Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 14:44, реферат
Теория и практика правового государства возникли не на пустом месте, не вдруг и не сразу, как Минерва из головы Юпитера, а в ходе борьбы человечества за свободу личности, за демократию, за господство права, закона. Идеи и принципы правового государства были направлены против тирании и абсолютизма, против авторитарных, полицейских, военных режимов, в условиях которых царит произвол диктаторов и чиновников, насилие над личностью.
1. Развитие идей правового государства.
2. Судебная власть в правовом государстве.
3. Слом тоталитаризма, формирование правового государства и судебные реформы в странах Центральной и Восточной Европы.
4. Содружество Независимых Государств: сотрудничество в проведении правовых реформ и в обеспечении прав и свобод человека и гражданина.
5. Государства молодой демократии Центральной и Восточной Европы в общеевропейском правовом пространстве.
• осуществление судами функций арбитра во взаимоотношениях между личностью и государством, в решениях споров, конфликтов на основе конституции и законов;
• обеспечение правовой защиты демократических принципов, общесоциальных ценностей в соответствии с требованиями национального законодательства и международными стандартами;
• обеспечение
деидеологизации и
• осуществление правовой защиты основных прав и свобод человека и гражданина в сочетании с защитой публичных (государственных, корпоративных и иных) интересов;
• достижение реальной независимости судебной власти от законодательной и исполнительной властей и повышение эффективности в отправлении правосудия;
• проведение демократизации всех видов судопроизводства (конституционного, административного, гражданского, арбитражного, уголовного);
• достижение верховенства суда в правоохранительной деятельности (установление новых принципов взаимоотношений суда, следствия, прокуратуры, адвокатуры);
• обеспечение престижности судебной профессии;
• надлежащее кадровое,
материально-техническое и
• установление доверия общества к судам;
• обеспечение доступности и достоверности информации о судебной деятельности (в т. ч. судебной статистики).
Конституционные, судебно-правовые реформы в новых независимых государствах наполняются конкретным содержанием с учетом их исторического развития, национального менталитета, особенностей государственного устройства, конкретного этапа происходящих преобразований, международного опыта и других факторов. Теоретическое осмысление необходимости указанных реформ находит закрепление в государственно-правовых документах (концепциях, планах, программах), принимаемых на различных уровнях. Их осуществление идет различными темпами и в различных направлениях. Многие возникающие при этом проблемы связаны с ограниченными финансовыми возможностями, с трудностями материального порядка. Иными словами, конституционные, судебно-правовые реформы, стимулируя реформы в экономике, в других сферах, во многом зависят от результативности последних.
Судебные
реформы проводятся в странах
посттоталитарного и
Суды не справляются с рассмотрением нарастающего потока дел, что вполне естественно в условиях развития рыночных отношений, повышения внимания к личности, ее чести и достоинству, правам и свободам. Тяжелые условия работы судов и судей, недостаточный уровень их социально-бытового обеспечения, в общем, нищета юстиции вызывают текучесть судейских кадров, их катастрофическую нехватку. Кадровый голод ведет к перегруженности судей в работе, а в конечном счете к тому, что суды обнаруживают свою несостоятельность в защите прав и свобод граждан, в охране законности и правопорядка, низкую эффективность в работе, допускают серьезные ошибки в отправлении правосудия. Не секрет, что криминальные структуры берут на себя осуществление функций "правосудия" в экономической сфере. Все это усиливает кризис доверия общества к государственным судам, которые к тому же становятся все менее доступными для рядовых граждан в силу материальных затруднений.
К
сожалению, сами судьи оказались
неподготовленными к
4. Содружество Независимых Государств:сотрудничество в проведении правовых реформ и в обеспечении прав и свобод человека и гражданина.
В результате роспуска СССР на основе Беловежских соглашений 8 декабря 1991 года было создано Содружество Независимых Государств (СНГ). В СНГ входят 12 бывших союзных республик, ныне независимых суверенных государств (Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Украина).
Цель создания СНГ заключалась, прежде всего, в сохранении постсоветского пространства, состоящего из независимых государств, в определении между ними новых отношений, основанных на началах суверенного равенства.
Статья 1 Устава СНГ содержит указание на то, что СНГ не является государством либо образованием с наднациональными полномочиями (см. также Алма-Атинскую Декларацию 1991 года)1.
В соответствии со статьей 2 Устава СНГ цель Содружества заключается в сотрудничестве в государственно-политической, социально-экономической, экологической, гуманитарной, научной, культурной, правовой, внешнеполитической и иных областях. Главный приоритет стран СНГ - это взаимовыгодное экономическое сотрудничество.
В соответствии с Уставом СНГ к совместному ведению стран СНГ отнесены:
• обеспечение основных прав и свобод человека;
• координация внешнеполитической деятельности;
• сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, систем транспорта и связи, таможенной политики;
• охрана здоровья населения и окружающей среды;
• вопросы социальной и миграционной политики;
• борьба с организованной преступностью;
• сотрудничество
в области оборонной политики
и охраны внешних границ.
Органами СНГ являются: Совет глав государств—участников Содружества;
Межпарламентская Ассамблея; Совет глав правительств; Совет министров иностранных дел (СМИД); Совет министров обороны и др. Указанные органы СНГ имеют исключительно консультативные, координационные функции. Решения указанных органов СНГ принимаются с общего согласия, на основе консенсуса.
Одна
из важнейших задач СНГ —
Это сотрудничество, в частности, происходит путем заключения двусторонних и многосторонних договоров об оказании правовой помощи, а также путем разработки рекомендательных (модельных) законодательных актов, что способствует сближению национального законодательства.
В сознании народов стран СНГ все более возрастает ожидание сближения, реальной интеграции постсоветского пространства в сфере экономики и культуры, для обеспечения прозрачности границ, снятия таможенных барьеров и т.п. с целью обеспечения основных прав и свобод человека.
В
странах СНГ обсуждаются
Однако все эти предложения не всегда и не во всем учитывают реалии сегодняшнего дня. Как правильно было замечено, лучше осколки разбитого сосуда переплавить и отлить новый, цельный и прочный сосуд той же или иной формы, чем собирать черепки и склеивать сосуд такой же формы, но с трещинами.
К сожалению, в рамках СНГ ослаблено внимание к обеспечению и защите основных прав и свобод человека, отсутствуют действенные механизмы в обеспечении международных и европейских стандартов относительно прав и свобод человека и гражданина (несмотря на конституционное провозглашение прямого и приоритетного действия общепринятых принципов и норм международного права, международных договоров и подписание членами СНГ ряда Деклараций). Общепризнанные права и свободы человека не могут получить должную защиту в странах СНГ в силу неурегулированности этих отношений на уровне СНГ.
24
сентября 1993 года принята Декларация
глав государств-участников
В сентябре 1993 года в соответствии с Уставом СНГ учреждена Комиссия по правам человека. Комиссия состоит из представителей государств-членов Содружества и действует на основе Положения, утвержденного Советом глав государств. Она является консультативным органом Содружества. Задача Комиссии — наблюдение за выполнением обязательств по правам человека, взятых на себя государствами-членами в рамках Содружества2.
Создание
Суда СНГ по правам человека в настоящее
время противоречило бы Уставу и
учредительным документам СНГ, в
соответствии с которыми Содружество
не обладает наднациональными полномочиями.
В перспективе целесообразность создания
такого органа в рамках СНГ, на наш взгляд,
очевидна. Эта идея уже выдвигалась в литературе3.
5. Государства молодой демократии Центральной и Восточной Европы в общеевропейском правовом пространстве.
Государства
Центральной и Восточной
Государства
новой демократии рассматривают
себя в качестве членов мирового сообщества,
провозглашают приоритет
В соответствии со статьей 46 (часть 3) Конституции Российской Федерации "каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты". Это означает, в частности, что вступление Российской Федерации в Совет Европы предоставит российским гражданам возможность обращения в Европейский суд по правам человека, действующий в рамках Совета Европы, для защиты нарушенных прав и свобод в их общеевропейском понимании.
Аналогичные нормы (в тех или иных вариантах) содержатся в большинстве конституций переходного периода, принятых в государствах Центральной и Восточной Европы, многие из которых стали членами Совета Европы (Польша, Румыния, Венгрия, Чехия, Словакия, Хорватия, Словения, Македония, Литва, Латвия, Эстония, Молдова, Украина).
Большую
помощь государствам новой демократии
в подготовке и правовой экспертизе
проектов новых конституций, конституционных
и других законодательных актов, посвященных
выборам, референдумной демократии, гражданству,
конституционному и иному правосудию,
защите прав национальных меньшинств
и др., оказывает Европейская комиссия
за демократию через право (Венецианская
комиссия Совета Европы). Так, в 1991-1996 годах
были даны отзывы Комиссии и ее членов
на десятки законопроектов, в частности
на проекты конституций Албании, Республики
Беларусь, Боснии и Герцеговины, России,
Киргизстана, Грузии, Молдовы, Украины,
на проекты законов о конституционных
судах Республики Беларусь, Грузии, России,
Латвии, о гражданстве Латвии, о правах
национальных меньшинств в Венгрии, Молдове
и др.