Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 16:07, контрольная работа
Римскому понятию права - ius - соответствует как смысл правовой нормы, правового порядка, так и представление о праве, принадлежащем отдельному лицу в силу предписаний общего права. Осуществление права состоит в совершении лицом действий, служащих для удовлетворения его положительных интересов , защищаемых правом, и в противодействии нарушению этих прав (imperare, vetare). Каждый может пользоваться своим частным правом или отказываться от него. При осуществлении субъектом своих полномочий объективное право указывает ему на необходимость соблюдать границы своего права. Эти границы Гаи очерчивает в двух текстах. В одном, становясь на точку зрения полноты использования прав, он говорит: "Никто не считается поступающим злоумышленно, если он пользуется принадлежащим ему правом".
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
на тему: Правовое положение римских граждан
по дисциплине: Римское право
Выполнил: студент гр. заочного отделения
Проверил: |
|
Наро-Фоминск
2013г.
1. ВВЕДЕНИЕ
Римскому понятию права - ius - соответствует как смысл правовой нормы, правового порядка, так и представление о праве, принадлежащем отдельному лицу в силу предписаний общего права. Осуществление права состоит в совершении лицом действий, служащих для удовлетворения его положительных интересов , защищаемых правом, и в противодействии нарушению этих прав (imperare, vetare).
Каждый может пользоваться своим частным правом или отказываться от него. При осуществлении субъектом своих полномочий объективное право указывает ему на необходимость соблюдать границы своего права. Эти границы Гаи очерчивает в двух текстах. В одном, становясь на точку зрения полноты использования прав, он говорит: "Никто не считается поступающим злоумышленно, если он пользуется принадлежащим ему правом".
В другом он указывает , что это осуществление права должно находить границу в собственном разумном интересе управомоченного лица : "Мы не должны дурно пользоваться этим правом; на этом основании расточителям воспрещается управление их имуществом".
2. ПОНЯТИЕ ЛИЦА И ПРАВОСПОСОБНОСТИ
Рабовладельческое общество
признавало лицом (persona), т.е. существом,
способным иметь права, не каждого
человека. Это общество было особенно
наглядным свидетельством того,
что правоспособность (способность
быть субъектом, носителем прав)
не есть прирожденное свойство
человека, а представляет, как и
само государство и право, надстроечное
явление на базисе
В Риме существовал многочисленный класс людей - рабы, которые были не субъектами, а объектами прав. Варрон (I в. до н.э.) делит орудия на немые (например, повозки); издающие нечленораздельные звуки (скот) и одаренные речью (рабы). Раб называется instrumentum vocale, говорящим орудием.
С другой стороны, современное
различие лиц физических (т.е. людей)
и юридических (т.е. различного рода
организаций, наделенных правоспособностью)
в Риме разработано не было,
хотя и было известно в
Тому, что теперь называется правоспособностью , в Риме соответствовал термин caput. Полная правоспособность слагалась из трех основных элементов или состояний (status):
1) status libertatis - состояние свободы,
2) status civitatis - состояние гражданства,
3) status familiae - семейное состояние.
С точки зрения status
libertatis, различались свободные и
рабы; с точки зрения status civitatis, - римские
граждане и другие свободные
лица (латины, перегрины); с точки
зрения status familiae, - самостоятельные (sui
iuris) отцы семейств (patres familias) и подвластные
какого-либо paterfamilias (лица alieni iuris, “чужого
права”). Таким образом, полная противоположность
предполагала: свободное состояние,
римское гражданство и
Изменение в каком-либо из статусов носило название capitis demi-nutio. Изменение в status libertatis называлось сapitis deminutio maxima (наивысшее, наиболее существенное); изменение status cfivitatis называлось capitis familiae обозначалось как capitis deminutio minima (наименьшее).
Регламентация правоспособности не была одинаковой во все периоды римской истории. Вместе с развитием экономических отношений шло развитие и правоспособности свободных людей. По мере превращения Рима из небольшой сельскохозяйственной общины в огромное государство с развитой внешней торговлей пестрые различия правоспособности отдельных групп свободного населения (римских граждан, латинов, перегринов) стали сглаживаться, пропасть между свободным и рабом по-прежнему оставалась. В конце концов был достигнут крупный для того времени результат - формальное равенство свободных людей в области частного права.
Обладание тем или
иным статусом могло быть
3. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РИМСКИХ ГРАЖДАН
Римское гражданство
приобреталось прежде всего
Прекращалось римское гражданство или смертью, или в результате capitis deminutio maxima. Эта последняя (после различных исторических изменений) в эпоху Юстиниана наступала в случае присуждения к наиболее тяжелым уголовным наказаниям и пр., в случаях захвата римского гражданина во власть врагов или по крайней мере недружественного народа (впрочем, в случае последующего возвращения на римскую территорию такое лицо восстанавливалось во всех правах; это называлось ius postliminii).
Правоспособность римского
гражданства в области
Существенное значение
имело деление римских граждан
на свободнорожденных и
В III в н.э. формально
было провозглашено равенство
в правоспособности. В действительности
полного уравнения не
Сословные и иные
социальные различия особенно
сильно давали о себе знать
в области налогового
В современном праве
различают правоспособность и
дееспособность (т.е. способность совершать
действия с соответствующими
юридическими последствиями). Римское
право на знало
Дееспособность человека
всегда и везде прежде всего
зависит от возраста, так как
понимание смысла совершаемых
действий и способность
Impuberes признавались способными
Если несовершеннолетний
совершал сделку без
Следующую ступень
возраста составлял период с 14
(для женщин с 12) до 25 лет. В этом
возрасте лицо было
Источники римского права дают материал для того, чтобы определить, чем попечительство отличалось от опеки. Исторически эти два института сложились так, что опека назначалась над несовершеннолетними, а также (вплоть до классического периода) над женщинами независимо от возраста; попечительство же устанавливалось в отношении совершеннолетних, не достигших 25 лет, а также в отношении душевнобольных.
Если совершеннолетний,
не достигший 25 лет, испрашивал назначения
попечителя, он становился ограниченным
в своей дееспособности в том
смысле, что для действенности
совершаемых им сделок, с которыми
связано уменьшение имущества, требовалось
согласие (consensus) попечителя, которое
могло быть дано в любое
время (заранее или при совершении
сделки, или в виде последующего
одобрения). Молодые люди в возрасте
14 (12) - 25 лет могли без согласия
попечителя совершать
На дееспособность
физического лица влияли также
всякого рода душевные болезни.
Душевнобольные и слабоумные
признавались недееспособными
Ограничивались в
В течение ряда веков
существовали серьезные
В качестве обстоятельства,
отражавшегося на правовом
а) как следствие осуждения
за уголовное преступление или
за особо порочащее частное
правонарушение, в результате присуждения
по искам из таких отношений,
где предполагается особая
б) непосредственно в
силу нарушения некоторых
В классическом праве
ограничения, связанные с infamia, были
довольно значительны. Personae infames не
могли представлять других в
процессе, а также назначить
От personae infames отличались
personae turpes - это лица, которые признавались
общественным мнением
Имела немаловажное
значение и такая форма
4. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЛАТИНОВ И ПЕРЕГРИНОВ
Латинами первоначально
назывались жители Лациума, получившие
латинское гражданство до