эти и другие концепции (анархические, эсхатологические и т. д.) вытекают органично из различного понимания государства и права, предписывают и современной теории государства и права заглянуть за горизонты государства и права. Что может эта теория сказать о судьбе предмета своих научных интересов?

      Ответу  на этот и другие сходные вопросы  и посвящена данная работа. Ее цель – изучение формирования правового государства, определить какое государство называется правовым, а также изучение основных идей правового государства. Для раскрытия вышеназванных тем будут последовательно рассмотрены следующие задачи: развитие концепции, основные черты правового государства и его формирование в России; мнения великих философов о правовом государстве; идеи правового государства.

      Краткий обзор используемой литературы по выведению  сносок данной курсовой работы:

1. Воротилин Е.А. Идеи правового государства в истории политической мысли//Политология. Курс лекций. М., 1997. с.85.

2. Протасов В.Н. Теория права и государства. М., 1999. С.198.

3. Общая теория права и государства./Под ред.В.В.Лазарева. М., 1994. С.297.

4. Хропанюк В.Ч. Теория государства и права. М. 1993. С.56-57.

5. Цит.по: Протасов В.Н. Теория права и государства. М., 1999. С.197.

6. Федоров Н.В. Концепция политики права в буржуазной юридической мысли дореволюционной России // Сов. гос. и право. 1985, № 7. С.128 и др.; 7. Ударцев С.Ф. Правовая политика и проблемы повышения эффективности правового регулирования в СССР в условиях перестройки. Алма-Ата, 1990 г.  
8. Коркунов Н.М. Указ и закон // Антология мировой политической мысли.Т.IV. C.288.

9. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. 5-е изд. С.263-264. Курсив мой - С.У. См. также: Ященко А.С. Указ соч. С. 191.

10. Подробнее см.: Зорькин В.Д. Позитивистская теория права в России. М., 1978. С.126-128 и др.

11. Петражицкий Л.И. Теория права и государства. СПб., 2000. С.181-184, 589 и др. 
 

  1. правовое государство

      Государство и право теснейшим образом  связаны друг с другом. Государство использует право во всех сферах своей деятельности, в свою очередь правые нормы всегда санкционируются государством. Но правовое государство — это совсем особый тип взаимоотношений права и государства.

      Современное правовое государство — как особая теоретическая концепция и соответствующая  практика — имеет долгую и поучительную историю.

      Сам термин «правовое государство» (Rechtsstaat) возник и утвердился в немецкой юридической литературе в первой трети XIX в. (в трудах К.Т. Велькера, Р. фон Моля и др.), а в дальнейшем получил широкое распространение.

     В содержательном смысле ряд идей правовой государственности появился уже  в античном мире и в средневековой  Европе, а теоретически развитые концепции  правового государства были сформулированы в условиях перехода от феодализма к капитализму и возникновения  нового социально-политического строя. Исторически это происходило в общем русле возникновения прогрессивных направлений буржуазной политической и правовой мысли, становления и развития нового (антифеодального, светского, антитеологического и антиклерикального) юридического мировоззрения, критики феодального произвола и беззаконий, абсолютистских и полицейских режимов, утверждения идей гуманизма, принципов свободы и равенства всех людей, неотчуждаемых прав человека, поисков различных государственно-правовых средств, конструкций и форм (разделение государственных властей, конституционализм, верховенство закона и т.д.), направленных против узурпации публичной политической власти и ее безответственности перед обществом.

     1.1.   какое государство называется правовым 

      Правовое  государство является одним из существенных достижений человеческой цивилизации. Как считает один из известных российских правоведов Воротилин Е.А., суть правового государства в том, что оно охраняет правопорядок, обеспечивающий свободу и равенство членов общества, отнюдь не навязывая им общеобязательных представлений об общем благе и путях его достижения1. Соответственно соотношение права и государства в гражданском обществе сточки зрения правового режима определяется не только как законопослушность (законопокорность) населения. Оно определяется еще и как законность действий государства, его органов и должностных лиц, охраняющих правопорядок и не переступающих ту границу, за которой граждане осуществляют свои свободы.

      Проф. B.C. Нерсесянц определяет правовое государство как «правовую форму организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права, носителями прав и свобод человека и гражданина»2.

      Итак, правовое государство - это такая  форма организации государственной жизни, которая строится на основе норм права.

В юридической  литературе  в качестве основных признаков правового государства обычно выделяются следующие:

 - верховенство права, юридическая защищенность всех общественных субъектов от произвольных решений кого бы то ни было;

 - принцип разделения властей, т.е. самостоятельное и независимое функционирование трех ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной; и правовая организация системы государственной власти;

-    приоритет прав и свобод граждан  и единство их прав и обязанностей;

-    взаимная ответственность государства  и личности.

Рассмотрим  вышеперечисленнные черты правового государства подробнее.

     1.  Верховенство права. В правовом государстве высшей юридической силой обладает только закон, которому подчиняются как граждане государства, так и государственные органы. Основной закон такого государства - Конституция. Все другие правовые акты должны соответствовать закону и основываться на его нормах. Соблюдение законов - это основа нормального функционирования государства, и защиты прав граждан.

     2. Разделение власти. Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную необходимо для того, чтобы исключить произвол

власти, создать  механизм сдержек и противовесов. Оно направлено против авторитаризма в государственном строе и служит развитию демократии в государственном управлении. В правовом государстве существует баланс законодательной, исполнительной и судебной властей при провозглашенном суверенитете народа. В федеративных государствах наряду с «горизонтальным» разделением власти реализуется принцип и «вертикального» разделения: между федерацией и ее субъектами.

      В ряде стран Латинской Америки  выделяются четыре ветви власти: к  трем известным добавлена избирательная власть. И это не предел. В проекте

Конституции Никарагуа 1986 г. указывались пять ветвей власти, а во второй Конституции Алжира 1976 г. шесть: политическая, законодательная, исполнительная, судебная, контрольная и учредительная.

      Некоторые российские специалисты полагают, что  если существует законодательное закрепление принципа независимости тех или иных общественных структур, что позволяет им быть противовесом другим, то в этом случае представляется возможным говорить о семи властях:

• власти общественного  мнения, представляемой независимой  прессой и партиями;

•   постоянной законодательной власти;

•  исполнительной власти, которую осуществляют президент и правительство;

•   судебной власти;

• материальной власти, воплощенной в так называемых материальных придатках государства (армия, полиция, тюрьма);

• власти федерации  в целом, представляемой ее высшими  органами (в федеративных государствах), или власти органа конфедеративного сообщества государств;

•  власти членов федерации, которую осуществляют ее высшие органы власти и управления (в федеративных государствах)3.

     3. Гарантированность прав и свобод граждан. Этот признак правового государства означает, что кроме провозглашения прав и свобод личности в

обществе  должны существовать конкретные механизмы  их реализации, т.е. реально обеспеченная возможность гражданина получить образование, социальное обеспечение, квалифицированную юридическую помощь, судебную защиту своих прав, эффективную работу правоохранительных органов и т.д. Личность вправе иметь на закрепленные в законах субъективные права личности и рассчитывать на положительные действия государства в его интересах.

     4. Взаимная ответственность государства и личности. Провозглашая определенные права и обязанности гражданина, само государство имеет не только права, но и обязанности перед гражданином. Оно не свободно от ограничений в своих решениях и действиях, и государственные органы несут ответственность за нарушение законов или ненадлежащее выполнение своих обязанностей. Реализация такого подхода к взаимоотношениям личности и государства означает существование определенных форм контроля общества над деятельностью государственных органов.

      Разумеется, возможность реализации этих принципов  — признаков правового государства зависит от наличия ряда объективных условий.   Экономическая основа правового государства - это производственные

отношения, базирующиеся на равноправных и в  одинаковой мере защищенных юридически формах собственности: государственной, коллективной, частной, акционерной, кооперативной и других.

              Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое способно защитить личность от произвола как государства, так и индивида.Нравственной основой правового государства являются принципы равенства и свободы личности, ее чести и достоинства, гуманизма и справедливости.

             Политическая природа правового государства наиболее четко проявляется в суверенитете народа, который означает, что только народ — источник государственной власти, именно он выбирает высшие органы государственной власти4.В целом правовое государство — это одновременно и верховенство государственных властей, и господство права. Иначе говоря, все государственные институты и правовые акты (конституция, законы, подзаконные акты) должны быть правовыми и по содержанию, и по форме, процедуре принятия и действия.

Информация о работе Правовое государство в истории и политико-правовой мысли России