Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 12:25, реферат
Проблемы правового государства всегда волновали передовых людей, прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности. Вопросы типа — что такое правовое государство? Когда появилась его идея и как она развивалась? Каковы его основные признаки и черты? Каковы цель и назначение правового государства? — практически всегда находились в поле зрения философов, юристов, историков независимо от из взглядов и суждений, а также от того, как квалифицировалось и как называлось это государство — государством ли закона, справедливости, государством всеобщего благоденствия или же государством законности.
В настоящее время российская действительность характеризуется невысоким уровнем политической и парламентской культуры, правовым нигилизмом, слабостью демократических традиций и навыков. Если и можно для России признать концепцию правового государства, то, разумеется, с целым рядом оговорок, учитывая отношение россиян к праву как социальному инструменту, историческую приверженность к сильному государству, низкую «природную» правовую активность и инициативу[10].
12. Гегель. Философия права. М., 1990. [10].
Заключение
Правовое государство - многомерное развивающееся явление. В ходе общественного прогресса оно приобретает новые свойства, наполняется новым содержанием, соответствующим конкретным условиям существования общества и уровню его развития. Непреходящим общим началом любого правового государства является его связанность правом. Правовое государство - эго такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. При этом право играет приоритетную рель лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости. Развитое законодательство еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности.
Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных фермах собственности как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ; индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности и свободы собственности, которые экономически обеспечивают господство права, равенство участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.
Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан - носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек, его разнообразные интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы. Переход от тоталитарных методов управления к правовой государственности связан с резкой переориентацией социальной деятельности государства, с отказом от приоритета «обезличенного» производства над социально-экономическими, политическими и духовными интересами граждан. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев. Правовое государство - это одновременно и социальное государство.
Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности, её чести и достоинства. Режим правовой государственности реально утверждает высшие нравственные ценности человека, обеспечивает их определяющую роль в жизни общества, исключает произвол и насилие над личностью. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства. терпимости к различным религиозным воззрениям и т. п. Духовная насыщенность государственной жизни с значительной степени определяет нравственную зрелость общества в целом, уровень его цивилизованности, гуманизм в социально-экономических и политических, отношениях.
Правовое государство - это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, заселяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу естественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права.
Принуждение, будучи важным показателем государственного суверенитета, ограничено правом, исключает беззаконие и произвол.
Государство применяет силу в разумных (правовых) рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если о поведение угрожает свободе других людей.
Политическая природа государства, наиболее четко проявляется в его суверенитете. Именно в суверенитете концентрируется вся гамма потребностей и интересов различных звеньев политической системы общества. Благодаря суверенитету координируются интересы государственных и негосударственных организации, обеспечивается их справедливое правовое равновесие и свободное развитие.
Не абсолютируя роли права, следует реальнее относиться к самой идее правового государства, так как «в действительности политическая власть всегда стремиться вырваться из правовых рамок и «правовое государство» – это, скорее, идеальный тип…»[9].
13. Мировая компьютерная сеть “Internet”. [9]
Список используемой литературы:
1. Теория государства и права. Курс лекций /Под ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько.- М.: Юристъ, 1997.
2. Теория государства и права: Курс лекций/ Под ред. М.Н.Марченко.- М.:Зерцало, 1997.
3. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. проф. Стрекозова В.Г.- М.: ИПП «Отечество», 1993.
4. Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство. Введение в теорию. М., 1993.
5. Платон, диалоги «Законы», «Государство»; Аристотель «Афинская полития»; 9. Цицерон, диалоги «О государстве», «О законах» и т.д. // Антология мировой философии: Античность. - Харвест, М.: ООО «Издательство ACT», 2001.
6. Гражданское общество в России: проблемы самоопределения и развития. М., 2001.
7. Лазарев Б.М. Что такое правовое государство. М., 1990.
8.Конституция Российской Федерации принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. // Российская Газета - 25 декабря 1993 г.
9. Мировая компьютерная сеть “Internet”.
10. Гегель. Философия права. М., 1990.
Содержание
Введение…………………………………………………………
I. Гражданское общество. История развития концепции гражданского общества…………………………………………………………
1.1.Структура гражданского общества………………………………………...5
1.2.Диалектика взаимоотношений гражданского общества и государства….7
II. Правовое государство. Возникновение и развитие учений о правовом государстве…………………………………………………
1.1. Признаки правового государства………………………………………….19
1.2..Теория и практика формирования правового государства в современном Российском обществе…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы ……………………………………………..31
26
Информация о работе Правовое государство и гражданское общество