Правовое государство и судебная власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 14:44, реферат

Краткое описание

Теория и практика правового государства возникли не на пустом месте, не вдруг и не сразу, как Минерва из головы Юпитера, а в ходе борьбы человечества за свободу личности, за демократию, за господство права, закона. Идеи и принципы правового государства были направлены против тирании и абсолютизма, против авторитарных, полицейских, военных режимов, в условиях которых царит произвол диктаторов и чиновников, насилие над личностью.

Содержание

1. Развитие идей правового государства.
2. Судебная власть в правовом государстве.
3. Слом тоталитаризма, формирование правового государства и судебные реформы в странах Центральной и Восточной Европы.
4. Содружество Независимых Государств: сотрудничество в проведении правовых реформ и в обеспечении прав и свобод человека и гражданина.
5. Государства молодой демократии Центральной и Восточной Европы в общеевропейском правовом пространстве.

Вложенные файлы: 1 файл

Правовое государство и судебная власть..docx

— 29.86 Кб (Скачать файл)

• осуществление  судами функций арбитра во взаимоотношениях между личностью и государством, в решениях споров, конфликтов на основе конституции и законов;

• обеспечение  правовой защиты демократических принципов, общесоциальных ценностей в соответствии с требованиями национального законодательства и международными стандартами;

• обеспечение  деидеологизации и деполитизации  судебной деятельности;

• осуществление  правовой защиты основных прав и свобод человека и гражданина в сочетании с защитой публичных (государственных, корпоративных и иных) интересов;

• достижение реальной независимости судебной власти от законодательной и исполнительной властей и повышение эффективности в отправлении правосудия;

• проведение демократизации всех видов судопроизводства (конституционного, административного, гражданского, арбитражного, уголовного);

• достижение верховенства суда в правоохранительной деятельности (установление новых принципов взаимоотношений суда, следствия, прокуратуры, адвокатуры);

• обеспечение  престижности судебной профессии;

• надлежащее кадровое, материально-техническое и социально-бытовое  обеспечение судов и судей;

• установление доверия общества к судам;

• обеспечение  доступности и достоверности  информации о судебной деятельности (в т. ч. судебной статистики).

  Конституционные, судебно-правовые реформы в новых  независимых государствах наполняются конкретным содержанием с учетом их исторического развития, национального менталитета, особенностей государственного устройства, конкретного этапа происходящих преобразований, международного опыта и других факторов. Теоретическое осмысление необходимости указанных реформ находит закрепление в государственно-правовых документах (концепциях, планах, программах), принимаемых на различных уровнях. Их осуществление идет различными темпами и в различных направлениях. Многие возникающие при этом проблемы связаны с ограниченными финансовыми возможностями, с трудностями материального порядка. Иными словами, конституционные, судебно-правовые реформы, стимулируя реформы в экономике, в других сферах, во многом зависят от результативности последних.

  Судебные  реформы проводятся в странах  посттоталитарного и постсоветского пространства с переменным успехом. Невозможно одномоментно ликвидировать пороки судебной системы, унаследованные от тоталитарных режимов. Оказалось, что в переходный период реформирования общества и государства эти пороки подпитываются теми трудностями, с которыми встретились новые общества. Возникли и новые явления, отрицательно влияющие на реорганизацию судебной системы, тормозящие судебную реформу. Судебные системы продолжают пребывать в кризисном состоянии, по некоторым параметрам этот кризис углубился.

  Суды  не справляются с рассмотрением  нарастающего потока дел, что вполне естественно в условиях развития рыночных отношений, повышения внимания к личности, ее чести и достоинству, правам и свободам. Тяжелые условия работы судов и судей, недостаточный уровень их социально-бытового обеспечения, в общем, нищета юстиции вызывают текучесть судейских кадров, их катастрофическую нехватку. Кадровый голод ведет к перегруженности судей в работе, а в конечном счете к тому, что суды обнаруживают свою несостоятельность в защите прав и свобод граждан, в охране законности и правопорядка, низкую эффективность в работе, допускают серьезные ошибки в отправлении правосудия. Не секрет, что криминальные структуры берут на себя осуществление функций "правосудия" в экономической сфере. Все это усиливает кризис доверия общества к государственным судам, которые к тому же становятся все менее доступными для рядовых граждан в силу материальных затруднений.

  К сожалению, сами судьи оказались  неподготовленными к осуществлению  независимого правосудия во имя права, правды и справедливости. Они отягощены  старыми стереотипами и установками, не воспринимают самих себя как самостоятельную корпорацию, способную отстаивать свой профессиональный интерес.

4. Содружество Независимых  Государств:сотрудничество  в проведении правовых  реформ и в обеспечении  прав и свобод  человека и гражданина.

  В результате роспуска СССР на основе Беловежских  соглашений 8 декабря 1991 года было создано Содружество Независимых Государств (СНГ). В СНГ входят 12 бывших союзных республик, ныне независимых суверенных государств (Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Украина).

  Цель  создания СНГ заключалась, прежде всего, в сохранении постсоветского пространства, состоящего из независимых государств, в определении между ними новых отношений, основанных на началах суверенного равенства.

  Статья 1 Устава СНГ содержит указание на то, что СНГ не является государством либо образованием с наднациональными полномочиями (см. также Алма-Атинскую Декларацию 1991 года)1.

  В соответствии со статьей 2 Устава СНГ  цель Содружества заключается в  сотрудничестве в государственно-политической, социально-экономической, экологической, гуманитарной, научной, культурной, правовой, внешнеполитической и иных областях. Главный приоритет стран СНГ - это взаимовыгодное экономическое сотрудничество.

В соответствии с Уставом СНГ к совместному  ведению стран СНГ отнесены:

    • обеспечение  основных прав и свобод человека;

    • координация  внешнеполитической деятельности;

    • сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, систем транспорта и связи, таможенной политики;

    • охрана здоровья населения и окружающей среды;

    • вопросы  социальной и миграционной политики;

    • борьба с организованной преступностью;

    • сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ. 

      Органами СНГ являются: Совет глав государств—участников Содружества;

  Межпарламентская  Ассамблея; Совет глав правительств; Совет министров иностранных дел (СМИД); Совет министров обороны и др. Указанные органы СНГ имеют исключительно консультативные, координационные функции. Решения указанных органов СНГ принимаются с общего согласия, на основе консенсуса.

  Одна  из важнейших задач СНГ — содействие построению демократических правовых государств в странах-участниках, сотрудничество в сфере законодательства, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, разработка правовых механизмов урегулирования разногласий в рамках Содружества.

  Это сотрудничество, в частности, происходит путем заключения двусторонних и многосторонних договоров об оказании правовой помощи, а также путем разработки рекомендательных (модельных) законодательных актов, что способствует сближению национального законодательства.

  В сознании народов стран СНГ все  более возрастает ожидание сближения, реальной интеграции постсоветского пространства в сфере экономики и культуры, для обеспечения прозрачности границ, снятия таможенных барьеров и т.п. с целью обеспечения основных прав и свобод человека.

  В странах СНГ обсуждаются вопросы, связанные с выбором перспективных моделей интеграции постсоветского пространства. В свое время Президентом Казахстана Н.А.Назарбаевым был выдвинут проект Евразийского Союза (восходящий к идее известного правозащитника А.Д.Сахарова о союзе Независимых Государств Европы и Азии в пространстве бывшего СССР). Вполне вероятным является возникновение своего рода ядра межгосударственного образования, включающего Россию, Украину, Беларусь и Казахстан, как наиболее подготовленных к экономической интеграции и тесному сотрудничеству в других областях.

  Однако  все эти предложения не всегда и не во всем учитывают реалии сегодняшнего дня. Как правильно было замечено, лучше осколки разбитого сосуда переплавить и отлить новый, цельный и прочный сосуд той же или иной формы, чем собирать черепки и склеивать сосуд такой же формы, но с трещинами.

   К сожалению, в рамках СНГ ослаблено  внимание к обеспечению и защите основных прав и свобод человека, отсутствуют действенные механизмы в обеспечении международных и европейских стандартов относительно прав и свобод человека и гражданина (несмотря на конституционное провозглашение прямого и приоритетного действия общепринятых принципов и норм международного права, международных договоров и подписание членами СНГ ряда Деклараций). Общепризнанные права и свободы человека не могут получить должную защиту в странах СНГ в силу неурегулированности этих отношений на уровне СНГ.

   24 сентября 1993 года принята Декларация  глав государств-участников Содружества  Независимых Государств о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод'. В СНГ приняты Соглашения о первоочередных мерах по защите жертв вооруженных конфликтов; о помощи беженцам и вынужденным переселенцам. Соглашения обязывают страны-члены СНГ привести национальное законодательство в соответствие с международными нормами в этой области.

   В сентябре 1993 года в соответствии с  Уставом СНГ учреждена Комиссия по правам человека. Комиссия состоит из представителей государств-членов Содружества и действует на основе Положения, утвержденного Советом глав государств. Она является консультативным органом Содружества. Задача Комиссии — наблюдение за выполнением обязательств по правам человека, взятых на себя государствами-членами в рамках Содружества2.

   Создание  Суда СНГ по правам человека в настоящее  время противоречило бы Уставу и  учредительным документам СНГ, в  соответствии с которыми Содружество  не обладает наднациональными полномочиями. В перспективе целесообразность создания такого органа в рамках СНГ, на наш взгляд, очевидна. Эта идея уже выдвигалась в литературе3. 
 

5. Государства молодой  демократии Центральной  и Восточной Европы в общеевропейском правовом пространстве.

  Государства Центральной и Восточной Европы, освободившиеся от тоталитаризма, в своих новых конституциях провозглашают приверженность общечеловеческим ценностям, мировым и европейским стандартам, закрепленным в международно-правовых документах, относительно прав и свобод человека и гражданина, идеологического и политического плюрализма, демократии, господства права и закона, конституционализма, правового государства.

  Государства новой демократии рассматривают  себя в качестве членов мирового сообщества, провозглашают приоритет общепризнанных принципов и норм международного права, активно участвуют в формировании общеевропейского пространства, признавая стандарты Совета Европы и других европейских международных организаций и объединений. Так, статья 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации устанавливает: "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора".

  В соответствии со статьей 46 (часть 3) Конституции  Российской Федерации "каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты". Это означает, в частности, что вступление Российской Федерации в Совет Европы предоставит российским гражданам возможность обращения в Европейский суд по правам человека, действующий в рамках Совета Европы, для защиты нарушенных прав и свобод в их общеевропейском понимании.

  Аналогичные нормы (в тех или иных вариантах) содержатся в большинстве конституций  переходного периода, принятых в  государствах Центральной и Восточной  Европы, многие из которых стали членами Совета Европы (Польша, Румыния, Венгрия, Чехия, Словакия, Хорватия, Словения, Македония, Литва, Латвия, Эстония, Молдова, Украина).

  Большую помощь государствам новой демократии в подготовке и правовой экспертизе проектов новых конституций, конституционных и других законодательных актов, посвященных выборам, референдумной демократии, гражданству, конституционному и иному правосудию, защите прав национальных меньшинств и др., оказывает Европейская комиссия за демократию через право (Венецианская комиссия Совета Европы). Так, в 1991-1996 годах были даны отзывы Комиссии и ее членов на десятки законопроектов, в частности на проекты конституций Албании, Республики Беларусь, Боснии и Герцеговины, России, Киргизстана, Грузии, Молдовы, Украины, на проекты законов о конституционных судах Республики Беларусь, Грузии, России, Латвии, о гражданстве Латвии, о правах национальных меньшинств в Венгрии, Молдове и др. 

Информация о работе Правовое государство и судебная власть